Прощальный урок в 11 классе "Химия в жизни"
план-конспект урока по химии (11 класс)
Последний урок по химии в 11 классе должен стать памятным для выпускников. На данном уроке учащиеся не только обобщают знания по химии, но и подводят итог всей школьной жизни с 1по 11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proshchalnyy_urok.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые!
Вот он пришел – последний школьный день,
И май-волшебник, полюбуйтесь сами,
Осыпал щедро нежную сирень
Лиловыми душистыми цветами.
24,5 тысяч звонков вместили в себя 11 школьных лет. Ни один из них не похож на другой. Какой-то торопил на 1-ый урок, какой-то звал к любимому учителю, какой-то выручал тебя в трагический момент, когда тебя вызывали к доске, а ты вовсе туда не хотел идти. А были, что греха таить, ни с чем несравнимые звонки в конце четверти, в конце учебного года… Казалось, им не будет конца! Но вот подошло время последнего звонка! Позади – 11 лет, позади – школьные годы!
Первый школьный звонок пригласил вас на самый первый урок, а последний возвестил о том, что вы вступаете в самостоятельную новую жизнь.
Последний звонок...
В этих звуках и радость, и слезы.
Последний звонок...
До свидания детские грезы.
Последний звонок...
Радость встречи и горечь разлуки.
Последний звонок...
Через годы летят эти звуки.
Последний звонок, последний урок, последний, последний, последний...
Все школьное у вас последнее. Сегодня у нас последний урок, урок химии вместе с родителями, учителями, гостями.
Принято считать, что химия – узкая область знаний, необходимая только специалистам, а сами химики – особые люди со своими языком, законами и тайнами. Но человечество накапливало и использовало химические знания уже с первых своих шагов. Ведь древний человек добывал огонь, сквашивал молоко, находил чистую воду. Можно сказать, что вся история человечества – это постижение химической науки.
Тема нашего урока «Химия в жизни».
Без химии жизни, поверьте, нет,
Без химии стал бы тусклым весь свет.
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим.
Химией лечимся, клеим и шьем
С химией мы бок обок живем!
Так что вы без нее пропадете,
Если значение ее не поймете!
А чтобы больше и лучше все знать,
Надо химию понять.
Сегодня у нас в гостях собрались ученые –химики, которые поделятся своими наблюдениями, продемонстрируют некоторые опыты и ответят на ряд моих вопросов.
Химия окружает нас повсюду. Она «запустила свои руки» во все изучаемые учебные предметы. Несмотря на сложность предмета, каждый из вас обладает рядом знаний по химии.
Химия в истории
В истории человечества рассматривается несколько периодов, связанных с металлами. Самый ранний из них период (4—3 тыс. до н. э.) носит научное название энеолит. Преобладают каменные орудия труда, но уже начали появляться металлические. О каком металле и, соответственно, веке идет речь?
Ответ: медь, медный век
Химия в биологии
В крови человека находится железо, которое входит в состав гемоглобина и, окисляясь на воздухе, дает алую окраску крови. У ракообразных и моллюсков кровь при насыщении кислородом становится голубого цвета. Какой металл находится в крови ракообразных?
Ответ: медь
Химия в литературе
1. Имена великих поэтов: Анна Ахматова, Иван Бунин, Борис Пастернак, Николай Заболоцкий, Сергей Есенин, Владимир Маяковский и др., - абсолютно непохожих друг на друга объединяет химия металлов. Какой металл является общим для всех перечисленных великих личностей?
Ответ: серебро
Химия в географии.
В честь какого химического элемента названа Аргентина? (Серебро)
Молодцы, ну а теперь общие вопросы:
- Прокаленный уголек дышать пожарнику помог. (активированный уголь)
- Металл зимой не прочен: чума здоровье точит. (олово)
- Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (платина)
- Скажи, какая из кислот, в лесу под деревом живет? (муравьиная)
5 Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук:
Нет меня - огонь потух.
(Кислород.)
6 Я - металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер - переходный.
(Алюминий.)
7 Хоть составчик мой и сложный,
Без меня жить невозможно.
Я - отличный растворитель,
Жажды лучший утолитель.
А разрушите, так сразу
Два получите вы газа.
(Вода.)
Человек использовал химические процессы, в результате которых образуются новые вещества, еще в доисторическую эпоху. Можно сказать, что человек выделился из животного мира тогда, когда провел первую химическую реакцию. Что это была за реакция? (горение)
Наши химики научились добывать огонь без спичек (На столе стоит свечка. Ученик прикасается к фитилю свечи стеклянной палочкой. Свеча загорается. Предварительно на фитиль свечки нанесите кристаллики KMnO 4 и спирт. Конец стеклянной палочки смочите концентрированной H 2 SO 4 ), а также дым без огня (опыт).
До появления на свет науки химии, существовала так называемая алхимия. Алхимики занимались различными научными изысканиями, порой очень даже интересными. Первостепенной задачей алхимиков являлось получение золота из других металлов. Не одна тысяча жизней была посвящена этому поиску. Также алхимики занимались изготовлением ядов и противоядий, зелья лекарств. Благодаря им было сделано много полезных открытий, хотя золото они так и не смоги получить. Давайте посмотрим, что творили алхимики несколько веков назад. (опыт «вулкан»).
