Урок по химии на тему "Строение атома"
методическая разработка по химии (8 класс)
Целью урока является знакомство учащихся с первоначальными сведениями о строении вещества, с моделью атома Резерфорда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_himii_v_8_klasse_na_temu_stroenie_atoma_.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс
"Строение атома".
Цель урока: познакомить учащихся с первоначальными сведениями о строении вещества.
- Образовательные задачи:
- Познакомить учащихся с моделью атома Резерфорда;
- Дать схему расположения электронов в атоме;
- Познакомить учащихся со строением ядра атома;
- Ввести понятие иона.
Оборудование:
Палочки из эбонита, органического стекла, сургуча, обычного стекла, металла, мех, резина, бумага, шелк, плакат модели атома Резерфорда.
ХОД УРОКА
1. Экспериментальное подтверждение знаков заряда различных веществ, электризуемых о различные тела.
– Сегодня на уроке мы узнаем, почему одни тела заряжаются положительно, а другие отрицательно. Давайте немного вспомним .
Учащимся предлагаются вопросы:
- Скажите, какой заряд образуется на эбонитовой палочке, наэлектризованной о мех? (Ответ: На эбонитовой палочке, наэлектризованной о мех, образуется отрицательный заряд);
- Какой заряд образуется на стеклянной палочке, наэлектризованной о шелк? (Ответ: На стеклянной палочке, наэлектризованной о шелк, образуется положительный заряд).
– Итак, мы уже знаем, что эбонит, наэлектризованный о мех, имеет отрицательный, а органическое стекло, наэлектризованное о шелк, имеет положительный заряд.
Все вещества электризуются по-разному.
2. Модель атома Резерфорда:
– На прошлом уроке мы познакомились с опытом А.Ф.Иоффе и Милликена , из которых они выяснили, что существует самый малый электрический заряд – электрон. Электроны существуют во всех телах.
Вопрос: Где же нам следует их искать?
Учитель: Напоминаю вам , что все вещества состоят из молекул, а молекулы из атомов. Может электроны находятся в атомах? Поэтому необходимо изучить, из чего же состоят атомы.
Тема нашего урока : “Строение атома”
2.1. Немного о самом Резерфорде
– В начале нашего столетия опыты по исследованию состава и строения атома были поставлены английским физиком Эрнестом Резерфордом.
Э.Резерфорд родился 30 августа 1871 года в семье новозеландского фермера. Окончил школу в Хавелоке, где в это время жила семья, он получил стипендию для продолжения образования в колледже в провинции Нельсон , куда поступил 1887 году. Через два года он сдал экзамен в Кентерберийский колледж – филиал новозеландского университета в Крайчестере. Резерфорд окончил колледж, в 1893 году с отличием и получил степень магистра по физике и математике. В это время Резерфорд занялся изучением магнитного действия электромагнитных волн.1894 году в “Известиях философского институту новой Зеландии” появилась его первая печатная работа “Намагничесвание железа высокочастотными зарядами”. В 1895 году оказалась вакантной стипендия для получения научного образования , первый кандидат на эту стипендию отказался по семейным обстоятельствам, вторым кандидатом был Резерфорд. Приехав Англию, Резерфорд получил приглашение Д.Д.Томсона работать в Кембридже в лаборатории Кавендиша. Та начался научный путь Резерфорда.
2.2. Представление атома Резерфордом.
– Начертим, как представлял атом Резерфорд.
В центре атома находится положительно заряженная частица – ядро. А на большом расстоянии, соизмеримым с размером ядра находятся электроны.
Вопрос: Как вы считаете, почему электроны не падают на ядро? Ведь электроны заряжены отрицательно, а ядро положительно. Мы знаем, что разноименные заряды притягиваются.
