Методическая разработка внеклассного мероприятия "Новогодняя химическая елка"
методическая разработка по химии (5 класс)

Макарикова Анна Сергеевна

Новогодняя химическая елка

Сценарий внеклассного мероприятия с методическими рекомендациями по проведению. В приложении подробно описаны используемые в разработке химические опыты.

Данное мероприятие способствует развитию познавательного интереса к предметной области «Химия» у школьников начальной с средней ступени обучения; развитию театральных способностей учеников,  чувства коллективизма, начальной  профориентации.

Формирование практических умений и навыков. В процессе работы над сценарием формируется чуство коллективизма, ответственности, опыта безопасного обращения в веществами.

Методические рекомендации:

1. Мероприятие проводится под строгим контролем учителя химии (лаборанта)

2. Дети изучают правила Т.Б. при работе с реактивами

3. Все опыты предварительно отрабатываются.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ШКОЛА с.ЧЕРНЫШЕВКА АНУЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА ПРИМОРСКОГО КРАЯ»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ  

«Новогодняя химическая елка»

для 1,2,3,4, 5  классов

Составитель

МАКАРИКОВА  АННА СЕРГЕЕВНА,

учитель первой  квалификационной  категории

                                                                                 

                

2020

Новогодняя химическая елка

Цель: провести мероприятие «Новогодняя химическая елка».

Задачи:

  1. Развитие познавательного интереса к предметной области «Химия» у школьников начальной ступени обучения.
  2. Развитие театральных способностей, чувства коллективизма.
  3. Привитие интереса к предмету через внеклассное мероприятие, профориентация.
  4. Формирование практических умений и навыков.
  5. Методические рекомендации:
  6. 1. Мероприятие проводится под строгим контролем учителя химии (лаборанта)
  7. 2. Дети изучают правила Т.Б. при работе с реактивами
  8. 3. Все опыты предварительно отрабатываются

Сценарий  мероприятия «Новогодняя химическая ёлка»

Звучит  мелодия В. Дашкевича «В гостях у сказки». На сцену выходят двое ведущих.

1 ведущий:  

Вот и пришёл к нам Новый год.

Его встречаем песней.

И хоть стали старше мы на год

жить с каждым годом интересней!

2 ведущий:

С Новым годом, с новым счастьем,

С Новой радостью для всех!

Пусть звенят у нас сегодня

Песни, музыка и смех!

1 ведущий:  

Елки в школах, елки в клубах

Елки тут и елки там,

В праздничных огнях весёлых

Елки входят в школы к нам

2 ведущий:  

В городах и на опушках

Где бы елка не была,

Зимних праздников подружка,

Ты по всюду нам мила.

1 ведущий:  

Дорогие ребята! Мы от всей души приглашаем Вас на традиционную Новогоднюю химическую ёлку.

2 ведущий:  

На нашу волшебную сказочную ёлочку, полную удивительных чудес и приключений.

1 ведущий:

Готовы ли вы, не задумываясь, пуститься

Вплавь по беспокойному морю смеха?

Готовы ли вы к химическим головоломкам?

2 ведущий:

Готовы ли вы к мгновенной реакции обмена впечатлений?

1 ведущий:

А мы, в свою очередь, рады доложить вам, что песни, шутки заготовлены в беспредельных концентрациях.

Таким образом, практически исключается нейтральная и кислая реакция на всё происходящее на этой ёлке.

1 ведущий:  

Мы хотим, чтобы вечер стал для вас самым веселым,

2 ведущий:  

самым приятным

1 ведущий:

самым радостным

 2 ведущий:  

самым счастливым

1 ведущий:  

самым удивительным

2 ведущий:

самым интересным в новом году!

 1 ведущий:  

Сегодня вы увидите,  то что никогда не видели!

2 ведущий:

Готовы ли вы к чудесам

 1 ведущий:

Готовы ли вы выстоять перед ураганом шуток и новогодних острот?

 2 ведущий:

Готовы ли вы к мгновенной реакции обмена впечатлениями?

Зрители: Готовы

 1 ведущий:  

Зрители готовы к елке. А сейчас давайте разобьёмся на 2 команды: вода и земля. Поиграем в кричалку. Я читаю фразу, а вы кричите название своей команды.