Уж двадцать лет подряд
Все ночи и все дни
Хочу я сделать золото-
Живу лишь им одним.
Из меди и свинца,
Из ртути и угля,
Из фосфора и олова,
Из хрома и огня.
И если мне удастся воплотить
В реальность ту заветную мечту,
Буду я богат, как царь вселенной,
Если только сделать это я смогу.
Химия уже давно нашла применение в нашей жизни.
1 Каждой хозяйке известно, что если варить очень долго борщ, то он постепенно теряет свою красивую темно-красную окраску. Химики, подскажите, как вернуть прежний красный цвет? (добавить уксус)
2 Наступает теплая погода, когда можно отдохнуть на природе, пожарить шашлыки. Скажите, а зачем маринуют мясо для шашлыков? (маринование облегчает переваривание мяса, тк в маринаде начинается гидролиз белков)
3 Мои знакомые собираются бетонировать дорожку около дома, но не знают в какую погоду лучше это делать. Что вы посоветуете в данном случае? (основным химическим процессом, происходящим при «схватывании» бетона, является гидратация. По – этому для выполнения бетонных работ предпочтительна влажная погода)
4 Почему нельзя сушить обувь из натуральной кожи на батарее отопления?
Ответ. Из чего обувь? Натуральная кожа образована из белков - коллаген, кератин, эластин. Как влияет температура? Происходит денатурация - нарушение естественной структуры белка, разрыв связей, поддерживающих II и III структуры и деструкция - разрушение макромолекул белка, с выделением газообразных веществ - NH3 , H2S, CO2 и т.д. (Эти процессы изменяют прочность кожи и размер обуви).
5 Криминальная хроника: Задержаны торговцы антиквариатом, которые сделали себе состояние на продаже поддельных статуэток. Подлинные мраморные статуэтки представляют собой художественную ценность, а их гипсовые подделки такой ценности, конечно же, не представляют. Как удалось отличить мраморную статуэтку от гипсовой подделки? (Если на мрамор капнуть кислоту, то будет внешний эффект – шипение)
6 Нечестные продавцы молока разбавляли его водой, а чтобы прозрачность его не увеличивалась, добавляли крахмал. Как распознать фальсификацию?
Ответ. Капнуть спиртовой раствор йода. Синее окрашивание изобличит нечестных торговцев.
Ну а теперь посмотрите случай на уроке химии. (видео)
Мы с вами вместе с 8го класса. Помимо школьных уроков, мы встречались и на внеклассных мероприятиях. В 8м классе вас посвящали в юные химики, в 9 классе некоторые из вас выполняли итоговую контрольную работу по химии, а в прошлом году вы уже мне помогали в посвящении других учеников в юные химики. Были и в жюри и опыты показывали. На предметной неделе без вас тоже не обошлось. (видео)
Я хочу поблагодарить наших химиков за то, что всегда приходили мне на помощь, не отказывали мне. Пусть химия вам не вредит, а только помогает!
Учитель: Вот и закончилась прекрасная школьная пора. Впереди у вас экзамены. Неумолимо идет время, отсчитывая секунды, минуты, часы, недели, месяцы, годы. Кажется, что это было очень давно, когда вы робко и неуверенно вошли в 1 класс.
Тогда для вас все было впереди: первая учительница, первый звонок, первое прочитанное слово, первые радости и огорчения.
Ученик: Вы помните? Вы все, конечно, помните,
Как мамы за руку нас в школу привели,
Взволновано назвали новым словом - школьники!
И мы навстречу знаниям пошли.
Видеоролик (первый класс)
Ученик: Нам совсем чуть-чуть осталось,
Прозвенит вот-вот звонок,
Но хранит, лелеет память
Самый первый – Ваш урок.
Вы водили нас за ручку,
По премудростям наук,
Все хорошее, что есть в нас
Взяли мы из ваших рук!
Учитель: Слово предоставляется первой учительнице.
Учитель: А потом был волнительный переход в 5-й класс, когда на каждый урок приходил к вам новый учитель. И поначалу было страшно, ведь вам было трудно даже запомнить их имена. И они были такими разными. Сегодня вы лишь улыбаетесь своим опасениям и страхам. Учителя стали для вас родными. Даже те, кто работал с вами хоть одну четверть, полгода, год - неважно сколько! - оставил в ваших душах след.
Видеоролик
Ученик: Сегодня наш последний урок,
Сегодня звенит наш последний звонок,
Слова благодарности, хотим мы сказать,
Здоровья всем учителям хотим мы пожелать!
Спасибо Вам за годы вдохновения,
Спасибо Вам за труд, за гордые стремления,
Мы Вам здоровья, счастья пожелаем,
Мы бесконечно любим Вас и уважаем!
Сегодня наш прощальный день,
Звенит звонок последний наудачу,
Желаем много счастья и добра,
Вам дорогие наши, добрые учителя!
