Подготовка к олимпиаде по химии 10-11 класс
олимпиадные задания по химии (10, 11 класс)

Большое значение в работе учителя имеет подготовка к олимпиадам.В этом материале представлены ссылки на различные методические пособия по подготовке к олимпиадам.Кроме того приведен вариант олимпиадного задания для 10 класса и примеры решения олимпиадных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл подготовка к олимпиадам по химии71.9 КБ

Предварительный просмотр:

При подготовке к олимпиаде по химии можно использовать данные методическое пособия.

1.http://www.chem.msu.su/rus/school/sorokin/29-34.html

2. https://chem.mipt.ru/olympiad/samples

3. https://репетитор-кузьмин.рф/uchmat

Примеры олимпиадных задач по химии с решениями. 10 класс

1. В водно-спиртовом растворе хлорида цинка было обнаружено 1,806·1022 хлорид-ионов и 11,56 г соли, не распавшейся на ионы. Определите степень диссоциации соли (в %) в этом растворе.

РЕШЕНИЕ

БАЛЛЫ

ZnCl2 → Zn2+ + 2Cl

1 балл

n(Сl в растворе) = 1,806·1022 / 6·1023 = 0,03 моль, тогда

1 балл

n(диссоциированного ZnCl2) = 0,5·n(Сl в растворе) = 0,015 моль

2 балла

n(недиссоциированного ZnCl2) = 11,56 / 136 = 0,085 моль

1 балл

Общее содержание в растворе ZnCl2:
n(ZnCl
2) = n(диссоциированного ZnCl2) + n(недиссоциированного ZnCl2) =
= 0,015 + 0,085 = 0,1 моль

2 балла

Степень диссоциации равна: α = 0,015 / 0,1 = 0,15 или 15%
Ответ: 15%

1 балл

ИТОГО ЗА ЗАДАНИЕ

8 БАЛЛОВ


2 Неизвестный алкен массой 7 г присоединяет бромоводород, объём которого одинаков с объёмом метана массой 2 г (н.у.) Найдите молекулярную формулу алкена и напишите структурные формулы его изомеров.

РЕШЕНИЕ

БАЛЛЫ

По условию задачи V(HBr) = V(CH4), тогда по закону объёмных отношений газов
n(HBr) = n(CH
4) = 2 / 16 = 0,125 моль

1 балл

Формула алкена СnH2n, тогда уравнение реакции CnH2n + HBr → CnH2n+1Br

1 балл

По уравнению реакции n(CnH2n) = n(HBr) = 0,125 моль

1 балл

Молярная масса алкена 7 / 0,125 = 56 г/моль. Определим «n» в формуле CnH2n:

1 балл

12n + 2n = 56
n = 4. Молекулярная формула алкена 
С4Н8.

1 балл

Изомеры:
бутен-1

0,5 балла

2-метилпропен-1

0,5 балла

цис-бутен-2

1 балл

транс-бутен-2

1 балл

циклобутан

1 балл

метилциклопропан

1 балл

ИТОГО ЗА ЗАДАНИЕ

10 БАЛЛОВ

3.При пропускании 15,68 л смеси метана, углекислого газа и угарного газа через раствор гидроксида калия, взятого в избытке, объем исходной смеси уменьшился на 8,96 л (н.у.). Для полного сгорания оставшейся смеси потребовалось 6,72 л (н.у.) кислорода.
Определите объемные доли компонентов в исходной смеси.

РЕШЕНИЕ

БАЛЛЫ

С раствором гидроксида калия реагирует только углекислый газ. Следовательно,
уменьшение объёма исходной смеси на 8,96 л после пропускания через раствор щёлочи
говорит о том, что в этой смеси содержится 8,96 л углекислого газа.

