Особенности работы с обучающимися ОВЗ на уроках химии
учебно-методический материал по химии

Матвеева Людмила Ивановна

Проблема работы с обучающимися ОВЗ всегда существует. Тем более количество детей с разными заболеваниями не уменьшается. В условиях введения ФГОС нового поколения работу с такими детьми нужно проводить и в обычных школах на обычных уроках. В работе рассмотрены психологические особенности, причины появления таких детей, их возможное поведение на занятиях, типичные затруднения, возникающие при работе с обучающимися ОВЗ. Особое внимание уделено особенностям организации работы с обучающимися ОВЗ на занятиях. А также приведены примеры работы на уроках с детьми с ограниченными возможностями здоровья при преподавании химии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Матвеева Людмила Ивановна,

учитель химии, высшая квалификационная категория,

МОАУ СОШ №17 ГО г. Нефтекамск, Республика Башкортостан, РФ

Особенности работы с обучающимися ОВЗ на уроках химии

1. Аннотация

Проблема работы с обучающимися ОВЗ всегда существует. Тем более количество детей с разными заболеваниями не уменьшается. В условиях введения ФГОС нового поколения работу с такими детьми нужно проводить и в обычных школах на обычных уроках. В работе рассмотрены психологические особенности, причины появления таких детей, их возможное поведение на занятиях, типичные затруднения, возникающие при работе с обучающимися ОВЗ. Особое внимание уделено особенностям организации работы с обучающимися ОВЗ на занятиях. А также приведены примеры работы на уроках с детьми с ограниченными возможностями здоровья при преподавании химии. Приведены общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья.

2. Содержание

2.1. Введение

2.2. Причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья

2.3. Психологические особенности  детей с ОВЗ

       2.4. Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

2.5. Особенности организации работы для детей с ОВЗ

2.6. Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья.

2.7. Особенности преподавания химии для детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.8. Заключение

           3. Список использованных источников и литературы

2.1. Введение

В настоящее время, каждый десятый человек на Земле, имеет те или физические, психические или сенсорные дефекты. Среди них около 150 млн. детей. В России, согласно статистике, насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья, это 8% из всего детского числа. Из-за своих заболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники, в основном, избегают общения с ними. Происходит ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Итогом этого, является задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируются ошибочное представление об окружающем мире у ребенка с ограниченными возможностями здоровья [1].

Возможность получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования, является одним из важных и основных условий их успешной социализации и полноценного участия в жизни общества, самореализации и развития личностных качеств, в различных видах как профессиональной, так и социальной деятельности. Гарантированность осуществления права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. В Конституции РФ и Федеральном Законе «Об образовании» говорится, что дети с проблемами в развитии и здоровья имеют равное со всеми право на образование. Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть осуществлено путем организации их образовательного процесса с нормально развивающимися сверстниками [1].

2.2. Причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь [3].  

Существуют причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

  • пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;
  • натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;
  • постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид [3].

2.3. Психологические особенности  детей с ОВЗ

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.  

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и  особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости,  вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации [3].  

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе) [3].

2.4. Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

  1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
  2. Темп выполнения заданий очень низкий;
  3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
  4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
  5. Низкий уровень развития речи, мышления;
  6. Трудности в понимании инструкций;
  7. Инфантилизм;
  8. Нарушение координации движений;
  9. Низкая самооценка;
  10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается         малейшее изменение в настроении;
  11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
  12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
  13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство; характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то становятся раздражительными, плаксивыми.
  14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству [3]. 

