Технология развития критического мышления
статья по химии
Критическое мышление предполагает формирование следующих рациональных навыков:
- умение работать с информацией: сбор информации, "активное чтение", анализ качества информации;
- рассмотрение учебной задачи, проблемы в целом, а не отдельных моментов;
- выявление проблемы, четкое определение, выяснение причин и следствий, построение логических выводов;
- выработка собственной позиции по исследуемой проблеме, умение находить альтернативы, способность менять свое мнение в соответствии с очевидным и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развития критического мышления.
Основная цель технологии развития критического мышления - развитие интеллектуальных способностей учащегося, позволяющих ему учиться самостоятельно.
Критическое мышление в контексте педагогической науки предполагает формирование следующих рациональных навыков:
- умение работать с информацией: сбор информации, "активное чтение", анализ качества информации;
- рассмотрение учебной задачи, проблемы в целом, а не отдельных моментов;
- выявление проблемы, четкое определение, выяснение причин и следствий, построение логических выводов;
- выработка собственной позиции по исследуемой проблеме, умение находить альтернативы, способность менять свое мнение в соответствии с очевидным и т.д.
Самым сложным этапом является начало , когда ставится задача не только активизировать, заинтересовать, мотивировать ученика к дальнейшей работе, но и «вызвать» уже имеющиеся знания или создать ассоциации для изучаемого, что само по себе является серьезным активирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Второй этап - это осмысление . На этом этапе осуществляется непосредственная работа с информацией, при этом приемы и методы позволяют поддерживать активность учащегося. Третий этап - это рефлексия .На этом этапе информация анализируется, интерпретируется и творчески обрабатывается.
Некоторые методические приемы технологии критического мышления используемые на уроках:
Первая фаза:
«Верные и неверные утверждения»
Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ. После знакомства с новой информацией нужно вернуться к данным утверждениям и оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Например Тема Химическая связь.
Расставьте знаки « +» (согласен с утверждением) и «-» ( не согласен с утверждением)
- Химическая связь — это сила, удерживающая вместе два или несколько атомов, ионов, молекул или любую их комбинацию.
- Ионная связь образуется при взаимодействии элементов, резко отличающихся друг от друга по свойствам, т. е. между металлами и неметаллами.
- Ионная связь направленная.
- Ковалентная связь образуется между элементами, сходными по свойствам, то есть, неметаллами.
- Если ковалентная связь образована атомами одного и того же элемента, то эта связь полярная.
- Соединение атомов происходит в соответствии с их валентностью.
- Отрицательно заряженные ионы - катионы.
- В хлориде натрия ковалентная связь.
- Ковалентные связи разделяются по кратности на: одинарные; двойные; тройные.
- В молекуле CO2 взаимосвязь между атомами ковалентная полярная.
Кластер
Например Портрет оксида (дети, прочитав текст параграфа составляют «портрет оксида» , выбирая те параметры, которые их заинтересовали)
Строение
физические химические свойства
свойства
оксид
получение применение
состав
Фаза осмысления :
Инсерт - это маркировка текста значками по мере его чтения:
«Чтение с остановками»
Прием работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух.
Фаза рефлексии:
Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...

Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления
Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....