Конспект урока химии в 9 классе "Оксиды углерода"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Урок изучения физических и химических свойств с выполнением лабораторной работы и применением технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oksidy_ugleroda.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Оксиды углерода.
Цель: Создать условия для формирования знаний об оксидах углерода, их свойствах, получении, применении, физиологическом действии на организм человека и на природу в целом.
Задачи:
- Личностные - воспитание бережного отношения к своему здоровью, окружающей природе, познавательного интереса к химии.
Предметные – систематизировать знания учащихся о кислотных оксидах на примере оксида углерода (IV), усвоить строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов, качественную реакцию на углекислый газ, физиологическое действие на организм угарного и углекислого газа.
- Метапредметные – формирование научного мировоззрения (о реальности существования этих оксидов и связанных с ними превращений), развитие умений самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи.
Объяснение с элементами демонстрации, беседы, рассказа, постановка проблемного вопроса, актуализация Приемы “Верите ли Вы?”, “Сравнительная таблица”.
Оборудование и реактивы для учителя: компьютер, мультимедиа проектор.
Оборудование и реактивы для учащихся: лабораторная посуда (пробирки, штатив для пробирок, реактивы (соляная кислота, карбонат кальция, гидроксид кальция).
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте!
Первым делом гоним лень,
На уроке не молчать,
Всем работать, отвечать!
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
II. Мотивация
На Земле живут три брата из семейства Карбонатов
Старший брат - красавец Мрамор, славен именем Каррады,
Превосходный зодчий он, строил Рим и Парфенон.
Всем известен Известняк, потому и назван так,
Знаменит своим трудом, возведя за домом дом
И способен, и умел младший мягкий братец Мел.
Как рисует посмотри, этот CaCO3
Любят братья порезвиться, в жаркой печке прокалиться
CaO да CO2 образуются тогда. Этот углекислый газ,
Каждый с ним знаком из вас, выдыхаем мы его.
Ну, а это CaO - жарко обожженная известь, негашеная.
Добавляем к ней воды, тщательно мешая,
Чтобы не было беды, руки защищаем.
Круто замещенная известь, но гашеная.
Известковым молоком стены белятся легко.
Светлый дом повеселел, превратив известку в мел.
Фокус - покус для народа: стоит лишь подуть сквозь воду,
Как она легко-легко превратится в молоко!
А теперь довольно ловко получаю газировку:
Молоко плюс уксус. Ай! Льется пена через край!
Все в заботах, все в работе от зари и до зари
Эти братья - Карбонаты. Эти - CaCO3.
Учащиеся, прослушав сказку о братьях Карбонатах, должны написать уравнения соответствующих химических реакций.
СaCO3
|
/ \
мрамор известняк мел
1. Обжиг известняка
CaCO3 → CaO + CO2
2. Гашение извести
CaO + H2O = Ca(OH)2
3. При поглощении углекислого газа из воздуха эта смесь затвердевает (при побелке):
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O
4. Молоко плюс уксус, ай! Льется пена через край:
CaCO3 + 2CH3COOH = (CH3COO)2Ca + CO2 +H2O
Уксусная кислота
Посмотрите, во всех реакциях, которые мы написали, прослушав сказку, присутствует газообразное вещество. Что это за газ?
Углекислый газ или оксид углерода (IV).
Сколько оксидов имеет углерод?
С
/ \
оксид углерода (IV) оксид углерода (II)
углекислый газ угарный газ
УЗ: Ребята, а можем ли мы получить эти два газа в лаборатории? Как же мы их получим? И как определим эти газы?
Ответ: Угарный газ мы не сможем получить, так как это ядовитый газ, оказывающий отравляющее действие, необратимо связывается с гемоглобином крови и тем самым, блокируя перенос кислорода в организме. Первая помощь - доступ свежего воздуха. Газ бесцветный, без запаха.
CO2 + C = 2CO образуется при неполном сгорании веществ, содержащих углерод.
Углекислый газ можем получить, безвредный, бесцветный газ без запаха, который мы выдыхает. Из прослушанной сказки о карбонатах мы знаем, что доступнее нам только вещества - мел и сода. Получим действием соляной кислоты на мел в приборах для получения газа.
