Практико-ориентированный подход в обучении химии.
статья по химии

Анжела Тугановна Рамонова

Обмен опытом в воспитании и обучении.Применение практико- ориенттированного подхода в обучении химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Практико-ориентированный подход в обучении химии.  

   Здравствуйте, я познакомлю вас с собственным опытом в вопросах обучения и воспитания.

    Проработав в школе, я поняла, что человек становится учителем не после окончания педагогического вуза, а в результате многолетнего общения с учениками. Думаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика. Я считаю, что достижения обучающихся, и есть успех учителя.

   «Как  же учить химии?», а главное «как учить результативно?». Я давно привыкла к тому, что люди, узнав о том, что я учитель химии, обычно восклицают удивленно и уважительно: «О-о-о!» И более половины после этого смущенно сообщают: «А я в школе химию совершенно не понимал  и не любил ».И добавляют, наверное, чтобы не смутить меня: «У нас учитель непонятно объяснял». Почему же именно химия с самого начала ее изучения вызывает трудности в освоении? Весь материал учебника логически связан. Пропустив одну тему, самостоятельно ее не проработав, последующий материал понять становится трудно. А тех, кто все-таки освоит материал путем механического заучивания, будет невозможно научить мыслить творчески.

   В классе всегда есть такие ученики, которые схватывают все на лету, и такие, которым все надо подробнейшим образом несколько раз пояснять.

( 2 слайд)  Отсюда главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся комфортный темп работы, и, что немаловажно, на мой взгляд, для каждого ученика учитель должен обязательно создать ситуацию успеха. Если ученик не получает удовлетворения от учебы, то учеба становится в тягость. Что же  могу дать ребятам я, учитель, ежедневно входя к ним в класс? Может быть, такие знания по предмету, которые позволят им успешно сдать ЕГЭ и продолжить образование по выбранной специальности? Но ведь есть и другие способы освоить тестовые технологии: репетиторство, дистанционное обучение, самообразование? Тогда что же я могу им дать?

     Выход один: нужно дать ребятам возможность самостоятельно искать ответ - искать, может быть даже мучительно долго, но всерьез . (3 слайд)

    Я убеждена, что урок - это сотрудничество ученика с учителем, объединенное деятельностью, направленной на развитие целостной личности школьника. Чтобы сотрудничество было эффективным, использую различные формы организации учебно-познавательной деятельности: коллективную, групповую, индивидуальную, фронтальную, учитывая поставленные цели и задачи на конкретном этапе урока. Использую в работе нетрадиционные формы: уроки – лекции, семинары, практикумы, деловые игры, интегрированные уроки. Понимая, что урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, я стараюсь вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность на уроке, воспитать у них потребность в знаниях по химии и тем самым получить конечный результат: глубокие знания предмета. Для прочного усвоения знаний по химии нужно сформировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед педагогом стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся становится успешной, а знания которые они получат можно было использовать на практике.(4 слайд)

   Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению учащихся. И в     своей преподавательской деятельности я преимущественно применяю методы практико- ориентированного обучения.

(5 слайд)В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на
приобретение, кроме знаний, умений, навыков, опыта практической
деятельности. А традиционная
образовательная триада дополняется новой дидактической единицей:
«Знания – Умения – Навыки – Опыт деятельности».

 В науке критерием истинности является опыт!

(6 слайд) Обучение не будет успешным без практики! Еще  Кофуций сказал :  « Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь.»

(7слайд)  Практико- ориентированное обучение строится на таких принципах, как:

• активные формы приобретения и усвоения знаний;
• мотивированное обеспечение учебного процесса;
• гарантия исследовательской свободы;
• самоанализ собственного опыта;
• расширение возможностей социализации обучения.

Для реализации этих принципов я ставлю перед собой следующие цели: разработка уроков с практической направленностью; развитие у учащихся умений ставить цели, наблюдать, сравнивать, решать задачи ( экспериментальные в том числе ) по алгоритму , делать выводы; формирование умения действовать в социально значимых ситуациях.

В основу практико-ориентированного обучения положен деятельностный подход, то есть такой вид обучения, целью которого является формирование у учащихся умений, и понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.

На своих уроках я применяю такие методические приемы, как практические работы, лабораторные работы, моделирование.

(слайд 8)   Практические работы

Практические работы – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и применять новые знания.
( слайд 9) Цель этих работ — помочь учащимся применить теоретические знания на практике, более глубоко осмыслить изученный материал, прочнее его усвоить, а также способствовать формированию практических умений и навыков.
(слайд 10) Практической работе обычно предшествует изучение теоретического материала и демонстрация преподавателем приемов ее выполнения.