  • Всем на свете ты нужна
  • и растениям нужна
  • и животным ты нужна
  • существуешь ты всегда

2 ведущий:

Молодцы. А мы рады сообщить вам, что песни и шутки заготовлены нами в беспредельных концентрациях

 1 ведущий:  

Сегодня вас ждёт встреча с добрыми знакомыми, без которых не  обходится ни одно новогоднее представление. Вы, конечно, догадались, о ком я говорю?

 2 ведущий:  

Ну, конечно, это Дед Мороз и Снегурочка, которые устроят на ёлке настоящее представление, зажгут праздничные огни и закружат в веселом танце

 1 ведущий:  

Они уже в пути. Мы ждём их с минуты на минуту. (СТУК В ДВЕРЬ)

 2 ведущий:  

Да, да, пожалуйста войдите.

(Дверь распахивается и входит почтальон. У него через плечо висит сумка, наполненная письмами. В руках огромный красочный конверт- телеграммы и посылка с причудливыми печатями)

Почтальон: (поёт)

Откройте скорей,

почтальон у дверей,

Он вам письма принёс,

От родных и друзей!

С Новым Годом спешу

Вас поздравить друзья,

Всех сидящих сейчас в этом зале.

Я ваш искренний друг, сомневаться нельзя,

Вы меня все, конечно, узнали.

Здравствуйте, мои дорогие друзья! С Новым Годом!

Ваш  старый друг — почтальон  Печкин принес для вас новогоднюю почту.

(Звучит музыка . Почтальон вручает ведущим красочную телеграмму и посылку)

 1 ведущий:  (радостно)

Ура! Это почта от Деда Мороза!

Почтальон:

Да, Дед Мороз Вам шлёт привет!

Сюрприз в посылке и конверт!

2 ведущий:  

Спасибо большое, милый Печкин! Оставайтесь на нашем вечере.

Почтальон:

Спасибо, милые друзья!

Но должен в путь пуститься я,

Мне нужно почту разнести!

 1 ведущий:  

Тогда счастливого пути (Почтальон уходит)

2 ведущий:  

Давайте вскроем конверт и прочтём , что в нем нам пишет Дед Мороз.

(Ведущая вскрывает конверт и рассматривает, перед ней совершенно чистый лист бумаги)

 1 ведущий:  

Ничего не понимаю! В чём дело? А-А-А, наверно это и есть сюрприз от Деда Мороза!

2ведущий:  

Но как же нам узнать, что здесь написано?  Знаешь, что? Давай повесим пока! (ведущий прикрепляет телеграмму к доске)

1 ведущий:  

Посмотрим что в посылке. (Открывает посылку, в ней затейливая бутыль с запечатанным горлышком)

2ведущий:

Давай откроем

1 ведущий:: Давай.

(Опыт «Стреляющая бутылка. Бутылка стреляет, заснет свет , загораются «священные» огни, опыт «Вспышка»  и слышен голос Хоттабыча)

ХОТТАБЫЧ: (чихает)  О! Благодатная свобода! Как легко дышится на воле! (Включается свет. Перед зрителями стоит Хоттабыч. Он удивительно озирается.

2 ведущий: Ой, кто это такой?

1 ведущий: Мне кажется, я догадался. Друзья! Позвольте представить вам великого мага и волшебника Гасана- Абдуррахмана Ибн- Хоттаба!!

ХОТТАБЫЧ: Откуда ты знаешь моё имя? О. чужеземец.

Ты, наверное очень мудрый и могущественный.

1 ведущий: Да нет, просто Хоттабыча у нас знает каждый школьник.

2 ведущий: Милый Хоттабыч! Оставайтесь на нашей ёлке.

ХОТТАБЫЧ: О, мудрейшая из женщин! Что значит ёлка

2 ведущий: Вот это дерево (показывает на ёлку) по его имени назван наш праздник!

ХОТТАБЫЧ: Оно прекрасно! Но почему я не вижу цветов?

1 ведущий: Видите ли, великий маг, сейчас зима и у нас не цветут цветы.

ХОТТАБЫЧ: Так зацветут! (Хлопает в ладоши, слуги вносят букет цветов) Вот они!

1 ведущий: Но они же совсем белые!

ХОТТАБЫЧ: У меня есть волшебный эликсир

Он способен оживить увядающие цветы (готовит цветной букет, и дарит ведущей. Под музыку проводит опыт «Букет цветов»)

ХОТТАБЫЧ: прими в подарок, о несравненная!

