Конспект урока по химии "Амфотерность"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Данный урок с применением технологии проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_amfoternost.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №4: Амфотерность
Тип урока: комбинированный урок изучения новых знаний и применения знаний, умений и навыков.
Вид урока: проблемно-исследовательский.
Цели урока:
сформировать понятие «амфотерность» на основе применения знаний о кислотно-основных свойствах соединений.
Задачи урока:
Предметные результаты:
- обеспечить усвоение свойств амфотерных соединений;
- обобщить сведения о характерных свойствах оксидов, кислот и оснований,
- расширить знания о свойствах веществ,
- научить записывать уравнения с участием амфотерных соединений и металлов;
- показать значение и практическое применение амфотерности в различных областях деятельности человека.
Метапредметные результаты:
- анализировать полученную информацию и переводить ее из одной формы в другую при сравнения физических и химических явлений;
- устраивать эффективные обсуждения и обеспечивать обмен знаниями для принятия эффективных совместных решений при определении признаков гидролиза солей;
- осуществлять взаимный контроль при работе в группах и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в течение урока;
- работать с учебником при изучении темы «Гидролиз солей».
Личностные результаты:
- уметь отстаивать свою точку зрения при определении типа гидролиза;
- уметь слушать и слышать другое мнение;
- развивать навыки сотрудничества при работе в группах.
Ход урока.
І. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся
ΙΙ. Актуализация знаний
Сообщается тема урока. Ставится цель и формируются задачи урока
самими учащимися. Встречая незнакомый термин предлагается попробовать
обсудить его значение, зная, что греческое слово “амфос” встречалось уже
на биологии. Предлагается обсудить карикатуру:
І. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся
ΙΙ. Актуализация знаний
Предлагается обсудить карикатуру:
В начале урока учитель ставит проблемные вопросы:
- Как вы думаете, как можно охарактеризовать положение гидроксида алюминия на карикатуре? Почему к нему применима фраза: «Свой среди чужих, чужой среди своих»? Эти слова имеют отношение к человеку. А если рассмотреть с позиции химии, то при описании каких веществ можно было бы использовать эти слова? Какие свойства должны проявлять эти вещества?
- Перед вами алюминиевая кастрюля. Когда-то в моем детстве бабушка говорила мне, что нельзя варить кислые щи и хранить квашеную капусту в алюминиевой посуде. В наше время в телевизионных передачах нам советуют не мыть алюминиевую посуду щелочными средствами, например, содой? Кому верить: бабушке или современным советам? Или, может, и то, и другое правда?
- Исходя из поставленных вопросов и ваших рассуждений попытайтесь, сформулировать тему нашего урока. Как фразу «Свой среди чужих, чужой среди своих» можно перевести на язык химии?
ΙΙΙ. Основная часть урока
ΙII. Проверка домашнего задания
У меня образцы простых веществ – кальция и серы.
- Опишите физические свойства серы?
- Какой оксид соответствует сере?
- Какими свойствами обладает оксид серы?
- Как доказать кислотные свойства оксида и соответствующего ему гидроксида?
- Опишите физические свойства кальция?
- Какой оксид соответствует кальцию? Его свойства?
- Как доказать основные свойства оксида и соответствующего ему гидроксида?
Наиболее типичными для соединений являются реакции взаимодействия с противоположными по свойствам веществами. Итак, чтобы доказать кислотные свойства соединения необходимо провести реакцию со щелочью, а чтобы доказать щелочные свойства – реакцию с кислотой.
- Давайте на практике убедимся, какими свойствами обладает гидроксид цинка.
Лабораторный опыт №1
«Исследование свойств гидроксида цинка».
Что делали? | Что наблюдали? |
| Образовался осадок белого цвета. ZnCl2 + 2 KOH = Zn(OH)2 + 2 KCl Zn2+ + 2 OH- = Zn(OH)2 Осадок растворился. Zn(OH)2 + 2 HCl = ZnCl2 + 2 H2O Zn(OH)2 + 2 H+ = Zn2+ + 2 H2O Осадок растворился. Zn(OH)2 +2 KOH = K2[Zn(OH)4] |
Гидроксид цинка обладает одновременно и кислотными и основными свойствами. Такие соединения в химии называют амфотерными.
Однокоренным к нему является слово амфибия (земноводные, живущие двоякой жизнью), амфора – древний глиняный сосуд для жидких и сыпучих продуктов, c двумя вертикальными ручками и узким горлом, амфитеатр (места для зрителей, расположенные полукругом на склонах холмов с двух сторон от артистов), амфибрахий (стихотворный размер, при котором ударный слог расположен между двумя неударными).
