Занимательная химия
рабочая программа по химии (9 класс)

Медведева Екатерина Олеговна

Программа курса внеурочной деятельности 9 класс "Занимательная химия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_himiya_vneurochka.docx37.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

 имени Героя Советского Союза Русанова М.Г.

Рабочая программа

основного общего образования

курса внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

 «Занимательная химия»

для обучающихся 9  класса

        на 2023-2024 уч.год        

Разработчик: учитель химии

Медведева Е.О.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В ходе изучения данного курса в основном формируются и получают развитие следующие результаты:

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- формирование основ научного мировоззрения и физического мышления;

- воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметными результатами в курсе «Химия вокруг нас» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов;

- воспитание убеждённости в возможности диалектического познания природы;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

Формирование основ научного мировоззрения и химического мышления;

Диалектический метод познания природы;

Развитие интеллектуальных и творческих способностей;

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Познавательная деятельность:

- использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

Основная форма организации учебного процесса – наблюдения, эксперимент, дискуссия, лекция, практические занятия

Технология обучения – технология проблемного обучения

Содержание курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: учебно-познавательная, практические работы и лабораторные опыты, а также самостоятельную работу с элементами творческой работы и самостоятельную работу с использованием различных источников информации.

Ожидаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Мир химии»

В результате изучения этого курса учащиеся должны

знать:

  • важнейшие классы соединений, используемых человеком;
  • наиболее часто используемые в быту вещества;
  • состав некоторых прохладительных и тонизирующих напитков;
  • пищевые добавки, их классификация.
  • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело¬века и природы;
  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
  • способы сохранения окружающей природы;

уметь:

  • проводить расчёты необходимые для приготовления растворов, используемых в быту, готовить растворы;
  • расшифровывать закодированную информацию на этикетках;
  • грамотно выбирать продукты питания, в том числе и продукты быстрого приготовления;
  • соблюдать правила безопасности при обращении с препаратами бытовой химии;
  • оказывать помощь пострадавшим от неумелого обращения с химическими веществами.
  • безопасно обращаться с химическими веществами и оборудованием; планировать и проводить несложные химические эксперименты; описывать наблюдения при проведении химических опытов, измерять массу твёрдых веществ;
  • самостоятельно контролировать ход эксперимента, анализировать, сравнивать и делать выводы;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
  • наблюдать предметы и явления по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

использовать

  • приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

Содержание программы

Содержание курса внеурочной деятельности «Мир химии» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Раздел 1. Химия – экспериментальная наука.

История развития химии, как науки. Цели и задачи современной химии. Разделы и отрасли химии. Методы химии. Роль химии в жизни человека и развитии человечества. Перспективы развития химии.

Раздел 2. Важнейшие классы соединений, используемых человеком.

Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком. Химические вещества в повседневной жизни, их классификация. Оксиды. Основания (в том числе щелочи). Кислоты (органические и неорганические). Соли.

Раздел 3. Вода удивительная и удивляющая.

Вода в природе. Природная вода и ее разновидности. Содержание воды в природе. Характеристика вод по составу и свойствам. Минеральные воды: их месторождения, состав, целебные свойства, применение. Физические свойства воды. Аномалии физических свойств. Химические свойства воды. Растворяющая способность воды. Растворенные в воде газы. Гидрохимический состав. Химия аквариума. Жесткость воды, способы ее устранения. Запасы пресной воды. Проблемы питьевой воды. Охрана водоемов.

Практическая работа № 1. Химические свойства воды.

Практическая работа № 2. Растворяющее действие воды.

Практическая работа № 3. Очистка воды.

Раздел 4. Химия пищи.

Пищевая ценность продуктов питания. Пищевые добавки. Синтетическая пища и ее влияние на организм. Содержание нитратов в растениях и пути уменьшения их содержания при приготовлении пищи. Качество пищи и сроки хранения пищевых продуктов. Физиология пищеварения; некоторые химические реакции , протекающие в процессе пищеварения. Продукты быстрого приготовления. Пищевые добавки, их классификация. Биологически активные добавки. Минералы, необходимые человеку. Химия прохладительных, тонизирующих напитков, соков. Посуда: металлическая, стеклянная, фаянсовая, фарфоровая, для микроволновых печей. Правильное использование посуды из различных материалов. Особенности приготовления пищи в микроволновой печи.

Практическая работа №4. Анализ состава продукта по указанным данным на этикетке.

Практическая работа №5. Анализ состава прохладительных напитков.

Раздел 5. Дом, в котором мы живем.

Химические вещества – строительные материалы, их свойства и условия хранения. Токсичность органических растворителей, правила хранения их в быту. Признаки отравления, оказание первой помощи при отравлении. Материалы, из которых построены дома, сделана мебель, покрытия и их влияние на здоровье людей. Загрязнения и их влияние на жизнедеятельность людей. Вопросы экологии в современных квартирах. Приемы разумного ведения домашнего хозяйства.

Практика. Решение задач с экологическим содержанием.

Раздел 6. Итоговое занятие.


Тематическое планирование внеурочной деятельности

Разделы программы

Кол-во часов

1.

Химия – экспериментальная наука.

2

2.

Важнейшие классы соединений, используемых человеком.

2

3.

Вода удивительная и удивляющая.

13

4.

Химия пищи.

12

5.

Дом, в котором мы живем.

4

6.

Итоговое занятие

1

Итого

34

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела,

темы

Форма организации занятий

Всего часов

1

Химия – экспери-ментальная наука

Лекция

2

2

Важнейшие классы соединений, используемых человеком

Лекция.

