Развитие Естетственно-Научной грамотности на уроках химии.
статья по химии (8, 9 класс)
В статье представлен задания по формированию функциональной естественно-научной грамотности при конструировании современного урока химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_eng_na_urokah_himii.docx | 27.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Естественно-научная грамотность (ЕНГ) является одним из аспектов функциональной грамотности.
Естественнонаучная грамотность – это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений».
Ученик, обладающий естественнонаучной грамотностью, должен проявлять следующие компетенции: − научно объяснять явления; − понимать особенности естественнонаучного исследования; − научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.
Разработка заданий на формирование ЕНГ достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов.
Задания должны содержать реальные жизненные ситуации, которые можно описать, объяснить или исследовать с использованием имеющегося у учащихся запаса естественнонаучных знаний.
На уроках химии современный учитель должен использовать задания по формированию и оцениванию ЕНГ.
В чем заключаются основные отличия заданий, которые можно использовать на уроках для по формирования компетенций ЕНГ от обычных заданий по хими?
- это не типичные учебные задачи по химии, характерные для школы;
- это задачи близкие к реальным проблемным ситуациям;
- это задачи, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни;
- это задачи, содержание задания которых должно формироваться, основываясь на следующих контекстах: здоровье, природные ресурсы, окружающая среда, опасности и риски, связь науки и технологий;
- это задачи, которые требуют для своего решения не только знаний по химии, но и сформированных метапредметных умений;
- эти задачи должны оцениваться по четко сформулированным критериям.
Примеры заданий, которые можно использовать на уроках химии.
Компетенция «Научное объяснение явлений».
Задания с низким познавательным уровнем.
Пример 1. Тема Растворы. Решение задач на вычисление массовой доли растворенного вещества. 8 класс.
Задача. Фармацевту необходимо приготовить 5%-ный раствор йода, который используют для обработки ран. Какой объем раствора он может приготовить из 10 г кристаллического йода, если плотность раствора должна быть 0,950г/мл?
Компетенция | ЕНГ 1. Научное объяснение явления |
Проверяемое умение универсального характера | ЕНГ1.1Применить естественнонаучные знания для анализа ситуации/проблемы. |
Типы научного знания | Знание содержания |
Содержание | Химические системы. Математическая грамотность. |
Контекст | Личностный |
Когнитивный уровень | низкий |
Формат вопроса | Задание с открытым ответом |
Критерии
1. Вычислен объем раствора – 2 балла
2. Вычислена масса раствора - 1балл
3. Другие ответы или ответ отсутствует– 0 баллов
Пример 2. Тема Углерод. Соединения углерода. 9 класс.
Жесткость воды – совокупность химических и физических свойств воды, связанных с содержанием в ней растворенных солей щелочноземельных металлов, главным образом кальция и магния. Вода с большим содержанием таких солей называется жесткой, с малым содержанием – мягкой. Жёсткость воды бывает временной и постоянной. Временная (карбонатная) обусловлена присутствием в воде растворимых гидрокарбонатов кальция и магния. Называется она так потому, что их устраняют кипячением воды. Последствием временной жесткости является образование накипи в чайниках, трубах отопления и т.д.
Вопрос: выбери уравнения химических реакций, которые отражают процессы происходят при кипячении воды.
1) Ca(HCO3)2 → CaCO3 ↓ + CO2 + H2O 2) CaO + H2O = Ca(OH)2
3) MgSO4+Ca(OH)2 = Mg(OH)2 + CaSO4 4) Mg(HCO3)2 = MgCO3↓ +H2O+CO2
Компетенция | ЕНГ 1. Научное объяснение явления |
Проверяемое умение универсального характера | ЕНГ1. Выбрать объяснение, наиболее полно отражающее описанные процессы. |
Типы научного знания | Знание содержания |
Содержание | Химические системы |
Контекст | Глобальный |
Когнитивный уровень | низкий |
Формат вопроса | Задание с выбором ответа |
Критерии
1. Даны два верных ответа – 2 балла
2. Дан один верный ответ - 1балл
3. Другие ответы или ответ отсутствует– 0 баллов
Пример 3. Тема «Соли» 8 класс. / Тема «Галогены». 9 класс.
Средний познавательный уровень.
Зимой хлорид натрия, смешанный с другими солями, песком или глиной – так называемая техническая соль – применяется как антифриз против гололёда. До сих пор техническая соль может считаться эффективным противогололёдным средством.
Вопрос.
1) Какое свойство соли обусловило такое её применение в народном хозяйстве? 2) Какую роль играет песок в используемой смеси?
Компетенция | ЕНГ 1. Научное объяснение явлений. |
Проверяемое умение универсального характера | ЕНГ1.1Применить естественнонаучные знания для анализа ситуации. |
Типы научного знания | Знание содержания |
Содержание | Химические системы |
Контекст | Местный/национальный |
Когнитивный уровень | средний |
Формат вопроса | Задание с открытым ответом. |
Ответ:
1) соль поглощает воду и превращается в раствор, температура замерзания которого ниже, чем у воды;
2) песок удерживает раствор, не даёт раствору стекать с дороги; уменьшает скользкость дороги
Критерии
1. Даны два верных ответа – 2 балла
2. Дан один верный ответ - 1балл
3. Другие ответы или ответ отсутствует– 0 баллов
Компетенция «Понимание особенностей естественнонаучного исследования».
