Разработка урока по химии на тему "Вода. Свойства , способы очистки, вода в природе"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Урок разработан на основе ФГОС ООО для 8 класса по химии с использованием оборудования "Зарница" центра "Точка Роста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_zanyatiya_po_himii_v_8_kl.docx | 34.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по химии в 8 классе
Учитель: Данилова Татьяна Николаевна
Тема урока: Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды.
Цель: исследовать свойства воды и уметь применять полученные знания на практике.
Задачи:
Предметные: -формирование у обучающихся знаний о физических свойствах воды;
-формирование и углубление знаний у обучающихся о значении воды для жизнедеятельности человека, умений объяснять и применять эти знания при решении практических задач.
Метапредметные: -расширение опыта деятельности учащихся на уроке экологии с применением знаний по литературе, природоведению, истории, биологии.
-способствовать ориентации учащихся в содержании учебного материала, формулированию выводов и собственной точки зрения; создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации;
-формирование опыта творческой деятельности, опыта делового общения; развития творческого мышления, внимания, наблюдательности, памяти;
- воспитательные: способствовать формированию позитивно-ценностного отношения к природе, к своему здоровью; -способствовать социализации учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, 4 стакана с пробами воды; мультидатчики цифровой лаборатории оборудования «Зарница».
Форма урока: интегрированный урок с применением метапредметных связей, ИКТ-технологии.
Межпредметные связи: биология, экология, природоведение, химия.
Методы обучения: беседа, объяснение, самостоятельная работа, экспериментальная работа.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный
Предварительная подготовка к уроку: В качестве домашнего задания каждому обучающему предлагалось найти интересные сведения о воде; о значении воды для жизни на Земле, о том, где вода встречается в природе.
Ход урока
I.Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок – урок, на котором мы будем
рассматривать вопрос, который изучается в курсе химии и физики, биологии и географии, природоведения и экологии.
II.Мотивация урока - Хотите узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Тогда мы посмотрим небольшой видеофрагмент «Тайна великой воды»
Показывается фрагмент DVD – фильма «Великая тайна воды». Фильм 1
Учитель:
- И так, что на сегодняшнем уроке будет объектом нашего обсуждения? (Вода)
-Конечно, наш разговор пойдёт о воде.
II. Подготовка к усвоению нового материала. Целепологание. Какую цель мы поставим на уроке? (Дети предлагают).
1. Физические свойства воды и их аномальность. Роль воды в природе и жизни человека.
2.Исследовать свойства воды и уметь применять полученные знания на практике
III. Подготовка к работе, актуализация знаний.
Учитель: Ребята, вы уже знакомились по другим предметам некоторые свойства воды.
-Попробуем выполнить задания, чтобы понять, какое из этих вопросов вызывает у вас затруднения.
Задание 1.
Физические свойства воды (выберите один или несколько правильных ответов):
Температура кипения воды: 1000С 990С 1010С
В каком агрегатном состоянии существует вода? _______________________________
____________________________________________________________________________
Плотность при (t = 4 °C) 1,000 г/см3 или 6,000 г/см3
Теплопроводность: Плохая, хорошая, не проводит
Электропроводность: Плохая, если нет примесей; Хорошая
Поверхностное натяжение
Большое поверхностное натяжение; поверхностное натяжение отсутствует
Способность растворять вещества: Растворяет многие простые и сложные вещества;
Вообще не растворяет вещества
Летучесть Легко испаряется; возможно содержание водяного пара в воздухе до 30 г/м3 (абсолютная влажность в тропиках); Испаряется только при кипячении
Цвет : Без цвета ; черный; желтоватый
Запах: Без запаха ; землистый; гнилостный
Какие свойства воды увидели на видеофрагменте? ____________________
__________________________________________________________________________
В каких процессах в природе участвует вода?_________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Учитель:
-Вода наиболее распространённое и обыкновенное вещество, привычное в нашей повседневной жизни. Но такое ли уж оно обычное? Что вы знаете о воде? Вам в качестве домашнего задания предлагалось найти и приготовить сообщение о роли воды в нашей жизни. Кто готов поделиться своими мыслями? Сообщения учащихся. (дети рассказывают о родниковой, дождевой, речной, морской воде)
Учитель : -Но это не все свойства, которыми вода обладает. -А что бы вы хотели узнать о воде на сегодняшнем уроке еще? ( Ответы учащихся)
IV.Получение новой информации, осознание и осмысление.
Учитель: -В природе нет вещества более известного, чем вода.
