Внеклассное мероприятие по химии: Химический состав костей
классный час по химии (8 класс)

Мария Ивановна Аверина

Цель внеклассного мероприятия: опираясь на приобретённые знания, обобщить материал  о химическом составе костей скелета человека, показать значение химических элементов для жизни человека; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; развивать мышление, память, навыки самостоятельной работы и работы в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_6_vneklassnoe_meropriyatie_po_himii.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Внеклассное мероприятие по химии: Химический состав костей

Цель внеклассного мероприятия: опираясь на приобретённые знания, обобщить материал  о химическом составе костей скелета человека, показать значение химических элементов для жизни человека; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; развивать мышление, память, навыки самостоятельной работы и работы в группе.

Оборудование: листы ватмана, маркеры, эмблемы, набор для лабораторного практикума: 10% раствор соляной кислоты, химические стаканы, штатив, спиртовка, зажимы для пробирок

Задачи:

  1. Проверить организованность детей (работа в группах: 5-8 чел.)
  2. Определить проблемные моменты в усвоении темы «ОДС человека»
  3. Актуализировать знания по теме «ОДС человека»
  4. Уметь выдвигать гипотезу – подтверждать или опровергать её
  5. Уметь сопоставлять химические вещества с их свойствами, в том числе в проявлении костной ткани
  6. Уметь аргументировать свои выводы на основе знаний о хим. веществах (в т.ч. растворимых и нерастворимых солях; БЖУ; кислотах)
  7. Знать ТБ для проведения хим. эксперимента

Проверяемые ЗУН:

Знания

Умения

Навыки

  1. Понятия об строении костей
  2. Термины в контексте строения костей, их состава
  3. Последовательность стадий химического эксперимента
  4. Правила ТБ при химическом эксперименте
  5. Свойства органических и неорганических соединений, в т.ч. входящих в состав костей

  1. Поиск сходств и сравнений
  2. Считывать графическую информацию (рисунок)
  3. Выстраивать доказательство
  4. Выделять причинно-следственные связи
  5. Находить несколько путей решения одной и той же задачи
  1. Делать письменный и устный вывод
  2. Формулировать устную и письменную речь
  3. Оценивать свой уровень знаний и их применений
  4. Анализировать возможный научный вклад по теме

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Учитель:  Всем здравствуйте! Первым этапом нашего внеурочного мероприятие будет разделение на команды. Нужно поделиться на две команды, придумать название и девиз. Итак, поехали, у вас 5 мин.

П.О. Говорят свои названия и девизы. Садятся по командам. 

Учитель:  Мы сегодня с вами будем работать в командах, за правильные ответы вы будете получать очки. Участники той команды, которая соберет большее количество очков, получает за урок 5, остальные участники получат 4, но только при условии, если все работали.

На уроке биологии вы проходили систему, которая состоит из костей. Как она называется?

Предполагаемый ответ: Опорно–двигательную.

Учитель: На уроке биологии вы говорили об опорной части этой системы, т.е. о скелете. Вспомните, какие функции выполняет скелет.

П.О. На кости скелета опираются мышцы, кости защищают внутренние органы от внешних механических воздействий.

Учитель: Что же позволяет скелету выполнять опорную и защитную функции?

Ответу на этот вопрос мы и посвятим наше мероприятие.

Как вы думаете, какое свойство позволяет кости быть опорой и защитой?

П.О. Ее прочность.

Учитель: Как вы понимаете значение прилагательного “прочный”?

П.О. Твердый, упругий, эластичный.

Учитель: Итак, для того, чтобы выполнять опорную и защитную функции, костная ткань должна быть твердой и эластичной (т.е. прочной). А от чего, по вашему мнению, зависит прочность костной ткани?

П.О. От ее состава.

Учитель: Верно. Сегодня на уроке мы поговорим о химическом составе кости и ее строении. Т.е. именно о тех факторах, которые и делают кость прочной.

Учитель: Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: органические и неорганические.

Задание: на ватманах по ходу рассказа составить по командам красочную схему “Химический состав костей”.

img1.jpg

Учитель: Какие неорганические вещества могут входить в состав кости?

П.О. Соли кальция, фосфора.

Учитель: Верно. Причем соли эти должны быть нерастворимы. Почему?

П.О. Только в случае нерастворимости солей, входящих в ее состав, кость будет прочной.

Учитель: Какие же именно свойства должны сообщать костной ткани неорганические вещества – твердость или эластичность?

П.О. Твердость.

Учитель: Какие органические вещества могут входить в состав костной ткани?

П.О. Белки, жиры, углеводы.

Учитель: Какие же свойства должны сообщать костной ткани органические соединения?