1 балл

Горение оставшихся компонентов смеси описывается уравнениями реакций:
СН
4 + 2О2 → СО2 + 2Н2О   (1)

1 балл

2СО + О2 = 2СО   (2)

1 балл

На обе реакции расходуется 6,72 л О2.
Пусть СН
4 в смеси Х л, тогда на реакцию (1) расходуется 2х л кислорода.

2 балла

V(CO) в смеси (15,68 – 8,96 – х) л = (6,72 – х) л, тогда на реакцию (2)
расходуется (6,72 – х)/2 л кислорода.

2 балла

Составим уравнение, учитывая, что на реакции (1) и (2) потребовалось 6,72 л кислорода:
2х + (6,72 – х)/2 = 6,72
Х = 2,24 л – объём метана.

2 балла

V(СО) = 6,72 – 2,24 = 4,48 л

0,5 балла

φ(СО2) = 8,96 / 15,68 = 0,571 или 57,1%

0,5 балла

φ(СН4) = 2,24 / 15,68 = 0,143 или 14,3%

0,5 балла

φ(СО) = 4,48 / 15,68 = 0,286 или 28,6%

0,5 балла

ИТОГО ЗА ЗАДАНИЕ

11 БАЛЛОВ

4. Соль А является соединением металла Х, окрашивающим бесцветное пламя газовой горелки в жёлтый цвет. При нагревании до 300°С А разлагается с образованием хорошо растворимой в воде соли Б. Взаимодействие раствора гидроксида кальция с раствором соли Б или с раствором соли А приводит к выпадению осадка вещества В, которое разлагается при нагревании до 1000°С на газ Г(без запаха) и твёрдое вещество Д. Пропускание газа Г через раствор соли Б приводит к образованию А.
Определите вещества 
АД, напишите уравнения реакций.

РЕШЕНИЕ

БАЛЛЫ

В жёлтый цвет окрашивают пламя газовой горелки соединения натрия. Х — Na.

0,5 балла

В — соль кальция, тогда Г — кислотный газообразный оксид, например, СО2 или SO2.
Подходит только СО
2, т.к. SO2 имеет резкий запах.

1 балл

В — СаСО3,

0,5 балла

Д — СаО.

0,5 балла

Тогда Б — Na2CO3,

0,5 балла

а А — NaHCO3.

1 балл

Уравнения реакций:
2NaHCO
3 = Na2CO3 + H2O + CO2

1 балл

NaHCO3 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + NaOH + H2O

2 балла

Na2CO3 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + 2NaOH

1 балл

CaCO3 = CaO + CO2

1 балл

Na2CO3 + CO2 + H2O = 2NaHCO3

1 балл

ИТОГО ЗА ЗАДАНИЕ

10 БАЛЛОВ

5. Составьте уравнения реакций (укажите условия их протекания), с помощью которых можно осуществить превращения, назовите вещества А–Г.
ацетат натрия → 
А → Б → В → Г → этиленгликоль

РЕШЕНИЕ

БАЛЛЫ

1.   CH3COONa + NaOH → Na2CO3 + CH4 (спекание)

2 балла

2.   CH4 + Cl2 → HCl + CH3Cl (на свету)

1 балл

3.   CH3Cl + 2Na + CH3Cl → 2NaCl + CH3–CH3 (нагревание)

1 балл

4.   СH3–СH3 → H2 + СH2=СH2 (катализатор Cr2O3, 600°С)

1 балл

5.   3CH2=CH2 + 2KMnO4 + 4H2O → 3CH2OH–CH2OH + 2MnO2 + 2KOH
Если вместо уравнения реакции (5) записана схема то даётся 1 балл

2 балла

За названия четырёх веществ по 0,5 балла

2 балла

За условия протекания четырёх реакций по 0,5 балла

2 балла

ИТОГО ЗА ЗАДАНИЕ






Задание 2.

При гидрировании смеси бутана и бутена-2 плотность ее (смеси) по водороду возросла на 0,5.

1. Вычислить состав исходной смеси в объемных процентах.

