Конспект урока по теме "Кислород"
план-конспект урока по химии (8 класс)
План-конспект урока «Кислород»
Цель урока: учащиеся должны изучить кислород как химический элемент и как простое вещество, его получение, свойства, аллотропные модификации и состав воздуха.
Образовательные задачи:
- актуализировать знания учащихся о кислороде;
- учащиеся должны изучить свойства кислорода и способы его получения в лаборатории;
- учащиеся должны изучить аллотропные модификация кислорода и сравнить их свойства;
- учащиеся должны изучить состав воздуха, основные загрязнители и меры его очистки.
Воспитывающие задачи:
- в процессе объяснения темы учащиеся должны закрепить навыки вести наблюдения за ходом эксперимента и на его основе делать соответствующие выводы;
- создать условия для воспитания культуры общения, совместной работы по выполнению поставленной задачи;
- развитие эстетического воспитания.
Развивающие задачи:
- развитие познавательного интереса к изучаемому материалу;
- развитие творческого потенциала;
- развитие логического мышления и умения сопоставлять, анализировать, делать выводы на основе возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся;
- развитие умения слушать, вести диалог, работать в группе;
- развитие общеучебных компетенций: умение работать с информационным текстом, делать итоговые записи, в ходе работы уметь выделять главное, сопоставлять, анализировать, применять полученные знания в практической деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Наглядные пособия, оборудование и реактивы: мультимедийный проектор, ПК, презентация урока, бортовой журнал, маркеры, смайлики; пробирки, ППГ, спиртовка, спички, кристаллизатор с водой, перманганат калия, ложечка для сжигания веществ, сера, фосфор, магний, тигли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kislorod.docx | 61.07 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока «Кислород»
Цель урока: учащиеся должны изучить кислород как химический элемент и как простое вещество, его получение, свойства, аллотропные модификации и состав воздуха.
Образовательные задачи:
- актуализировать знания учащихся о кислороде;
- учащиеся должны изучить свойства кислорода и способы его получения в лаборатории;
- учащиеся должны изучить аллотропные модификация кислорода и сравнить их свойства;
- учащиеся должны изучить состав воздуха, основные загрязнители и меры его очистки.
Воспитывающие задачи:
- в процессе объяснения темы учащиеся должны закрепить навыки вести наблюдения за ходом эксперимента и на его основе делать соответствующие выводы;
- создать условия для воспитания культуры общения, совместной работы по выполнению поставленной задачи;
- развитие эстетического воспитания.
Развивающие задачи:
- развитие познавательного интереса к изучаемому материалу;
- развитие творческого потенциала;
- развитие логического мышления и умения сопоставлять, анализировать, делать выводы на основе возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся;
- развитие умения слушать, вести диалог, работать в группе;
- развитие общеучебных компетенций: умение работать с информационным текстом, делать итоговые записи, в ходе работы уметь выделять главное, сопоставлять, анализировать, применять полученные знания в практической деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Наглядные пособия, оборудование и реактивы: мультимедийный проектор, ПК, презентация урока, бортовой журнал, маркеры, смайлики; пробирки, ППГ, спиртовка, спички, кристаллизатор с водой, перманганат калия, ложечка для сжигания веществ, сера, фосфор, магний, тигли.
План урока:
- Организационный момент (1 мин).
- Актуализация знаний (5-7 мин.).
- Изучение нового материала (25-30 мин.)
- Рефлексия (3 мин.).
- Самооценка (1 мин.).
Ход урока
I. Организационный момент (1-2 мин.)
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, организует начало урока. Отмечает отсутствующих.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, а необычный он потому, что мы будем изучать удивительное вещество, с которым вам предстоит познакомиться. Для того, чтобы узнать что же это за вещество, я предлагаю разгадать ребус:
Учитель: Запишите число и тему урока «Кислород».