П.О. Эластичность, упругость.

Учитель: Какие именно органические соединения – белки, жиры или углеводы придадут костной ткани эти качества?

П.О. Белки.

Итак, мы выдвинули гипотезу: Кость состоит из неорганических и органических соединений. Неорганические соединения придают кости твердость, а органические – упругость и эластичность.

Записывают гипотезу на ватманы.

Учитель: Подумайте, как экспериментально можно проверить ваши предположения.

П.О. Нужно попытаться удалить из кости неорганические соединения и пронаблюдать свойства кости. Затем из другой кости нужно удалить органические вещества и тoже обратить внимание на свойства кости, лишенной органических веществ.

Учитель: Каким же образом удалить из кости неорганические вещества? Ведь мы отметили, что эти вещества должны быть нерастворимыми в воде?

П.О. Но они могут быть растворимыми в кислоте.

Учитель: Верно. Группа моих помощников два дня назад заложила опыт. Его суть, а также результаты они вам сейчас представят.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.

Ученик: Два дня назад мы поместили куриную кость в 10% раствор соляной кислоты. Именно куриную кость, т.к. она мельче, чем, например, коровья и на растворение солей, входящих в ее состав, потребуется меньше и кислоты и времени.

Кислоты влияют не только на неорганические, но и на органические соединения, поэтому мы выбрали соляную кислоту, как кислоту более мягкого действия. Чтобы ее воздействие на органические вещества костной ткани было минимальным.

Итак, мы извлекаем кость из стакана с 10% раствором соляной кислоты, удаляем остатки кислоты фильтровальной бумагой, и проверяем свойства кости. Она способна гнуться во все стороны.

К какому же выводу подводят нас результаты эксперимента?

П.О. Органические вещества сообщают кости упругость и эластичность.

Учитель: Теперь давайте решим проблему, как удалить из кости органические вещества.

П.О. Их можно сжечь.

Учитель: Верно, органика прекрасно горит. Когда мы изучали химический состав растительного организма, то говорили, что остатки растений (опавшие листья, сухие ветки, стебли и пр.) отлично горят. На месте костра всегда остается зола – это минеральные соли (т.е. неорганические вещества), а все органические вещества сгорают. Сейчас мои помощники хорошенько прокалят куриную кость на огне, до такой степени, чтобы все органические вещества сгорели.

Ученик: Мы закрепляем кость в зажиме, зажигаем спиртовку и держим кость в самом горячем участке пламени. О том, что горение происходит можно судить по сильному резкому запаху. Обычно, почувствовав такой запах, мы говорим: “Паленым пахнет”.

Наконец, кость обуглилась. Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели.

Учитель: Исследуйте свойства прокаленной кости.

Ученик: Она твердая, но хрупкая. Крошится в руках.

Таким образом, мы подтвердили свое предположение о том, что органические вещества (белки) придают кости упругость, а неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость. Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность. Кости выдерживают растяжение почти так же как чугун, а по сопротивлению на сжатие они вдвое превосходят гранит.

Учитель: На нашем мероприятии мы сделали наглядные пособия на ватманах о химическом составе костей, опытным путем доказали какое значение имеют органические и не органические компоненты в костях.

Подведение итогов, подсчет фишек и выставление оценок.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии "Химическая мастерская" 8 класс

Данное внеклассное мероприятие проводиться с использование мультимедиа. Цель:В занимательной форме обобщить и закрепить знания об основных классах неорганических соединений и типах химических реакций....

Внеклассное мероприятие по химии "Химический КВН"

Внеклассное мероприятие содержит занимательные задания и опыты для команд....

Внеклассное мероприятие по химии "Химическое казино "Кто хочет стать отличником?""

Внеклассное мероприятие содержит вопросы из различных областей знания....

Внеклассное мероприятие по химии: "Химический турнир"

Внеклассное мероприятие, для обучающихся 1 курса НПО, проводимое в рамках недели химии. Студенты должны доказать умение пользоваться знаниями и навыками полученными при изучении данного предмета. ...

Внеклассное мероприятие : "Занимательная химия. Химические реакции вокруг нас"

химические загадки, описание опытов, занимательный материал по химии, химические игры...

Внеклассное мероприятие по химии "Химический калейдоскоп"

Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении декады по предмету....

Внеклассное мероприятие по химии «Химический лабиринт» для учащихся 9-11 классов Учитель химии: Коковина ЛЕ

Развивающие цели: побуждение учащихся к познавательной деятельности; развитие логического мышления; реализация межпредметных связей биологии, истории, литературы и химии; развитие сообразительности.Во...