Методическая разработка "Особенности работы с одаренными детьми по химии"
методическая разработка по химии (8 класс)
Особенности работы с одаренными детьми по химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_odarennymi_detmi_po_himii.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы с одаренными детьми по химии
«Все серьезные мысли уже думаны и передуманы.
Надо лишь попытаться продумать их заново»
Иоганн Вольфганг фон Гёте
Все дети разные от природы. Один и тот же ребенок по-разному ведет себя в разной обстановке, с разными людьми, у разных учителей. Индивидуальность проявляется в темпераменте, характере, проявлению эмоций, в интересах, склонностях и т. д. Перед нами ребенок со своим уникальным, индивидуальным миром, со своим восприятием окружающего мира.
«В человеке заключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения» - это слова Имануила Канта. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем.
При этом успех зависит не только и не столько от качества самого задатка, сколько от вложенного труда.
Обучение химии начинается в 8 классе. Как трудно восьмиклассникам погружаться в этот незнакомый мир веществ и формул. Поначалу учащиеся демонстрируют интерес к данному предмету. Но с течением времени, когда они сталкиваются с той бездной знаний, которую таит в себе данная наука, энтузиазм стихает. Одним становиться неинтересно, другим предмет дается с трудом, третьи просто зарабатывают отметки. И лишь немногие, выдержавшие это нелегкое испытание, не теряют блеска в глазах и искреннего стремления к познанию. Поэтому так важно определить основные задачи в работе с такими детьми: развитие творческих способностей на уроках; развитие способностей во внеурочной деятельности; создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Основные направления в моей работе с одарёнными детьми – урок, предметный кружок, проектная деятельность, факультативы, подготовка к олимпиадам.
Как можно раскрыть природные особенности ребенка на уроке? Ограниченность во времени, стремление успеть выполнить учебную программу не всегда позволяет учителю выслушать мнение ученика, проявить себя. В силах учителя создать на уроке атмосферу добра и творчества. Позитивный психологический климат на уроке очень важен, так как познавательная потребность может развиваться лишь в условиях радостного отношения к познанию. Урок должен иметь творческий характер и быть направлен на создание для каждого ребенка "ситуации успеха". Предъявляйте требования, которые соответствуют развитию ребенка, а затем постепенно «повышайте планку». Поэтому целесообразным считаю предлагать им индивидуальную программу, творческие задачи, домашние эксперименты, подготовку презентаций. Результативным оказалось включение таких детей в работу класса в качестве консультантов на семинарах и зачетах, исследователей при изучении нового материала. Грамотно организованный урок - это залог позитивного эмоционального, физического благополучия и раскрытия природных задатков учащихся.
В преподавании химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания. Во время проведения исследовательской работы учащимися, меняется качество учебного процесса и повышается успешность обучения школьников. Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности. Мною был проведен эксперимент, который заключается в том, что в одной школе был внедрен исследовательский подход, в другой нет. Как и предполагалось, именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации.
На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, на занятиях элективных курсов, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов научных статей, участии в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.
С чего необходимо начинать исследование? Прежде ставиться цель. Учащиеся должны подумать над практическим применением результатов исследования и наметить перспективы дальнейшей работы.
Исходя из характера учебной деятельности ученика при выполнении заданий, используются следующие виды самостоятельной работы учащихся на уроке: 1) учебные задания, опосредующие учебную информацию. В таких заданиях необходимая информация даётся непосредственно или указывается источник, из которого можно получить необходимую информацию. Эти задания предназначены для первоначального восприятия учебного материала. 2) учебные задания, направляющие работу ученика с учебным материалом. Такие задания ориентируют ученика на осмысление и систематизацию учебного материала, а также на самоконтроль, наводят на сравнение, выводы, обобщения. 3) учебные задания, требующие от ученика творческой деятельности.
Была составлена циклограмма деятельности учителя по руководству исследовательской работой учащихся:
- сентябрь – составление списка примерных тем исследовательских работ; выявление учащихся, склонных к научной деятельности, первичное консультирование по подбору литературы, плану работы;
- сентябрь – обсуждение результатов, уточнение формулировки тем, определение цели, задач, выдвижение гипотезы;
- октябрь – консультирование по сбору материала, работе с информацией, выбору методов исследования;
- ноябрь – консультирование по анализу собранных материалов, обработке данных; декабрь – консультирование по написанию и оформлению работы; январь – консультирование по подготовке устной защиты работы. Чтобы исследовательская деятельность в школе имела постоянную перспективу, необходимо позаботиться о преемственности. С этой целью учащиеся старших классов проводят беседы, классные часы, социологические исследования в начальной и средней школе.
Далее с такими учащимися работа идет во внеурочное время: факультативы, выполнение исследовательских и проектных работ, подготовка к участию в олимпиадах. В процессе изучения предметов естественнонаучного цикла можно более качественно развивать навыки и умения учащихся, необходимые для научно – исследовательской деятельности. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников является метод проектов. При организации данного вида деятельности можно разрабатывать различные виды проектов, например, учебные, информационные, исследовательские и другие.
Работа над проектами приводит к следующим результатам: усиливается учебная мотивация; повышается успешность обучения и интерес учащихся к предмету химия; улучшаются навыки обработки результатов лабораторных исследований; в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся расширяется их кругозор; ребята продвигаются по пути познания себя; дети становятся более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.
Как правило, при подготовке к олимпиаде у каждого учителя возникают следующие вопросы:
1. Как, среди уменьшающегося количества часов, выкроить время на подготовку?
2. Как можно мотивировать учеников?
3. И где найти силы учителю, который завален отчетами, документацией, должен вести воспитательную работу?
Работу по подготовке к олимпиадам различных уровней провожу в течение всего учебного года на дополнительных занятиях во внеурочное время, использую различные формы работы. Очень важно, чтобы у участника олимпиады был прочный фундамент не только химических, но и физических, и математических знаний. Успешное решение химических задач невозможно без этих наук. Кроме естественнонаучных знаний, у школьников должен быть определенный набор методологических приемов - способов, которые помогают добывать новые знания и творчески перерабатывать уже имеющиеся.
В заключение хочу сказать, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он не позволяет мне, как учителю стоять на месте, побуждает меня все время двигаться вперед, это способствует: саморазвитию; самореализации; освоению новых технологий, практик; развитию информационной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методические приемы работы с одаренными детьми в рамках образовательного и воспитательного процесса»
Первый методический этап определен рамками урочных занятий. На этом этапе я стараюсь выявить интерес к своему предмету, используя элементы игровых технологий, нестандартных ситуаци...
Самоанализ по теме "Работа с одаренными детьми по химии во внурочное время"
В самоанализе представлены направления самообразования, основные этапы работы по самообразованию, план работы на год,план индивидуальной работы с одаренным учеником...
Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"
Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одаренными детьми по химии
Работа с одаренными детьми по химии...
Модель системы работы с одаренными детьми учителя химии
Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Для этого нужно система...
методическая разработка "Работа с одаренными детьми на уроках математики во внеурочное время"
методическая разработка "Работа с одаренными детьми на уроках математики во внеурочное время"...