Агрегатные состояния веществ
план-конспект урока по химии (8 класс)
Урок химии в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur_3_agregatnye_sostoyaniya_veshchestva_.docx | 108.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 3
«Агрегатные состояния вещества»
I. Актуализация знаний
- Давайте вспомним «Основные положения о строении вещества». Для этого я вам буду задавать вопросы, а вы, подняв руку, на них отвечать.
1.Из чего состоят все вещества? (молекул и атомов)
2.Как движутся частицы вещества? (непрерывно и беспорядочно)
3. Как молекулы взаимодействуют друг с другом? (притягиваются и отталкиваются)
2. Мотивация
- Нас окружают различные тела. Тела состоят из различных веществ.
Существует три состояния вещества. Назовите их
Проблемный вопрос: возможна ли ситуация, что при некоторых температурах вещество одновременно может находиться в твердом, жидком и газообразном состояниях?
- Лед, какое состояние воды? (твердое)
- Водяной пар, какое состояние воды? (газообразное)
Делаем вывод: одно вещество может переходить в различные агрегатные состояния
Сегодня на уроке мы выясним, какими свойствами обладают вещества в различных агрегатных состояниях.
3. Изучение нового материала
Итак, различают три основных агрегатных состояния вещества: жидкое, твердое, газообразное. В зависимости от условий (Т, р), одно и то же вещество может находиться в одном из этих состояний.
Определим свойства жидких, твердых и газообразных тел. (на столах у учащихся лежат шаблоны таблиц, которые они заполняют в течение урока)
Агрегатное состояние | Твердое | Жидкое | Газообразное |
Взаимодействие | Очень сильное | Сильнее, чем в газах, но слабее, чем в твердых веществах | Очень слабое |
Свойства вещества | сохраняют форму сохраняют объем не сжимаются | Принимают форму сосуда, в котором находятся сохраняют объем практически не сжимаются текучи | не имеют формы занимают весь предоставленный объем легко сжимаются. |
Расположение молекул (нарисовать) | Близко, упорядоченно, образуют кристаллическую решетку | Близко, но беспорядочно | Очень далеко друг от друга |
Учащиеся разбиты на группы:
1-ая группа: «Твердые тела»
2-ая группа: «Жидкости»
3-ья группа: «Газы»
Карточки с заданиями:
1-ая группа: «Твердые тела»
- В каком состоянии находятся окружающие нас тела – парты, книги, тетради? (твердом)
- У вас на партах несколько твердых тел. Какую форму они имеют? (правильную, параллелепипеда, цилиндра)
-Попробуйте изменить их форму, сжать или растянуть. Легко это сделать, так чтобы не сломать тело? (нет)
Вывод: твердые тела сохраняют форму и имеют объем.
2-ая группа: «Жидкости»
- Теперь определим свойства жидкостей.
Мы можем перелить жидкость в различные сосуды. (учитель переливает воду в сосуды различной формы)
- Что происходит с формой жидкости? (она меняется) Какую форму принимает каждый раз жидкость? (форму сосуда)
- Изменился ли при этом объем жидкости? (нет)
Вывод: жидкость легко меняет форму, но сохраняет объем.
3-ья группа: «Газы»
- Выясним, какими свойствами обладают газы.
(выполняют учащиеся вместе с учителем)
1.Измените объем резинового шарика, немного сжав его. Изменяет ли газ объем?(да)
2.Измените форму резинового шарика, слегка растянув его. Изменяет ли газ форму? (да)
Вывод: Газ занимает весь предоставленный ему объем, принимает форму сосуда, в котором находится.
Газы.
Учитель демонстрирует опыт с резиновым шариком. Перевязывают шарик посредине ниткой, надувают одну половину воздухом, затем разрезают нить. Воздух занимает весь шарик.
Итак, газы занимают весь предоставленный объем. Теперь пробуем сжать шарик. Это нам легко удалось.