Решение:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Обозначим плотность по водороду исходной смеси за Z. Тогда молярная масса смеси газов будет: М(смеси) = D(H2)·2 = 2Z.

1

Рассмотрим газовую смесь количеством вещества в 1 моль. Пусть ?(С4Н8) в этой смеси былоХ моль, тогда ?(С4Н10) = (1–Х) моль

2

m(С4Н8) = M(С4Н8) · ?(С4Н8) = 56X

3

m(С4Н10) = M(С4Н10) · ?(С4Н10)  = 58(1–X)

3

При гидрировании газовой смеси бутен-2 превращается в бутан:

СН3–СН=СН–СН3 + Н? СН3–СН2–СН2–СН3

Из уравнения реакции видно, что ?(С4Н8) = ?(С4Н10), то есть количество моль смеси не изменяется.

2

Так как D(H2) после гидрирования возросла на 0,5, то молярная масса газа составит: М(газа) = 2·(Z + 0,5)

3

Получили систему уравнений с двумя неизвестными:

56Х + 58(1–Х) = 2Z

58 = 2(Z + 0,5)

X = 0,5

Z = 28,5

 

4

Так как Х = ?(С4Н8) = 0,5 моль, то ?(С4Н10)=(1–Х)= 0,5 моль и, следовательно, в исходной смеси количество моль (соответственно и объемы) были равны. Таким образом, в исходной смеси содержалось 50 %  С4Ни 50 % С4Н10 в объемных процентах.

1

1


Задание 3.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

H2O

HI

KOH + H2O2

HCl

KFeO2

?

X1

?

X2

?

X1

?

Na2FeO4

?X3

 

 

Решение:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

KFeO2 + 2H2O = Fe(OH)3? + KOH

4

2Fe(OH)3 +6HI = 2FeI2 + I2? + 6H2O

4

2FeI2 + 4KOH + H2O2 = 2Fe(OH)3 + 4KI

4

2Fe(OH)3 + 3Br2 + 10NaOH = 2Na2FeO4 + 6NaBr +8H2O

4

2Na2FeO4 + 16HCl = 2FeCl3 +3Cl2? +4NaCl + 8H2O

4


Задание 4.

Различные виды топлива характеризуются   теплотворной способностью (ТС). ТС – это тепловой эффект, который соответствует сгоранию 1 кг твердых и жидких видов топлива или 1 м3 для газообразного топлива.

1. Вычислите теплотворную способность  угля в (кДж/кг), содержащего 87% углерода и 13% негорючих примесей, если  ?Н0(С) графит = 0 кДж/моль, ?Н02) газ = 0 кДж/моль, ?Н0(СО2)газ = –393,8 кДж/моль.

2. Основной компонент природного газа – метан. Вычислите теплотворную способность  природного газа в (кДж/м3), считая, что в нем содержится 95 % метана, если ?Н0(СН4)газ = – 74,86 кДж/моль, ?Н02О)газ = – 241,98 кДж/моль,  ?Н02) газ = 0 кДж/моль, ?Н0(СО2)газ = –393,8 кДж/моль.

Решение:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. С(гр.) + О2(г) = СО2(г)

По закону Гесса   ?Н0реакции = ?Н0(СО2)газ – [?Н02) газ + ?Н0(С)графит)], подставив данные, получим  ?Н0реакции = – 393,8 кДж/моль.

Теплота сгорания этой реакции Q = – ?Н0реакции; Q = 393,8 кДж/моль.

Для вычисления теплотворной способности возьмем образец угля массой 1 кг, тогда в нем будет содержаться углерода:

m(С) = ?(С)·m(угля) = 0,87·1000г = 870г

Рассчитаем ТС угля:

ТС(угля) = 393,8 кДж/моль · (870г : 12г/моль) / 1кг = 28550,5 кДж/кг.

