Развитие Естетственно-Научной грамотности на уроках химии.
статья по химии (8, 9 класс)

Присада наталья Андреевна

В статье представлен  задания по формированию функциональной естественно-научной грамотности при конструировании современного урока химии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_eng_na_urokah_himii.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Естественно-научная грамотность (ЕНГ) является одним из аспектов функциональной грамотности.

Естественнонаучная грамотность – это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений».

Ученик, обладающий естественнонаучной грамотностью, должен проявлять следующие компетенции: − научно объяснять явления; − понимать особенности естественнонаучного исследования; − научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.

Разработка заданий на формирование ЕНГ достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов.

Задания должны содержать реальные жизненные ситуации, которые можно описать, объяснить или исследовать с использованием имеющегося у учащихся запаса естественнонаучных знаний.

На уроках химии современный учитель должен использовать задания по формированию и оцениванию ЕНГ.

В чем заключаются основные отличия заданий, которые можно использовать на уроках для по формирования компетенций ЕНГ от обычных заданий по хими?

- это не типичные учебные задачи по химии, характерные для школы;

- это задачи близкие к реальным проблемным ситуациям;

- это задачи, связанные с разнообразными аспектами окружающей    жизни;

- это задачи, содержание задания которых должно формироваться, основываясь на следующих контекстах: здоровье, природные ресурсы, окружающая среда, опасности и риски, связь науки и технологий;

- это задачи, которые требуют для своего решения не только знаний по  химии,  но и сформированных метапредметных умений;

- эти задачи должны оцениваться по четко сформулированным критериям.

Примеры заданий, которые можно использовать на уроках химии.

Компетенция  «Научное объяснение явлений».

Задания с низким познавательным уровнем.

Пример 1. Тема Растворы.  Решение задач на вычисление массовой доли растворенного вещества. 8 класс.

Задача.  Фармацевту необходимо приготовить 5%-ный раствор йода, который используют для обработки ран. Какой объем раствора он может приготовить из 10 г кристаллического йода, если плотность раствора должна быть 0,950г/мл?

Компетенция

ЕНГ 1. Научное объяснение явления

Проверяемое умение универсального характера

ЕНГ1.1Применить естественнонаучные знания для анализа ситуации/проблемы.

Типы научного знания

Знание содержания

Содержание

Химические системы. Математическая грамотность.

Контекст

Личностный

Когнитивный уровень

низкий

Формат вопроса

Задание с открытым ответом

Критерии

1. Вычислен объем раствора – 2 балла

2. Вычислена масса раствора - 1балл

3. Другие ответы или ответ отсутствует– 0 баллов

Пример 2. Тема Углерод. Соединения углерода. 9 класс.

Жесткость воды – совокупность химических и физических свойств воды, связанных с содержанием в ней растворенных солей щелочноземельных металлов, главным образом кальция и магния. Вода с большим содержанием таких солей называется жесткой, с малым содержанием – мягкой. Жёсткость воды бывает временной и постоянной. Временная (карбонатная) обусловлена присутствием в воде растворимых гидрокарбонатов кальция и магния. Называется она так потому, что их устраняют кипячением воды. Последствием временной жесткости является образование накипи в чайниках, трубах отопления и т.д.

Вопрос: выбери уравнения химических реакций, которые отражают процессы происходят при кипячении воды.

1) Ca(HCO3)2 → CaCO3 ↓ + CO2 + H2O              2) CaO + H2O = Ca(OH)2

3) MgSO4+Ca(OH)2 = Mg(OH)2 + CaSO4   4) Mg(HCO3)2 = MgCO3↓ +H2O+CO2

 

Компетенция

ЕНГ 1. Научное объяснение явления

Проверяемое умение универсального характера

ЕНГ1. Выбрать объяснение, наиболее полно отражающее описанные процессы.

Типы научного знания

Знание содержания

Содержание

Химические системы

Контекст

          Глобальный

Когнитивный уровень

низкий

Формат вопроса

Задание с выбором ответа

Критерии

1. Даны два верных ответа – 2 балла

2. Дан один верный ответ - 1балл

3. Другие ответы или ответ отсутствует– 0 баллов

Пример 3. Тема «Соли» 8 класс. / Тема «Галогены». 9 класс.

Средний познавательный уровень.

Зимой хлорид натрия, смешанный с другими солями, песком или глиной – так называемая техническая соль – применяется как антифриз против гололёда. До сих пор техническая соль может считаться эффективным противогололёдным средством.

Вопрос.

1) Какое свойство соли обусловило такое её применение в народном хозяйстве? 2) Какую роль играет песок в используемой смеси?

Компетенция

ЕНГ 1. Научное объяснение явлений.

Проверяемое умение универсального характера

ЕНГ1.1Применить естественнонаучные знания для анализа ситуации.

Типы научного знания

Знание содержания

Содержание

Химические системы

Контекст

Местный/национальный

Когнитивный уровень

средний

Формат вопроса

Задание с открытым ответом.