II. Актуализация знаний (5-7 мин.)
Учитель: Ребята, что вы знаете о Кислороде? (Используется приём «З-Х-У». Учитель делит класс на 4-5 групп, в зависимости от количества учащихся, и выдает каждой группе по листу А4 и маркер. Учащимся дается время на обсуждение и запись того, что они знают о кислороде в колонке «Что мы знаем о кислороде». Затем каждая группа озвучивает свои предположения, а учитель фиксирует на доске как верные, так и неверные предположения учащихся).
Рабочая таблица приёма «З-Х-У»
Что мы знаем о кислороде | Что мы узнали нового о кислороде |
- Изучение нового материала (25-30 минут)
Учитель: Ребята, вы высказали множество предположений о кислороде, но какие из них являются верными? Чтобы ответить на этот вопрос — изучим это вещество:
1) История открытия кислорода.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно ответить на вопрос «Кем, когда и как был открыт кислород?», прочитав и информационный текст №1. Ребята заполняют таблицу. После этого учитель с ребятами проверяют правильность заполнения таблицы.
Кем? | |
Когда? | |
Как? |
Информационный текст №1.
«Кем, когда и как был открыт Кислород?»
Кислород был открыт в начале 70-х годов XVIII в. Первое сообщение об этом открытии было сделано Джозефом Пристли на заседании Английского королевского общества в 1775 г. Джозеф Пристли, нагревая красную окись ртути большим зажигательным стеклом, получил газ, в котором свеча горела более ярко, чем в обычном воздухе, а тлеющая лучина вспыхивала. Однако двумя годами ранее Пристли (1772) Карл Вильгельм Шееле тоже получал кислород разложением окиси ртути и другими способами. Шееле назвал этот газ огненным воздухом. Сообщение же о своем открытии Шееле смог сделать лишь в 1777 г. Между тем в 1775 г. Антуан Лоран Лавуазье выступил перед Парижской академией наук с сообщением, что ему удалось получить «наиболее чистую часть воздуха, который нас окружает», и описал свойства этой части воздуха.
2) Кислород как простое вещество и как химический элемент
Параметры сравнения | Химический элемент | Простое вещество |
Химическая формула | О | О2 |
Относительная атомная или молекулярная массы | 16 а.е.м. | 32 а.е.м. |
Учитель: Химические элементы входят в состав веществ, вещества имеют физические и химические свойства. Имеется несколько предложений, распознайте, где говорится о веществе, а где о химическом элементе.
Если речь идёт о химическом веществе — хлопайте в ладоши, если о химическом элементе — потопайте ногами:
а) В воздухе содержится 21% кислорода;
б) Жидкий кислород используется в ракетном топливе.;
в) Кислород входит в состав воды;
г) Телу взрослого человека требуется 39 кг кислорода ежедневно;
д) Кислород по-латинки называется Oxygenium;
е) Атомный вес кислорода – 16 а.е.м;
ж) Растения в процессе фотосинтеза образуют кислород;
з) Молекулярный вес кислорода – 32 а.е.м.
3) Нахождение в природе
Учитель: Как вы думаете, почему кислород – это первый химический элемент, с которого мы начинаем изучение? В каком виде и где находится кислород в природе? (Выслушав ответы учащихся, учитель под звуки музыки, демонстрирует слайды, иллюстрирующие нахождении кислорода на Земле, учащиеся фиксируют данные в тетрадях).
Кислород – самый распространенный химический элемент в земной коре. Воздух содержит 0,21 объёмных долей или 21% кислорода, что составляет приблизительно 1/5 по объёму.
Кислород входит в состав почти всех окружающих нас веществ. Так, например, вода, песок, многие горные породы и минералы, составляющие земную кору, содержат кислород. Кислород является также важной частью многих органических соединений, например, белков, жиров, углеводов, имеющих исключительно большое значение в жизни растений, животных и человека.
4) Получение
Учитель: Можно ли получить это вещество в лаборатории?
Опыт. Разложение перманганата калия:
1) 2 KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2
Учитель: Запишите уравнение реакции , определите тип химической реакции.
Учитель: Кислород — это газ, поэтому получая его, изучим физические свойства. Для получения кислорода используют прибор, состоящий из большой пробирки, пробки с газоотводной трубкой. На дно большой пробирки помещают перманганат калия. Нагреваем пробирку в пламене горелки. Прежде чем получить интересующее нас вещество, необходимо обсудить: направление газоотводной трубки — вверх или вниз? Почему? Соотнесите молярные массы кислорода и воздуха.