( слайд 11)После  выполнения практической работы дети формулируют  вывод.(слайд 12)

Лабораторные работы

(слайд 13)Лабораторные опыты - вид самостоятельной работы, предполагающий выполнение химических опытов на любом этапе урока для более продуктивного усвоения материала и получения конкретных, осознанных и прочных знаний.

( 14 слайд)Выполнение опытов занимает не весь урок, а только часть его.

( 15 слайд)Выполняя лабораторные опыты, учащиеся самостоятельно исследуют химические явления и закономерности, при этом формируются экспериментальные умения и навыки в обращении с реактивами и оборудованием, ученик эффективно усваивает материал на уроке.

  В том случае, если для проведения работы  нет в наличии реактива или химического оборудования, можно использовать видеоопыт. Использование видеоресурсов способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Видеоресурсы способны создать в классе атмосферу совместной познавательной деятельности, в результате который даже невнимательный ученик становится внимательным.

Моделирование(слайд 16)

Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

Модель – это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.

С моделями учащиеся знакомы с детства (игрушки, конструкторы, заводные машины и др.). В школе учащиеся используют глобус – модель Земли, географическую карту – модель поверхности Земли. Им знакомы биологические модели в виде муляжей внутренних органов человека и животных; математические модели в виде чертежей, систем математических уравнений.

В процессе обучения химии я использую различные модели: знаковые (молекулярные и структурные формулы, уравнения реакций); шаростержневые модели молекул, модели химических производств, информационные.

( слайд 17)В 7-8 классах учащимся в качестве домашнего задания задаю создание моделей химических соединений из подручных средств. А на уроке собирают модели соединений ,с помощью наборов для моделирования.( слайд 18)

При составлении шаростержневой модели учащиеся знакомятся с пространственным строением молекул веществ.

На уроках по темам « Производство серной кислоты» , «Железо» использую модели химических производств.

Информационные модели.(слайд 19)

Информационные модели, в виде алгоритмов,  использую при решении задач, при составлении уравнений реакций гидролиза, окислительно- восстановительных реакций, при определении степеней окисления элементов и т.д. Эти алгоритмы помогают учащимся последовательно идти к результату.

Для лучшего понимания и усвоения химии ученику просто необходимо наглядно показывать различные объекты-заменители, которые могут точно отражать свойства объекта-оригинала, например схемы, реакции, компьютерные модели строения веществ. Так можно не только развить у школьников интерес к предмету, но и самое главное его понимание.

    Для регулярного контроля  усвоения знаний учащихся использую самостоятельные работы на 7-10 минут, по материалу одной темы, химические диктанты, контрольные работы по всему разделу.( слайд 20)Для организации  фронтальных проверочных или самостоятельных работ мне нравится использовать в качестве дидактического материала малый химический тренажер И. М. Титовой. Многолетний опыт апробации этого тренажера позволяет рекомендовать его как эффективное средство, для развития положительной мотивации учения, формирования осознанных, действенных предметных знаний. Также я использую материалы цифровых образовательных платформ Дневник. ру, Я класс. Любой предметник может выбрать готовый тест или сконструировать его сам. Я задаю их в качестве домашнего задания. Время на выполнение заданий ограничено. Оно задается учителем. Оценивает и выставляет оценки в журнал сама платформа. Таким образом экономится время у учителя.

    Важную роль в моей практике играет самообразование .( слайд 21)

    Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности с целью повышения качества преподавания предмета. Самообразование -это необходимое условие профессиональной деятельности педагога, для его роста как предметника. ( слайд 22)Учитель должен читать дополнительную литературу. внедрять новые технологии, анализировать свою деятельность, обмениваться опытом с коллегами. Данный конкурс педагогического мастерства тоже является источником самообразования для учителя.(слайд 23)

Результатом использования практико- ориентированного подхода в обучении химии являются:

  • Повышение эффективности обучения учащихся.
  • Активация познавательной деятельности.
  • Формирование у учащихся умений и навыков практической деятельности, и понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.
  • Ориентация в дальнейшем на углубленное изучение химии.

В результате анализа своей деятельности , в дальнейшем планирую:

-применять формы и методы работы, которые позволят повысить качество образования по химии .

-продолжить заниматься самообразованием

-продолжить использование практико – ориентированного подхода на уроках химии.

Развитие профессионализма – это длительный, развёрнутый во времени процесс овладения профессией; но, если учитель неравнодушен к своему делу, способен чутко реагировать на любые изменения образовательного процесса, находится в потоке инноваций и творческого поиска, участвует в конкурсах профессионального мастерства и этим самым подает пример своим воспитанникам, - он обязательно будет успешен!