Пример 1. Тема «Галогены». 9 класс.
Этот пример показывает, как опираясь на один текст, можно дать задания разного когнитивного уровня.
1. Вездесущий иод.
1.Иод – это кристаллическое вещество чёрно-серого цвета с металлическим блеском. 2.Обладает замечательным свойством: при нагревании, не плавясь, т.е. минуя жидкое состояние, переходит в газообразное состояние. 3. Пары иода имеют резкий запах и фиолетовую окраску, откуда и произошло название данного элемента – «фиалковый» (греч.). 4 В виде свободного вещества ядовит: при вдыхании паров иода появляется головная боль, кашель, насморк, может быть отёк лёгких.
5. Иод – это редкий элемент, его содержание в земной коре составляет около одной стотысячной процента. 6 Вместе с тем с помощью современных методов анализа можно обнаружить присутствие хотя бы незначительных следов иода в почве, воде, растениях, организмах животных. 7. Морские водоросли накапливают иод. 8 «Иод вездесущий», – писал о нём академик А.Е. Ферсман. 9.Особую роль иод играет в жизни животных и человека. 10. Добавление небольших доз иода в корм скоту увеличивает удой молока у коров, ускоряет рост шерсти у овец, повышает яйценоскость кур. 11. При недостатке иода у человека нарушается интеллект, развивается базедова болезнь, которая обусловлена сбоем в выработке гормона и нарушением функционирования щитовидной железы. 12. Наибольшую славу иод приобрёл благодаря активному использованию в качестве средства для дезинфекции кожи вокруг места повреждения. 13. Другое применение спиртовой настойки иода в домашних условиях – нанесение иодной сетки на кожу в месте ушиба, шишки (гематомы).
Низкий познавательный уровень.
1. Прочитайте предложения под номерами 2, 3, 6, 11. Выпишите номера предложений в которых говорится о иоде, как простом веществе.
2. Укажите положение иода в Периодической системе химических элементов. Определите число электронов, протонов, нейтронов в атоме элемента.
Компетенция | ЕНГ 2. Понимание особенностей естественнонаучного исследования. |
Проверяемое умение универсального характера | Интерпретировать результаты исследований. Сделать выводы. |
Типы научного знания | Знание содержания |
Содержание | Химические системы |
Контекст | личностный |
Когнитивный уровень | низкий |
Формат вопроса | Задание с открытым ответом. |
Критерии
1. Даны два верных ответа – 2 балла
2. Дан один верный ответ - 1балл
3. Другие ответы или ответ отсутствует– 0 баллов
Средний познавательный уровень.
1.С учётом расположения иода в Периодической системе химических элементов объясните твёрдое агрегатное состояние иода и наличие у него металлического блеска.
Компетенция | ЕНГ 2. Понимание особенностей естественнонаучного исследования. |
Проверяемое умение универсального характера | Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснения явлений и процессов. |
Типы научного знания | Знание содержания |
Содержание | Химические системы |
Контекст | личностный |
Когнитивный уровень | средний |
Формат вопроса | Задание с открытым ответом. |
Критерии
1. Даны два верных ответа – 2 балла
2. Дан один верный ответ - 1балл
3. Другие ответы или ответ отсутствует– 0 баллов
Высокий познавательный уровень.
4. Известно, что во многих районах нашей страны в пище человека и кормах для животных содержится недостаточное количество иода. Как эта проблема решается в нашем государстве? Почему выбран именно такой вариант?
Компетенция | ЕНГ 2. Понимание особенностей естественнонаучного исследования. |
Проверяемое умение универсального характера | Анализировать информацию из различных областей естествознания, обобщать и оценивать доказательства, формулировать выводы, учитывая несколько источников информации, разрабатывать план, ведущий к правильному ответу. |
Типы научного знания | Знание содержания |
Содержание | Химические системы |
Контекст | Местный/национальный |
Когнитивный уровень | высокий |
Формат вопроса | Задание с открытым ответом. |
Критерии
1. Даны два верных ответа – 2 балла
2. Дан один верный ответ - 1балл
3. Другие ответы или ответ отсутствует– 0 баллов
Компетенция. «Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов».
Тема «алюминий». 9 класс.
Полезный алюминий..
Алюминий –это металл, хорошо освоенных человеком из-за доступности для получения из руды и малой температуры плавления. Этот металл не встречается в природе в самородном виде, в отличии от меди, золота и серебра, которые обладают крайне низкой химической активностью. В промышленности большое значение имеют некоторые горные породы и минералы, содержащие алюминий, наиболее известны из них Бокситы Al2O3 · H2O и Корунд Al2O3. В чистом виде алюминий – металл серебристо-белого цвета с металлическим блеском, легкий. Исключительно хороший тепло- и электропроводник, что способствует его активному применению в быту и промышленности. Алюминий также называют «крылатым» металлом.