Или:

?(С) = m(С):M(C) = 870г : 12г/моль = 72,5 моль

Q = 393,8  кДж/моль ·72,5 моль = 28550,5  кДж

ТС(угля) = 28550,5  кДж : 1кг = 28550,5 кДж/кг.

2. Уравнение сгорания метана: СН4(г)  +  2О2(г) = СО2(г) + 2Н2О (г)

По закону Гесса   ?Н0реакции = [?Н0(СО2)газ +  2 ?Н02О)газ] – [2?Н02) газ + ?Н0(СН4) газ]

0реакции  = [(– 393,8) + (–2·241,98)] – [0 + (–74,86)] = – 802,9 (кДж/моль)

Теплота сгорания этой реакции Q = – ?Н0реакции; Q = 802,9 кДж/моль

Для вычисления теплотворной способности газообразного топлива возьмем образец метана объемом 1 м3, тогда в нем будет содержаться метана:

V(С) = ?(СH4)·V(природного газа) = 0,95·1м3 = 0,95 м3= 950 л

Рассчитаем ТС природного газа:

ТС(СН4) = 802,9 кДж/моль · (950 л : 22,4 л/моль) / 1м3 = 34051,6 кДж/м3.

Или:

?(СH4) = V(СH4):Vm = 950 л : 22,4 л/моль = 42,41 (моль)

Q = 802,9 кДж/моль · 42,41 моль = 34051,6 кДж

ТС(угля) = 34051,6 кДж : 1м3 = 34051,6 кДж/м3

 Примерные задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии 

 10 класс

Задание 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Число электронов на внешнем энергетическом уровне атома фосфора в возбуждённом состоянии равно

1) 5

2) 4

3) 3

4) 6

2. Окислительные свойства серы выражены сильнее, чем свойства элемента, имеющего электронную конфигурацию

1) ls22s22p4 

2) ls22s22p5

3) ls22s22p63s2 

4) ls22s22p63s23p5

3. В гидроксиде кальция связи

1) только ионные

2) только ковалентные полярные

3) как ионные, так и ковалентные неполярные

4) как ковалентные полярные, так и ионные

4. Значения высшей и низшей степени окисления серы соответственно равны

1) +2 и -6

2) +6 и -2

3) +6 и -3

4) +5 и -2

5. Амфотерным и кислотным оксидами соответственно являются

1) ZnO, Na2O

2) SO3, CaO

3) P2O5, Na2O

4) ZnO, Сl2О3

6. Верны ли следующие суждения?

А. Выделение тепла и света всегда является признаком протекания химических реакций.

Б. При взаимодействии веществ всегда изменяется их агрегатное состояние.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны

7. С образованием катионов металла в растворах диссоциируют

1) основные оксиды

2) кислотные оксиды

3) основания

4) кислоты

8. Осадок не образуется при смешивании растворов

1) карбоната натрия и серной кислоты

2) сульфата калия и нитрата бария

3) карбоната кальция и фосфорной кислоты

4) сульфита калия и хлорида бария

9. При взаимодействии хлора с раствором гидроксида натрия при обычных условиях преимущественно образуются

1) → NaCl + Н2

2) → NaCl + NaClO3 + Н2O

3) → NaCIO + NaCl + Н2O

4) → NaCl + H2 ↑ + O2 ↑

10. Сколько веществ из указанных в ряду: H2SO3, Ва(ОН)2, СаО, Н2O — реагируют с оксидом углерода(IV) при комнатной температуре?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

11. Верны ли следующие суждения?

А. Все кислоты — жидкие вещества.

Б. Фенолфталеин в растворах кислот имеет малиновую окраску.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба утверждения неверны

12. Соль образуется при

1) разложении известняка

2) растворении натрия в воде

3) фотосинтезе

4) взаимодействии аммиака с хлороводородом

13. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. Сталь является смесью веществ.

Б. Латунь является чистым веществом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. Только восстановительные свойства проявляет

1) азот

2) цинк

3) йод

4) сера

15. На какой диаграмме распределение массовых долей элементов отвечает качественному составу нитрита аммония?