( слайд 24)  Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практико- ориентированный подход в обучении химии. Автор: Учитель химии МБОУСОШ №3 с. Эльхотово Рамонова А.Т.

Слайд 2

Смысл деятельности учителя: Создание комфортного темпа работы обучающемуся . Создание ситуации успеха для каждого ученика.

Слайд 3

Урок – это сотрудничество ученика с учителем, объединенное деятельностью, направленной на развитие целостной личности ученика.

Слайд 4

Практико- ориентированное обучение- это процесс освоения обучаемыми программы с целью формирования у них навыков практической деятельности за счет выполнения ими практических задач.

Слайд 5

Дидактические единицы традиционного образования: «Знания- Умения- Навыки» Дидактические единицы практико-ориентированного урока: " Знания-Умения-Навыки- Опыт деятельности ».

Слайд 7

Принципы практико-ориентированного подхода в обучении: - активные формы приобретения и усвоения знаний; -мотивированное обеспечение учебного процесса; -гарантия исследовательской свободы; -самоанализ собственного опыта; -расширение возможностей социализации обучения.

Слайд 8

Практические работы – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и применять новые знания.

Слайд 11

Лабораторные работы- вид самостоятельной работы , предполагающий выполнение химических опытов на любом этапе урока для более продуктивного усвоения материала и получения конкретных, осознанных и прочных знаний .

Слайд 14

Моделирование- метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

Слайд 15

Модели химических соединений созданные учащимися из пластилина.

Слайд 16

Собирание шаростержневых моделей на уроке химии в 8-м классе.

Слайд 17

Информационные модели в виде алгоритмов:

Слайд 19

Анжела Тугановна Рамонова Сайт учителя химии Развивать,учить,творить,жить с душою и любовью,помогать - не навредить! Профессия: Учитель химии Профессиональные интересы: Методика преподавания химии. Увлечения: Люблю читать , путешествовать, очень люблю природу Регион: Республика Северная Осетия Населенный пункт: Эльхотово Место работы: МКОУСОШ №3 имени К.Д.Карсанова с.Эльхотово. Навигация Мои обсуждения и публикации Моя активность Мои группы Мои приглашения Мои результаты Заказать свидетельства (сертификаты) Добавить страницу на мини-сайт Редактировать мини-сайт Помощь Ссылка на мой мини-сайт: https://nsportal.ru/ramonova-anzhela-tuganovna Главная Добавить материал Мой мини-сайт Моя лента Мои обсуждения и публикации Сообщения Ответы на вопросы Поиск по сайту Сайты классов, групп, кружков... Сайты образовательных учреждений Сайты коллег Форумы Выйти Поделиться: Мало знать, надо и применять. Мало хотеть ,надо и делать. Гете Жизнь не говорит тебе ничего, она все показывает. О себе Закончила Эльхотовскую школу №2 в 1993 году. Окончила Северо - Осетинский государственный университет имени К.Л.Хетагурова, по специальности учитель биологии и химии. С 1999 - го года работаю учителем химии в Эльхотовской школе № 3. Книги, которые сформировали мой внутренний мир Люблю произведения А.С.Пушкина, особенно " Повести Белкина", Теодора Драйзера,О Генри. Мой взгляд на мир Чтобы сделать жизнь счастливой, нужно любить повседневные мелочи.Сияние облаков, шелест бамбука, чириканье стайки воробьев, лица прохожих - во всех этих повседневних мелочах находить высшее наслаждение Мои достижения Все в портфолио.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СБОРНИК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ ПО ХИМИИ

СБОРНИК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙПО ХИМИИдля учителей и обучающихся общеобразовательных школ   Составители:  Курочка Юлия Васильевна, Подукова Галина Павловна...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Реализация концепции практико-ориентированного подхода в обучении химии позволяет сделать химию инструментом, с помощью которого школьник может объяснить мно...

«Использование практико-ориентированных заданий в процессе обучения химии»

Методическая разработка по химии для 8-9 класса. Современный процесс обучения должен быть нацелен на формирование умения применять полученные знания в различных ситуациях. Решение таких задач  ра...

Практико-ориентированный подход в обучении химии.Презентация.

Педагогическая мастерская учителя химии....

«Роль и место практико-ориентированных задач в процессе обучения математике»

Статья на тему «Роль и место практико-ориентированных задач в процессе обучения математике»...

Практико-ориентированный подход к обучению химии

Практико-ориентированные задачи направлены на формирование как предметных, так и метапредметных компетентностей и умений.Метапредметные  умения – это использование приобретённых знаний в пр...

Практико-ориентированные подход при обучении химии.

Практико-ориентированные подход при обучении химии....