Конспект урока "Массовая доля вещества в растворе. Решение задач".
план-конспект урока по химии (8 класс)
Приводится конспект урока в 8 классе с использованием технологии проблемного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_massovaya_dolya_veshchestva_v_rastvore.doc | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: химия
Класс: 8
Тема: «Массовая доля вещества в растворе».
Тип урока – Закрепление полученных знаний. Практический урок формирования навыков решения задач на приготовление и смешивание растворов.
Технология: проблемное обучение
Цели:
Дидактическая– закрепить и обобщить знания по теме «Массовая доля вещества в растворе», закрепить теоретические представления о данной величине;
Практическая – совершенствовать навыки решения расчетных и качественных задач по теме «Смеси веществ. Способы разделения смесей. Растворы».
Обучающие – проверить степень усвоения учебного материала, знание формул, определений, величин измерения концентрации, основных методов решения задач на смешивание: последовательного, метода стаканчиков, метода Пирсона.
Развивающие – способствовать развитию творческого мышления (умения выделять главное, анализировать условия задачи, обобщать изученные факты), стимулировать познавательную активность учащихся, развивать интерес к предмету;
Задачи:
1. На систему знаний: формировать знания о растворах и массовой доле растворённого вещества.
2. На систему специальных умений:
а) объяснять понятия «раствор», «растворённое вещество», «растворитель»;
б) уметь вычислять массу раствора, массовую долю растворённого вещества в растворе, массу растворённого вещества.
3. На систему общеспециальных умений:
а) работать с текстом;
б) составлять алгоритм решения задачи;
в) уметь производить необходимые расчёты для нахождения массовой доли растворённого вещества.
4. На систему общеучебных умений и навыков:
а) уметь анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: умение давать определение понятию «массовая доля растворенного вещества», «массовая доля вещества в смеси», знание формулы для расчета массовой доли вещества в растворе, умение вычислять массовую долю вещества в растворе, массу раствора, массу растворенного вещества.
Метапредметные:
регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, умения осуществлять действие по алгоритму, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;
коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение устной и письменной речью;
познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы.
личностные: принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.
Оборудование:
Колбы с дистиллированной водой и концентрированным раствором хлорида натрия, мерные цилиндры, серная концентрированная кислота, натуральные объекты (кусочки моркови или картофеля).
Методы обучения: Словесные, частично-поисковые, проблемные, практические, репродуктивные.
Формы организации учебной деятельности: Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая
Средства обучения: раздаточный материал для учащихся
Этапы урока 1. Организационный момент | ||||||
Деятельность учителя (содержание, формы, методы) | Деятельность обучающихся (содержание, формы, методы) | Ожидаемые результаты | ||||
Для создания позитивного настроения читаю эпиграф, который настраивает урок. | Проверка готовности к уроку, включение обучающихся класса в деловой ритм урока. Настраиваются на урок | Создание позитивного настроения
| ||||
2. Целеполагание и мотивация
| ||||||
Включаю учащихся в процесс определения целей урока и его темы. | Включаются в деятельность по определению целей урока и его темы. | Желание включиться в процесс работы на уроке. | ||||
3. Актуализация опорных знаний
| ||||||
| Включаю учащихся в практическую деятельность: повторение вопросов, необходимых для решения задач по приготовлению и смешиванию растворов и других видов смесей. | Включаются в фронтальную работу по воспроизведению полученных ранее знаний: опираясь на собственный опыт, вспоминают способы разделения смесей, решения задач на вычисление массовой доли вещества в смеси, растворе. | Желание включиться в процесс закрепления знаний и получения новой информации. Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). | |||
4. Практическая работа по заданиям | ||||||
С помощью заданий на карточках стараюсь включить в деятельность.
Организую практическую деятельность: даю подробную инструкцию. | Включаются в самостоятельную и групповую деятельность: ученики осознают деятельность, в которую их вовлекает учитель. Осуществляют самостоятельную деятельность по воспроизведению знаний: обсуждают в группе задание, ответ, сверяют свою работу с образцом | Поставленная и принятая школьниками как личностно значимая задача учебной деятельности. Возникновение мотивации на её решение через формирование мотивов достижения успеха, самореализации в учебной деятельности. | ||||
5. Рефлексия, подведение итогов урока. | ||||||
Подвожу итог урока: Организую детей на рефлексивную деятельность: оценить свою работу на уроке. Информирую о совместной деятельности на уроке.
| Определяют уровень успешности своей деятельности на уроке. | Приобретение учениками знаний об уровне собственных учебных достижений. Ощущение чувства успеха. Развитие у учащихся мотивации на дальнейшую учебную деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов | ||||
6. Информация о домашнем задании. | ||||||
Инструктирую учащихся о том, какую работу они выполнят дома. | Получают инструктаж о домашнем задании. | Выполненное домашнее задание. |
У: Добрый день! Я очень рада видеть вас. Древняя китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Для того, чтобы наш урок был плодотворным, давайте последуем совету китайских мудрецов: повторим знания по этой теме и отработаем навыки решения задач. Наш урок – это всего 2400 секунд, пусть полезной для вас станет каждая.