Учитель: Какими методами можно собрать кислород в сосуд? Дайте аргументированный ответ. Итак, получим кислород. (Демонстрация эксперимента).
Учитель: Как доказать, что в сосуде действительно находится газ — кислород? Проверим с помощью тлеющей лучинки. (Учитель вносит тлеющую лучинку в пробирку и вместе с учащимися делают вывод).
Учитель: Существуют еще насколько способов получения кислорода. Рассмотрим их.
Кислород получают разложением хлората калия (бертолетова соль), нитрата калия (селитра):
2) 2KMnO4 = 2KCl +3O2
3) 2KNO3 = 2KNO2 + O2
Также кислород получать в лаборатории из пероксида водорода в присутствие катализатора MnO2:
4) 2H2O2 = 2H2O + O2
Учитель: Что такое катализатор? ( Катализатор – это химическое вещество, ускоряющее реакцию)
Учитель: Как доказать, что в сосуде действительно находится газ — кислород? Проверим с помощью тлеющей лучинки. (Учитель вносит тлеющую лучинку в пробирку и вместе с учащимися делают вывод).
5) Физические свойства
Учитель: Ребята, мы получили кислород в лаборатории. Опишите его физические свойства в следующей последовательности:
- агрегатное состояние —
- цвет —
- вкус —
- запах —
- растворимость в воде —
После того, как учащиеся охарактеризуют физические свойства кислорода учитель просит учеников сделать вывод о получении, физических свойствах и методах, с помощью которых можно собрать кислород.
6) Химические свойства
Учитель: Кислород поддерживает процессы дыхания и горения. В кислороде горят многие неметаллы. Например, уголь горит на воздухе, взаимодействуя при этом с кислородом. В результате этой реакции образуется углекислый газ и выделяется теплота. Из курса физики вы знаете, что теплота обозначается буквой «Q». Если в результате реакции теплота выделяется, то в уравнении пишут «+Q», если поглощается – то «-Q».
Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются экзотермическими.
Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются эндотермическими.
1) Взаимодействие кислорода с неметаллами
Учитель: Интересно, как взаимодействует кислород с неметаллами? Для того чтобы ответить на этот вопрос проведем опыт.
Опыт. Взаимодействие кислорода с серой:
Учитель: Запишите уравнение реакции, определите тип химической реакции.
S + O2 = SO2 + Q
Опыт. Взаимодействие кислорода с фосфором:
Учитель: Запишите уравнение реакции, определите тип химической реакции.
4Р + 5О2 = 2Р2О5 + Q
Учитель: Какие эти реакции по тепловому эффекту? Экзотермические или эндотермические? (экзотермические)
Взаимодействие кислорода с галогенами:
Учитель: Кислород не взаимодействует ни с кем из галогенов, кроме фтора. При этом образуется фторид кислорода:
4F2 + O2 = 2OF2
2) Взаимодействие кислорода с металлами
Учитель: А как взаимодействует кислород с металлом?
Учитель: Кислород является сильным окислителем. Он взаимодействует с металлами, образуя оксиды:
Опыт. Окисление магния:
Металлы окисляется кислородом при нагревании.
Учитель: Запишите уравнение реакции, определите тип химической реакции.
2Mg + O2 = 2МgO – Q
Учитель: Какие эти реакция по тепловому эффекту? Экзотермическая или эндотермическая? (эндотермическая)
Учитель: Но при взаимодействие кислорода с щелочными и щелочноземельными металлами образуются пероксиды (иск. Li)
3) Na + O2 = Na2O2
3. Взаимодействие кислорода со сложными веществами
Учитель: Кислород способен реагировать не только с простыми, но и со сложными веществами.
Природный газ метан сгорает в кислороде с образованием оксида углерода (IV) и воды. Запишите уравнение реакции.
CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O + Q
Реакции простых и сложных веществ с кислородом называют окислением. При взаимодействии простых и сложных веществ с кислородом, как правило, образуются сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород. Эти вещества называются оксидами.
7) Применение кислорода
Учитель: Ребята, где, по вашему мнению, используют кислород? Почему? (Выслушав ответы учащихся, учитель демонстрирует слайды, иллюстрирующие применение кислорода, учащиеся фиксируют данные в тетрадях).
Кислород необходим практически всем живым существам. Дыхание – это окислительно-восстановительный процесс, где кислород является окислителем. С помощью дыхания живые существа вырабатывают энергию, необходимую для поддержания жизни. К счастью, атмосфера Земли пока не испытывает заметного недостатка кислорода, но такая опасность может возникнуть в будущем.
Вне земной атмосферы человек вынужден брать с собой запас кислорода. Мы уже говорили о его применении на подводных лодках. Точно так же полученный искусственно кислород используют для дыхания в любой чуждой среде, где приходится работать людям: в авиации при полетах на больших высотах, в пилотируемых космических аппаратах, при восхождении на высокие горные вершины, в экипировке пожарных, которым часто приходится действовать в задымленной и ядовитой атмосфере и т.д.
В медицине кислород используют для поддержания жизни больных с затрудненным дыханием и для лечения некоторых заболеваний. Однако чистым кислородом при нормальном давлении долго дышать нельзя – это опасно для здоровья.
Но главными потребителями кислорода, конечно, являются энергетика, металлургия и химическая промышленность.
Электрические и тепловые станции, работающие на угле, нефти или природном газе используют атмосферный кислород для сжигания топлива. Если даже небольшой автомобиль является настоящим "пожирателем" кислорода (как мы выяснили в предыдущей главе), то гигантские тепловые и электрические станции расходуют кислорода неизмеримо больше. До сих пор они вырабатывают около 80 % всего электричества в нашей стране и только остальные 20 % электроэнергии дают гидростанции и атомные станции, не расходующие атмосферного кислорода.
Для металлургической и химической промышленности нужен уже не атмосферный, а чистый кислород. Ежегодно во всем мире получают свыше 80 млн. тонн кислорода. Для его производства требуется огромное количество электроэнергии, получение которой, как мы уже знаем, тоже связано с расходованием кислорода.
Чистый кислород расходуется главным образом на получение стали из чугуна и металлолома. С этим важным процессом вы познакомитесь в следующем классе.
В машиностроении, в строительстве кислород используют для сварки и резки металлов.
8) Аллотропные модификации кислорода
Учитель: Химический элемент кислород (О) способен образовывать 2 простых вещества с одним из которых вы уже знакомы. Какое это вещество? (Кислород O2)
Учитель: Второе вещество имеет формулу O3. Как называется это вещество? (Озон)
Учитель: Ребята, как вы думаете, свойства у них одинаковые или разные? По агрегатному состоянию кислород кем является? Озон? (Кислород – газ, озон тоже газ)
Учитель: Какой цвет имеет кислород? (бесцветный)
Учитель: А озон имеет голубой цвет.
Учитель: Какой запах имеет кислород?( кислород не имеет запах)
Учитель: Озон имеет запах свежести, который мы ощущаем после грозы, так как озон образуется из кислорода под действием электрического разряда.
Учитель: Токсичен ли кислород? (нетоксичен)
Учитель: А озон является токсичным веществом, оказывающее сильнейшее раздражающее, в том числе слезоточивое действие, затрудняющее дыхание, а в более высоких концентрациях (более 2 мкг/л), вызывающее паралич сердца.
Но, тем не менее, озон играет важную роль в природе. Образуя озоновый слой в стратосфере, он защищает растения и животных от жёсткого ультрафиолетового излучения и сохраняет инфракрасные лучи.
О
химический элемент
О2 Кислород | О3 Озон |
газ | газ |
бесцветый | голубой |
Без запаха | Запах свежести |
нетоксичен | токсичен |
поддерживает процесс горения и дыхания | защищает от ультрафиолетового излучения и сохраняет инфракрасные лучи |
Аллотропные модификации
Учитель: А эти вещества между собой называются аллотропными модификациями. Как, по-вашему, что такое аллотропия? (Аллотропия – это способность элемента образовывать несколько простых веществ) Запишите определение.