2.5. Особенности организации работы для детей с ОВЗ

Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на выполнении поставленной задачи. При неудачах быстро теряют интерес, отказываются от еѐ выполнения. Ребенок начинает нервничать, суетиться, усиленно жестикулировать и гримасничать [2]. У другой группы детей с ограниченными возможностями здоровья может, выделяется повышенная возбудимость, тревожность, настойчивость, склонность агрессии, упрямству. Характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то становятся раздражительными, плаксивыми. При организации образовательного процесса с таким ребенком следует разговаривать спокойным тоном, проявлять дружелюбие и терпение. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью: чрезмерно реагируют на изменение тона голоса, замечают малейшие изменения в настроении педагога, крайне болезненно на какие-либо высказывания в их сторону от одноклассников или просто сверстников. Именно поэтому, важнее всего, необходима спокойная обстановка. Все эти особенности психики детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют соблюдение определенного режима и правил при организации образовательного процесса для данной категории детей [2].

Структура и содержание образования для детей с ОВЗ имеет специфические особенности. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов [2].

Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются [2].

В процессе обучения учителю следует:

- использовать четкие указания;

- поэтапно разъяснять задания;

- учить последовательно выполнять задания;

- повторять инструкции к выполнению задания;

- демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная задача);

В учебном процессе использовать различные виды деятельности:

- чередовать занятий и физкультурные паузы;

- предоставлять дополнительное время для завершения задания;

- предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;

- использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями;

- обеспечивать школьника копией конспекта [2].

Способы оценки достижений и знаний учащихся:

- использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

- ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;

- оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;

- акцентировать внимание на хороших оценках;

- разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;

- проводить оценку переделанных работ;

- использовать систему оценок достижений учащихся.

В организации учебного процесса необходимо:

- использовать вербальные поощрения;

- свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем на негативное;

- составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;

- предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;

- разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;

- игнорировать незначительные поведенческие нарушения;

разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;

осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

Один из важнейших моментов - создание ситуации успеха на уроке, возможности исправить ошибку. Необходимо предлагать учащимся такие задания, которые помогают создать ситуацию успешности, реализуют право ребенка исправить ошибку. Причем обучающийся может исправить ошибку незаметно для окружающих. Например, при заполнении кроссворда учащийся может сначала воспользоваться карандашом, чтобы при обнаружении ошибки стереть надпись [2].

Полезны задания, требующие выполнить схематический рисунок. Это значительно облегчает работу учащихся, которым трудно словесно (устно или письменно) оформить свой ответ.

Следующим важным принципом является использование большого количества игровых методов и форм. Например, это могут быть задания по конструированию объектов. Подобные задания воспринимаются учащимися как игра, они всегда выполняют их с удовольствием. Наблюдение учебного процесса доказывает, что данные задания учащиеся продуктивно выполняют даже в конце урока, когда их учебные возможности уже на исходе [2].

Для учащихся с ЗПР важно постепенное усложнение учебного материала, подача его небольшими дозами. При этом задания на каждом уроке необходимо усложнять постепенно (первыми необходимо давать более простые задания). Учащимся с ЗПР важно предлагать достаточное число заданий, которые рекомендуется выполнять с помощью учебника. Анализ школьной практики и собственный опыт показали, что данные задания доступны всем учащимся с ЗПР.

Важным является частое переключение с одного вида деятельности учащихся на другой, используя работу с учебником, с приложениями, заполнение схем, рисунков и т. д.

Необходимо использовать на уроке большое количество красочного дидактического материала, наглядных пособий, натуральных объектов.

Необходимым является усиление практической направленности учебного материала, опора на жизненный опыт ребенка.

С целью эффективного усвоения учебного материала учащимися с ЗПР необходимо многократное, поэтапное повторение, частое обращение к «старым» знаниями.

Задания на повторение необходимы на каждом этапе урока. Для облегчения работы учащихся важно использовать достаточное количество заданий с опорой на образец, то есть заданий репродуктивного характера. Это могут быть задания по заполнению схем, обозначению на рисунках частей объектов.

Ещё одним немаловажным моментом является использование при письменной формулировке задания минимального числа буквенных символов и как можно большего числа знакомых условных обозначений [2].

