Конспект урока по химии "Амфотерность"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Иванова Светлана Ивановна

Данный урок с применением технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_amfoternost.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №4: Амфотерность

Тип урока: комбинированный урок изучения новых знаний и применения знаний, умений и навыков.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Цели урока:
сформировать понятие «амфотерность» на основе применения знаний о кислотно-основных свойствах соединений.

 Задачи урока:

Предметные результаты:

  • обеспечить усвоение свойств амфотерных соединений;
  • обобщить сведения о характерных свойствах оксидов, кислот и оснований,
  • расширить знания о свойствах веществ,
  • научить записывать уравнения с участием амфотерных соединений и металлов;
  • показать значение и практическое применение амфотерности в различных областях деятельности человека.

Метапредметные результаты:

  • анализировать полученную информацию и переводить ее из одной формы в другую при сравнения физических и химических явлений;
  • устраивать эффективные обсуждения и обеспечивать обмен знаниями для принятия эффективных совместных решений при определении признаков гидролиза солей;
  • осуществлять взаимный контроль при работе в группах и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в течение урока;
  • работать с учебником при изучении темы «Гидролиз солей».

Личностные результаты:

  • уметь отстаивать свою точку зрения при определении типа гидролиза;
  • уметь слушать и слышать другое мнение;
  •  развивать навыки сотрудничества при работе в группах.

 

Ход урока.

І. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся

ΙΙ. Актуализация знаний

Сообщается тема урока. Ставится цель и формируются задачи урока

самими учащимися. Встречая незнакомый термин предлагается попробовать

обсудить его значение, зная, что  греческое слово “амфос” встречалось уже

на биологии. Предлагается обсудить карикатуру:

 І. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся

ΙΙ. Актуализация знаний

Предлагается обсудить карикатуру:

http://www.hemi.nsu.ru/809.jpg

В начале урока учитель ставит проблемные вопросы:

  1. Как вы думаете, как можно охарактеризовать положение гидроксида алюминия на карикатуре? Почему к нему применима фраза: «Свой среди чужих, чужой среди своих»? Эти слова имеют отношение к человеку. А если рассмотреть с позиции химии, то при описании каких веществ можно было бы использовать эти слова? Какие свойства должны проявлять эти вещества?
  2. Перед вами алюминиевая кастрюля. Когда-то в моем детстве бабушка говорила мне, что нельзя варить кислые щи и хранить квашеную капусту в алюминиевой посуде. В наше время в телевизионных передачах нам советуют не мыть алюминиевую посуду щелочными средствами, например, содой? Кому верить: бабушке или современным советам? Или, может, и то, и другое правда?
  3. Исходя из поставленных вопросов и ваших рассуждений попытайтесь, сформулировать тему нашего урока. Как фразу «Свой среди чужих, чужой среди своих» можно перевести на язык химии?

ΙΙΙ. Основная часть урока

ΙII. Проверка домашнего задания

У меня образцы простых веществ – кальция и серы.

  • Опишите физические свойства серы?
  • Какой оксид соответствует сере?
  • Какими свойствами обладает оксид серы?
  • Как доказать кислотные свойства оксида и соответствующего ему гидроксида?
  • Опишите физические свойства кальция?
  • Какой оксид соответствует кальцию? Его свойства?
  • Как доказать основные свойства оксида и соответствующего ему гидроксида?

       Наиболее типичными для соединений являются реакции взаимодействия с       противоположными по свойствам веществами.  Итак, чтобы доказать кислотные свойства соединения необходимо провести реакцию со щелочью, а чтобы доказать щелочные свойства – реакцию с кислотой.

  • Давайте на практике убедимся, какими свойствами обладает гидроксид цинка.

Лабораторный опыт №1

«Исследование свойств гидроксида цинка».

Что делали?

Что наблюдали?

  1. Получим гидроксид цинка по реакции обмена между  растворимой солью и основанием.
  2. Проведем реакцию взаимодействия гидроксида цинка с соляной кислотой (тем самым докажем основной характер).
  3. Проведем реакцию взаимодействия гидроксида цинка со щелочью (тем самым докажем его кислотный характер).

Образовался осадок белого цвета.

ZnCl2 + 2 KOH = Zn(OH)2 + 2 KCl

Zn2+ + 2 OH-  =  Zn(OH)2

Осадок растворился.

Zn(OH)2 + 2 HCl = ZnCl2 + 2 H2O

Zn(OH)2  + 2 H+ = Zn2+ + 2 H2O

Осадок растворился.

Zn(OH)2 +2 KOH =  K2[Zn(OH)4]

           Гидроксид цинка обладает одновременно и кислотными и основными свойствами. Такие соединения в химии называют амфотерными.