Учитель: Электроны притягиваются ядром, но не приближаются к нему вплотную, так как быстро движутся вокруг ядра. Расстояние между ядром и электронами очень велики. Чтобы вам лучше это представить, пусть четыре воздушных шара будут ядром, тога электроны у этого “атома” , если мы находимся в г. Красноярске будут находиться в районе Новосибирска и представлять собой крупинку.
В целом атом является нейтральным, поэтому заряд ядра равен общему заряду электронов. Такое представление об атоме, Резерфорд назвал ядерной моделью атома.
3. Строение атома:
– Атомы различных элементов в обычном состоянии отличаются друг от друга.
3.1. Ядро и орбиты электронов
– Посмотрите, перед вами строение различных атомов. Водород, гелий, литий.
На первой орбите может находиться не боле 2 электронов.
На второй орбите не более 8 электронов.
На третьей орбите не более 18 электронов.
На четвертой орбите не более 32 электронов.
И так далее. Проглядывается закономерность. Если n – номер орбиты, то число электронов на орбите будет равен 2n2.
Заряд ядра является главной характеристикой химического элемента.
3.2. Ядерная модель атома
– Вы, наверное, заметили, что ядро атома тоже имеет сложное строение. В состав ядра входят положительно заряженные частицы – это протоны. Заряд протона равен по модулю заряду электрона. В состав ядра также входят и нейтрально заряженные частицы (заряда они не имеют) – это нейтроны. Теперь мы знаем , из чего состоит атом:
В центре атома находятся положительно заряженное ядро, которое состоит из протонов и нейтронов, а вокруг ядра движутся отрицательно заряженные электроны.
3.3. Объяснение явления электризации. Ионы
– Электроны могут иногда отрываться от атома, а иногда присоединяться к атому, и тогда общий заряд электронов изменится.
Атом, потерявший один или более электронов, называют положительным ионом.
Атом, получивший один или более электронов, называют отрицательным ионом.
– Сейчас мы можем уже можем объяснить, почему одни тела заряжены положительно, а другие отрицательно. Например: Эбонитовая палочка, наэлектризованная о мех, электризуется отрицательно, так как эбонит получает электроны, а мех их теряет.
Посмотрим на заполненную таблицу.
Вопрос: Почему металлы всегда заряжаются положительным зарядом?
Ответ дает ученик: Например, железо. У него 26 электронов и 26 протонов.
На первой орбите находится 2 электрона.
На второй – 8 электронов.
На третьей – 16 электронов.
Электроны на третьей орбите находятся далеко от ядра, и электрическое поле уже слабее действует на электроны. Значит, эти электроны можно легко оторвать, и металл становится положительно заряженным ионом.
4. Домашнее задание
– Прочитать §30, решить упр.11. самостоятельно прочитать §31 и к каждому абзацу этого параграфа составить вопросы – суждения:
Чем объяснить, что..?
Как доказать, что…?
В каком случае…?
Когда..?
Каким образом…?
Вследствие чего…?
Почему…?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по химии в 8 классе "Молекулы и атомы. Относительная атомная масса"
Урок по химии в 8 классе "Молекулы и атомы. Относительная атомная масса" предназначен для изучения курса химии по учебнику и программе Новошинского....
урок по химии "Строение атома".
урок по химии "Строение атома"....
Конспект урока по химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"
Конспект урока по химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора". Подробная разработка урока с презентацией....
Обобщающий урок химии по теме: "Атомы химических элементов". 8 класс
Обобщающий урок химии по теме: "Атомы химических элементов". 8 класс...
конспект урока по химии 8 класс Основные сведения о строение атома
Конспект содержит полный пошаговый план изучения темы...
Интегрированный урок по химии "Строение атома"
Урок "Строение атома" - интегрированный урок по химии, физике для учащихся как 8, так и 11 классов. Урок разработан с учетом требований ФГОС ООО....
Урок по химии в 8 классе. Общественный смотр знаний по теме "Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов"
Цель урока: провести в занимательной форме общественный смотр знаний учащихся; обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме. Задачи: • Образовательные: закрепить знан...