Решение задач на массовую долю вещества в растворе с помощью таблицы. ( задание 26 )
методическая разработка по химии (8, 9, 11 класс)
В данной работе показывается один из способов решения задач на массовую долю вещества в растворе с помощью таблицы, который является более простым для быстрого ответа на задание 26 по химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_sayt.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический материал
к уроку химии
по формированию читательской и математической грамотности
Предмет: химия, 9 класс
Тема урок
«Развитие функциональной грамотности
при решение задач на массовую долю вещества на примере 26 задания ЕГЭ»
Автор: Хорошухина Виолетта Генриховна
учитель химии
Одинцовская МБОУ СОШ №3
Одинцово 2023
Пояснительная записка
Данная разработка направлена на формирование у обучающихся навыков и умений, характеризующих читательскую и математическую грамотность.
Номинация | «Авторские материалы развития функциональной грамотности» |
Наименование конкурсного материала | «Дидактический материал к уроку химии по формированию читательской и математической грамотности» |
Название ресурса | Задания по читательской и математической грамотности |
Тип ресурса | Дидактический материал |
Предмет | Химия |
Класс | 9,11 класс |
Разделы программы учебного предмета | Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии. |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Цель урока | Формирование познавательных действий, необходимых при работе с текстом на примере материала о массовой доле растворенного вещества |
Форма организации учебной деятельности | Индивидуальная самостоятельная работа |
Время выполнения задания | Не менее 40 минут |
Формируемые знания и умения | Поиск и извлечение информации из текста; Интеграция и интерпретация материала текста; Применение материала текста для решения практических задач |
Ожидаемые результаты | Учащиеся научатся находить и извлекать информацию, расположенную в одном или в разных фрагментах текста; анализировать информацию и интерпретировать фрагменты текста; устанавливать логические связи между частями текста; извлекать информацию с изображений и применять ее для решения практических задач. |
Практическое воплощение | Данный дидактический материал разработан и использован на уроках химии в 8-9 и 11-х классах |
«Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
(В.А.Сухомлинский).
Тип текста: несплошной
Текст составлен по материалу параграфа 25 и дополнен некоторыми обобщениями и таблицами Н.Е.Кузнецова, И.М. Титова, Н. Н.Гара, учебник «Химия. 8 класс» и параграфа 12 учебник 11 класс, О.С. Габриэляна.
Характеристика работы по формированию навыка читательской грамотности:
Компетентностные области | Количество заданий |
Находить и извлекать информацию | 5 |
Интегрировать и интерпретировать информацию | 1 |
Использовать информацию из текста | 5 |
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста | 1 |
Учитель, проектируя урок, должен уметь в современных условиях составлять технологическую карту урока. Она отличается от традиционного конспекта урока. Учитель, планируя урок, определяет не только свою деятельность на уроке, но и деятельность учащихся на отдельных этапах урока и на уроке в целом.
Главная задача учителя поставить правильно проблемные вопросы для учащихся, с целью достичь результата. Учитель должен уметь сделать анализ успехов на уроке учащихся и своих лично, но он не забывает и про коррекцию ошибок. Анализ и самооценка урока нужна и для учителя, и для учащихся.
Текст «Растворы. Выражение состава растворов с помощью массовой
В каждом доме имеются : водный раствор пероксида водорода, уксусная 9 % кислота и спиртовая настойка йода. Компонент, которого в каждом препарате больше, называют растворителем, а которого меньше – называют растворенным веществом.
Растворы – это однородные (гомогенные) системы, состоящие из растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.
Согласно теории Д.И. Менделеева, растворение – это химический процесс взаимодействия растворенного вещества и растворителя, при котором получаются гидраты (нестойкие соединения вещества с водой).
В пользу теории Менделеева говорят наблюдения за процессом растворения. Так, при добавлении воды к белому порошку сульфата меди (II), раствор приобретает голубую окраску. А, как известно, изменение окраски – это признак химической реакции. Кроме того, растворение одних веществ (например, гидроксида натрия) в воде сопровождается повышением температуры раствора, в то время, как при растворении соли нитрата калия температура раствора значительно уменьшается. Изменение температуры так же является признаком химическое реакции.
На этикетках с препаратами мы видим содержание растворенного вещества в процентах. Что это за величина? Это массовая доля растворенного вещества. Массовой долей растворенного вещества называют величину, полученную отношением массы вещества к массе всего раствора.
Чтобы найти массу раствора, необходимо сложить массы растворителя и растворенного вещества.
Массовую долю чаще всего выражают в процентах. Надпись 3% раствор пероксида водорода означает, что в 100г такого раствора содержится 3 г пероксида и 97 г воды.
Из данной формулы находят массу вещества и массу раствора, необходимые для заполнения таблицы без учета 100%
m вещества = m раствора * w m раствора= m вещества / w
Задания к тексту.
