Алканы
методическая разработка по химии

Герш Маргарита Владимировна
  • Быстрый ответ
     
  • Алканы — углеводороды, в молекулах которых атомы связаны одинарными связями и которые соответствуют общей формуле C n H 2 n +2.
    В молекулах алканов все атомы углерода находятся в состоянии sр 3 -гибридизации. Это означает, что все четыре гибридные орбитали атома углерода одинаковы по форме, энергии и направлены в углы равносторонней треугольной пирамиды — тетраэдра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alkany.docx68.65 КБ

Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал ГБПОУ

«Миасский медицинский колледж»

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

по дисциплине: ОПД. 02

«Химия»

Тема занятия:

«Алканы»

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Рассмотрено

на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин

Протокол№__от «___»___2022г

Председ. ЦМК_______________

                     /                            /

Утверждено

Зам.директора по УВР КФ «ММК»

_____________/И.В. Пасхина/

«____»________2022 г.

Автор: Герш Маргарита Владимировна, преподаватель химии

Рецензенты:    

Пятакова Евгения Николаевна, учитель химии МОУ СОШ №3, г.Кыштым

Удалова А.Н. - методист КФ ГБПОУ «ММК»

        

Содержание

Методическое пояснение                                                                                       4

Мотивация темы                                                                                                     4

Методическая цель занятия                                                                                   5

Междисциплинарные связи                                                                                   6

Внутридисциплинарные связи                                                                              6

Формируемые ОК и ПК                                                                                         7

Внеаудиторная работа                                                                                            7

Литература                                                                                                               8

Хронологическая карта занятия                                                                             9

Приложения                                                                                                           13

        

Методическое пояснение

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы для изучения нового материала по разделу «Органическая химия».

Освещены междисциплинарные и внутридисциплинарные связи, что поможет осуществлять интеграцию знаний, будет способствовать формированию общих компетенций.

В соответствии с требованиями ФГОС на уроке идет формирование, развитие и активизация мыслительного процесса и вовлечение студентов в учебно-познавательный процесс.

Мотивация темы

Важнейшим классом предельных углеводородов являются алканы. Предельные углеводороды находят очень широкое применение в промышленности. Они являются доступным и достаточно дешёвым топливом, сырьём для получения большого количества важнейших соединений. Производные алканов широко используются в медицине. Вот лишь некоторые из них. Вазелин – это препарат, известный каждому с детства. Он пригодится для того, чтобы поставить банки, смазать наконечник клизмы, а иногда и просто помазать раздраженный участок кожи. Парафин (смесь твеpдых алканов С19-С35), используется в медицине для ванн, компрессов и аппликаций. Хлорэтан используется для местного обезболивания.

Знание основных классов органических веществ, их свойств, особенностей применения позволит расширить кругозор, приобрести новые знания о возможностях их использования в медицине, поможет медицинскому работнику организовывать собственную деятельность для эффективного выполнения профессиональных задач.        

Методическая цель занятия: изучение важнейших  химических свойств и  применения  алканов.

Цели занятия:

  • Дидактические:

1 – уровень усвоения: ознакомление с основными химическими свойствами – реакции замещения, горения, разложения, дегидрирования и их практическое применение  в жизни человека

 2 – уровень усвоения: закрепление взаимосвязи между строением алканов, их химическими свойствами и важнейшими областями применения

 3 – уровень усвоения: применение умений в построении уравнений реакций в органической химии

  • Развивающие: развивать умения обучающихся  составлять уравнения химических реакций, находить зависимость в ряду: строение – свойства – применение;
  • Воспитательные:

создавать содержательные и организационные условия для развития самостоятельности в добывании студентами знаний, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, воспитании настойчивости в достижении цели, формирование способности организовывать собственную деятельность при выполнении упражнений

Место проведения занятия: кабинет №510 «Психология. Психология общения.»

