Урок химии «Кислоты, их состав, классификация и значение» 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)
Задачи урока:
Образовательные:
-усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников изакрепление практических умений и навыков;
-сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений.
-формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием
-дать представление о строении кислот, их классификации. Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.
Развивающие:активизировать речевую и мыслительную деятельность учащихся. Совершенствовать навыки самопроверки и взаимопроверки. развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использованиекоммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;
Воспитательные:
формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
воспитывать положительные отношения к знаниям, коммуникативные способности: допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости;формулировать собственное мнение и позицию;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kisloty.docx | 41.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:«Кислоты, их состав, классификация и значение.»
Задачи урока:
Образовательные:
-усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников изакрепление практических умений и навыков;
-сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений.
-формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием
-дать представление о строении кислот, их классификации. Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.
Развивающие:активизировать речевую и мыслительную деятельность учащихся. Совершенствовать навыки самопроверки и взаимопроверки. развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использованиекоммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;
Воспитательные:
формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
воспитывать положительные отношения к знаниям, коммуникативные способности: допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости;формулировать собственное мнение и позицию;
Планируемые результаты (учащиеся должны):
- уметь определять принадлежность веществ к классу кислот;
- уметь называть кислоты по их формулам;
- знать формулы кислот;
- уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов;
- уметь выбирать формулы кислот из перечня веществ;
- уметь классифицировать кислоты;
- уметь применять знания по технике безопасности при работе с кислотами.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы и методические приёмы: метод проблемного изложения материала, частично-поисковый, исследовательский; метод акцентирования внимания, анализа, метод познавательной деятельности.
Оборудование и реактивы: проектор, интерактивная доска, презентация, соляная кислота, пробирки, штативы для пробирок, индикаторы, ,рабочие листы, таблица растворимости.
Ход урока:
- Орг. момент. Мотивация.
Слайд «То, что мы знаем – ограничено, а то, что не знаем бесконечно».
( Наши знания ограничены, а вокруг столько интересного, и пока ещё не изученного нами и это побуждает нас стремиться к познанию – к этому я вас сейчас и призываю.
- Актуализация знаний.
На доске представлены формулы веществ. Выберите, какие из них относятся к классу оснований, а какие - к оксидам:
Основания оксиды
формулы
( 2 человека у доски). Работа в парах и взаимопроверка.
- На доске остались формулы веществ, которые составляют еще одну группу, а вот какую попробуем определить. Догадайтесь, о чём идет речь?
С жалобой многие к нам обращались
Что при общении с ней обжигались
Ест она кожу, глаза и ткани,
Губит металл, разрушает здания.
Язву желудка она вызывает,
Если в избытке в нем пребывает
Зубы крошатся, ожоги на коже…
А если вдруг дождик прольется,
Многим тогда от нее достается.
Рыба в озерах порой исчезает
Губит природу, и, без сомнения,
Это очень тяжкое преступление.
(или)
Они представляют собой жидкости или твёрдые вещества. Растворы их имеют кислый вкус, разъедают растительные и животные ткани. Большинство из них имеют в своём составе кислород. Она бывает яблочная, уксусная, лимонная, муравьиная.
-Правильно. Это кислоты. Именно так звучит тема нашего урока.
(Написать на доске) Тема: Кислоты.
- Изучение нового материала
- Запишите тему урока в рабочий лист.
- Что же нам необходимо знать о кислотах? Я предлагаю вам составить алгоритм, т.е. план изучения кислот.
План изучения кислотнапечатать на отдельных карточках
- Состав.
- Классификация.
- Номенклатура и соответствующие оксиды
- Значение и применение.
- Правила техники безопасности при работе с кислотами.
-Начнем с первого пункта плана.
1. состав кислот
?-Вы видите формулы кислот? Что общего в их составе?
Да, это присутствие в их составе атомов водорода, с которого начинаются все формулы. Остальная часть называется кислотным остатком.
?- Давайте попытаемся сформулировать определение кислот:
Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
- Классификация кислот ( задание каждой группе отдельно)
А) по наличию кислорода.(Слайд 8)
?Обратите внимание на отличия в кислотных остатках двух групп кислот на доске. В чем заключается это отличие?( на содержание кислорода) Распределить на доске.
Правильно, кислотные остатки в одной группе содержат кислород, а кислотные остатки второй группы кислорода не содержат
Наличие кислорода или его отсутствие – один из признаков классификации кислот. По этому признаку кислоты подразделяют на две группы. Назовём их.
(бескислородные и кислородсодержащие и прочитаем. Внесём названия в рабочие листы.
Б) Классификация кислот по основности.
?Посмотрите на формулы кислот на слайде. Я распределила на три группы. Как вы думаете, а какой признак я взяла за основу?( ответы детей по содержанию атомов водорода)
Число атомов водорода в кислоте- называют основностью.
Если кислота содержит один атом водорода, то – одноосновная, а если два - ….. ?
Назовите одноосновные, двухосновные и трехосновные кислоты из таблицы.
По числу атомов водорода можно определить общий заряд кислотного остатка, который при растворении в воде образует отрицательно заряженный ион.
Водород при растворении образует положительно заряженный ион, заряд которого равен +1. Обозначение заряда иона имеет свои особенности.
В) Классификация кислот по растворимости в воде(Слайд 10).