9) Воздух. Основные загрязнители воздуха
А) Состав воздуха
Учитель: Для чего необходим нам воздух? (Воздух необходим для дыхания, поддерживает процесс горения)
Учитель: Что входит в состав воздуха? (кислород – 21%, …)
Учитель: Воздух – смесь газов. Воздух состоит из N2 – 78%, O2 – 21%,
благородные газы – 0,9%, CO2 – 0,03% и другие – 0,07%
Б) Источники загрязнения воздуха
Учитель: Какие источники загрязнения воздуха вам известны? (пыль, газы)
Учитель: Два источника загрязнения воздуха: естественный и антропогенный.
От естественных источников в атмосферу поступает: пыль космическая (до 5 миллионов тонн в год), пыль вулканическая, пыль растительная, пыль от эрозий почвы, морская соль, дымы от пожаров, вулканические газы, газы от разложения растений и животных, газы от жизнедеятельности растений и животных... Особую роль играет атмосферная пыль. Она способствует конденсации паров воды и образованию осадков. Основными источниками антропогенного загрязнения атмосферы являются: теплоэнергетика, транспорт, промышленность, нефтепереработка и газопереработка, испытания оружия. Самые распространённые загрязнители атмосферы: оксиды углерода, диоксид серы, пыль, оксиды азота, углеводороды. В воздухе атмосферы присутствуют более 500 вредных веществ антропогенного происхождения.
В) Меры очистки воздуха
Учитель: Какие меры очистки воздуха вам известны? (Установка очистительных сооружений)
Учитель: Защита окружающей среды - это комплексная проблема, требующая усилий учёных и инженеров многих специальностей. Наиболее активной формой защиты окружающей среды является:
1. Создание безотходных и малоотходных технологий;
2. Совершенствование технологических процессов и разработка нового оборудования с меньшим уровнем выбросов примесей и отходов в окружающую среду;
3. Экологическая экспертиза всех видов производств и промышленной продукции;
4. Замена токсичных отходов на нетоксичные;
5. Замена не утилизируемых отходов на утилизированные;
6. Широкое применение дополнительных методов и средств защиты окружающей среды.
В качестве дополнительных средств защиты окружающей среды применяют:
1) аппараты и системы для очистки газовых выбросов от примесей;
2) вынесение промышленных предприятий из крупных городов в малонаселённые районы с непригодными и малопригодными для сельского хозяйства землями;
3) оптимальное расположение промышленных предприятий с учётом топографии местности и розы ветров;
4) установление санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий;
5) рациональную планировку городской застройки обеспечивающую оптимальные условия для человека и растений;
6) организацию движения транспорта с целью уменьшения выброса токсичных веществ в зонах жилой застройки;
7) организация контроля за качеством окружающей среды.
Рефлексия (3-5 мин.)
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с кислородом как с химическим элементом, так и простым веществом, изучили способы его получения и физические свойства, изучили аллотропные модификации кислорода, состав воздуха и меры его очистки. Давайте вернёмся к таблице, с которой мы работали в начале урока и заполним последнюю колонку «Что мы узнали нового о кислороде». Учащимся даётся время на обсуждение и запись того, что они узнали нового о кислороде, затем каждая группа озвучивает свои утверждения и исправляет их ошибки в утверждениях, высказанных в начале урока.
Ребята, вы многое узнали сегодня на уроке о кислороде, его свойствах и получении, тем самым пополнив свою копилочку знаний.
V. Самооценка.
Учитель: Используя фразеологизм, оцени свою работу на уроке:
1) если вы работали не покладая рук, то похлопайте себе.
2) если вы на уроке лодыря гоняли, то покачайте головой.
3) если сидели сложа руки, то ущипните себя за ушко.
Учитель: Ребята, спасибо за урок! Мне было очень приятно с вами работать. Прикрепите на доску смайлик, отражающий ваше настроение на уроке.
Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....