Использование технологии критического мышления на уроках химии.
презентация к уроку по химии (9 класс)
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pril1.ppt | 391.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.» Блез Паскаль
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Думать критически это: Проявлять любознательность Использовать исследовательские методы Ставить перед собой вопросы Осуществлять планомерный поиск ответов Вскрывать причины и последствия фактов Сомнение в общепринятых истинах Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление
Думать критически это: Проявлять любознательность Использовать исследовательские методы Ставить перед собой вопросы Осуществлять планомерный поиск ответов Вскрывать причины и последствия фактов Сомнение в общепринятых истинах Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление проблемное и оценочное В четвертых – это мышление аргументированное В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
В программе РКМ определение критического мышления состоит из 6 компонентов. Критический мыслитель: Формирует собственное мнение Совершает обдуманный выбор между различными мнениями Решает проблемы Аргументировано спорит Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Основа ТРКМ – трехфазная структура урока: вызов осмысление рефлексия
Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету) Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним) Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми
Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Роль учителя в ТРКМ: направляет усилия учеников в определенное русло сталкивает различные суждения создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Формы и средства развития КМ сбор данных анализ текстов сопоставление альтернативных точек зрения коллективное обсуждение разные виды парной и групповой работы дебаты дискуссии публикации письменных работ учащихся
1 СТАДИЯ ВЫЗОВ Приём «Покопаемся в памяти» Приём «Ассоциация» Приём «Перепутанные логические цепочки» Приём «Инструкции»
2 СТАДИЯ-ОСМЫСЛЕНИЯ Приём «Пометки на полях» Приём «Маркировочная таблица» Приём «Двухчастный дневник» Приём «Лист решения проблем» Приём «Таблица аргументов» Приём «Ромашка Блума»
Ромашка Блума Простой вопрос Уточняющий вопрос Оценочный вопрос Творческий вопрос Вопрос интерпретация Практический вопрос ?
Ромашка Блума Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
3 СТАДИЯ-РЕФЛЕКСИЯ Приём «Кластер» Приём «Синквэйн» Приём «Эссе» Приём «Самоанализ» Приём«6 шляп критического мышления» Приём «Ключевые слова» Приём «Взаимообучение»
СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным ) Вторая строчка – это описание темы в двух словах ( двумя прилагательными ) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .
% усвоения информации: лекция – не более 20-30% самостоятельная работа с литературой – до 50% проговаривание – до 70% личное участие в изучаемой деятельности – до 90%
Что даёт технология критического мышления ученику 1. повышение эффективности восприятия информации 2 . повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения 3. умение ответственно относиться к собственному образованию 4. умение работать в сотрудничестве с другими 5. повышение качества образования 6. успешно подготовиться к ГИА 7. желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни
Что даёт технология критического мышления учителю. 1. умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества 2 .возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения 3. стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность 4. стать источником ценной профессиональной информации для других учителей
Прием «перекрестная дискуссия» Я готов применить технологию развития критического мышления на своих уроках ДА НЕТ
Критическое мышление Размышляйте над этим... Только критически
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии критического мышления на уроках химии
Методическая разработка посвящена теме «Соединения химических элементов» (8-й класс, базовый уровень). Учащиеся впервые в курсе химии знакомятся с основными классами химических соединений, особе...
Использование элементов Технологии критического мышления на уроках химии.
Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Цель данно...
Использование технологии критического мышления на уроках технологии
Подробное описание технологии критического мышления....
Технология критического мышления на уроках химии
В моей практике преподавания уроков химии сложилась определенная система работы. Цель ее вовлечение школьников в исследовательскую деятельность, которая привела меня к выводу, что она продуктивна лишь...
Технология критического мышления на уроках химии
Описана технология критического мышления, даны примерыиспользования приемов данной технологии на уроках химмии...
Использование методов и приемов технологии критического мышления на уроках химии в условиях перехода на ФГОС
Современные методы изучения предмета "Химия" в средней школе....
Выступление на ШМО естественно-математического цикла. «Использование технологии критического мышления на уроках химии».
laquo;Использование технологии критического мышления на уроках химии»...