Ответ:

1) соль поглощает воду и превращается в раствор, температура замерзания которого ниже, чем у воды;

2) песок удерживает раствор, не даёт раствору стекать с дороги; уменьшает скользкость дороги

Критерии

1. Даны два верных ответа – 2 балла

2. Дан один верный ответ - 1балл

3. Другие ответы или ответ отсутствует– 0 баллов

Компетенция «Понимание особенностей естественнонаучного исследования».

Пример 1. Тема «Галогены». 9 класс. 

Этот пример показывает, как опираясь на один текст, можно дать задания разного когнитивного уровня.

1. Вездесущий иод.

1.Иод – это кристаллическое вещество чёрно-серого цвета с металлическим блеском. 2.Обладает замечательным свойством: при нагревании, не плавясь, т.е. минуя жидкое состояние, переходит в газообразное состояние. 3. Пары иода имеют резкий запах и фиолетовую окраску, откуда и произошло название данного элемента – «фиалковый» (греч.). 4 В виде свободного вещества ядовит: при вдыхании паров иода появляется головная боль, кашель, насморк, может быть отёк лёгких.

5. Иод – это редкий элемент, его содержание в земной коре составляет около одной стотысячной процента. 6 Вместе с тем с помощью современных методов анализа можно обнаружить присутствие хотя бы незначительных следов иода в почве, воде, растениях, организмах животных. 7. Морские водоросли накапливают иод. 8 «Иод вездесущий», – писал о нём академик А.Е. Ферсман. 9.Особую роль иод играет в жизни животных и человека. 10. Добавление небольших доз иода в корм скоту увеличивает удой молока у коров, ускоряет рост шерсти у овец, повышает яйценоскость кур. 11. При недостатке иода у человека нарушается интеллект, развивается базедова болезнь, которая обусловлена сбоем в выработке гормона и нарушением функционирования щитовидной железы. 12. Наибольшую славу иод приобрёл благодаря активному использованию в качестве средства для дезинфекции кожи вокруг места повреждения. 13. Другое применение спиртовой настойки иода в домашних условиях – нанесение иодной сетки на кожу в месте ушиба, шишки (гематомы).

Низкий познавательный уровень.

1. Прочитайте предложения под номерами 2, 3, 6, 11. Выпишите номера предложений в которых говорится о иоде, как простом веществе.

2. Укажите положение иода в Периодической системе химических элементов. Определите число электронов, протонов, нейтронов в атоме элемента.

Компетенция

ЕНГ 2. Понимание особенностей естественнонаучного исследования.

Проверяемое умение универсального характера

Интерпретировать результаты исследований. Сделать выводы.

Типы научного знания

Знание содержания

Содержание

Химические системы

Контекст

личностный

Когнитивный уровень

низкий

Формат вопроса

Задание с открытым ответом.

Критерии

1. Даны два верных ответа – 2 балла

2. Дан один верный ответ - 1балл

3. Другие ответы или ответ отсутствует– 0 баллов

Средний познавательный уровень.

1.С учётом расположения иода в Периодической системе химических элементов объясните твёрдое агрегатное состояние иода и наличие у него металлического блеска.

Компетенция

ЕНГ 2. Понимание особенностей естественнонаучного исследования.

Проверяемое умение универсального характера

Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснения явлений и процессов.

Типы научного знания

Знание содержания

Содержание

Химические системы

Контекст

личностный

Когнитивный уровень

средний

Формат вопроса

Задание с открытым ответом.

Критерии

1. Даны два верных ответа – 2 балла

2. Дан один верный ответ - 1балл

3. Другие ответы или ответ отсутствует– 0 баллов

Высокий  познавательный уровень.

4. Известно, что во многих районах нашей страны в пище человека и кормах для животных содержится недостаточное количество иода. Как эта проблема решается в нашем государстве? Почему выбран именно такой вариант?

Компетенция

ЕНГ 2. Понимание особенностей естественнонаучного исследования.

Проверяемое умение универсального характера

Анализировать информацию из различных областей естествознания, обобщать и оценивать доказательства, формулировать выводы, учитывая несколько источников информации, разрабатывать план, ведущий к правильному ответу.

Типы научного знания

Знание содержания

Содержание

Химические системы

Контекст

Местный/национальный

Когнитивный уровень

высокий

Формат вопроса

Задание с открытым ответом.

Критерии

1. Даны два верных ответа – 2 балла

2. Дан один верный ответ - 1балл

3. Другие ответы или ответ отсутствует– 0 баллов

Компетенция. «Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов».

 

Тема «алюминий». 9 класс.

Полезный алюминий..

