Фосфор, физические и химические свойства, его соединения
презентация к уроку по химии (9 класс)

Мешков Сергей Юрьевич

Презентация по формированию естественнонаучной грамотности на уроке химии в 9 классе по теме урока "Фосфор, физические и химические свойства, его соединения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fosfor_svoystva_ego_soedineniya.pptx2.07 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии по теме урока «Фосфор, физические и химические свойства, его соединения» Автор-составитель: Мешков С.Ю., учитель химии МКОУ Листопадовской СОШ Грибановского муниципального района Воронежской области

Слайд 2

Под химической грамотностью мы понимаем наличие знаний в области химии, степень владения человеком навыками понимания и ориентирования в пространстве.

Слайд 3

Компетенция: н аучное объяснение явлений Компетенция: понимание особенностей естественнонаучного исследования Компетенция: интерпретация данных и и спользование научных доказательств для получения выводов.

Слайд 4

Цели урока: познакомить учащихся с новым материалом, продолжить формирование умения работать с периодической таблицей Д.И.Менделеева; актуализировать и обобщить знания обучающихся о явлении аллотропии на примере модификаций фосфора; изучить физические и химические свойства; развивать навыки по поиску информации, её обработке, сравнению, описанию и анализу; формирование навыков индивидуальной работы, фронтальной и групповой; формирование образного мышления

Слайд 5

Методы и приемы обучения: создание проблемной ситуации, эвристическая беседа частично-поисковый, использование компьютерных технологий. Изучение материала проходит на базе имеющихся знаний о строении вещества, положения химического элемента в ПСХЭ, общих химических свойств неметаллов.

Слайд 6

I. Мотивация к учебной деятельности. Ситуационная задача. Прочитайте отрывок из знаменитой «Собаки Баскервилей» А. Конан-Дойла. «...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. —Что за вещество покрывало голову этого страшного пса».

Слайд 7

Школьники Аня и Витя заинтересовались таким удивительным химическим веществом и стали с интересом изучать его свойства. Ребятам было поручено собрать материал об этом таинственном и незнакомом веществе. С интересом изучив его свойства они составили задания, которые мы с вами попытаем решить. Итак, успехов друзья!

Слайд 8

II . Актуализация знаний. Задание: Используя наглядный материал ответьте на вопросы: Определите какое положение фосфор занимает в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева? Рассмотрите строение атома фосфора. От какого греческого слова произошло слово «фосфор»?

Слайд 9

III. Этап усвоения новых знаний. Виды фосфора. По своей аллотропной модификации фосфор делится на три группы: белый, красный и черный. Соотнесите тип фосфора с описанием :

Слайд 10

Задание 1: ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ Почему белый фосфор следует хранить под водой? А . В темноте светится. В. Не растворяется в воде. С . Воспламеняется при обычной температуре. D. Имеет чесночный запах. Тип вопроса: комплексный с выбором ответа Компетентность: объяснение явления с научной точки зрения Контекст: личностный Область: естествознание и технология

Слайд 11

Задача 2. ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ Смесь белого и красного фосфора обработали большим количеством растворителя – сероуглеродом. Часть смеси не растворилась. Что представляет собой нерастворимый осадок ? А. Часть смеси белого и красного фосфора. В. Осадок – нерастворимое вещество, образовавшееся при растворении фосфора в сероуглероде. С. Белый фосфор. D. Красный фосфор. Тип вопроса: комплексный с выбором ответа Компетентность : объяснение явления с научной точки зрения Контекст : личностный Область: естествознание и технология

Слайд 12

Задание 3. ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ Фосфор применяется в пиротехнике, производстве спичек. Первые фосфорные спички были созданы в 1827 г. Такие спички Загорались при трении о любую поверхность, что нередко приводило к пожарам. Так в1867 г. от ожогов скончалась итальянская эрцгерцогиня Матильда, которая случайно наступила на спичку, – ее платье было мгновенно охвачено пламенем. Описаны случаи отравления фосфорными спичками как из-за неосторожного обращения, так и с целью самоубийства: для этого достаточно было съесть несколько спичечных головок. Вот почему на смену таким спичкам пришли безопасные, которые верно служат нам и сегодня. Объясните, почему первые фосфорные спички были столь опасны, а современные нет. Укажите одну из причин ? )Ответ) ___________________________________________________________________ Тип вопроса: с открытым свободно-конструируемым ответом Компетентность: анализировать и проектировать научное исследование Контекст: личностный/социальный Область: естествознание и технология