Начнем с теоретической разминки
- У: дайте определение растворам
- Какую формулу используем для вычисления массовой доли вещества в растворе?
- Какую формулу используем для нахождения массовой доли компонента в любой смеси с любым числом компонентов?
- Можно ли отличить по каким либо признакам чистое вещества и однородную смесь?
- Перед вами стаканчики с дистиллированной водой и раствором поваренной соли. Предложите способы распознавания чистого вещества и смеси.
(выпаривание, вкус, запах, электропроводность, реакция с каким-нибудь веществом)
Подсказка: между Израилем и Иорданией в долине , расположенной на 400 м ниже уровня мирового океана находится бессточное соленое озеро. Побережье озера является самым низким участком суши на Земле. Мёртвое море это один из самых солёных водоемов на Земле, солёность достигает 33,7%. Плавать там практически невозможно, можно просто лежать на поверхности воды.
Различие в плотности между водой и раствором соли можно проверить с помощью кусочка моркови.
- Следующее задание: в 4 банках находятся вещества: порошок железа, порошок серы, кристаллическая поваренная соль, песок. Этикетки на банках не соответсвуют действительности. Определите, в какой банке какое вещество.
Ответ:
простое вещество –ПЕСОК
Намагничивается или растворяется – СЕРА
Сложное вещество – ЖЕЛЕЗО
Не растворяется – ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ
- .Задание: Предложите алгоритм определения массовых долей компонентов смеси, состоящей из порошка железа, порошка серы, песка и поваренной соли.
Переходим к решению задач
- 1) Бабушка внукам на завтрак приготовила чай, один попросил положить в стакан 2 чайные ложки сахара, а второй – 2 кусочка сахара-рафинада. Определите, не пробуя на вкус, в каком стакане чай слаще?
– Что вы понимаете под словосочетанием «сладкий чай» с точки зрения химии?
– Какой информации вам не хватает, чтобы решить задачу?
Запишите формулу для вычисления массовой доли растворённого вещества на доске.
Найдите в раздаточных листах необходимую для решения задачи информацию ( масса чая в стакане 200 г, масса сахарного песка в чайной ложке 6г, масса 1 кусочка сахара-рафинада 5,6г).
- С сахарным песком ῳ= 12 / 212=0,057 (5,7%)
- С сахаром рафинадом ῳ = 5,6∙2 / 211,2= 0,053 (5,3%)
Итак, чай слаще в стакане с сахарным песком.
Следующее задание: лаборант получил задание приготовить 10% раствор некоторой соли. Но то ли был невнимателен, то ли ошибся в расчетах, но в результате он получил 200 г 7%-го раствора этой соли . предложите 2 способа получения 10%- го раствора из уже приготовленного.
Решаем методом стаканчиков.
1способ. Выпаривание воды.
200∙0,07 -Х∙0 = (200-Х)∙)0,1 14=20 – 0,1х 6=0,1Х Х= 60г
2 способ. Добавление соли.
200∙0,07 + 1∙Х = 0,1(200 + Х) 14 +Х =20 + 0,1Х
0,9Х = 6
Х=6,7г
- Переходим к решению задач из ваших раздаточных листов.
1 уровень.
2) физиологический раствор содержит 0,9% хлорида натрия. Какую массу соли и воды нужно взять для приготовления 1 кг такого раствора?
Задача 2. Ответ: m(NaCl)=9г, m(H2O)=991г
3) Ученик выполняет контрольное задание. Ему нужно приготовить 100 г раствора поваренной соли с её массовой долей 7%. Он взвешивает 7 г соли, отмеряет 100г воды и помещает все это в стаканчик. Размешивает палочкой и видит колючие глаза учителя с поджатыми губами. Ученик сразу все понял.
Что понял ученик?
Задача 3. Ответ: m(H2O)=93г
- Некоторые задачи можно решить в уме, если быть внимательными. Вот одна из таких:
4) сколько грамм йода я могу получить на практике, выпаривая содержимое пузырька объемом 10 мл с 5%-ным спиртовым раствором (плотность 1 г/мл) ?
Задача 4. Ответ: m(I2) =0г (сублимация). Теоретически m(I2)=10∙0,05=0,5г
Следующие задачи вы решаете саостоятельно. Фиксируете ответ на листочке и сдаете мне. Решившие раньше, помогают товарищам.
1 ряд – задача №5, 2 ряд – задача №6, 3 ряд – задача №7.
2 уровень.
5) В лаборатории имеется 2-хлитровая бутыль с 96%-ным раствором серной кислоты (ρ=1,8г/мл) и дистиллированная вода. Какой объем кислоты и воды нужно взять для приготовления 300г 5%-ного раствора кислоты?