 Алюминий –это металл, хорошо освоенных человеком из-за доступности для получения из руды и малой температуры плавления. Этот металл не встречается в природе в самородном виде, в отличии от меди, золота и серебра, которые обладают крайне низкой химической активностью. В промышленности большое значение имеют некоторые горные породы и минералы, содержащие алюминий, наиболее известны из них Бокситы Al2O3 · H2O и Корунд Al2O3. В чистом виде алюминий – металл серебристо-белого цвета с металлическим блеском, легкий. Исключительно хороший тепло- и электропроводник, что способствует его активному применению в быту и промышленности. Алюминий также называют «крылатым» металлом.

По химическим свойствам алюминий металл средний активности, при определенных условиях взаимодействует с водой, с разбавленными кислотами. Алюминий легко вступает во взаимодействие с неметаллами, так как является хорошим восстановителем. В настоящее время активно используются сплавы алюминия. Наиболее известный из них является дюралюмин. Алюминий является необходимым элементом для всех высших растений, животных и человека. Здоровому взрослому человеку необходимо поступление алюминия в количестве 0,1 мг в день. Наибольшее его количество содержится в овсяных хлопьях, зернах ржи, пшеницы, сухарях и сдобе. Важно заметить, что риски для здоровья человека от недостатка алюминия в организме многократно ниже, чем риски от его избытка.

Средний познавательный уровень..

Вопрос 1. Расположите названные в тексте металлы в порядке снижения их химической активности.

Компетенция

ЕНГ 3. Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Проверяемое умение универсального характера

анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

Типы научного знания

Знание содержания

Содержание

Химические системы

Контекст

личностный

Когнитивный уровень

средний

Формат вопроса

Задание с открытым ответом.

Ответ: Al → Cu → Ag → Au

Критерии 1. 

Приведён верный порядок изменения активности металлов - 1балл

2. Другие ответы или ответ отсутствует– 0 баллов

Вопрос 2. Заполните пустые клетки в таблице на основании соответствия между физическим свойством алюминия и изделием (продуктом производства), получаемом на основании этого свойства

Физическое свойство

Изделие, продукт

?

Корпус самолета

теплопроводность

?

?

Провод, кабель

Компетенция

ЕНГ 3. Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Проверяемое умение универсального характера

преобразовывать одну форму представления данных в другую

Типы научного знания

Знание содержания

Содержание

Химические системы

Контекст

личностный

Когнитивный уровень

средний

Формат вопроса

Задание с открытым ответом.

Критерии 

1. Верно заполнена таблица, т.е. приведены три недостающих компонента в таблице: легкость – корпус самолета; эл.проводность – эл. провода (кабель, контакты); теплопроводность – кухонная посуда (ковши, кастрюли, сковороды) -2 балла

2. Заполнены два недостающих пропуска в таблице- 1балл

3. Другие ответы или ответ отсутствует – 0 баллов

 

Высокий  познавательный уровень..

Вопрос 3. К какому классу веществ относится продукт взаимодействия алюминия с неметаллами? Приведите пример уравнения одной из реакций. Дайте названия образующимся продуктам реакции.

Компетенция

ЕНГ 3. Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Проверяемое умение универсального характера

преобразовывать одну форму представления данных в другую

Типы научного знания

Знание содержания

Содержание

Химические системы

Контекст

личностный

Когнитивный уровень

высокий

Формат вопроса

Задание с открытым ответом.

Критерии 

1. Верно указан класс продукта реакции и составлено уравнение реакции-2 балла

2. Верно указан класс продукта реакции или составлено уравнение реакции -1балл

Другие ответы или ответ отсутствует– 0 баллов

Вопрос 4. Из алюминия, благодаря его физическим свойствам, изготавливают кухонную посуду для приготовления пищи. Такая посуда отличается невысокой стоимостью.

«Немедленно выбросьте алюминиевые кастрюли! Вы запекаете мясо в фольге? Не делайте этого!» — слышали такие высказывания? Особенно часто их повторяют сторонники ЗОЖ. Сколько в них правды, а сколько устаревших стереотипов? Сформулируйте гипотезу, объясняющую с химической точки зрения причину появления таких мнений. Насколько они верны?

Компетенция

ЕНГ 3. Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Проверяемое умение универсального характера

оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников

Типы научного знания

Знание содержания

Содержание

Химические системы

Контекст

Мнстный/национальный.

Когнитивный уровень

высокий

Формат вопроса

Задание с открытым ответом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие естественно-научной грамотности на уроках химии.

Для успешного формирования  естественно-научной грамотности на уроках химии учитель должен понимать, что такое функциональная грамотность, какие формы работы на уроках способствуют формированию и...

Статья «Практико-ориентированные задания, направленные на формирование и развитие естественнонаучной грамотности на уроках химии»

Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности. В совреме...

Мои задачи на формирование и развитие естественно-научной грамотности на уроках химии

Мои задачи на формирование и развитие естественно-научной грамотности на уроках химии...

развитие функциональной грамотности на уроках химии и биологии

в материале приводятся примеры, которые можно использовать для развития функциональной грамотности...

Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"

Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"В современном, ст...