А как же мы узнаем, что выделяется газ, он же бесцветный и без запаха?
Надо пропустить газ, через известковую воду и наблюдаем помутнение.
Какова наша УЗ: получение углекислого газа в лаборатории, выявление и их свойства.
А как мы назовем тему нашего урока?
Оксиды углерода, их свойства, получение.
III. Операционно-содержательный этап.
Ребята, давайте выясним наши действия при решении УЗ:
- готовим прибор при получении газа;
- берем 2-3 кусочка мела для получения газа;
- закрываем газоотводной трубкой и сразу пропускаем через известковую воду;
- также пропускаем через щелочь с метилоранжем, если образуется кислота, то цвет должен изменится на красный;
- пропускаем через щелочь с фенолфталеином, раствор обесцветится.
Сделав все эти действия, напишите все уравнения реакции и делаем вывод по виртуальной лаборатории.
Работа в группах по 2 человека.
Лабораторный опыт.
1. Получение углекислого газа из соды:
2NaHCO3 = Na2CO3 + CO2 + H2O
2. Определение углекислого газа:
CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3 + H2O
3. Пропускаем через воду:
CO2 + H2O = H2CO3
4. Пропускаем через щелочь:
CO2 + 2NaOH = Na2CO3 + H2O раствор обесцвечивается
фенолфталеин
5. Подносим зажженную лучину (она гаснет).
Делаем вывод: углекислый газ можно получить в лаборатории из гидрокарбоната натрия, с водой образует кислоту, значит это кислотный оксид и реагирует со щелочами, не поддерживает горение. Самое главное - определить углекислый газ можно, пропуская его через известковую воду.
Эта реакция называется качественной реакцией для определения углекислого газа.
IV. Рефлексивно-оценочный этап
Прием "Верите ли вы?" + и -
Выберите из предложенных утверждений те, которые справедливы:
I вариант: - для угарного газа (CO)
II вариант: - для углекислого газа (СО2)
1. Бесцветный газ, без запаха.
2. Газообразный при обычных условиях.
3. Ядовит.
4. Не ядовит.
5. Хорошо растворим в воде.
6. Плохо растворим в воде.
7. Газ легче воздуха.
8. Газ тяжелее воздуха.
9. Проявляет кислотные свойства.
10. В молекуле 3-я связь образуется по донорно -
акцепторному механизму.
11. Соединяется с гемоглобином крови.
12.Степень окисления углерода +2.
13.Степень окисления углерода +4.
14. В реакциях может быть и окислителем, и
восстановителем.
15. В реакциях может быть только окислителем.
16. При пропускании через известковую воду
наблюдается помутнение.
V. Домашнее задание: § 33, 34. Осуществить превращение:
C → CH4 → CO2 → Na2CO3 →NaHCO3 → CO2 → CaCO3 →CO2,
Составить синквейн по одному из оксидов углерода
Пример:
1. Угарный газ
2. Бесцветный, без запаха
3. Восстанавливает, соединяет, уничтожает
4. Проявляет окислительно-восстановительные свойства
5. Летальный исход
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока химии "Углерод и его соединения" 9 кл
Конспект урока химии для 9 класса по программе О.С.Габиеляна, направлен на самостоятельную работу учащихся на уроке. Имеется приложение - презентация....
Презентация к уроку химии по теме: "Углерод"
Презентация составлена учителем для объяснения нового материала на уроках химии в 9 классе....
Проблемное обучение на уроках химии по теме "Углерод и кремний"
Основная задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но и в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие вокруг задачи, творчески мыслить....
Технологическая карта урока химии по теме "Углерод" (9 кл.)
Технологическая карта по теме "Углерод" ( 9 кл.) составлена на основе современных требований к уроку....
Конспект урока химии в 9 классе "Оксиды углерода"
Урок проводится с целью изучения особенностей строения и свойств соединений углерода. На уроке рассматриваются отличия молекулярного строения оксидов углерода, взаимосвязь с химическими свойствами. Ор...
Конспект урока по теме "Оксиды углерода"
Конспект урока химии, 9 класс. Тема: "Оксиды углерода"...
Презентация к уроку химии "Кислородные соединения углерода"
Презентация к уроку химии 9 класса "Кислородные соединения углерода"...