Учитель: На протяжении ваших 11 лет, с рождения и дальше милыми помощниками, любящими вас были… родители, которые переживали за все неудачи, радовались успехам и сейчас готовы во всем помочь… Этот праздник и их праздник. Недаром они сегодня здесь вместе с вами.
Видеоролик (дети и родители)
Ученик: Не плачьте, милые родители,
Что к берегам плывем другим
И покидаем сень обители
С названьем «Школа» дорогим,
Под вашим строгим мы надзором
Росли, не ведая о том,
Что строгость нам была опорой,
Защитой, в мире непростом,
Родные, лучшие, любимые,
Мы начинаем взросло жить,
Но детства ниточку незримую
Вовек нам не разъединить,
Чтоб ни случилось, сердцем знали мы,
Что есть на свете уголок,
Где нас и с счастьем и с печалями
Ждет мамин с папой островок,
По морю поплывем бескрайнему
Покинув детства островки,
Прощайте, школьные задания,
И переменки, и звонки,
Портфели, ранцы, книжки, папочки,
И первый и последний класс,
Спасибо мамочки и папочки
За все, что сделали для нас!!!
Учитель: Напутственные слова для вас подготовили родители.
Учитель: Я не могу не прочитать вам одну притчу, которая называется "Если ласточка смогла, ты тоже можешь"
Каждый год наступает весна, когда морские ласточки совершают перелет с Северного полюса на Южный, а потом через несколько месяцев, пускаются в обратный путь. Они должны пролететь 17 тысяч км, полагаясь только на силу своих крыльев. Часто на расстоянии 3 тысяч км полета вокруг нет ни одного клочка земли, только море. Но, несмотря ни на что, они проделывают этот путь, чтобы вернуться точно в то место, где они оставили свое гнездо. Птицы летят над гигантскими волнами, способными перевернуть огромный корабль, выдерживают такие порывы ветров и бурь, которые предпочитают обходить стороной современные самолеты, переносят такие низкие температуры, которые заставляют поворачивать назад оснащенные по последнему слову техники полярные экспедиции. Ничто не может сбить их с пути, и рано или поздно они долетают до своей цели.
Если маленькая морская ласточка, собрав все свои силы может преодолеть столько препятствий для достижения цели, то неужели мы не сможем?!
У каждого из нас есть крылья души для полета, для осуществления своей мечты. Нам нужно только не уставать, прилагать все силы и днем, и ночью. Не затягивать отдых на теплых берегах. На вашем пути будут и волны, и ветра, и холод, но вы дойдете до цели. Если маленькая ласточка смогла, сможешь и ты. Сегодня вы как эти ласточки, улетающие в дальние странствия. Но вы будете прилетать в свое родное гнездышко, и вас будут ждать не только родители, но и школа, и учителя.
Удивляясь - мы учимся жить,
Ошибаясь - мы учимся жить,
Обжигаясь - мы учимся жить,
По-другому не быть!
Помогая - мы учимся жить,
Создавая - мы учимся жить,
Защищая - мы учимся жить,
В сердце силу растить!
Мрак откинув - как факел горим,
Маски скинув - как факел горим,
Сердце вынув - как факел горим,
И на этом стоим!
В жизни можно по-разному жить,
В горе можно, и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям!
Дорогие наши выпускники!
Пусть в лабиринтах взрослой жизни
Вам будет просто и легко!
Служите делу и Отчизне
Поблизости и далеко!
Мир несказанно интересен
И интригующе велик!
Пусть будет радостно от песен,
Пусть будет тесен материк!
Успехов тебе, выпускник,
Счастливой судьбы и удачи!
Пусть знаний волшебный родник
Поможет решить все задачи!
Пусть станет доступной мечта,
Исполнится море желаний!
Пусть радует жизнь красота
И найдено будет призванье!
Перед тобой открыты все пути:
Восток и запад, север, юг, столица...
Но если хочешь далеко пойти,
То вовремя сумей остановиться.
Грустны минуты расставанья,
Но мы сейчас не будем плакать.
Всё позади: волненье, ожиданье,
И хочется сказать на память:
У каждого из вас своя дорога,
Какой бы путь ни выбрали вы свой.
Мы ждем вас всех у школьного порога.
С открытой, чистою душой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".
Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник» Предварительная подготовка к уроку К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»...
Прощальный урок в 11 классе
Как провести последний урок литературы в 11 классе? Это должна быть особая атмосфера. Ребята ждут этого, а я начинаю урок как обычно: сегодня у нас небольшая творческая работа. В ответ:"у...У,,,!" Раз...
Урок литературы по теме :"Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева", урок литературы по теме: "Проблема поколений по роману И.С.Тургенева"Отцы и дети"
конспект урока по литературе...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
ОТКРЫТЫЙ УРОК элективного курса «Стиль жизни – здоровье». Занятие по теме: «Мораль и нравственность в жизни человека»
В текущем учебном году после прохождения курсов повышения квалификации на кафедре НИПКПиПРО г. Новосибирска, я взялась за апробацию программы «Стиль жизни – здоровье», авторы: И.В. Габер, М.П. Радченк...
Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")
В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...
Презентация + конспект урока по теме "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане".
Конспект урока географии для учащихся 6 класса к учебнику Дронова, Савельевой...