1 ведущая: Спасибо, дорогой Хоттабыч, а сейчас вы услышите от ребят, чему посвящается наш вечер, чему мы учимся в школе.

Команда «Вода» должна спеть 1-й куплет, а команда «Земля» – 2-й куплет песни «Учат в школе» под минусовку.

Команда «Вода» исполняет под минусовку

Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Команда  «Земля» – 2-й куплет песни «Учат в школе» под минусовку.

К четырём прибавить два, по слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить и воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

ХОТТАБЫЧ: Замечательная песня и  отличные дела.

О, волшебная, прими и меня в вашу школу.

1 ведущий: Хорошо, Хоттабыч, только у нас осталась не прочитана телеграмма от Деда Мороза. Возможно, Хоттабыч нам поможет прочитать.

2 ведущий: Уважаемый маг, не поможете ли вы разгадать секрет Деда Мороза и прочитать телеграмму.

ХОТТАБЫЧ: С удовольствием, мои юные друзья! (опыт «Появление телеграммы», на ней появляются слова « С Новым Годом! Выезжаю. Ждите!»)

1 ведущий: Спасибо. Это Дед Мороз поздравил нас (стук в дверь).

2 ведущий: Входите, пожалуйста!

ПОЧТАЛЬОН: (поёт)

 Шагаю я по этажам.

То здесь, то там

И всюду слышу я весёлый перезвон

Несёт вам письма почтальон!

2 ведущий: О, да это опять почта.

Почтальон Печкин  под музыку проходит по залу и  раздаёт письма зрителям. Зрители вскрывают конверты  - чистые листы.

1 ведущий:

 А теперь нам совсем не трудно  с помощью Хоттабыча прочитать поздравительные письма, но  давайте сделаем это в конце вечера.

2 ведущий:  

Телеграмму мы прочитали, бутылку вскрыли, а самого Деда Мороза

всё ещё нет. Может, с ним что-то случилось?

1 Ведущий: Мы должны его встретить и привести сюда.

ХОТТАБЫЧ: 

Я отправляюсь вместе с вами,  мои друзья.

2 ведущий: Да. Но кто же будет развлекать зрителей?

1 ведущий: Дорогие зрители! Мы отправляемся в путь. Дед Мороз и Снегурочка могли

попасть в беду, их  надо выручать. В путь, друзья!

2 ведущий: Не унывайте, скоро засияют огни на новогодней ёлке, а пока отгадайте химические загадки.

Загадки:

  1. Бывает жидкой, твёрдой и газообразной? (Вода)
  1. Сапоги мои того, пропускают ...(аш 2 о - воду)
  1. Назовите самый  распространённый элемент земной коры? (Кислород)
  2. Из какого металла делают электрические провода? (Алюминий)
  3. Назовите самый твёрдый минерал, из него делают украшения? (Алмаз)
  4. Какой химический элемент изображали в XYIII веке в виде воина?  (Железо).
  5. Это чудо минерал, в море вице — адмирал, главный повар в ресторане и палач на свежей ране. (соль)
  6. Прославлен всеми письменами, металл, испытанный огнём, манил к себе людей веками, алхимик жил в мечтах о нём. (золото)
  7. Тот элемент в печной трубе находим в виде сажи, и в простом карандаше его встречаем даже? (Углерод)
  8.  Гость из космоса пришёл — в воде приют себе нашёл. (водород)
  9. Давно известна человеку, она тягуча и красна, ещё и бронзовому веку знакома в сплавах всем была? (медь)
  10. Металл в солях — опора многих, а нас без него не носили бы ноги (кальций)
  11. Отличить чистое вещество от смеси:

1) Сахар – чистое вещество

2) Морская вода – смесь

3) Почва – смесь

4) Кислород – чистое вещество

5) Воздух – смесь

  1. Молоко – смесь
  2. Алюминий – чистое вещество

Звучит музыка. Открывается дверь, появляется Кащей Бесмертный. Он озирается по сторонам и манит кого-то из за двери. Появляется Баба Яга

КАЩЕЙ: Ага, ушли, голубчики! И ёлку оставили. Хе-хе-хе! Бр-р-р-р!

Как холодно! Неужели Дед Мороз близко?

(бабе Яге)  Снег сегодня мягче пуха  (пауза) Ты чего молчишь, старуха?

БАБА ЯГА: 

Здесь готовится веселье

Нет на свете хуже зелья!