Задача 5 (Метод Пирсона)
Кислота 96% 5 Хг
5%
Вода 0% 91 (300-Х)г
5/91=Х/300-Х
Х=15,625г (m кислоты) V=m/ρ=15,625/1,8=8,7мл
m(H2O)=300-15,625=284,375г
V(H2O)=284,375мл
6) Чтобы приготовить маринад для огурцов берут на литр воды: две столовых ложки с горкой поваренной соли (1 ложка - 35г), две столовых ложки с горкой сахара (1 ложка - 30г), столовый уксус (9%) - пол стакана (1 стакан – 200г).Определить массовую долю соли, сахара и уксуса в полученном маринаде.
Задача 6 (последовательный метод)
1) m(р-ра)=1000+70+60+100=1230г 2) ω(соли)=70/1230=0,057 (5,7%) 3) ω(сахара)=60/1230=0,049 (4,9% ) 4) ω(уксуса)=0,09∙100/1230=0,0073 (0,73%)
3 уровень
7) 5%-ный раствор хлорида кальция используется в медицине для улучшения свертываемости крови. Какие массы3% и 10% растворов хлорида кальция необходимо использовать медсестре для приготовления 100 г такого раствора?
Задача 7 (метод стаканчиков)
0,03 + 0,1 = 0,05
0,03∙Х + 0,1∙(100-Х) = 0,05∙100 0,03Х +10 – 0,1Х = 5 -0,07Х = -5 Х=71,4г (3%-й раствор) 100-71,4=28,6г (10%-й раствор)
Обсуждение ответов.
В задаче №5 речь шла о приготовлении раствора серной кислоты. Вспомните, в какой последовательности следует смешивать воду и концентрированную серную кислоту?
А сейчас вы все можете поучаствовать в решении задачи бонусного уровня. И за ее правильное решение гарантированно получить оценку отлично!
Бонусный уровень
Определите массовую долю карбоната кальция в растворе, полученном при добавлении 10 грамм его к 90г воды
Бонусный уровень. Ответ: 0%(карбонат кальция нерастворим в воде)
Подсказка:
Я сегодня проспала,
в школу быстро собиралась:
Чай холодный наливала,
Сахар сыпала, мешала,
Но не сладким он остался.
Я ещё сыпнула ложку,
Стал послаще он немножко.
Допила чай до остатка,
А в остатке стало сладко.
Сахар ждал меня на дне!
Я прикинула в уме –
Отчего судьбы немилость?
Кто же в этом виноват?
Оттого, что проспала?
Или плохо размешала?
Это все моя сонливость?
Виновата – растворимость.
Сегодня мы решали задачи на массовую долю растворенного вещества.
Какие методы для решения задач этого типа вы знаете? Какие из них вам нравятся в большей и меньшей степени? Почему?
Мы работали вместе, помогая друг другу. Так и в жизни: для того, чтобы решить сложную проблему, нужна взаимопомощь.
А закончить урок я предлагаю вам ответом на вопросы:
На следующем уроке мы пишем контрольную работу по теме «Массовая доля растворенного вещества». Я уверена, что вы с ней справитесь. Но вам нужно дома повторить основные формулы, методы и алгоритмы решения задач.
Урок окончен. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи на расчёт массовой доли вещества в растворе
Разноуровневые задачи для учащихся 8 класса по теме "Массовая доля вещества в растворе"...
Решение расчётной задачи №27 (определение массовой доли вещества в растворе) в ЕГЭ по химии с использованием метода "Стаканов".
Представленный в презентации метод позволяет существенно сэкономить время на экзамене при расчёте задач на определение массовой доли вещества в растворе. Приведено несколько примеров: - расчёт ма...
Открытый урок по теме:«Решение задач с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»»
Открытый урок по теме: «Решение задач с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»»...
Разработка урока по химии 8 класс "Решение задач на вычисление массовой доли вещества в растворе, массы растворенного вещества и массы воды"
Открытый урок-практикум в 8д классе, представленный на заседании городского методического объединения учителей химии г. Кызыл Республики Тыва по теме "Решение задач на вычисление массовой доли ве...
Решение задач на массовую долю вещества в растворе с помощью таблицы. ( задание 26 )
В данной работе показывается один из способов решения задач на массовую долю вещества в растворе с помощью таблицы, который является более простым для быстрого ответа на задание 26 по химии....
Презентация-разработка Открытый урок по химии "Массовая доля элемента в веществе и массовая доля вещества в растворе"
Открытый урок по химии "Массова доля элемента в веществе и массовая доля вещества в растворе...
Учимся решать задачи с «Якласс» по теме «Массовая доля вещества в растворе»
Учимся решать задачи по теме «Массовая доля вещества в растворе» используя материалы Якласс. Представлены основные формулы, по которым производятся расчеты и примеры решения задач. ...