Судя по греческой частице «амфо» или «амфи» - (что означает: с двух сторон; и то, и другое), это вещества, которые проявляют свойства и те, и другие. Значит, амфотерные вещества могут проявлять свойства металла и неметалла, кислоты и основания. Их название произошло от греческого слова amphoteros, означающего «и тот и другой».
Амфотерность - способность соединений проявлять одновременно и кислотные и основные свойства.
Еще 19 веке стало известно, что существуют элементы, которые проявляют химические свойства как металлов, так и неметаллов. Особенно это демонстрируется по поведению их оксидов и гидроксидов. Например, простые вещества цинк, свинец и алюминий по физическим свойствам – металлы, но их оксиды в зависимости от условий проявляют свойства как основных оксидов, так и кислотных.
К амфотерным относятся следующие оксиды: ВеО, SnО, ZnО, PbО2, АІ2О3, Cr2О3 и др.
С водой амфотерные оксиды не реагируют. Однако, сама вода является классическим примером амфотерного оксида, т.к. реагирует и с кислотными, и с основными оксидами.
- Как же распознать, что соединение является амфотерным?
- Запишите уравнения реакций взаимодействия воды с основным и кислотным оксидами.
Для удобства определения характера соединений некоторые варианты таблицы Д.И.Менделеева снабжены цветными значками.
Помните, что оксиды и гидроксиды активных металлов всегда основны,
соединения неметаллов обычно носят кислотный характер.
ΙV. Первичное закрепление знаний
Докажем амфотерность оксида и гидроксида алюминия Al(ОН)3. Он растворяется в кислотах с образованием солей, где алюминий находится в катионной форме:
Al(ОН)3 + 3Н+ = Al3+ + 3H2O
Но гидроксид алюминия взаимодействует и со щелочами. При сплавлении со щелочами образуются алюминаты (метаалюминаты):
Al (ОН)3 + NaOH = NaAlO2 + 2H2O
Чтобы составить формулы алюминатов, запишите формулу гидроксида алюминия Al(ОН)3 как H3AlO3. Теперь представьте, что от 1 моль этого соединения отщепляется 1 моль воды. Образуется соединение НАlO2, в котором кислотным остатком будет ион AlO2–.
В образовавшейся соли алюминий образует анион AlO2– (алюминий в анионной форме). В растворах в результате реакции со щёлочью образуется комплексный тетрагидроксоалюминат-ион [Al(ОН)4]–:
Al(ОН)3 + NaOH = Na[Al(OH)4] (тетрагидроксоалюминат натрия)
Дополнение учителя: если химический элемент - металл проявляет различные степени окисления, то он образует несколько оксидов и соответствующих им гидроксидов. Причем, с увеличением степени окисления этого элемента усиливается кислотный характер его соединений.
Cr | ||
+2 | +3 | +6 |
CrO | Cr2O3 | CrO3 |
основный | амфотерный | кислотный |
Cr(OH)2 | Cr(OH)3 | H2CrO4 H2Cr2O7 |
- Первичная проверка понимания изученного
1. «Третий лишний»
- Al2O3, ZnO, Na2O
- CaO, K2O, Cr2O3
- NaOH, Al(OH)3, Cu(OH)2
2. «Третий лишний»
1. Ca(ОН)2, Cu(ОН)2, NaОН, Fe(OН)2
2. Fe2O3, Al2O3, Fe(OН)3 , ZnO, Be(OН)2
3. SO3, Cl2O7, WO3, Н2SO4, Н2CrO4
- Рефлексия.
Сегодня на уроке вы познакомились с амфотерными оксидами и гидроксидами. Это вещества, которые имеют амфотерные (двойственные) свойства.
- Химические реакции, протекающие с ними, имеют особенности.
Решение проблемы, поставленной в начале урока:
1. Как вы думаете, почему тема нашего урока звучит именно так: «Свой среди чужих, чужой среди своих»? Обоснуйте свой ответ.
2. Как вы считаете, можно ли варить кислые щи в алюминиевой посуде и хранить квашеную капусту? и можно ли мыть алюминиевую посуду щелочными средствами, например, содой? Почему? Обоснуйте свой ответ.
Проблемная задача:
После летних каникул в кабинете химии обнаружены банки с реактивами, отвалившиеся этикетки которых были перепутаны: AlCl3, CuCl2, FeCl3, MgCl2. Как определить, в какой пробирке какое вещество находится?
Спасибо за Вашу поддержку и понимание! Удачи при восхождении к новым вершинам знаний!
Домашнее задание: докажите амфотерный характер берилия, его оксида и гидроксида.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....