Межмодульные и междисциплинарные связи

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия, курса

Предшествующие

      ОПД.02 Химия

      Неорганическая химия

Сопутствующие

ОДП.03 Биология

       Нуклеиновые кислоты

Последующие

    ОП.07 Фармакология

Понятие о лекарственном веществе, средстве, форме, препарате.

Внутридисциплинарные связи

Связи

Темы занятий

Предшествующие

Урок №51. Предмет органической химии. Особенности органических соединений н ихреакций.

Уроки №52Теория химического органических соединений А.М. Бутлерова.

Практические занятия: Предмет органической химии. Построение моделей алканов.

Последующие

Урок №54 Алкены

Урок №55 Алкины

Оснащение занятия: разработка занятия для преподавателя

Методы обучения:

1 уровень:М – объяснительно – иллюстрированный; МП – словесные (рассказ, беседа);

Наглядные (иллюстрация, демонстрация презентации);

2, 3 уровни:М – репродуктивный;

МП – ответы на вопросы, обсуждение ответов товарищей;  …………….

М – проблемное изложение; МП – постановка проблемы. 

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

          ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной

деятельности.

         ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Внеаудиторная работа

Вид задания

Часы

Методические указания

Цель

Изучение основной и дополнительной литературы.

Составление электронных презентаций по заданной теме дисциплины.

Подготовка реферативных сообщений.

1

1

Найдите данные темы в учебных пособиях, интернете; познакомьтесь, подготовьте презентацию или сообщение.

Более глубокое изучение, расширение кругозора.

                                 Литература

Основная:

           1.Габриелян, О.С. Химия: учеб.для студ. проф. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.Ю. 2019.

2. Габриелян, О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. заведений /О.С. Габриелян, Г.Г. Лысрва – М.Ю 2019.

Дополнительная:

1. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2020.

2. Габриелян О.С. настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2020.

        

Хронологическая карта занятия 90 мин.

        

Этапы занятия

Действия преподавателя

Действия студентов

Методический комментарий

Компетенции

Время

Приложения

  1. Организационный

момент

Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность класса к уроку, определяет отсутствующих учеников.

Приветствуют учителя, дежурный сообщает о готовности класса к уроку и называет отсутствующих

Организация дисциплинированности студентов, воспитание аккуратности, требовательности к себе и другим, активизация внимания.

ОК

2, 12

2 мин

  1. Актуализация базовых знаний

Учитель приглашает трех учеников к доске для самостоятельного выполнения индивидуальных заданий по карточкам:

 В это время учитель проводит фронтальную беседу с остальными обучающимися в классе.

Учитель вместе с обучающимися класса проверяет задания, выполненные самостоятельно у доски тремя учениками.

Трое учеников самостоятельно решают полученные задания у доски.

В ходе беседы обучающиеся класса отвечают на поставленные вопросы учителя.

Ученики вместе с учителем проверяю правильность выполненных заданий

Формирование познавательного интереса к занятию и изучаемой дисциплине, развитие логического мышления.  

ОК 1.

3 мин

Приложение 1

  1. Изучение нового материала

 Учитель рассказывает: как мы с вами знаем, алканы при комнатной температуре химически малоактивны и даже с сильными окислителями тяжело реагируют. Поэтому их еще называют парафинами – от греческого «парум афинис» – что означает не терпящие сродства. Однако при специальных условиях алканы могут вступать в различные реакции. Сегодня мы приступаем к изучению химических свойств алканов и важнейших областей их применения человеком.  Запишите тему урока.

Учитель записывает на доске тему урока «Алканы»

Определяет цель и задачи урока

В течение урока в ходе объяснения учителя ученики заполняют таблицу «Химические свойства алканов и важнейшие области их применения», которую учитель чертит на доске

Учитель объясняет: наиболее характерными для алканов являются реакции замещения, в ходе которых атом водорода замещается на атом галогена или какую-либо другую группу. Эти реакции протекают только при ярком освещении, сильном нагревании. Механизм цепных реакций достаточно сложен, объяснение ему было дано русским учёным Н.Н. Семёновым, за что он в 1956 г. был удостоен Нобелевской премии.