- Вода в организме как видите, выполняет две роли растворителя и переносчика веществ. Потеря 20-25% воды от массы тела ведёт к гибели человека.
Вода — жизненная среда всех живых организмов. Человек живет на суше, но его организм на 65-70% состоит из воды. Все процессы в живой клетке осуществляются в водной среде. В сутки человеку необходимо 2 л питьевой воды. Кроме того, вода нужна, чтобы варить пищу, стирать белье, умываться. Большие количества пресной воды расходуются в промышленности и сельском хозяйстве (растворитель). Отметим, что соленая вода морей и океанов для этих целей непригодна. Доля пресной воды в общих запасах воды на Земле составляет менее 3% от всех водных ресурсов.
Вода — химический реагент. Соединяясь с оксидами активных металлов, вода образует щелочи, а в реакциях с оксидами неметаллов дает кислоты — два больших и важных в деятельности человека класса веществ. https://rosuchebnik.ru/material/voda-samoe-neobyknovennoe-veschestvo-na-zemle-himiya-8-klass/
Учитель: -А сейчас проведем эксперимент по определению оптической плотности и мутности, а также определим рН воды.
V. Практическая работа в групп: (См. приложение 1)
Каждая группа получает задание и в течение 4-5 минут работает, затем представители от каждой группы зачитывают отчёт по своему заданию.
(В процессе отчета учащиеся заполняют таблицу «Определение оптической плотности и мутности воды»); «Определение ионов водорода(кислотность) ионометрическим методом с помощью датчика рН метра ,оборудования цифровой лаборатории «Зарница». Данные зафиксируются в таблице, для последующего вывода.
Учитель: Важно знать, что органолептическими показателями воды являются запах, привкус, цветность и мутность.
Благоприятные органолептические свойства воды характеризуются нормативами, представленными в таблице 5.
Показатели | Единица измерения | Нормативы, не более |
Запах | Баллы | 2 |
Привкус | Баллы | 2 |
Цветность | Градусы | 20 |
Мутность | ЕМФ (единицы мутности по формазину) или мг/дм 3 (по каолину) | 2,6 1,5 |
Инструкция по выполнению практической работы: Для работы нам понадобится два оборудования: мультидатчик определения оптической плотности и мутности воды, а также ионометр. Для этого открываем на компьютере цифровую лабораторию центра «Точки Роста» по химии, подключаем исследуемые датчики. Ставим для калибровки в мультидатчик квадратную пробирку с дистилированной водой , вносим пароль и нажимаем на слово «Калибровка». Калибровка проходит в течении нескольких секунд. Возвращаемся к датчику и находим на экране рН метр и подключаем его. Открываем защитный колпачок и заливочное отверстие, промываем сначала в дистилированной воде , затем осушаем фильтровальной бумагой. Теперь мы подключаем наш мультидатчик к компьютеру. Запускаем программу измерения, находим датчик и ставим на паузу. Датчики готовы к работе. Сперва определяем значения в дистилированной воде и как только наши показания зафиксировались, нажимаем на паузу, заносим показания в таблицу. Одновременно фиксируем показания мутности , вынимаем квадратную пробирку и вставим туда другую пробирку с грунтовой водой, результат заносим в таблицу. В стакан с анализируемой пробой Грунтовой воды погружаем электроды рН метра и фиксируем показания, ставим на паузу. Вынимаем электроды из стакана, еще раз промываем в дистилированной воде и осушаем фильтровальной бумагой. После всех проделанных измерений нажимаем на паузу, находим кнопку и сохраняем наши данные на рабочий стол в виде таблицы Word или в XL формате для последующей работы. После всех проведенных исследований датчики, согласно инструкции убираем до проведения следующего эксперимента. Таблица для заполнения показателей исследуемых вод
Номер стакана | рН раствора | Оптическая плотность, D | Мутность, Z |
Дистилированная вода | 6,0 | 0,45 | Нет |
Грунтовая из-под крана | 7,0 | 0,47 | Нет |
Вода с родника «Мерчен» | 7,0 | 0,52 | Нет |
Вода с реки «Сульча» | 5,0 | 0,72 | Мутная |
В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4. 1074-01 «Питьевая вода» значение рН для питьевой воды лежит в интервале 6 < рН < 9. Если рН больше 7, вода имеет щелочную реакцию; при рН меньше 7 реакция воды кислая. Если рН исходной воды больше 8,3, то ее кислотность равна 0.
