Алканы
методическая разработка по химии
Предварительный просмотр:
Кыштымский филиал ГБПОУ
«Миасский медицинский колледж»
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
по дисциплине: ОПД. 02
«Химия»
Тема занятия:
«Алканы»
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Рассмотрено на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин Протокол№__от «___»___2022г Председ. ЦМК_______________ / / | Утверждено Зам.директора по УВР КФ «ММК» _____________/И.В. Пасхина/ «____»________2022 г. |
Автор: Герш Маргарита Владимировна, преподаватель химии
Рецензенты:
Пятакова Евгения Николаевна, учитель химии МОУ СОШ №3, г.Кыштым
Удалова А.Н. - методист КФ ГБПОУ «ММК»
Содержание
Методическое пояснение 4
Мотивация темы 4
Методическая цель занятия 5
Междисциплинарные связи 6
Внутридисциплинарные связи 6
Формируемые ОК и ПК 7
Внеаудиторная работа 7
Литература 8
Хронологическая карта занятия 9
Приложения 13
Методическое пояснение
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы для изучения нового материала по разделу «Органическая химия».
Освещены междисциплинарные и внутридисциплинарные связи, что поможет осуществлять интеграцию знаний, будет способствовать формированию общих компетенций.
В соответствии с требованиями ФГОС на уроке идет формирование, развитие и активизация мыслительного процесса и вовлечение студентов в учебно-познавательный процесс.
Мотивация темы
Важнейшим классом предельных углеводородов являются алканы. Предельные углеводороды находят очень широкое применение в промышленности. Они являются доступным и достаточно дешёвым топливом, сырьём для получения большого количества важнейших соединений. Производные алканов широко используются в медицине. Вот лишь некоторые из них. Вазелин – это препарат, известный каждому с детства. Он пригодится для того, чтобы поставить банки, смазать наконечник клизмы, а иногда и просто помазать раздраженный участок кожи. Парафин (смесь твеpдых алканов С19-С35), используется в медицине для ванн, компрессов и аппликаций. Хлорэтан используется для местного обезболивания.
Знание основных классов органических веществ, их свойств, особенностей применения позволит расширить кругозор, приобрести новые знания о возможностях их использования в медицине, поможет медицинскому работнику организовывать собственную деятельность для эффективного выполнения профессиональных задач.
Методическая цель занятия: изучение важнейших химических свойств и применения алканов.
Цели занятия:
- Дидактические:
1 – уровень усвоения: ознакомление с основными химическими свойствами – реакции замещения, горения, разложения, дегидрирования и их практическое применение в жизни человека
2 – уровень усвоения: закрепление взаимосвязи между строением алканов, их химическими свойствами и важнейшими областями применения
3 – уровень усвоения: применение умений в построении уравнений реакций в органической химии
- Развивающие: развивать умения обучающихся составлять уравнения химических реакций, находить зависимость в ряду: строение – свойства – применение;
- Воспитательные:
создавать содержательные и организационные условия для развития самостоятельности в добывании студентами знаний, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, воспитании настойчивости в достижении цели, формирование способности организовывать собственную деятельность при выполнении упражнений
Место проведения занятия: кабинет №510 «Психология. Психология общения.»
Межмодульные и междисциплинарные связи
Связи | ПМ, дисциплина | МДК | Тема занятия, курса |
Предшествующие | ОПД.02 Химия | Неорганическая химия | |
Сопутствующие | ОДП.03 Биология | Нуклеиновые кислоты | |
Последующие | ОП.07 Фармакология | Понятие о лекарственном веществе, средстве, форме, препарате. |
Внутридисциплинарные связи
Связи | Темы занятий |
Предшествующие | Урок №51. Предмет органической химии. Особенности органических соединений н ихреакций. |
Уроки №52Теория химического органических соединений А.М. Бутлерова. | |
Практические занятия: Предмет органической химии. Построение моделей алканов. | |
Последующие | Урок №54 Алкены |
Урок №55 Алкины |
Оснащение занятия: разработка занятия для преподавателя
Методы обучения:
1 уровень:М – объяснительно – иллюстрированный; МП – словесные (рассказ, беседа);
Наглядные (иллюстрация, демонстрация презентации);
2, 3 уровни:М – репродуктивный;
МП – ответы на вопросы, обсуждение ответов товарищей; …………….
М – проблемное изложение; МП – постановка проблемы.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной
деятельности.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Внеаудиторная работа
Вид задания | Часы | Методические указания | Цель |
Изучение основной и дополнительной литературы. Составление электронных презентаций по заданной теме дисциплины. Подготовка реферативных сообщений. | 1 1 | Найдите данные темы в учебных пособиях, интернете; познакомьтесь, подготовьте презентацию или сообщение. | Более глубокое изучение, расширение кругозора. |
Литература
Основная:
1.Габриелян, О.С. Химия: учеб.для студ. проф. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.Ю. 2019.
2. Габриелян, О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. заведений /О.С. Габриелян, Г.Г. Лысрва – М.Ю 2019.
Дополнительная:
1. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2020.
2. Габриелян О.С. настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2020.
Хронологическая карта занятия 90 мин.
Приложение 1
Карточки для индивидуальной самостоятельной работы
Карточка № 1
|
Карточка № 2 Составьте структурные формулы: а) 2,2-диметилбутана, б) 2,3,5-триметилгексана |
Карточка № 3 Установите формулу алкана, если его молекулярная масса равна 58. Составьте структурные формулы одного изомера и одного гомолога для данного вещества, назовите их. |
Приложение 2
Таблица
«Химические свойства алканов и важнейшие области их применения»
Химические свойства | Уравнения реакций | Области применения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа по теме "Алканы и алкены"
Данная самостоятельная работа содержит 16 вариантов. В самостоятельную работу включены задания на составление изомеров и гомологов для конкретного вещества, составление формул алканов и алкенов по наз...
Тестирование по теме "Алканы. Алкены. Алкины" (10 класс, химия)
Тестирование полностью соответствует спецификации ЕГЭ 2014 года: задания А14, А17...
Основные классы углеводородов - алканы, алкены, алкины
презентация...
Урок - презентация по теме "Олефины", 10 класс.Тренинг по темам " Алканы.Циклоалканы.Алкены".
Данный материал рассматривает алкены, их строение, свойства, применение....
Зачеты по органической химии по темам "Алканы.Алкены.Алкины.Диены"
Данный материал позволяет установить степень усвоения тем 10 класс по органической химии с последующей корректировкой....
Проверочная работа по теме "Алканы и алкены", 10 класс
Проверочная работа по теме "Алканы и алкены" включает в себя 3 задания: задачу на вывод формулы органических веществ, цепочку превращений, а также задание на знание изомерии и номенклатуры соединений,...
Алканы, алкены, алкины
Алканы и их производные – алкены и алкины – представляют собой органические вещества, в природе содержащиеся в нефти и природных газах. Промышленное их получение и обработка дали современн...