2.6. Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья

  • Принимать ребенка таким, какой он есть.
  • Как можно чаще общаться с ребенком.
  • Избегать переутомления.
  • Использовать упражнения на релаксацию.
  • Не сравнивать ребенка с окружающими.
  • Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  • Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за что.
  • Обращаться к ребенку по имени.
  • Не предъявлять ребенку повышенных требований.
  • Стараться делать замечания как можно реже.
  • Оставаться спокойным в любой ситуации [3].

 

2.7. Особенности преподавания химии для детей с ограниченными возможностями здоровья

Химия считается одним из наиболее трудных школьных предметов. И уже через некоторое время после начала изучения материала активность, интерес учащихся и качество знаний падает из-за большого объема теоретического материала и большого количества практических упражнений, в разнообразии которых учащиеся не успевают разобраться из-за недостаточного количества времени, отведенного на изучение тем [4].

Во время урока работа с обучающимися ОВЗ отличается: материал, формы работы на уроке подбираются так, чтобы задействовать как можно большее количество органов чувств. Во внимание принимается личный опыт учеников. Материал обязательно связан с реальной жизнью, чтобы повысит мотивацию обучающихся, и ответить на вопрос «Для чего  нужно знать материал, который изучается на этом уроке?».

Например, урок химии в 8 классе по теме «Реакции обмена»:

1) примеры реакций обмена в жизни и практической деятельности человека: 

– реакции обмена имеют широкое практическое значение в промышленности и в повседневной жизни человека. Так, например, кондитерами используются разрыхлители теста – это углекислый газ, который получается при взаимодействии кислоты и пищевой соды. Он обеспечивает нужную структуру пор теста и вкус продукта.

– для извлечения из сточных вод металлов (цинка, меди, хрома, никеля, свинца, ртути, кадмия, ванадия, марганца и др.). Также извлечение соединений мышьяка, фосфора, цианистых соединений и радиоактивных веществ.

– для удаления накипи в нагревательных приборах, которая образуется из – за жесткости воды; также некоторые соли можно использовать в пищевых целях. Основания и оксиды широко используются в промышленности для получения других веществ, стройматериалов и т. д. Некоторые минеральные кислоты и соли входят в химический состав живых организмов и необходимы для их жизнедеятельности. Например, недостаток поваренной соли (хлорида натрия) организм восполняет разрушением костной и мышечной тканей, что может привести к различным заболеваниям.   

2) объяснение учителя о принципах составления уравнений реакций этого типа;

3) демонстрация слайдов презентации, иллюстрирующих принципы составления уравнений реакций этого типа;

4) проведение химических реакций, демонстративно или при работе в группах, или просмотры видеороликов;

5) работа обучающихся при составлении уравнений реакций изучаемого типа фронтально и индивидуально [3].

При изучении химии большое внимание должно отводиться проведению эксперимента, лабораторных и практических работ. При проведении лабораторной или практической работы продумываются задания посильного характера - ведь, работая в группе, ребенок с ОВЗ должен чувствовать себя комфортно. В каждой группе назначается консультант – ученик позитивный, доброжелательный, который в любой момент поможет.

Немаловажную роль при работе с детьми с ОВЗ играют здоровье сберегающие технологии. Эти ученики не могут выполнять одну работу длительное время. Смена деятельности им просто необходима, и это нельзя забывать. Если у ребенка пропал интерес к работе, стал отвлекаться: даем ему работу на другой вид деятельности – это карточки «сделай по образцу», прочитай часть параграфа и ответь на ряд вопросов, посмотри презентацию по изучаемой теме, проделай эксперимент и сделай выводы, поработай в паре над задачей [4].

Одним из важнейших моментов на своих уроках является создание ситуации успеха для детей с ОВЗ, т.е. возможность исправить свою ошибку. Например, раздаются индивидуальные карточки с заданиями, в которых нужно разгадать кроссворд по пройденной теме, и при его выполнении учащийся может воспользоваться простым карандашом, чтобы при обнаружении ошибки стереть неправильную надпись, причем ребенок может исправить ошибку незаметно для окружающих.