1) 60%, 35%, 5%

2) 39%, 51%, 10%

3) 50%, 41,8%, 8,2%

4) 50%, 43,8%, 6,2%

Задание 2.  При выполнении заданий 1 и 2 из предложенного перечня ответов выберите два правильных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1. В ряду химических элементов Be → С → N:

1) уменьшается число протонов в ядре

2) уменьшается электроотрицательность

3) увеличивается число электронов на внешнем электронном слое

4) увеличивается радиус атомов

5) усиливаются неметаллические свойства

2. Как с бромной водой, так и с водой могут взаимодействовать

1) метан

2) этилен

3) этан

4) этин

5) гексан

Задание 3.  При выполнении заданий 1 и 2 к каждому элементу первого первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6 (по 1 баллу за каждый правильный ответ: 1 задание – 3 балла, 2 задание – 3 балла).

1. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.

ВЕЩЕСТВА                                                            РЕАКТИВ

А) Н3РO4(р-р) и КОН(р-р)                                      1) метилоранж(р-р)

Б) HNO3(p-p) и Na2SO4(p-p)                                    2) NaOH(p-p)

В) КОН и Ва(ОН)2(р-р)                                           3) Na3PO4(p-p)

                                                                                   4) NH3(p-p)

2. Установите соответствие между названием оксида и формулами веществ, с которыми он может взаимодействовать.

НАЗВАНИЕ ОКСИДА                                                 ВЕЩЕСТВА

А) оксид калия                                                              1) H2O, LiOH

Б) оксид фосфора(V)                                                    2) Н2O, Si

В) оксид хрома(III)                                                       3) Н2, Fe3O4

                                                                                        4) Н2O, N2O5

                                                                                        5) NaOH, Al

Задание 4.  При выполнении заданий 1 – 3 запишите развернутый ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 13 (1 задание – 5 баллов, 2 задание – 3 балла, 3 задание – 5 баллов).

1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

С + SiO2 + Са3(РO4)2 → Р + СО + CaSiO3.

Определите окислитель и восстановитель.

2. Техническую кальцинированную соду, массовая доля примесей в которой составляет 5%, обработали избытком соляной кислоты. При этом выделилось 2 моль оксида углерода(IV). Вычислите массу технической соды, вступившей в реакцию с кислотой.

3. Даны вещества: FeCl2, CuS, растворы H2SO4, HNO3, NaOH, H2O2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат железа(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение реакции.

Школьный этап олимпиады по химии 11 класс

Максимальный балл – 50


11.1 Тест (10 баллов) Вам предложены задания с выбором ответа (в каждом задании только один ответ правильный). Выберите верный ответ.

1. Какие продукты образуются при взаимодействии двух молекул хлористого этила с металлическим натрием:

1) бутан; 2) пропан и метан; 3) две молекулы этана; 4) 2-метилпропан.

2. При одинаковых условиях больше всего атомов содержится в:

1) 6 л озона; 2) 7 л водорода; 3) 15 л гелия; 4) 4 л азота.

3. Из какого галогеналкана можно получить бутен-2:

1) 2-метил-1-хлорпропан; 2) 2-хлорбутан; 3) 2-метил-2-хлорпропан; 4) 1-хлорбутан.

4. Какой из реагентов можно использовать в химической реакции алкинов, чтобы отличить

пентин-1 от пентин-2:

1) Br2; 2) НС1; 3) Na металлический; 4) уксусная кислота.

5. Какие конечные продукты образуются при специфическом окислении бутана (а) и бутена-2 (б):

1) а. муравьиная, уксусная и пропановая кислоты,

б. уксусная кислота;

2) а. масляная кислота,

б. муравьиная и пропановая кислоты;

3) а. уксусная кислота,

б. уксусная кислота;

4) а. муравьиная и уксусная кислоты,

б. масляная кислота.