Возразить попробуй, ну-ка,

Мне по сердцу больше скука!

КАЩЕЙ:

Дед Мороз в дороге

 И его друзья в пути,

Но не встретит он подмоги,

Им сквозь вьюгу не пройти!

 Мы сорвём весёлый праздник!

(Срывает телеграмму, топчет её)

БАБА ЯГА: (Восхищённо)  Ах, Кащеюшка, проказник! (Тоже топчет телеграмму)

(шепотом обсуждают свои планы  и не видят, как входит волшебница-химия, она подслушивает их разговор)

КАЩЕЙ: (поёт на мотив песни трёх поросят)

Я на свете всех тощей,

Всех тощей, всех тощей,

И зовут меня Кащей, злой Кащей, да Кащей!

БАБА ЯГА:(поёт на мотив песни «Мы едим, едим, едим»)

Меня нет в мире злее, Ягой меня зовут!

И тем я веселее, чем горше все живут!

Кащей и Бага-Яга вместе поют на мотив песни «Мы едем, едем, едем»

Та, та, та, та, та, та, Мы явились неспроста

Праздник Новогодний Портим мы сегодня

Новогоднее веселье злыми чарами развеем!

БАБА ЯГА:  Что помрачнели, голубчики?

ВОЛШЕБНИЦА – ХИМИЯ:(Выходит вперед и обращается к зрителям)

Не будет грустных перемен,

Пусть смех цветёт средь этих стен!

БАБА ЯГА: (презрительно) А ты кто такая?

ВОЛШЕБНИЦА – ХИМИЯ:

Я в жизни помогаю людям

Зовут волшебницей меня

Я в праздник превращаю будни!

Я – королева-химия!

Сегодня наш праздник и вы не в силах испортить его.

КАЩЕЙ: «Не в силах?» Да Баба Яга знает все тёмные силы колдовства. Да она, да она...

ВОЛШЕБНИЦА – ХИМИЯ:(уверенно) А я сражусь с ней своими волшебными чудесами и мы ещё посмотрим кто – кого!

БАБА ЯГА:

 Хвалишься ты, да всё без толку,

Без спички подожгу я ёлку! (Опыт «Поджигание ёлки»)

ВОЛШЕБНИЦА – ХИМИЯ

 Волшебной палочкой звеня,

 Дым получу я без огня! (Опыт «Дым без огня»)

БАБА ЯГА: Пусть сгинет всё ваше веселье в потоке огненной метели  (Опыт «Огненная метель»)

ВОЛШЕБНИЦА – ХИМИЯ:

Напрасны все твои труды

Зальёт огонь фонтан воды! (Опыт «Фонтан воды»)

БАБА ЯГА:

Чтоб не было сейчас веселья,

Я приготовлю чудо-зелье (Опыт «Чудо — зелье)

ВОЛШЕБНИЦА – ХИМИЯ:

Напрасно ты ЯГА старалась,

(приливает соляной  кислоты  Опыт «Уничтожение зелья) – вот видишь,

Зелья не осталось.

Такого вы не ожидали (гордо)

БАБА ЯГА: (Кащею с испугом):Теперь я вижу, мы пропали.

КАЩЕЙ: Бежим скорее без оглядки,  С Морозом мы играем в прятки.

ВХОДЯТ ДЕД МОРОЗ И СНЕГУРОЧКА.

КАЩЕЙ: Поздно. Теперь не убежишь.

ДЕД МОРОЗ:

Что, злодей, уже дрожишь? (прогоняют их)

Не место вам на нашей ёлке

Добрее вас, наверно волки

Вьюга, вьюга все пути, ты злодеям замети. (Опыт «Елка в снегу»)

Кащей: Ну...Мы просто так не уйдём (Опыт «Вспышка ликоподия»)

ВОЛШЕБНИЦА – ХИМИЯ: Огонь сейчас же мы погасим! (Опыт «Огнетушитель»)

СНЕГУРОЧКА:

Льдом покройтесь, заморозьтесь! (Опыт «Стакан примёрз»)

Мы скажем химии спасибо

Мы вряд ли без неё прожить могли бы.

(ВОЛШЕБНИЦА – ХИМИЯ кланяется, входят ведущие)

1 ВЕДУЩИЙ: От нас, от имени постигших аш 2 о и о два секрет

 Прими волшебница наш высший,

Экзотермический привет.