        Однокоренным к нему является слово амфибия (земноводные, живущие двоякой жизнью), амфора – древний глиняный сосуд для жидких и сыпучих продуктов, c двумя вертикальными ручками и узким горлом, амфитеатр (места для зрителей, расположенные полукругом на склонах холмов с двух сторон от артистов), амфибрахий (стихотворный размер, при котором ударный слог расположен между двумя неударными).

Судя по греческой частице «амфо» или «амфи» - (что означает: с двух сторон; и то, и другое), это вещества, которые проявляют свойства и те, и другие. Значит, амфотерные вещества могут проявлять свойства металла и неметалла, кислоты и основания.        Их название произошло от греческого слова amphoteros, означающего «и тот и другой».

        Амфотерность - способность соединений проявлять одновременно и кислотные и основные свойства. 

Еще 19 веке стало известно, что существуют элементы, которые проявляют химические свойства как металлов, так и неметаллов. Особенно это демонстрируется по поведению их оксидов и гидроксидов. Например, простые вещества цинк, свинец и алюминий по физическим свойствам – металлы, но их оксиды в зависимости от условий проявляют свойства как основных оксидов, так и кислотных.

К амфотерным относятся следующие оксиды: ВеО, SnО, ZnО, PbО2, АІ2О3, Cr2О3 и др.

         

          С водой амфотерные оксиды не реагируют. Однако, сама вода является классическим примером амфотерного оксида, т.к. реагирует и с кислотными, и с основными оксидами.

  • Как же распознать, что соединение является амфотерным?
  • Запишите уравнения реакций взаимодействия воды с основным и кислотным оксидами.

      Для удобства определения характера соединений некоторые варианты таблицы Д.И.Менделеева снабжены цветными значками.

        Помните, что оксиды и гидроксиды активных металлов всегда основны,
соединения неметаллов обычно носят кислотный характе
р.

 

ΙV. Первичное закрепление знаний

Докажем амфотерность оксида и гидроксида алюминия Al(ОН)3. Он растворяется в кислотах с образованием солей, где алюминий находится в катионной форме:

Al(ОН)3 + 3Н+ = Al3+ + 3H2O

Но гидроксид алюминия взаимодействует и со щелочами. При сплавлении со щелочами образуются алюминаты (метаалюминаты):

Al (ОН)3 + NaOH = NaAlO2 + 2H2O

Чтобы составить формулы алюминатов, запишите формулу гидроксида алюминия Al(ОН)3 как H3AlO3. Теперь представьте, что от 1 моль этого соединения отщепляется 1 моль воды. Образуется соединение НАlO2, в котором кислотным остатком будет ион AlO2.

В образовавшейся соли алюминий образует анион AlO2 (алюминий в анионной форме). В растворах в результате реакции со щёлочью образуется комплексный тетрагидроксоалюминат-ион [Al(ОН)4]:

Al(ОН)3 + NaOH = Na[Al(OH)4]   (тетрагидроксоалюминат натрия)

Дополнение учителя: если химический элемент - металл проявляет различные степени окисления, то он образует несколько оксидов и соответствующих им гидроксидов. Причем, с увеличением степени окисления этого элемента усиливается кислотный характер его соединений.

Cr

+2

+3

+6

CrO

Cr2O3

CrO3

основный

амфотерный

кислотный

Cr(OH)2

Cr(OH)3

H2CrO4

H2Cr2O7

  1. Первичная проверка понимания изученного

1. «Третий лишний»

  1. Al2O3, ZnO, Na2O
  2. CaO, K2O, Cr2O3
  3. NaOH, Al(OH)3, Cu(OH)2

2. «Третий лишний»

1. Ca(ОН)2, Cu(ОН)2, NaОН, Fe(OН)2

2. Fe2O3, Al2O3, Fe(OН)3 , ZnO, Be(OН)2

3. SO3, Cl2O7, WO3, Н2SO4, Н2CrO4

  1. Рефлексия.

Сегодня на уроке вы познакомились с амфотерными оксидами и гидроксидами. Это вещества, которые имеют амфотерные (двойственные) свойства.

  • Химические реакции, протекающие с ними, имеют особенности.

Решение проблемы, поставленной в начале урока:

1. Как вы думаете, почему тема нашего урока звучит именно так: «Свой среди чужих, чужой среди своих»? Обоснуйте свой ответ.

2. Как вы считаете, можно ли варить кислые щи в алюминиевой посуде и хранить квашеную капусту? и можно ли мыть алюминиевую посуду щелочными средствами, например, содой? Почему? Обоснуйте свой ответ.

Проблемная задача:

После летних каникул в кабинете химии обнаружены банки с реактивами, отвалившиеся этикетки которых были перепутаны: AlCl3, CuCl2, FeCl3, MgCl2. Как определить, в какой пробирке какое вещество находится?

Спасибо за Вашу поддержку и понимание! Удачи при восхождении к новым вершинам знаний!

Домашнее задание: докажите амфотерный характер берилия, его оксида и гидроксида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...