Модульный урок по теме "Соединения галогенов"
учебно-методический материал по химии (9 класс)

Зюзина Татьяна Сергеевна

При подготовке к модульному уроку, мне приходится использовать все свои знания и опыт, находя при этом наиболее совершенные пути решения конкретных вопросов по теме. Технология модульного обучения помогает мне в самосовершенствовании как учителя химии, делает мои уроки более разнообразными, помогает задействовать  процесс взаимообучения, когда учитель приглашает учеников к сотрудничеству почти на равных. Эта технология пришлась по душе мне и моим воспитанникам, хотя требует от учителя большой предварительной работы, а от учеников напряженного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soedineniya_galogenov.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Соединения галогенов»

 учителя химии Краснопутьской средней школы

Домодедовского района Московской области

 Зюзиной Татьяны Сергеевны.

Тема урока: «Соединения галогенов».

Место данного урока в теме: Данный урок является третьим в разделе «Неметаллы» и служит продолжением темы «Галогены». После этого урока целесообразно проведение небольшой проверочной работы, которая может проходить как проверка домашнего задания, но по уровням сложности в виде теста или защиты независимого расследования по блокам ( см. творческое задание).

Цель урока: Познакомиться с основными соединениями галогенов. Изучить качественные реакции на галогенид-ионы. Рассмотреть   получение, свойства и применение важнейших соединений галогенов.

Задачи:

  1. Обобщить и закрепить знания учащихся о галогенах. Познакомиться с основными соединениями галогенов. Более подробно изучить соляную кислоту, ее  получение, свойства и применение. Рассмотреть качественные реакции на галогенид – ионы. Способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим языком.
  2.  Развить навыки наблюдения, решения задач, умения выделять главное, сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать выводы; учить размышлять, делать предположения, прогнозировать.

Развить основные умения: составление формул солей, обозначение названия соответствующих химических соединений, запись химических уравнений в молекулярном и ионном виде, работа с химическим оборудованием. В ходе урока  будут развиваться основные методические навыки (работа с учебником, обсуждение вопросов, работа с основными таблицами химии).

  1.  Содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.
  2. Воспитывать умения работать самостоятельно с применением само- и взаимоконтроля. Показать связь изучаемой темы с жизнью. Воспитывать научное мировоззрение на основе взаимосвязи свойств и строения.

Оборудование. На столах учеников: раствор нитрата серебра, растворы хлорида натрия, бромида натрия, йодида натрия, пробирки, печатная основа.

Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический.

Организационные формы: Беседа, самостоятельная и практическая работа учащихся.

Средства обучения: Печатная основа, химическое оборудование, реактивы, таблицы, медиапроектор.

Тип урока: Урок-изучение нового материала с элементами модуля.

Технологическая карта.

Тема урока: «Соединения галогенов».

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Рекомендации по выполнению задания, оценивание

УЭ – 0

Интегрирующая цель:

- В результате овладения содержанием модуля Вы изучите основные соединения галогенов: галогеноводороды, их кислоты, соли соответствующих кислот. Более подробно изучите  соляную кислоту, ее  получение, свойства и применение. Рассмотрите качественные реакции на галогенид – ионы.  

- Работая с модулем,  Вы продолжите развивать основные умения: составление формул солей, обозначение названия соответствующих химических соединений, запись химических уравнений в молекулярном и ионном виде, работа с химическим оборудованием. В ходе урока Вы будете развивать основные методические навыки ( работа с учебником, выделение главного, обсуждение вопросов, работа с основными таблицами химии ).

- Вы познакомитесь с воздействием галогенов на экологическое состояние окружающей среды.

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ – 1

 УЭ – 2

УЭ – 3

УЭ – 4

УЭ – 5

УЭ – 6

УЭ – 7

УЭ - 8

 Подготовка к работе.

  1. Экспресс опрос:

      а)  Какие элементы называются галогенами?

      б)   Охарактеризуйте положение галогенов в       Периодической         системе Д.И.Менделеева.

      в) Каково строение атомов галогенов?

      г)  Какой из галогенов является самым      электроотрицательным?

     д)     Как изменяются окислительные свойства галогенов с увеличением порядкового номера?

   II. Оцените свою работу ( за каждый правильный ответ – один бал – макс. 5б)

Цель: рассмотреть состав, строение и свойства галогеноводородов.

  I. Выполните задание:

  1. Дайте определение галогеноводородам.

Галогенноводороды - …

  1. Запишите формулы кислот:

      - фтороводородная ( плавиковая) –…

      - хлороводородная ( соляная) – …

      - бромоводородная – …

      - йодоводородная – …

      3. Почему йодоводородная кислота сильнее фтороводородной?

      Сравните строение атома фтора и йода:

        F    …                                                I…

II. Обсудите результаты работы.

III. Оцените свою работу. ( макс. 2б)

Цель: познакомиться с лабораторным способом получения соляной кислоты, изучить ее свойства и применение.

I. Выполните задание:

  1. Лабораторная работа по теме: « Получение соляной кислоты и ее свойства».

Что делаем

Что наблюдаем

Вывод и уравнения реакции

  1. Собираем прибор и получаем соляную кислоту.
  2. К отверстию стакана подносим лакмусовую бумагу, смоченную водой.
  3. К отверстию стакана подносим палочку, смоченную конц. раствором аммиака.
  4. Стакан с полученной кислотой переворачиваем в кристаллизатор с водой.

….

NaCl + H2SO4(к)=

=…

Среда …

NH4OH + HCl=

= …

Хлороводород растворяется в воде …

Вывод:  Я познакомился …

  1. Изучите применение соляной кислоты.