Прочтите внимательно предложенный вам текст и выполните следующие задания.
Вычислите массу 40% го раствора серной кислоты, который надо добавить к 200г 10% раствора , чтобы получить 30% й раствор.
Переведите значения массовых долей в числа без учета 100%.
- Используя информацию из текста заполните таблицу, обозначьте неизвестное значение за Х.
Физические величины | Первый раствор Р1 | Второй Раствор Р2 | Суммарный Раствор |
Масса раствора, m раствора | Х | 200 | |
Масса растворенного вещества, m р.в | |||
Массовая доля вещества, w | 0,4 | 0,1 |
Компетентностная область (читательские действия):
Находить и извлекать из текста информацию.
Объект оценки (читательские умения): Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.
- Какое математическое действие я могу выполнить, проанализировав таблицу? Аргументируйте свой ответ: я придерживаюсь мнения_____________ , так как __________________________________
Проанализируйте таблицу и выполните математические действия
( по раствору 2 можно найти массу растворенного вещества )
m вещества = m раствора * w
Физические величины | Первый раствор Р1 | Второй Раствор Р2 | Суммарный Раствор |
Масса раствора, m раствора | Х | 20 | |
Масса растворенного вещества, m р.в | X | 200 | |
Массовая доля вещества, w | 0,4 | 0,1 |
Компетентностная область (математические действия): устанавливать логические связи между частями текста;
Объект оценки (математические умения): извлекать информацию из таблицы и применять ее для решения практических задач..
- Проанализируйте все заполненные данные таблицы и проведите математические расчеты по суммарному раствору.
Физические величины | Первый раствор Р1 | Второй Раствор Р2 | Суммарный Раствор |
Масса раствора, m раствора | X | 20 | 20X |
Масса растворенного вещества, m р.в | #1061; | 200 | +200 |
Массовая доля вещества, w | 0,4 | 0,1 |
Компетентностная область (читательские действия): Интеграция и интерпретация материала текста;
Объект оценки (читательские умения): Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний.
- Произведите расчеты для ответа на главный вопрос задачи ________________________________________________________________
Компетентностная область (читательские действия): Находить и извлекать информацию
Объект оценки (читательские умения) Находить и извлекать информацию, представленную в неявном виде
Задача 2
В один сосуд влили 200 грамм 5% - ного раствора некоторого вещества и 250 граммм 10% раствора того же , затем добавили вещества 80 грамм этого же вещества и 120 грамм водыВычислите массовую долю данного вещества в образовавшемся растворе.
3 задача
Вычислите массу хлорида бария который следует растворить в 220 г 5% раствора этой соли, чтобы массовая доля растворенного вещества стала равна9 %.
Этап рефлексии учебной деятельности и постановка домашнего задания
(3 -5 мин)
В конце профориентация Химическая технология.стр 107 и техносфера
Информационные материалы
- С.И.Гильманшина, С.С.Космодемьянская. Методологические и методические основы преподавания химии в контексте ФГОС ООО. Учебное пособие.
- С.Х.Галимова. Статья на тему: «Особенности преподавания химии в условиях перехода на ФГОС».
- Амирханян Ю.С. Особенности использования проблемного обучения на уроках химии. Ресурсы Интернет.
- Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование. - В.: Учитель, 2022.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи на расчёт массовой доли вещества в растворе
Разноуровневые задачи для учащихся 8 класса по теме "Массовая доля вещества в растворе"...
Решение расчётной задачи №27 (определение массовой доли вещества в растворе) в ЕГЭ по химии с использованием метода "Стаканов".
Представленный в презентации метод позволяет существенно сэкономить время на экзамене при расчёте задач на определение массовой доли вещества в растворе. Приведено несколько примеров: - расчёт ма...
Открытый урок по теме:«Решение задач с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»»
Открытый урок по теме: «Решение задач с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»»...
Конспект урока "Массовая доля вещества в растворе. Решение задач".
Приводится конспект урока в 8 классе с использованием технологии проблемного обучения...
Разработка урока по химии 8 класс "Решение задач на вычисление массовой доли вещества в растворе, массы растворенного вещества и массы воды"
Открытый урок-практикум в 8д классе, представленный на заседании городского методического объединения учителей химии г. Кызыл Республики Тыва по теме "Решение задач на вычисление массовой доли ве...
Презентация-разработка Открытый урок по химии "Массовая доля элемента в веществе и массовая доля вещества в растворе"
Открытый урок по химии "Массова доля элемента в веществе и массовая доля вещества в растворе...
Учимся решать задачи с «Якласс» по теме «Массовая доля вещества в растворе»
Учимся решать задачи по теме «Массовая доля вещества в растворе» используя материалы Якласс. Представлены основные формулы, по которым производятся расчеты и примеры решения задач. ...