Учитель записывает на доске уравнения реакций замещения:

Учитель проверяет правильность составленных уравнений реакций, вызывая к доске 2-х человек.

Учитель объясняет, показывая практическое значение реакции горения алканов – это экзотермическая реакция, имеющая большое значение при использовании алканов в качестве топлива.

Ученики слушают учителя.

Обучающиеся записывают тему урока и эпиграф к уроку в тетрадь.

Ученики чертят таблицу в тетрадь, заполняют шапку таблицы.

Ученики начинают заполнять таблицу в ходе объяснения учителя, записывая первое химическое свойство алканов реакции замещения

Ученики записывают в таблицу уравнения реакции.

Ученики записывают уравнения реакции нитрования   в таблицу.

Актуализация необходимых для дальнейшей работы знаний

ОК

5, 8, 12

15 мин

Приложение 2

  1. Закрепление материала

Обобщает и закрепляет полученные знания на уроке, задает вопросы ученикам:

Назовите реакции, в которые вступают алканы?

Какую бы выделили реакцию, которая самым главным образом характеризует алканы, как предельные углеводороды?

Кто из ученых сумел оживить «химических мертвецов»?

Отвечают на вопросы

Способствует

снятию эмоционального напряжения,

Развивать умение смотреть на ситуацию со стороны.

ОК 2,12

60 мин

  1. Рефлексия

Создает условия

для анализа усвоения пройденного материала по вопросам:

- что нового узнали?

- что чувствовали?

- какие ощущения?

- достигли ли мы целей занятия?Учитель объявляет итоги урока, оценивает обучающихся по итогам работы на уроке.

Проводят анализ достижения целей занятия, оценивают усвоение новой информации.

Побуждение интереса к учебной деятельности.

ОК 2,12

2 мин.

  1. Подведение итогов

Учитель объясняет домашнее задание, записывает на доске таблицу:

Название

Молекулярная формула

Структурная формула

Уравнения реакций

Типы реакций

Этан

С2Н6

Записывают домашнее задание

Закрепление знаний

ОК 12

3 мин

        

Приложение 1

Карточки для индивидуальной самостоятельной работы

Карточка № 1

  1. Назовите вещества:

Карточка № 2

Составьте структурные формулы: а) 2,2-диметилбутана,  б) 2,3,5-триметилгексана

Карточка № 3

Установите формулу алкана, если его молекулярная масса равна 58. Составьте структурные формулы одного изомера и одного гомолога для данного вещества, назовите их.

Приложение 2


Таблица

«Химические свойства алканов и важнейшие области их применения»

Химические свойства

Уравнения реакций

Области  применения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по теме "Алканы и алкены"

Данная самостоятельная работа содержит 16 вариантов. В самостоятельную работу включены задания на составление изомеров и гомологов для конкретного вещества, составление формул алканов и алкенов по наз...

Тестирование по теме "Алканы. Алкены. Алкины" (10 класс, химия)

Тестирование полностью соответствует спецификации ЕГЭ 2014 года: задания А14, А17...

Урок - презентация по теме "Олефины", 10 класс.Тренинг по темам " Алканы.Циклоалканы.Алкены".

Данный материал рассматривает алкены, их строение, свойства, применение....

Зачеты по органической химии по темам "Алканы.Алкены.Алкины.Диены"

Данный материал позволяет установить степень усвоения тем 10 класс по органической химии с последующей корректировкой....

Проверочная работа по теме "Алканы и алкены", 10 класс

Проверочная работа по теме "Алканы и алкены" включает в себя 3 задания: задачу на вывод формулы органических веществ, цепочку превращений, а также задание на знание изомерии и номенклатуры соединений,...

Алканы, алкены, алкины

Алканы и их производные – алкены и алкины – представляют собой органические вещества, в природе содержащиеся в нефти и природных газах. Промышленное их получение и обработка дали современн...