II. Обсудите результаты работы.

III. Оцените свою работу. ( макс. 2б).

Цель: познакомиться с солями галогеноводородов, научиться составлять формулы солей по названию.

  1. Выполните задание:
  1. Запишите название соответствующих солей:

Fˉ-  …

Clˉ - …

Brˉ - …

Iˉ - …

  1. Составьте формулы солей:

а) фторид кальция - …

б) хлорид натрия - …

в) бромид серебра - …

г) йодид калия - …

II. Обсудите результаты работы.

  1. Оцените свою работу. ( макс 4б)

Цель: провести качественные реакции на хлорид - , бромид – и йодид - ионы.

I. Выполните задание:

1. Лабораторная работа: «Качественные реакции на галогенид-ионы».

Что делаю

Что наблюдаю

Вывод и уравнения реакции (в ионном виде).

  1. В пробирку к хлориду натрия прильем нитрат серебра.

  1. В пробирку к бромиду натрия прильем нитрат серебра.

  1. В пробирку к йодиду натрия прильем нитрат серебра.

….

NaCl + AgNO3 =

= …

NaBr + AgNO3 =

=…

NaBr + AgNO3 =

=…

Вывод: Я познакомился …..

II. Обсудите результаты работы.

III. Оцените свою работу. ( макс.3б)

Цель: изучить как влияют соединения галогенов на экологическую обстановку ( на примере хлорфторуглеводородов – ХФУ).

1.Продолжите предложения:

  1. ХФУ - …
  2. Год открытия и использование в жизни-...
  3. Приводят к разрушению…
  4. Химический процесс разрушения озона

…..

  1. Последствия разрушения озонового слоя для человека:

2. Обсудите результаты работы.

     Цель: закрепить полученные знания на практике, выполняя проверочный тест по теме: «Галогены и их соединения».

  1. Выполните тест:

Вопросы

Варианты ответа

1) Что общего в строении атомов галогенов:

а) радиус атома

 б)заряд ядра

в)число электронов на внешнем слое

2) Как изменяется электроотрицательность в группе: F-Cl-Br-I

а) уменьшается

б)увеличивается

в) не изменяется

3)Какими из попарно взятых веществ можно воспользоваться для получения хлороводорода:

а) NaCl (ТВ) и H2SO4 (р-р)

б) NaCl (р-р) и H2SO4 (р-р)

в) NaCl (ТВ) и H2SO4(к)

4) Различить галогеноводородные кислоты и их соли (кроме соединений фтора) можно с помощью одного реактива:

 

а)  КСl

б)АgNO3

в) ВаSO4

5) Назовите жидкий галоген.

а) хлор

б) бром

в) йод

        

 

II. Обсудите результаты работы.

  1. Оцените свою работу.

( макс. 5б)

Подведение итогов урока.

  1. Прочитайте цель урока.
  2. Достигли ли вы целей урока, в какой степени?
  3. Что мешало и что помогало вашей работе?
  4. Что осталось непонятным?
  5. Поставьте оценку за урок.

Критерии оценки:

«5» - Вы справились со всеми УЭ без ошибок и набрали 20-21 балла.

«4» - В УЭ допускали ошибки и набрали 18- 19 баллов.

  1. Выберите домашнее задание. 

1.Если Вы работали на уроке успешно и получили «5» или «4», то можете выполнить творческое задание.

2.Если на уроке часто ошибались, то проработайте материал модуля еще раз и прочитайте п. «Соединения галогенов».

Творческое задание:

 

 

Работайте устно вместе с классом.

…….

…….

…….

…….

……

Самостоятельно.

Используйте текст учебника стр. 83.(абзац 1)

Используйте текст презентации.

Работайте индивидуально.

Ответ сверьте с доской.

Самостоятельно…..

Результаты лабораторной работы записываем в таблице, следя за ходом работы в виртуальной лаборатории.

Используйте текст презентации.

Вместе с классом.

Самостоятельно. …….

Работайте устно вместе с классом.

Используйте текст презентации.

Выполните письменно, используя Периодическую таблицу.

Работайте вместе с классом. Ответ сверьте с доской.

Самостоятельно…..

Выполняем лабораторную работу согласно инструкции по ОТ №5.

Результаты записываем в таблицу.

Работайте вместе с классом. . Результаты сверьте с доской.

Самостояельно….

Внимательно прослушайте сообщение учителя и сделайте соответствующие записи.

Работайте устно вместе с классом.

Выполняем самостоятельно.

Отметьте правильную букву.

Работайте вместе с классом. . Результаты сверьте с доской.

Самостояельно….

Работайте вместе с классом.

Самостоятельно.

.

УЭ - 4

УЭ – 5

УЭ – 6

УЭ – 7

УЭ – 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Химические свойства галогенов"

Сколько граммов йода выделится из 20 г  йодида натрия при действии на него хлором?...

Презентация к модульному уроку по теме "Соединения галогенов"

Одной из форм моей работы являются модульные уроки. При планировании таких уроков наиболее активная роль отводится ученику, что формирует внимание и сосредоточенность, способствует развитию таки...

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Митоз" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учебнику "Общая биология" 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пассечник....

Технологические карты модульных уроков в 7 классе по теме «Союз» 4 урок Тема «Сочинительные союзы»

Модульные уроки могут быть проведены как на каждом уроке, так и чередоваться с традиционными уроками....

Презентация к уроку "Галогены. Соединения галогенов" (УМК ГабриелянО.С.)

медиа-презентация к уроку "Галогены. соединения галогенов" (УМК ГабриелянО.С.)...

МОДУЛЬНЫЙ УРОК – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Каждый учитель задумывался над тем как сделать так чтобы его урок, был уроком  «которого ждут». Конечно, невозможно однозначно сказать, как это сделать. Каждый из нас ищет свои пути р...