Урок химии «Кислоты, их состав, классификация и значение» 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)

Трегубенко Инна Алексеевна

Задачи урока:

Образовательные:

-усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников изакрепление практических умений и навыков;

-сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений.

-формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием

-дать представление о строении кислот, их классификации. Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.

Развивающие:активизировать речевую и мыслительную деятельность учащихся. Совершенствовать навыки самопроверки и взаимопроверки. развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использованиекоммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;

Воспитательные:

формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

воспитывать положительные отношения к знаниям, коммуникативные способности: допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости;формулировать собственное мнение и позицию;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kisloty.docx41.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:«Кислоты, их состав, классификация и значение.»

Задачи урока:

Образовательные:

-усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников изакрепление практических умений и навыков;

-сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений.

-формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием

-дать представление о строении кислот, их классификации. Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.

Развивающие:активизировать речевую и мыслительную деятельность учащихся. Совершенствовать навыки самопроверки и взаимопроверки. развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использованиекоммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;

Воспитательные:

формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

воспитывать положительные отношения к знаниям, коммуникативные способности: допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости;формулировать собственное мнение и позицию;

Планируемые результаты (учащиеся должны):

  • уметь определять принадлежность веществ к классу кислот;
  • уметь называть кислоты по их формулам;
  • знать формулы кислот;
  • уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов;
  • уметь выбирать формулы кислот из перечня веществ;
  • уметь классифицировать кислоты;
  • уметь применять знания по технике безопасности при работе с кислотами.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы и методические приёмы: метод проблемного изложения материала, частично-поисковый, исследовательский; метод акцентирования внимания, анализа, метод познавательной деятельности.

Оборудование и реактивы: проектор, интерактивная доска, презентация, соляная кислота,  пробирки, штативы для пробирок, индикаторы, ,рабочие листы, таблица растворимости.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Мотивация.

Слайд   «То, что мы знаем – ограничено, а то, что не знаем бесконечно».

( Наши знания ограничены, а вокруг столько интересного, и пока ещё не изученного нами и это побуждает нас стремиться к познанию – к этому я вас  сейчас и призываю.

  1. Актуализация знаний.

 На доске представлены формулы веществ. Выберите, какие из них  относятся к классу оснований, а какие - к оксидам:

Основания                    оксиды  

формулы

( 2 человека у доски). Работа в парах и взаимопроверка.

- На доске остались формулы веществ, которые составляют еще одну группу,  а вот какую  попробуем определить. Догадайтесь, о чём идет речь?

С жалобой многие к нам обращались

Что при общении с ней обжигались

Ест она кожу, глаза и ткани,

Губит металл, разрушает здания.

Язву желудка она вызывает,

Если в избытке в нем пребывает

Зубы крошатся, ожоги на коже…

А если вдруг дождик прольется,

Многим тогда от нее достается.

Рыба в озерах порой исчезает

Губит природу, и, без сомнения,

Это очень тяжкое преступление.

(или)

Они представляют собой жидкости или твёрдые вещества. Растворы их имеют кислый вкус, разъедают растительные и животные ткани. Большинство из них имеют в своём составе кислород. Она бывает яблочная, уксусная, лимонная, муравьиная.

-Правильно. Это кислоты. Именно так звучит тема нашего урока.

(Написать на доске) Тема: Кислоты.

  1. Изучение нового материала

- Запишите тему урока в рабочий лист.

      - Что же нам необходимо знать о кислотах?  Я предлагаю вам  составить алгоритм, т.е.  план изучения кислот.

План изучения кислотнапечатать на отдельных карточках

  1. Состав.
  2. Классификация.
  3. Номенклатура и соответствующие оксиды
  4. Значение и применение.
  5. Правила техники безопасности при работе  с кислотами.

-Начнем с первого пункта плана.

1. состав кислот

?-Вы видите формулы  кислот?  Что общего в их составе?

Да, это присутствие  в их составе атомов водорода, с которого начинаются все  формулы. Остальная часть называется кислотным остатком.

?- Давайте попытаемся  сформулировать определение кислот:

Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

  1. Классификация кислот  ( задание каждой группе отдельно)

А) по наличию кислорода.(Слайд 8)

?Обратите внимание на отличия в кислотных остатках двух групп кислот на доске. В чем заключается это  отличие?( на содержание кислорода) Распределить на доске.

Правильно, кислотные остатки в одной группе содержат кислород, а кислотные остатки второй группы кислорода не содержат

Наличие кислорода или его отсутствие – один из признаков классификации кислот. По этому признаку кислоты подразделяют на две группы. Назовём их.

(бескислородные  и кислородсодержащие и прочитаем. Внесём  названия в рабочие листы.

Б) Классификация кислот по основности.  

?Посмотрите на формулы кислот на  слайде. Я распределила на три группы. Как вы думаете, а какой признак я взяла за основу?( ответы  детей  по содержанию атомов водорода)

    Число атомов водорода в кислоте- называют основностью.

Если кислота содержит один атом водорода, то – одноосновная, а если два - ….. ?

Назовите  одноосновные, двухосновные и трехосновные кислоты из таблицы.

По числу атомов водорода можно определить общий заряд кислотного остатка, который при растворении в воде  образует отрицательно заряженный ион.

Водород при растворении образует положительно заряженный ион, заряд которого равен +1. Обозначение заряда иона имеет свои особенности.

В) Классификация кислот по растворимости в воде(Слайд 10).