Также на уроках полезны задания, требующие выполнить схему или рисунок. Это облегчает работу учащихся, которым трудно словесно (устно или письменно) оформить свой ответ. В практической деятельности  учитывается, что для учащихся с ОВЗ важно постепенное усложнение учебного материала, подача его небольшими дозами. При этом задания на каждом уроке лучше всего усложнять постепенно [4].

Необходимо использовать на уроках химии большое количество красочного дидактического материала (наглядных пособий, презентаций, натуральных объектов).

Также интересным для детей является практическое выполнение заданий на дому, на пример предлагается проделать опыт и ответить на вопрос. При выполнении данного задания учащиеся не только усваивают теоретические знания об условиях, но и закрепят практические навыки.

С целью эффективного усвоения учебного материала учащимся необходимо многократное, поэтапное, частое обращение к «старым» знаниям. Задание на повторение необходимы на каждом уроке. В конце каждой темы организуется итоговое повторение с помощью различных методов и приемов, кроссвордов, ребусов, тестов и т.д.

Для облегчения работы учащимся с ОВЗ можно использовать задания с опорой на образец, т.е. задания репродуктивного характера. Это могут быть задания по заполнению схем, обозначению на рисунках частей объектов. При этом учебный материал вначале разбирается с ребятами по учебнику, лишь затем предлагается выполнить в тетради самостоятельно, по образцу.

Исходя из опыта и особенностей детей с ОВЗ, я пришла к выводу, что на уроках и при выполнении домашнего задания необходимо использовать задания, направленные на развитие мелкой моторики учащихся. Этому способствует работа с пластилиновыми моделями, которые выполняют учащиеся. Такая работа помогает развивать восприятие, повышает интерес учащихся к уроку химии.

Вот некоторые рекомендации по адаптации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе на уроках химии:

Книги

1)Материал для чтения должен быть комфортным для ребенка.

Учитель может выделять маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием.

2) Возможно использование карточек для конспектирования ключевых тем.

3) Желателен текст с иллюстрациями.

4) Перед чтением текста необходимо познакомить ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять.

5) Разделять текст на небольшие смысловые части. В тексте должна

быть зафиксирована только основная мысль.

6)Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, направленными на понимание фактической информации.

Планирование работы в классе

1)Заменять письменные задания альтернативными. Например, ребенок диктует ответы на диктофон.

2)Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения. 3)Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере.

4)Уменьшать объем выполняемой учеником работы.

5)Предусмотреть работу в парах, в группах. Изменять правила, которые ущемляют права ребенка.

6)Предлагать четкие алгоритмы для работы.

7)Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом.

8)Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если он находится в состоянии стресса.

9) Обязательное использование наглядных средств.

10) Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка.

11) Избегать давать задание на переписывание.

Формулировка заданий

1)Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.

2) Задание должно быть кратким, конкретным, с одним глаголом. 3)Побуждение ребенка к повторению задания.

4)Формулируя задание, необходимо стоять рядом с ребенком.

Оценка

1)Необходимо отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

2)Не обращать внимания на не очень серьезные нарушения дисциплины.

3)Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).

      Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.

     Хороший результат дает и распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому. Но ошибкой было бы все время помогать «особому» ребенку, ему надо позволить в каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить и, таким образом, учить решать проблемы, справляться с ситуацией.

     В своей работе я использую следующие формы и методы организации образовательного процесса для детей с ОВЗ:

   Индивидуальные карточки «сделай по образцу». Учащийся получает карточку, где одна задача полностью решена с объяснением, а самостоятельно нужно решить задачу подобного типа, только цифры другие. Успех при подобном решении очевиден и это вновь повышает самооценку ребенка.

    Обязательно такие дети вовлекаются в групповую работу. В группе они должны получить посильное задание, с которым явно справятся. Все задания, предлагаемые детям с ОВЗ, должны быть направлены на то, чтобы ребенок поверил в себя, повысил свою самооценку. К доске такие ребята не любят выходить, но, если я сама чувствую, что ребенок обязательно справится с задачей, вызываю.