СНЕГУРОЧКА: Пусть загорятся вновь под сводом

Слова привета  «С Новым Годом!»(вешает плакат, на котором проявляются слова «С Новым годом»)

ВОЛШЕБНИЦА – ХИМИЯ:

Огни зажгитесь, многоцветные,

и ёлка станет пусть красавицей! (Гаснет свет, на ёлке загорается гирлянда разноцветных лампочек.  Опыт «Разноцветные огни»)

Да сбудутся мечты заветные,

Как всё в стране у нас сбывается! (на сцену выходят все участники вечера и поют марш химиков на мотив песни к кинофильму «Дети капитана Гранта»)

  1. Мы привыкли к веществам и к кислотам, щёлочам,

С углеводами со всеми мы дружны.

Нефть и газы, аппатиты — все пути для нас открыты,

Человеку в жизни все они нужны.

Припев: Все вперёд, все вперёд, ведь для химии,

        Ведь для химии открыты все пути

Все вперёд, все вперёд, все вперёд!

Мы привыкли брать природу в оборот!

  1. Всем нам химия сестра, мы природы мастера,

Нам привычно полимеры создавать,

И с наукой по пути, нам вперед всегда идти

Никогда, нигде не будем отставать!

Припев.

Все участники кланяются. Ведущие объясняют, где и как зрители, получившие письма, могут их проявить и прочитать текст.

Литература

  1. Соколова Л.Н. Методические рекомендации к проведению тематического вечера «Новогодняя химическая ёлка», 1989г., Уссурийск.
  2. https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2011/12/23/novogodnyaya-khimicheskaya-yolka

Приложение

 (опыты, представленные на вечере «Новогодняя химическая ёлка»)