Футболисты довольно независимо и быстро перемещаются по полю, расстояния между ними достаточно большие, что обеспечивает большую длину свободного пробега, движутся игроки беспорядочно – хаотично, нет никакой необходимости удерживать игроков рядом друг с другом, игроки разных команд свободно «перемешиваются». Также и газы
Расстояние между молекулами во много раз больше самих молекул, они почти не притягиваются и свободно движутся. Поэтому газы заполняют весь предоставленный объем, не имеют формы и легко сжимаются. Но если их сильно сжать или охладить они переходят в жидкое состояние, а при дальнейшем охлаждении и повышении давления становятся твердыми.
Жидкости.
Теперь определим свойства жидкостей. Мы можем перелить её в различные сосуды. Меняется ли форма, объем?
дружескую вечеринку.
Проходит она в довольно тесном зале. Приглашённые, ведут себя по-разному. Кто-то ходит, кто-то спокойно беседует с друзьями. Каждый из присутствующих может относительно свободно перемещаться, но в целом движение ограничено размерами зала. Гости располагаются на расстоянии друг от друга и могут двигаться, но достаточно близко друг к другу,
Молекулы расположены близко друг к другу, расстояние между ними сравнимо с размером молекул. Они скачками меняют свое место- «прыгают». Поэтому жидкости не сохраняют форму, они могут течь, их легко перелить. Но сжать их трудно, так как при этом молекулы сближаются и между ними возникает отталкивание.
Твердые тела.
Попробуйте изменить их форму, сжать или растянуть. Легко это сделать? (Нет.)
В строю за каждым солдатом закреплено постоянное место. Это место солдат обязан сохранять и при построении и при движении. Самостоятельное перемещение внутри строя запрещается, возможно только движение всей колонной. Солдаты стоят плотно плечом к плечу, расстояния между ними маленькие
Молекулы расположены в строгом порядке, расстояние между молекул сравнимо с размером молекул. Молекулы колеблются около определенной точки и не могут перемещаться далеко от нее. Поэтому твердые тела сохраняют форму и объем.
Заполним вашу таблицу:
Возможны ли переходы между различными агрегатными состояниями?
V. Закрепление
- А теперь давайте проверим, как вы поняли данную тему.
Качественные задачи (дополнительно)
- Джин, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, все время меняет свои форму и объем. В каком состоянии находится Джинн? (газообразном)
- В кипящий чайник бросили крупный кусок льда. Быстро, пока лед не растаял, скажите, в каких состояниях находится вода в чайнике? (жидком, твердом, газообразном)
- Вода испарилась и превратилась в пар. Изменились ли при этом сами молекулы? Как изменилось их расположение? (молекула не изменилась, расстояние между ними увеличилось, скорость движения молекул увеличилась)
- Можно ли заполнить газом сосуд на половину его объема? Почему?
- Могут ли быть в жидком состоянии при комнатной температуре: кислород, азот?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по физики "Изменение агрегатных состояний вещества"
Цели урока: образовательная: повторить, обобщить и систематизировать материал темы, совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач. развивающая: развитие коммуника...
тест по теме: Агрегатные состояния вещества
тематический тест для 8 класса...
Изменение агрегатных состояний вещества. Испарение и конденсация.
Комбинированный урок для 8 класса....
Урок повторенияи обобщения по теме:"Агрегатные состояния вещества"
В интересной увлекательной форме повторить,закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме....
Урок обобщающего повторения по теме :"Изменение агрегатного состояния вещества"
Цели: Развивающая :повысить творческую активность учащихся, расширить их кругозор, применить знания в различных областях, активизировать мышление школьников. Обучающая: повторить основные формул...
анализ урока на тему "агрегатные состояния вещества" 8кл
Анализ урока «Агрегатное состояние вещества» физика 8 класс.Готовясь к уроку я прежде всего ставлю для себя цель - слова Уильяма Блейка – “ Истину нельзя объяснить так, чтобы её поня...
План-конспект урока по теме "Агрегатное состояние вещества"
В данном материале размещен план-конспект урока по физике для восьмого класса по теме "Агрегатное состояние вещества"...