По химическим свойствам алюминий металл средний активности, при определенных условиях взаимодействует с водой, с разбавленными кислотами. Алюминий легко вступает во взаимодействие с неметаллами, так как является хорошим восстановителем. В настоящее время активно используются сплавы алюминия. Наиболее известный из них является дюралюмин. Алюминий является необходимым элементом для всех высших растений, животных и человека. Здоровому взрослому человеку необходимо поступление алюминия в количестве 0,1 мг в день. Наибольшее его количество содержится в овсяных хлопьях, зернах ржи, пшеницы, сухарях и сдобе. Важно заметить, что риски для здоровья человека от недостатка алюминия в организме многократно ниже, чем риски от его избытка.
Средний познавательный уровень..
Вопрос 1. Расположите названные в тексте металлы в порядке снижения их химической активности.
Компетенция | ЕНГ 3. Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов |
Проверяемое умение универсального характера | анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы |
Типы научного знания | Знание содержания |
Содержание | Химические системы |
Контекст | личностный |
Когнитивный уровень | средний |
Формат вопроса | Задание с открытым ответом. |
Ответ: Al → Cu → Ag → Au
Критерии 1.
Приведён верный порядок изменения активности металлов - 1балл
2. Другие ответы или ответ отсутствует– 0 баллов
Вопрос 2. Заполните пустые клетки в таблице на основании соответствия между физическим свойством алюминия и изделием (продуктом производства), получаемом на основании этого свойства
Физическое свойство | Изделие, продукт |
? | Корпус самолета |
теплопроводность | ? |
? | Провод, кабель |
Компетенция | ЕНГ 3. Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов |
Проверяемое умение универсального характера | преобразовывать одну форму представления данных в другую |
Типы научного знания | Знание содержания |
Содержание | Химические системы |
Контекст | личностный |
Когнитивный уровень | средний |
Формат вопроса | Задание с открытым ответом. |
Критерии
1. Верно заполнена таблица, т.е. приведены три недостающих компонента в таблице: легкость – корпус самолета; эл.проводность – эл. провода (кабель, контакты); теплопроводность – кухонная посуда (ковши, кастрюли, сковороды) -2 балла
2. Заполнены два недостающих пропуска в таблице- 1балл
3. Другие ответы или ответ отсутствует – 0 баллов
Высокий познавательный уровень..
Вопрос 3. К какому классу веществ относится продукт взаимодействия алюминия с неметаллами? Приведите пример уравнения одной из реакций. Дайте названия образующимся продуктам реакции.
Компетенция | ЕНГ 3. Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов |
Проверяемое умение универсального характера | преобразовывать одну форму представления данных в другую |
Типы научного знания | Знание содержания |
Содержание | Химические системы |
Контекст | личностный |
Когнитивный уровень | высокий |
Формат вопроса | Задание с открытым ответом. |
Критерии
1. Верно указан класс продукта реакции и составлено уравнение реакции-2 балла
2. Верно указан класс продукта реакции или составлено уравнение реакции -1балл
Другие ответы или ответ отсутствует– 0 баллов
Вопрос 4. Из алюминия, благодаря его физическим свойствам, изготавливают кухонную посуду для приготовления пищи. Такая посуда отличается невысокой стоимостью.
«Немедленно выбросьте алюминиевые кастрюли! Вы запекаете мясо в фольге? Не делайте этого!» — слышали такие высказывания? Особенно часто их повторяют сторонники ЗОЖ. Сколько в них правды, а сколько устаревших стереотипов? Сформулируйте гипотезу, объясняющую с химической точки зрения причину появления таких мнений. Насколько они верны?
Компетенция | ЕНГ 3. Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов |
Проверяемое умение универсального характера | оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников |
Типы научного знания | Знание содержания |
Содержание | Химические системы |
Контекст | Мнстный/национальный. |
Когнитивный уровень | высокий |
Формат вопроса | Задание с открытым ответом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие естественно-научной грамотности на уроках химии.
Для успешного формирования естественно-научной грамотности на уроках химии учитель должен понимать, что такое функциональная грамотность, какие формы работы на уроках способствуют формированию и...
Статья «Практико-ориентированные задания, направленные на формирование и развитие естественнонаучной грамотности на уроках химии»
Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности. В совреме...
Мои задачи на формирование и развитие естественно-научной грамотности на уроках химии
Мои задачи на формирование и развитие естественно-научной грамотности на уроках химии...
развитие функциональной грамотности на уроках химии и биологии
в материале приводятся примеры, которые можно использовать для развития функциональной грамотности...
Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"
Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"В современном, ст...
Разработка примеров мониторинга формирования УУД и функциональной грамотности на уроках химии Формирование УУД на уроках химии: контроль и диагностика
Работа рассказывает об эффективной методике приемов мониторинга на уроках химии...
Разработка примеров мониторинга формирования УУД и функциональной грамотности на уроках химии Формирование УУД на уроках химии: контроль и диагностика
Эффективная методика мониторинга учебных достижений на уроке химии...