Делаем вывод: В питьевой воде мутность, согласно действующим санитарным нормам, должна быть не выше 1,5 мг/л. Результаты показали, что грунтовая вода из-под крана, вода с родника «Мерчен» не превышают данную норму, кислотность во всех исследуемых водах не превышает норму рН в интервале от 7 до 9., то есть равна нулю. А вот вода с реки «Сульча» не пригодна для питья, но можно использовать для хозяйственных нужд.
Учитель: -Мы только что доказали, что вода может являться природным фильтром. Пройдя через почву, вода очищается и выходит наружу в качестве источника жизни- родника.
-А какие способы очистки воды вы знаете?(Ответы детей: фильтрование, кипячение, дистилляция, озонирование, отстаивание. А еще есть такой способ, как аэрация воды.)
-Аэрация воды – что это такое и зачем нужно? Аэрация— это метод очистки воды от различных нежелательных элементов (марганец, сероводород, железо и т.д.) за счёт химических процессов, происходящих при поступлении кислорода. Помимо непосредственной функции очистки состава, данная процедура предполагает устранение неприятных запахов. Спектр применения аэрации воды довольно широк. Она востребована в отношении сточных труб или, например, аквариумов. В последнем случае аэрация воды позволяет увеличить процентное соотношение кислорода, что положительно сказывается на находящихся внутри организмах, в частности, облегчает дыхание рыб. https://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page
Закрепление: Итак, возвращаемся к заданию 1, закончим заполнение и проверим.
Задание 1.
Физические свойства воды (выберите один или несколько правильных ответов):
Температура кипения воды: 1000С 990С 1010С
В каком агрегатном состоянии существует вода? _______________________________
____________________________________________________________________________
Плотность при (t = 4 °C) 1,000 г/см3 или 6,000 г/см3
Теплопроводность: Плохая, хорошая, не проводит
Электропроводность: Плохая, если нет примесей; Хорошая
Поверхностное натяжение
Большое поверхностное натяжение; поверхностное натяжение отсутствует
Способность растворять вещества: Растворяет многие простые и сложные вещества;
Вообще не растворяет вещества
Летучесть Легко испаряется; возможно содержание водяного пара в воздухе до 30 г/м3 (абсолютная влажность в тропиках); Испаряется только при кипячении
Цвет : Без цвета ; черный; желтоватый
Запах: Без запаха ; землистый; гнилостный
Какие свойства воды увидели на видеофрагменте? ____________________
__________________________________________________________________________
В каких процессах в природе участвует вода?_________________________________
___________________________________________________________________________________________
Теперь с заданием справились все, молодцы.
VII.Подведение итогов урока.
Оценивание учащихся: учитывается активность учащихся, точность ответов, не исключается возможность повышения оценки учащимся.
Рефлексия:
- Какова была цель урока?
- Как вы считаете, достигли мы этой цели?
- Что нового и полезного вы узнали на уроке?
- Были ли трудности, и какие?
- Что больше всего понравилось на уроке?
VIII. Домашнее задание. §31, вопросы 1,4,5, стр.106 (Г.Е Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М: «Просвещение», 2018г)
- Сегодня вы работали много и хорошо. Все получают оценку…………..
- Молодцы!
- Всем спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по химии "Бытовые способы очистки воды"
Данный материал может использоваться как дополнительный на уроках химии в 8 классе по темам: "Способы разделения смесей", "Бытовые способы очистки воды"...
"Вода.Вода в природе, способы очистки воды"
Урок природоведения в 5 классе (можно использовать как внеклассное мероприятие", в котором раскрывается роль воды в природе и жизни человека, способах очитки воды....
Разработка урока химии в 8 классе по теме: "Вода в природе. Свойства воды".
урок изучения нового материала...
Разработка урока по химии на тему "Вода и ее свойства"
Данная разработка урока послужит хорошим дополнением к подгтовке к уроку в 8 классе....
Разработка урока по химии, 9 класс: "Типы химических реакций на примере свойств воды"
Цель урока: закрепление и углубление знаний о типах химических реакций на примере свойств воды....
Исследовательская работа "Анализ и сравнение способов очистки воды "
Цель работы: определить, какой метод очистки воды в домашних условиях эффективнее.Методы исследования:изучение и анализ информации в СМИ и в научной литературе о способах очистки пит...
Методическая разработка урока по химии «Металлы в природе. Общие способы получения металлов» 9 класс (базовый курс, О.С. Габриелян)
В данной разработке приведен подробный конспект урока химии в 9 классе по теме «Металлы в природе. Общие способы получения металлов». Содержание соответствует базовому курсу химии авт...