    При проведении лабораторной или практической работы продумываю задание посильного характера - ведь, работая в группе, ребенок с ОВЗ должен чувствовать себя комфортно. В каждой группе назначается консультант – ученик позитивный, доброжелательный, который в любой момент поможет (см. Фото 1).

https://sun9-61.userapi.com/impg/qrOB6EQT88A8CI236n1hoi4MBpjL6qXiZQIHDQ/VBrZ3SOBOkE.jpg?size=1280x960&quality=95&sign=07e9c8b57c0d1e6a36ee674c734d48f3&type=album

Фото 1. Работа консультантов на уроке химии

    Немаловажную роль при работе с детьми с ОВЗ играют здоровье сберегающие технологии. Эти ученики не могут выполнять одну работу длительное время. Смена деятельности им просто необходима, и это нельзя забывать. Вижу, что у ребенка пропал интерес к работе, стал отвлекаться: даю ему работу на другой вид деятельности – это карточки «сделай по образцу», прочитай часть параграфа и ответь на ряд вопросов, посмотри презентацию по изучаемой теме, проделай эксперимент и сделай выводы, поработай в паре над задачей.

     Одним из важнейших моментов на своих уроках я считаю создание ситуации успеха для детей с ОВЗ, т.е. возможность исправить свою ошибку. Например, я раздаю индивидуальные карточки с заданиями, в которых нужно разгадать кроссворд по пройденной теме, и при его выполнении учащийся может воспользоваться простым карандашом, чтобы при обнаружении ошибки стереть неправильную надпись, причем ребенок может исправить ошибку незаметно для окружающих.

2.8. Заключение

Детям с ограниченными возможностями, безусловно, нужен персональный подход, нужна своевременная помощь, чтобы не запускать учебный материал. Персональный — значит внимательный, заботливый, понимающий. Для этого не нужны большие бюджеты, дорогостоящие ремонты и высокотехнологичные классы ― достаточно увидеть в ученике человека и помочь ему (см. Фото 2).

https://sun9-77.userapi.com/impg/IDaFG9x5hESNTnodVfCUntY7k2iaOIF12CsgaQ/fe6eLPpXpbU.jpg?size=1280x960&quality=95&sign=06bb6acc07e3fe0c423aa4eca683eeb5&type=album

Фото 2. Индивидуальная работа с обучающимися на уроке химии.

Список использованных источников и литературы

1. Олешкевич, В.И. Сопровождение и социализация школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения /В.И. Олешкевич // Дефектология. – 2005. – № 5., – С 16-25.

2. Рубцов, В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителей для новой школы /В.В. Рубцов// Психологическая наука и образование. 2010. № 1 — С. 5—12.

3. Психологические особенности детей с ОВЗ https://gym1542.mskobr.ru/files/attach_files/deti_s_ovz.pdf

4.https://infourok.ru/statya-osobennosti-organizacii-raboti-s-detmi-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-na-urokah-himii-i-biologii-2459720-page4.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учёт индивидуальных особенностей учащихся при использовании КСО на уроках химии "

В статье анализируется система КСО и рассматривается возможность её применения на уроках химии...

Особенности работы с одарёнными детьми на уроках химии

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Химия как школьный предмет предоставляет большие возможности...

Особенности работы с одарёнными детьми на уроках химии

Особенности работы с одарёнными детьми на уроках химии ...

презентация "Особенности применения проблемных моделей обучения на уроках химии"

В презентации рассмотрены особенности применения проблемных методов обучения на уроках химии...

Особенности работы с обучающимися, имеющими расстройства аутистического спектра, в средней школе

В докладе приведены особенности обучающихся с расстройствами аутистического спектра, предложены  методы и приёмы повышения эффективности обучения данной категории детей в средней школе...

Особенности работы с обучающимися с ОВЗ

Особенности работы с обучающимися с ОВЗ...