Внеклассное мероприятие по химии в 8 классе - "Риск-версия" по теме "Оксиды"
план-конспект занятия по химии (8 класс)

Миляева Надежда Михайловна

Внеклассное мероприятие по химии в 8 классе - "Риск-версия" по теме "Оксиды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risk.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                       «Риск – версия» по теме «Оксиды»

Цель мероприятия: активизация познавательной деятельности, развитие познавательного интереса к химии.

 Правила игры:

1. В игре участвуют 2 команды. Право первого хода разыгрывается по жребию.                                                                              2. Каждой команде предлагается ответить на 12 вопросов (3 блока из 4-х вопросов). Если команда «рискует», т.е. отвечает без подготовки, то за правильный ответ получает 2 балла. Если команда «играет», т.е. обсуждает 25 секунд, то за правильный ответ получает 1 балл.  Если команда не даст правильного ответа, то ответить могут соперники и получить за правильный ответ 1 балл.                              3. Кроме того каждая команда должна ответить на вопросы «из шляпы». Ассистент ведущего вносит шляпу (склеена из картона), достает из нее колбу с веществом, о котором говориться в вопросе.                                                                                                                                                                                                              4. В тайм-аутах болельщики показывают номера художественной самодеятельности или веселые рекламные паузы.                                                                                                                                                                  5. После подведения итогов игры в честь победителей демонстрируют химический опыт.

                                                        Вопросы игры:

                                             Первый блок вопросов:

1. Назовите одним словом данные оксиды неметаллов:  CO, NO, N2O.    (Несолеобразующие).                                             2. Известно, что многие вещества: металлы, соли и другие – нестойки на воздухе, поэтому их получают и хранят в инертной атмосфере этого газа. ( Углекислый газ.)                                                             3. Пластинки из этого оксида «работали» в звукоснимателях радиол и проигрывателей. (Кварцевые пластинки -  SiO2).                                                                                                                                             4. Этот оксид используют для изготовления качественных белил. (TiO2).

                                                  Второй блок вопросов:

1. Этот оксид в природе встречается в виде твердого минерала корунда (Al2O3).                                                2. Назовите одним словом следующие оксиды:  ZnO, BeO, Al2O3 . (Амфотерные.)                                                                             3.  Этот оксид необходим для синтеза  спиртов, углеводов, альдегидов и для производства синтетического жидкого топлива. (СО).                                                                                                                                                                                                                                   4.Керамика, произведенная на основе этого оксида, используется в производстве электрических конденсаторов под названием «тиконд».  (TiO2).

                                                     Вопросы «из шляпы»:

1. Предмет, изготовленный из этого оксида, необходим для выполнения опытов в кабинете химии. (Колба из кварцевого стекла.)                                                                                                                                2. Из этого оксида эскимосы строят свои жилища. (Иглу строят из снега, т.е. Н2О.)

                                                    Третий блок вопросов:

1. Этот оксид используется при испытании изделий и приборов, предназначенных для работы в «царствах холода»: Арктике, Антарктиде, стратосфере.  (СО2 – «сухой лёд».)                                                         2.   В рентгенотехнике этот оксид необходим для изготовления стекол, пропускающих рентгеновские лучи.   (BeO)                                                                                                                                                               3.   Этот газообразный оксид убивает некоторые микроорганизмы, поэтому его используют для окуривания овощехранилищ. ( SO2)                                                                                                                                                                                                  4.  Красный рубин, синий сапфир, зеленый смарагд, фиолетовый аметист – всё это оксид, содержащий оксиды других металлов, которые и придают ему разную окраску.(Al2O3 .)

                                                       Четвертый блок вопросов:

1. Этот оксид – отличный катализатор, заменяющий дорогую платину в производстве серной кислоты. (V2O5).                                                                                                                                                                               2.  «Веселящий газ» - так называли этот оксид. (N2O).                                                                                                           3. Это газ не поддерживает жизнедеятельности бактерий и плесени, поэтому в его атмосфере хранятся продукты питания. ( СО2 – углекислый газ.)                                                                                                            4.  В повседневной жизни с этим токсичным оксидом приходится, к сожалению, сталкиваться практически каждый день. Он образуется при неполном сгорании бензина, дизельного топлива, природного газа и угля. (СО – угарный газ.)