Практикум

2

3

Вода удивительная и удивляющая

Лекция, выполнение практических заданий

13

4

Химия пищи

Лекция, выполнение практических заданий

12

5

Дом, в котором мы живем

Лекция, беседа, презентации

4

6

Итоговое занятие

Круглый стол

1

ИТОГО

34

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Форма

организации занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Всего часов

Теор.

Практ.

Химия – экспериментальная наука

2

2

1

Развитие химии как науки.

Лекция

1

1

2

Роль химии в жизни человека.

Беседа

1

1

Важнейшие классы соединений, используемых человеком

2

2

3

Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком.

Лекция

1

1

4

Химические вещества в повседневной жизни, их классификация

Практикум

1

1

Вода удивительная и удивляющая

13

10

3

5

Вода в природе

Беседа

1

1

6

Содержание воды в природе

Лекция

1

1

7

Минеральные воды

Лекция

1

1

8

Физические свойства воды

Лекция

1

1

9

Химические свойства воды

Лекция

1

1

10

Химические свойства воды

ПР №1

1

1

11

Растворяющая способность воды

Лекция

1

1

12

Растворяющее действие воды

ПР №2

1

1

13

Химия аквариума

Лекция

1

1

14

Жесткость воды

Лекция

1

1

15

Запасы пресной воды

Лекция

1

1

16

Очистка воды

ПР №3

1

1

17

Охрана водоемов

Лекция

1

Химия пищи

12

10

2

18

Химия продуктов растительного и животного происхождения.

Лекция

1

1

19

Физиология пищеварения.

Лекция

1

1

20

Продукты быстрого приготовления.

Лекция

1

1

21

Пищевые добавки, их классификация.

Лекция

1

1

22

Биологически активные добавки.

Лекция

1

1

23

Минералы, необходимые человеку.

Лекция

1

1

24

Химия прохладительных, тонизирующих напитков, соков.

Беседа

1

1

25

Посуда для пищевых продуктов.

Лекция

1

1

26

Правильное использование посуды из различных материалов.

Лекция.

Беседа

1

1

27

Особенности приготовления пищи в микроволновой печи.

Лекция

1

1

28

Анализ состава продукта по указанным данным на этикетке.

ПР №4

1

1

29

Анализ прохладительных напитков.

ПР №5

1

1

Дом, в котором мы живем

30

Химические вещества – строительные материалы.

Лекция

1

1

31

Мебель в нашем доме.

Лекция

1

1

32

Токсичность органических растворителей, правила хранения их в быту.

Лекция

1

1

33

Признаки отравления, оказание первой помощи при отравлении.

Лекция

1

1

34

Итоговое занятие.

Беседа

1

1

Оценочные результаты

Тема занятия

Номер урока

Форма контроля

Карта проверки

Химические свойства воды.

10

Практическая работа № 1.

Растворяющее действие воды.

12

Практическая работа № 2.

Очистка воды.

16

Практическая работа № 3.

. Анализ состава продукта по указанным данным на этикетке.

28

Практическая работа №4

Анализ состава прохладительных напитков.

29

Практическая работа №5.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический  комплект:

Литература для учителя

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение,2005.
  2. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ – Пресс, 2009.
  3. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.: АРКТИ, 2010.
  4. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.: Дрофа, 2014.
  5. Савина А.А. Я познаю мир. Химия. – М.: Детская энциклопедия, 2009.
  6. Скурих Б.Г., Нечаев А.П. Всё о пище с точки зрения химика: Справочное издание. – М.: Высшая школа, 2001.
  7. Шеметило И.Г., Воробьёв М.Г. Лечебные минеральные воды. – Л.: Медицина, 2002.
  8. Ширшина, Н.В. Химия. 8-9 классы. Сборник Элективных курсов. Волгоград. Учитель, 2012г.
  9. Штремплер Г.И. Химия на досуге. – М.: Просвещение, 2006.
  10. Элективные курсы по химии. 8-9 классы. Предпрофильное обучение /авт.-сост. Г.А. Шипарева. – М.: Дрофа, 2012.
  11. Элективные курсы по химии для предпрофильной подготовки учащихся в 8-9 классах. – М.: Глобус, 2013.

Литература для обучающихся

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение,2005.
  2. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ – Пресс, 2009.
  3. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.: АРКТИ, 2010.
  4. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.: Дрофа, 2014.
  5. Савина А.А. Я познаю мир. Химия. – М.: Детская энциклопедия, 2009.
  6. Скурих Б.Г., Нечаев А.П. Всё о пище с точки зрения химика: Справочное издание. – М.: Высшая школа, 2001.
  7. Шеметило И.Г., Воробьёв М.Г. Лечебные минеральные воды. – Л.: Медицина, 2002.
  8. Штремплер Г.И. Химия на досуге. – М.: Просвещение, 2006.

Интернет ресурсы.

  1. http://hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.
  2. http://www.en.edu.ru/ – Естественно-научный образовательный портал.
  3. http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
  4. http://chemistry.r2.ru/ – Химия для школьников.
  5. http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.files/krov.htm. Занимательные опыты по химии.

Материально-технические средства обучения

  1. мультимедийный проектор;
  2. компьютер;
  3. принтер;
  4. наглядные пособия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"...

Внеурочное мероприятие по химии "Час занимательной химии"

Участники: ученики 9-х классов, ведущие — ученики 10 классов, жюри — ученики 9 и 10 классов....

Занимательная химия. Химия детям.

Методика проведения занимательных опытов по химии, загадки....

программа практикума по химии "Занимательная химия"

Программа практикума расчитана на 1 ч в неделю для учащихся 8 класса....

Развитие познавательного интереса учащихся во внеклассной работе по химии. Организация занятий кружка «Занимательная химия».

Использование разнообразных форм внеклассной работы по химии с целью развития познавательного интереса учащихся....