Слайд 13

Задача 4. ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ Некоторые люди рассказывают о «блуждающих огнях» - бледно-голубоватых огоньках, появляющихся на болотах и свежих могилах. Это редкое природное явление не выдумка. Как можно объяснить данное природное явление? Обведите «Да» или «Нет» для каждого из возможных объяснений. Возможные причины появления «блуждающих огней» Да или Нет Тип вопроса: комплексный с выбором ответа Компетентность: объяснять явления с научной точки зрения Контекст: личностный Область: естествознание и технология Возможные причины появления «блуждающих огней» Да или Нет Самовозгорается фосфор, выделяющийся на болотах и могилах. Да / Нет «Горит» фосфин, образующийся при гниении отмерших растительных и животных организмов. Да / Нет Это души умерших, вышедших из могил. Да / Нет

Слайд 14

Задача 5. ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ В ниже приведенной схеме показано как осуществляется круговорот фосфора в природе. Предположим, что у вас есть младший брат, который пытается понять, что изображено на схеме. Однако он еще не получил в школе никакого естественнонаучного образования и не понимает смысла схемы. Опишите для своего брата, как происходит круговорот фосфора в природе. В своем объяснении следуйте строго по стрелкам схемы. (Ответ) ________________________________________________ Тип вопроса: с открытым свободно-конструируемым ответом Компетентность: толковать данные на научной основе Контекст: глобальный Область: природные ресурсы

Слайд 15

Задача 6 . ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ При сборе урожая сельскохозяйственных культур может произойти нарушение круговорота фосфора в природе. Как можно решить эту проблему? (Ответ) ____________________________________________ Тип вопроса: с открытым свободно-конструируемым ответом Компетентность: анализировать и проектировать научное исследование Контекст: глобальный Область: качество окружающей среды

Слайд 16

Вопрос 1. СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ Фосфор бывает белый, красный и черный. О каком фосфоре идет речь в отрывке? Объясните, почему вы так считаете. (Ответ) Тип вопроса: с открытым свободно-конструируемым ответом Компетентность : анализировать и проектировать научное исследование Контекст: личностный Область: естествознание Вопрос 2. СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ В этом отрывке Артур Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Он не учел химических свойств фосфора и его соединений. Проанализируйте содержание отрывка. Почему описанное в нем маловероятно. Назовите не Менее двух причин. (Ответ) Тип вопроса: с открытым свободно-конструируемым ответом Компетентность : анализировать и проектировать научное исследование, толковать данные на научной основе Контекст: личностный Область: естествознание Вопрос 3. СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ В отрывке говорится: «Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. — Фосфор, — сказал я». Зная свойства «светящегося» фосфора, выберите верные утверждения. А. Попадание фосфора на кожу безопасно. В. Попадание фосфора на кожу вызывает ожоги. С. Фосфор нужно брать только пинцетом или щипцами. D . Фосфор хранят под водой. Тип вопроса: комплексный с выбором ответа Компетентность : анализировать и проектировать научное исследование Контекст: личностный IV . Этап закрепления новых знаний.

Слайд 17

V . Заключение О фосфор, ты наш лучший друг. Всегда нам в жизни нужен. Находишься всегда вокруг И есть в болотной луже. Ты, фосфор, нужен для костей, И очень нужен для детей. Ты ярко светишь в темноте, Бываешь в рыбе и на дне. Без фосфора нам жизни нет! Передаём ему привет !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Щелочные металлы. Химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов"

Презентация "Щелочные металлы. Химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов" ...

Презентация "Химические свойства органических соединений".

В презентации собраны химические свойства основных классов органических соединений. Замещение, присоединение, окисление, термические превращения. Качественные реакции на различные классы органических ...

Фосфор, физические и химические свойства, его соединения

Презентация к уроку по химии "Фосфор, физические и химические свойства, его соединения"...

Интегрированный урок по теме "Химическая промышленность. Химия Сера. Физические и химические свойства"

Интегрированный урок по географии и химии в 9 классе по теме "Химическая промышленность. Химия Сера. Физические и химические свойства"...

Обобщающая таблица по теме: "Химические свойства неорганических соединений"

Обобщающая таблица по теме: "Химические свойства неорганических соединений"...