                                                           Вопросы «из шляпы»:

1. Самый распространенный оксид на Земле, хотя оксидом его никто его не называет. ( Вода - Н2О).                                                                                                                                                                                             2. Организм человека на 65% состоит из этого оксида. (Н2О).

                                                         Пятый блок вопросов:

1. На основе этого оксида готовят вещества, входящие в состав светящихся экранов телевизоров. (Оксид иттрия – Y2O3).                                                                                                                                                            2. Этот оксид  незаменим в производстве глазурей и эмалей для покрытия керамики и металлов. (SrO).                                                                                                                                                                                             3. Химический реагент, участвующий в производстве водорода, кислорода, азотной кислоты, щелочей, гашёной извести и  других веществ. (Вода).                                                                                                      4. Стоит добавить этот оксид и мы получаем не обычное стекло, а хрустальное. (PbO).

                                                       Шестой блок вопросов:

1. Эту двуокись надо добавить в стекло для его окрашивания в рубиновый цвет. Кроме того, это вещество используют в органическом синтезе в качестве катализатора и окислителя. (SeO2).                          2. Лед, для производства которого  нужна не вода, а другой оксид. (СО2 для получения «сухого льда»).                                                                                                                                                                                                                 3. Сажа, для получения которой не нужен уголь. («Белая сажа» -  SiO2).                                                                                                                            4. Необходимый компонент при схватывании и твердении вяжущих материалов: цемента, гипса, извести и других. ( Вода.)

                                                    Вопросы «из шляпы»:

1. Этот оксид является флюсом в производстве стали, вспомогательным веществом при получении сахара и соды,    необходим для производства гашеной извести. (СаО – оксид кальция.)                                                2. В шляпе – «кипелка», он же – «пушонка». (СаО – оксид кальция).

     Подведение  итогов игры.

Демонстрация занимательного опыта в честь победителей.                                                                              Бежит – растворяется, а остановится – взрывается. (Химическая загадка.)

    Помещаем в сосуд с водой (или чашку Петри) кусочек металлического натрия. Кусочек натрия «бегает», уменьшается в объеме и постепенно исчезает. При приливании раствора фенолфталеина появляется малиновое окрашивание.   2Na+2H2O=2NaOH+H2↑  

    Во втором опыте на поверхность воды помещаем фильтровальную бумагу. Движение натрия затрудняется. Происходит экзотермический процесс. Натрий взаимодействует с кислородом воздуха с образованием оксида натрия и пероксида натрия. Пероксид натрия вступает в реакцию с водой (парами). Выделяющиеся газы, водород и кислород, взаимодействуют между собой. Происходит взрыв (потрескивание) и воспламенение натрия.

 6Na+2O2=Na2O2+2Na2O                                                                                                        Na2O2+2H2O=O2↑+H2↑+2NaOH                                                                                                                                              2H2+O2=2H2O


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2011" для учащихся 9-11 классов

Краткое описание внеклассного мероприятия и слайд-фильм к нему....

Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2012" для учащихся 9-11 классов

Краткое описание внеклассного мероприятия и слайд-фильм к нему...

Химия-увлекательная наука.Внеклассное мероприятие по химии 8-9 классы

Разработка химического   вечера. Увлекательная  химия. Занимательные  опыты  по   химии....

Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2013" для учащихся 9-11 классов

Внеклассное мероприятие  "Абсолютное первенство по химии 2013" для учащихся 9-11 классов позволяет сравнить уровень знаний по предмету обучающихся разных классов как в личном первенстве так и выя...

Внеклассное мероприятие по химии для учеников начальной классов "Химия чудес"

Ученики начальных классов с удовольствием принимают участие в проведении химических опытов, что повышает интерес к данному предмету, хотя он будет преподаваться у них только через несколько лет....

Внеклассное мероприятие по химии, в рамках декады естественных наук «Экскурсия в кабинет химии» для 4-7 классов

В данном мероприятии учащиеся старших классов показывают занимательные опыты младшим школьникам.  В каждом доме есть домовенок, а  в кабинете химии живет Химовенок, который любит смотреть оп...

Внеклассное мероприятие по химии 10 класс "Химия и стирка".

игровые уроки для развития познавательной активности....