6. Одновременно в растворе могут находиться ионы:

1) Сu2+, Na+, SO42–, ОН; 2) NH4+, Na+, SO42–, CH3COO; 3) Fe3+; Ca2+, OH, F;

4) Ag+, Zn2+, S2–, NO3.

7. Плотность некоторого газа при нормальных условиях составляет 1,786 г/л. Молярная масса (г/моль) этого газа равна:

1) 22; 2) 32; 3) 38; 4) 40.

8. Содержание азота максимально в:

1) аммиачной селитре;

3) в карбамиде;

2) в сульфате аммония;

4) в натриевой селитре.

9. Методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды можно собрать:

1) хлороводород;

3) водород;

2) диоксид серы;

4) аммиак.

10. Определите сумму коэффициентов в уравнении окислительно-восстановительной реакции, схема которой:

KBr + H2SO+ K2Cr2O7 → Br+ Cr2(SO4)3 + Н2О + K2SO4

1) 29; 2) 32; 3) 7; 4) 21.

11.2 Решите задачу (10 баллов).

При полном сгорании органического вещества массой 3,48 г получено 11,16 г смеси углекислого газа и воды, в которой количество углекислого газа равно количеству воды.

Относительная плотность сгоревшего вещества по водороду равна 29.

1. Определите молекулярную формулу сгоревшего вещества.

2. Постройте две структурные формулы изомерных соединений сгоревшего органического вещества и назовите их по систематической номенклатуре.

3. Составьте уравнение реакции окисления одного из изомерных веществ дихроматом калия в кислой среде, приведите схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

11.3 Решите задачу (10 баллов)

Какова масса кристаллогидрата Na2SO4 × 10 H2O, которая останется после испарения 3 кг 10 %-ного по массе раствора сульфата натрия?

11.4 (10 баллов) Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения (в уравнениях приведите структурные формулы органических веществ):

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/13/s_5bc23c955f394/968975_1.png

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/13/s_5bc23c955f394/968975_2.png

11.5 (10 баллов) Мысленный эксперимент

Состав малахита определяется формулой Cu2(OH)2CO3.

  1. Как можно доказать качественный состав минерала, выделив каждый из входящих в него элементов в виде простого вещества?
  2. Как можно получить это соединение из простых веществ?

Составьте уравнения возможных реакций (считать, что экспериментальные возможности не ограничены какими-то условиями).



Примерные варианты решений и оценка задач школьного этапа

11 класс


11.1 Тест (10 баллов) Вам предложены задания с выбором ответа (в каждом задании только один ответ правильный). Выберите верный ответ.

1. Какие продукты образуются при взаимодействии двух молекул хлористого этила с металлическим натрием:

1) бутан; 2) пропан и метан; 3) две молекулы этана; 4) 2-метилпропан.

2. При одинаковых условиях больше всего атомов содержится в:

1) 6 л озона; 2) 7 л водорода; 3) 15 л гелия; 4) 4 л азота.

3. Из какого галогеналкана можно получить бутен-2:

1) 2-метил-1-хлорпропан; 2) 2-хлорбутан; 3) 2-метил-2-хлорпропан; 4) 1-хлорбутан.

4. Какой из реагентов можно использовать в химической реакции алкинов, чтобы отличить

пентин-1 от пентин-2:

1) Br2; 2) НС1; 3) Na металлический; 4) уксусная кислота.

5. Какие конечные продукты образуются при специфическом окислении бутана (а) и бутена-2 (б):

1) а. муравьиная, уксусная и пропановая кислоты,

б. уксусная кислота;

2) а. масляная кислота,

б. муравьиная и пропановая кислоты;

3) а. уксусная кислота,

б. уксусная кислота;

4) а. муравьиная и уксусная кислоты,

б. масляная кислота.