Ещё один признак классификации кислот- способность растворяться в воде
– По этому признаку все кислоты подразделяют на две группы: растворимые и нерастворимые. Давайте приведем примеры, используя таблицу растворимости.
- Название кислот
Бескислородные кислоты:
К названию кислотообразующего элемента добавляют гласную «о»
и слова «водородная кислота»
HCl – хлороводородная кислотаН2S – сероводородная кислота
Кислородсодержащие кислоты:
К русскому названию кислотообразующего элемента добавляют суффикс:
Если элемент проявляет высшую СО (равную № группы)
+6
– «-н» и окончание «-ая»: H2SO4
серная кислота
Если СО элементаниже высшей+4
– «-ист» и окончание «-ая»: H2SO3
сернистая кислота
Слайд назови кислоту.
HBr-------------
HF--------------
HJ---------------
Физминутка.
- Переходим к очередному пункту плана. Что ещё, на ваш взгляд, необходимо знать о кислотах? Я предлагаю проанализировать текст в ваших рабочих листах и ответить на вопросы: где встречаются кислоты в природе и каково их значение ?
4.Значение кислот в природе и жизни человека.
Кислоты в природе. В организме человека. В кулинарии продуктах питания. В медицине. В народном хозяйстве. (Слайд « Кислоты в природе?)
- Всем вам известно, что кислоты все кислые на вкус, многие из них ядовиты и опасны, вызывают химические ожоги.Слайд «ТБ»
При работе с химическими веществами, в том числе и с кислотами надо быть аккуратными: убрать волосы, закатать рукава одежды, наливать не более 1-2 мл растворов, держа банку этикеткой вверх.)
- Мы не можем привычным образом попробовать кислоты на вкус – это опасно. Каким же способом можно распознать кислоты? С помощью индикаторов.
5. Правила техники безопасности при работе с кислотами.
Практическая работа.
Проведём эксперимент. «Как действуют кислоты на индикаторы?»
Наша задача: исследовать окраску индикаторов в кислотных средах.
Вам даны соляная и лимонная кислоты.Разделите содержимое пробирки на 3 части и исследуйте их известными вам индикаторами: лакмус, фенолфталеин и метилоранж.
Правила техники безопасности:
Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно!
Проведение опыта и оформление результатов:
Впробирку с соляной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Во 2-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
В3-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Действие кислот на индикаторы
Индикатор | Окраска индикатора в воде | Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCl) | Окраска индикатора в растворе лимонной кислоты |
Лакмус | Желтая | ||
Фенолфталеин | Бесцветная | ||
Метилоранж | Оранжевая |
Обсуждение результатов и формулирование выводов:
? Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах? (Лакмус и метилоранж).
? Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих кислотах? (Да).
? Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной кислотах?
(Лакмус стал красным, а метилоранж - розовым).
На основании проведенных опытов сделаем выводы:
независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяютсвой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.
? С чем же это связано?(С наличием атомов водорода).
- Подведение итогов. Рефлексия.
-Вернёмся к плану. Мы завершили знакомство с кислотами. Что вы теперь можете рассказать о кислотах?
- Домашнее задание. §20, с. 102-107, выучить формулы и названия кислот, задание 6 («Рабочий лист»), задание 1, с.107 (учебник).
- День прожит не зря, если ты узнал что-то новое. Я предлагаю вам оценить свою работу на занятии.
Самооценка. З – доволен своей работой на уроке.
Ж.- я мог работать лучше.
К. – мне стоит заниматься усерднее.
Индивидуальная работа. (тест)
1. Укажите ряд, в котором расположены только кислоты:
а) K, H2O, HCl
б) CuO, H2S, KOH
в) H2S, HCl, HNO3
2.Определите кислородсодержащую кислоту:
НCl, Н2S, НNO3,
3.Определите одноосновную кислоту:
Н2SО4, НСl, H3PO4.
4.Соотнесите формулы кислот и их названия.
НСLсерная кислота
HNO3фосфорная кислота
Н2SО4сероводородная кислота
H3PO4. азотная кислота
H2Sсоляная кислота
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот."
Разработка данного урока содержит информацию о составе кислот, основных их представителях, классификацию. Методику составления названий....
открытый урок химии в 8 классе "Кислоты, их состав, классификация и значение"
Открытый урок химии в 8 классе по теме "Кислоты, их состав, классификация и значение" с мультимедийной презентацией предолагает первое знакомство с кислотами. Разработан по программе О.С. Г...
презентация к уроку химии "Кислоты, их классификация и свойства"
презентация к уроку химии: "Кислоты, их классификация и свойства"...
«Кислоты, их состав, классификация и значение»
Тема урока: «Кислоты, их состав, классификация и значение»Задачи урока:Образовательные: Рассмотреть состав и классификацию кислот; продолжить формирование умений записывать формулы веществ основ...
Открытый урок по химии Тема урока: «Кислоты, их состав, классификация и значение.»
Задачи урока:Образовательные: Þ Рассмотреть состав и классификацию кислот;Þ Продолжить формирование умений записывать формулы веществ основных классов неорганических соединений;Þ Про...
Кислоты, их состав, классификация и значение
Кислоты, их состав, классификация и значение...
Презентация к уроку "Кислоты, их состав, классификация и значение"
Тема урока:«Кислоты, их состав, классификация и значение.»Задачи урока:Образовательные:-усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источнико...