  1. «Стреляющая бутылка». В красочно оформленную бутылку (из-под шампанского) кладут кусочки мрамора (примерно 4-5 часть бутылки) и приливают 200 мл. раствора соляной кислоты (1:1). Бутылку закрывают пробкой, не слишком плотно. Через 1-2 мин пробка выскакивает, происходит «выстрел».
  2. «Вспышка». В фарфоровую чашечку помещают на кончике скальпеля предварительно растёртый перманганат калия, затем капают туда концентрированной серной кислотой до образования кашицы. Воспламенение полученной окислительной смеси произойдет от упавшей в смесь капли спирта (из пипетки)
  3. «Букет цветов» Листы фильтровальной бумаги пропитывают заранее растворами: один — раствором сульфата меди (бледно-голубой), другой — раствором фенолфталеина, третий — не обрабатывается. После высыхания бумаги делаются цветы и укрепляются на 30 см. проволочках. Цветы бесцветны. При выполнении опыта Хоттабыч опускает цветы, все сразу, в стакан на дне которого налит концентрированный раствор аммиака. Цветы раствора не касаются. Стакан с аммиаком до и  после опыта необходимо держать закрытым, либо чашкой Петри, либо колоколом. В атмосфере аммиака  одни цветы станут синими, другие- красными, третьи так и останутся белыми.  Красные  цветы со временем бледнеют.
  4. «Проявление телеграммы» Текст написан заранее на листе фильтровальной бумаги (с помощью кисточки) фенолфталеином. Проявление текста производится ваткой, смоченной 3%-м раствором гидроксида натрия. Можно опрыскать из пульверизатора.
  5. «Поджигание ёлки» Готовится окислительная смесь (смотри опыт «Вспышка»). Ватка, смоченная спиртом, кладется на ветку искусственной ёлки. Палочкой, смоченной окислительной смесью, дотрагиваются до ватки — она вспыхивает. Палочкой сбрасываем ватку на пол и затаптываем.
  6. «Дым без огня» На дно высокого цилиндра (на 200мл.) наливается 5 мл. концентрированной соляной кислоты и сразу же выливается столько же концентрированного раствора аммиака. Цилиндр закрывается покровным стеклом или стаканом.
  7. «Огненная метель». В коническую колбу (на 200 мл.) наливают концентрированного раствора аммиака, чтоб было прикрыто дно колбы. Колба закрывается пробкой  и встряхивается. В ложечке для сжигания веществ над спиртовкой прокаливаются докрасна оксид хрома (111) и сразу опускается  в колбу с аммиаком. При встряхивании ложечки оксид хрома рассыпается по всей колбе, наблюдается большое количество  красноватых звёздочек. Оксид хрома предварительно получают разложением бихромата аммония. (хорошо известный опыт «Вулкан»)
  8. «Фонтан воды» Круглодонную колбу (100мл.) наполняют газообразным аммиаком. Его получают нагреванием  смеси хлорида аммония с гидроксидом кальция. Держа колбу вверх дном, закрывают пробкой. В Кристаллизатор с водой капают фенолфталеин. Не меняя положения колбы, вставляют в неё пробку с трубкой, конец трубки оттянут. Пальцем закрывают другой конец трубки и опускают в кристаллизатор с водой. Затем, не опуская пальца с трубки, встряхивают энергично колбу, так чтобы капля воды из трубки упала в колбу. Только после этого вновь опускают руку в кристаллизатор с водой, убирают палец с трубки. Вода поступает в колбу через оттянутый конец в виде розового фонтана.
  9. «Чудо — зелье» В стакан смоченный предварительно фенолфталеином, наливают 3%-ый раствор  гидроксида натрия. В «пустом» стакане  появляется малиновый раствор.
  10. «Уничтожение чудо-зелья». Для уничтожения «зелья» приливают разбавленный раствор соляной (серной) кислоты (1:1) до обесцвечивания.
  11. «Вспышка ликоподия» В металлическую трубку, со слегка загнутым концом, помещают ликоподий. Зажигают спиртовку и выдувают ликоподий в пламя спиртовки. Наблюдается яркая вспышка пламени. (длина трубки 45 см.)
  12. «Огнетушитель». В колбу Бунзена (250 мл.) с раствором карбоната натрия (22г соли растворяют в 100мл. воды) помещают пробирку (высота 7 см.) с 1 мл. концентрированной серной кислоты. Колбу закрывают пробкой. Придерживая крепко пробку указательным пальцем правой руки, переворачивают колбу горлом вниз. Из отверстия колбы вырывается струя жидкости с большим кольчеством пены.
  13.  «Ёлка в снегу» На асбестовую сетку ставится высокий стакан на дне которого находится немного бензойной кислоты и ветка ели. Стакан плотно  закрывают стеклом или чашкой Петри. При нагревании бензойная кислота  возгоняется и после прекращения нагревания охлаждаясь, оседает на ели, образуя «снег».
  14. «Стакан примёрз» На тонкое стекло (4Х4см.) смоченное несколькими каплями воды, ставится стакан (100мл.) с 50 мл. воды. Плотно прижимая стакан к стеклу, чтобы он не смещался, насыпают 35г. Нитрата аммония. Энергично мешают раствор стеклянной палочкой. Стакан покрывается инеем, а  стекло примерзает к стакану.
  15. «Плакат» Заранее на листе фильтровальной бумаги пишут кисточкой, смоченной раствором хлорида железа 111 (цвета слабого чая) слова «С Новым Годом». Для проявления используют 2%-й раствор роданида калия или аммония. Можно текст написать раствором фенолфталеина, а проявить раствором щёлочи.
  16.  «Письма»

А) Чернила: раствор ацетата свинца, проявитель: раствор иодида калия. (используют 10%-ый раствор ацетата свинца и 15%-ый раствор  иодида калия). Текст жёлтый.

Б) Чернила: 10% -й раствор танина, проявитель: слабый раствор хлорида железа 111. Текст тёмно-синий.

В)  Чернила: раствор хлорида железа 111, проявитель:  раствор жёлтой кровяной соли, 5%-ый. Текст синий.

  1.  «Разноцветные огни» Смеси уротропина с нитратами бария, кальция, стронция, калия, натрия (2:1) поджигают на керамических плитках.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Химическое многоборье"

Эта мероприятие проводится на неделе естественных наук,  в игровой форме. Расчитано на учащихся 10 классов....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Строение атома. Химическая связь"

Мероприятие проводится в форме квеста с использованием мобильных приложений дополненной реальности....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Химические игры"

Мероприятие направлено на расширение кругозора учащихся, стимулирование мотивации к изучению химии через занимательные опыты, викторину, загадки, которые, в свою очередь, способствуют развитию творчес...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии для учащихся 8 класса на тему "Повторение и обобщение первоначальных химических понятий"

Цель мероприятия - развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии. Обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся о химических элементах, их номенклатурных названиях. Развитие ум...