6. Одновременно в растворе могут находиться ионы:

1) Сu2+, Na+, SO42–, ОН; 2) NH4+, Na+, SO42–, CH3COO; 3) Fe3+; Ca2+, OH, F;

4) Ag+, Zn2+, S2–, NO3.

7. Плотность некоторого газа при нормальных условиях составляет 1,786 г/л. Молярная масса (г/моль) этого газа равна:

1) 22; 2) 32; 3) 38; 4) 40.

8. Содержание азота максимально в:

1) аммиачной селитре;

3) в карбамиде;

2) в сульфате аммония;

4) в натриевой селитре.

9. Методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды можно собрать:

1) хлороводород;

3) водород;

2) диоксид серы;

4) аммиак.

10. Определите сумму коэффициентов в уравнении окислительно-восстановительной реакции, схема которой:

KBr + H2SO+ K2Cr2O7 → Br+ Cr2(SO4)3 + Н2О + K2SO4

1) 29; 2) 32; 3) 7; 4) 21.

 Распределение баллов: всего 10 баллов, за каждый верный ответ по одному баллу.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1

2

3

1

2

4

3

3

1


11.2 Хрущева Г.А.

При полном сгорании органического вещества массой 3,48 г получено 11,16 г смеси углекислого газа и воды, в которой количество углекислого газа равно количеству воды.

Относительная плотность сгоревшего вещества по водороду равна 29.

1. Определите молекулярную формулу сгоревшего вещества.

2. Постройте две структурные формулы изомерных соединений сгоревшего органического вещества и назовите их по систематической номенклатуре.

3. Составьте уравнение реакции окисления одного из изомерных веществ дихроматом калия в кислой среде, приведите схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

Решение:

1. Найдена молярная масса органического вещества:

М(орг.в-ва) = 2 · 29 г/моль= 58 г/моль

2. Проведены расчеты, необходимые для вывода формулы органического вещества:

а) найдено количество углекислого газа и воды:

n(CO2) = n(H2О) = х моль,

44х + 18х = 11,16

х = 0,18

n(CO2) = n(H2О) = 0,18 моль

б) произведены количественные расчеты углерода, водорода:

n(C) = n(СО2) = 0,18 моль

n(Н) = 2n(H2О) = 0,36 моль

в) сделан вывод о наличии кислорода в веществе:

m(C) = 0,18 моль . 12 г/моль = 2,16 г

m(Н) = 0,36 моль . 1 г/моль = 0,36 г

m(О) = 3,48 г – (2,16 г + 0,36 г) = 0,96 г

n(О) = 0,96 г : 16 г/моль = 0,06 моль

г) выведена молекулярная формула вещества СхНуОz :

x:y:z = n(С) : n(H) : n(О) = 0,18 : 0,36 : 0,06=3:6:1

М(С3Н6О) = 36 + 6 + 16 = 58г/моль, формула вещества – С3Н6О

4 балла

2.Построены структурные формулы двух изомерных соединений и даны названия веществам (пропаналь, пропанон)

2 балла

3. Записано уравнение окисления одного из веществ:

а) за схему окисления – 1 балл

б) за уравнение реакции с коэффициентами – 1 балл

в) за схему электронного баланса – 1 балл

г) указание окислителя, восстановителя – 1 балл

3СH3CH2COH + К2Сr2O7 + 4H2SO4 → 3СH3CH2COOH + Cr2(SO4)3+ 4H2O + K2SO4

С+1-1е→С+2

3

восстановитель

Сr+6+3е→Cr+3

1

окислитель

или

3СН3СОСН3+4К2Сr2O7+16H2SO4→3CO2+3CH3COOH+4Cr2(SO4)3+4K2SO4+19H2O

С+2-1е→С+3

С+3-7е→С+4

3

восстановитель

Сr+6+3е→Cr+3

8

окислитель

4 балла

Итого:

10 баллов


11.3 А.В. Артемов, С.С. Дерябина

Какова масса кристаллогидрата Na2SO4 × 10 H2O, которая останется после испарения 3 кг 10 %-ного по массе раствора сульфата натрия?