Ещё один признак классификации кислот-  способность растворяться в воде

– По этому признаку все кислоты подразделяют на две группы: растворимые и нерастворимые. Давайте приведем примеры, используя таблицу растворимости.

  1. Название кислот

Бескислородные кислоты:

К названию кислотообразующего элемента добавляют гласную «о»

и слова «водородная кислота»

HCl – хлороводородная кислотаН2S – сероводородная кислота

Кислородсодержащие  кислоты:

К русскому названию кислотообразующего элемента добавляют суффикс:

Если элемент проявляет высшую СО (равную № группы)

+6

                                                         – «-н» и окончание «-ая»: H2SO4

серная кислота

Если СО элементаниже высшей+4

                                                         – «-ист» и окончание «-ая»: H2SO3

сернистая кислота

Слайд  назови кислоту.

HBr-------------

HF--------------

HJ---------------

Физминутка.

- Переходим к очередному пункту плана. Что ещё, на ваш взгляд, необходимо знать о кислотах? Я предлагаю проанализировать текст в ваших рабочих листах и ответить на вопросы: где встречаются кислоты в природе и каково их значение ?

4.Значение кислот в природе и жизни человека.

Кислоты в природе. В организме человека. В кулинарии продуктах питания. В медицине.  В народном хозяйстве. (Слайд « Кислоты в природе?)

- Всем вам известно, что кислоты все кислые на вкус, многие из них ядовиты и опасны, вызывают химические ожоги.Слайд «ТБ»

При  работе с химическими веществами, в том числе и с кислотами надо быть аккуратными: убрать волосы, закатать рукава одежды, наливать не более 1-2 мл растворов, держа банку этикеткой вверх.)

          - Мы не можем привычным образом попробовать кислоты на вкус – это опасно. Каким же способом можно распознать кислоты? С помощью индикаторов.

5. Правила техники безопасности при работе с кислотами.

 Практическая работа.

Проведём эксперимент. «Как действуют кислоты на индикаторы?»

Наша задача: исследовать окраску индикаторов в кислотных средах.

Вам даны соляная и лимонная кислоты.Разделите содержимое пробирки на 3 части и исследуйте их известными вам индикаторами: лакмус, фенолфталеин и метилоранж.
Правила техники безопасности:
Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно!
Проведение опыта и оформление результатов:

Впробирку с соляной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Во 2-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой.   Результаты наблюдений запишите в таблицу.

В3-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой.      Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Действие кислот на индикаторы

Индикатор

Окраска индикатора в воде

Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCl)

Окраска индикатора в растворе лимонной кислоты

Лакмус

Желтая

Фенолфталеин

Бесцветная

Метилоранж

Оранжевая


Обсуждение результатов и формулирование выводов:

? Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах?    (Лакмус и метилоранж).
? Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих кислотах?
(Да).
? Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной кислотах?
(Лакмус стал красным, а метилоранж - розовым).
На основании проведенных опытов
сделаем выводы:
независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяютсвой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.
? С чем же это связано?(С наличием атомов водорода).

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

-Вернёмся к плану. Мы завершили знакомство с кислотами. Что вы теперь можете рассказать о кислотах?

  1. Домашнее задание. §20, с. 102-107, выучить формулы и названия кислот, задание 6  («Рабочий лист»),  задание 1, с.107 (учебник).

- День прожит не зря, если ты узнал что-то новое. Я предлагаю вам оценить свою работу на занятии.

Самооценка. З – доволен своей работой на уроке.

                      Ж.- я мог работать лучше.

                      К. – мне стоит заниматься усерднее.

Индивидуальная работа. (тест)

1. Укажите ряд, в котором расположены только кислоты:

а) K, H2O, HCl

б) CuO, H2S, KOH

в) H2S, HCl, HNO3

2.Определите кислородсодержащую  кислоту:

НCl,     Н2S,   НNO3,

3.Определите одноосновную  кислоту:

Н24,    НСl,         H3PO4.

4.Соотнесите формулы кислот и их названия.

НСLсерная кислота                                      

HNO3фосфорная кислота

Н24сероводородная кислота

H3PO4.                 азотная кислота

H2Sсоляная кислота


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот."

Разработка данного урока содержит информацию о составе кислот, основных их представителях, классификацию. Методику составления названий....

открытый урок химии в 8 классе "Кислоты, их состав, классификация и значение"

Открытый урок химии в 8 классе по теме  "Кислоты, их состав, классификация и значение" с мультимедийной презентацией предолагает первое знакомство с кислотами. Разработан по программе О.С. Г...

презентация к уроку химии "Кислоты, их классификация и свойства"

презентация к уроку химии: "Кислоты, их классификация и свойства"...

«Кислоты, их состав, классификация и значение»

Тема урока: «Кислоты, их состав, классификация и значение»Задачи урока:Образовательные:  Рассмотреть состав и классификацию кислот; продолжить формирование умений записывать формулы веществ основ...

Открытый урок по химии Тема урока: «Кислоты, их состав, классификация и значение.»

Задачи урока:Образовательные: Þ  Рассмотреть состав и классификацию кислот;Þ  Продолжить формирование умений записывать формулы веществ основных классов неорганических соединений;Þ  Про...

Кислоты, их состав, классификация и значение

Кислоты, их состав,   классификация и значение...

Презентация к уроку "Кислоты, их состав, классификация и значение"

Тема урока:«Кислоты, их состав, классификация и значение.»Задачи урока:Образовательные:-усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источнико...