Решение:

  1. Рассчитана масса сульфата натрия:

m (Na2SO4) = 𝛚 m (раствора) / 100 =10 ×3000 /100 =300 г.

2 балла

  1. Рассчитано количество вещества Na2SO4:

n (Na2SO4) = m (Na2SO4) /M(Na2SO4) = https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/13/s_5bc23c955f394/968975_3.png = 2,1 моль

2 балла

  1. Рассчитано количество вещества (H2O) в кристаллогидрате:

Т.к. на 1 моль Na2SOприходится 10 моль H2O, тогда на 2,1 моль Na2SOприходится H2O:

n (H2O) = n (Na2SO4) × 10 = 2,1 × 10 =21 моль

2 балла

  1. Рассчитана масса воды:

m (H2O) = n (H2O) ×M (H2O) = 21×18 = 378 г.

2 балла

  1. Рассчитана масса кристаллогидрата после испарения :

m = (Na2SO4) + m (H2O) = 300+ 378 = 678 г.

2 балла

Итого:

10 баллов


11.4 СтатГрад. Тренировочная работа

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/13/s_5bc23c955f394/968975_1.png

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/13/s_5bc23c955f394/968975_2.png

 

В уравнениях приведите структурные формулы органических веществ.

Решение:

Каждое правильно написанное уравнение реакции

2 балла

ИТОГО:

10 баллов


11.5 (мысленный эксперимент). Всероссийская олимпиада школьников по химии   Областной этап

Состав малахита определяется формулой Cu2(OH)2CO3.

  1. Как можно доказать качественный состав минерала, выделив каждый из входящих в него элементов в виде простого вещества?
  2. Как можно получить это соединение из простых веществ?

Составьте уравнения возможных реакций.

(считать, что экспериментальные возможности не ограничены какими-то условиями).

Решение.

  1. Cu2(OH)2CO3https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/13/s_5bc23c955f394/968975_6.png2CuO + CO2 + H2O

2H2Ohttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/13/s_5bc23c955f394/968975_7.png 2H + O2↑или 5 Н2О + СuSO= СuSO4*5 Н2О

CO+ 2Mg →2MgO +C или СО2 + Са(ОН)= СаСО+ Н2О

CuO + H2 https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/13/s_5bc23c955f394/968975_6.pngCu + H2O

  1. 2H+ O2→2H2O

2H2O + 2Na→ 2NaOH + H

C + O2 → CO2

2NaOH + CO2→ Na2CO3 + H2O

Cu +Cl2https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/13/s_5bc23c955f394/968975_6.png CuCl2

2CuCl2 + 3Na2CO3 + 2H2O→ Cu2(OH)2CO↓ + 4NaCl +2NaHCO3

Критерии оценивания: за каждое уравнение реакции - 1 балл. Общая сумма баллов за решение задачи - 10 баллов



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городская олимпиада по химии. 8-11 классы.

Задания и ответы для 8-11 классов....

Школьная олимпиада по химии 9-10 класс.

Данные   задания  можно  предложить  в  качестве   школьной   олимпиады,  а   так  же    учащимся   9-11 классов,  которые ...

Календарно-тематический план подготовки к ГИА по химии в 9 классе учителя химии Хайрутдиновой М.Х.

Календарно-тематический план         подготовки к ГИА по химии    в 9 классе учителя химии Хайрутдиновой М.Х.МБОУ – Большенырсинской СОШ Тюлячинс...

задания для подготовки к олимпиаде по химии

задания для подготовки к олимпиаде по неорганической химии для учащихся 9, 10, 11 классов...

Методические рекомендации по подготовке к олимпиаде по химии

Методические рекомендации по подготовке к олимпиаде по химии...

Подготовка к олимпиаде по химии

Задания и ответы всероссийской олимпиады школьников по химии...