Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс)

Наговицына Наталья Вячеславовна

Рабочая программа учебного курса

«Химия 9 класс» (Базовый уровень)

Составитель: Наговицына Наталья Вячеславовна учитель химии 

Рабочая программа составлена на основе  федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы Рудзитиса Г.Е. Программа содержит темы всех разделов науки о химии, имеет теоретический и практический материал.

Данная программа рассчитана на 68 ч., из расчета  2 учебных часа в неделю из Федерального компонента.

Учебник :

Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.- 4 -е изд.-М.: Просвещение, 2018 – 208с.

 

Протокол № 1 от 28 августа 2019 г.

Приказ № 75 аОД от 28 августа 2019 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_himii_9_klass.docx207.59 КБ

Предварительный просмотр:

E:\ннв\х9.jpeg

Раздел 1. Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)  (приказ Минобразования России №1897  от 17.12.2010 г.).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12. 2018 №345 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
  3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Юндинская СОШ», реализующая ФГОС ООО на 2019-2020 учебный год.
  4. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2013.

Основные цели и задачи:

  • создать условия для проявления и развития способностей и интересов ребенка;
  • сформировать желание и умение учиться и на этой основе обеспечить развитие у ребенка чувства собственного достоинства;
  • мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
  • оказать помощь в приобретении опыта общения и сотрудничества;
  • сформировать первые навыки творчества;
  • обеспечить достаточно прочную базисную общеобразовательную подготовку.
  • обеспечить получение выпускниками качественного образования, подтверждаемого результатами независимой экспертизы ЕГЭ, результатами поступления в престижные учебные заведения высшего и среднего профессионального образования
  • обеспечить развитие теоретического мышления и высокий уровень общекультурного развития;

Изучение химии в основной школе направлено:

• на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символики;

• на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

• на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

• на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

• на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи изучения химии.

  • Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.
  • Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.
  • Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правили техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.
  • Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.
  • Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.

Рабочая программа опирается на УМК:

  1. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.- 4 -е изд.-М.: Просвещение, 2018 – 208с
  2. Гара Н. Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 классы / Н. Н. Гара. — М.: Просвещение.
  3. Габрусева Н. И. Химия: рабочая тетрадь: 9 кл. / Н. И. Габрусева. — М.: Просвещение. 5. Гара Н. Н. Химия: задачник с «помощником»: 8—9 кл. / Н. Н. Гара, Н. И. Габрусева. — М.: Просвещение.
  1. Радецкий А. М. Химия: дидактический материал: 8—9 кл. / А. М. Радецкий. — М.: Просвещение.
  2. Гара Н. Н. Химия. Уроки: 9 кл. / Н. Н. Гара. — М.: Просвещение.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс  «Химия» в 9 классе изучается  2 часа в неделю. На прохождение программой материала отводится 68  часов в год.

Раздел 2 Планируемые результаты изучения учебного курса

         Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

 3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

5) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

6) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

 7) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 8) развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы по ведения и взаимодействия с партнёрами во время учеб ной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).

           Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

 3) умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

4) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

5) формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 7) умение извлекать информацию из различных ис точников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться

справочной литер атурой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

 8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9) умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

10) умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

11) умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определённой сложности;

 12) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

         Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

 3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

6) умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

7) овладение приёмами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.);

8) создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности;

9)  формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Раздел  3. Содержание учебного предмета

Повторение курса химии  8 класса (5 ч). Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д. И. Менделеева в свете строения атомов. Химическая связь. Строение вещества. Основные классы неорганических соединений: их состав, классификация. Основные классы неорганических соединений: их свойства. Расчёты по химическим уравнениям.

Демонстрации. Таблица «Виды связей». Таблица «Типы кристаллических решеток»

Раздел 1. Многообразие химических реакций (18 ч).

Тема 1. Классификация химических реакций (6 ч)

Классификация химических реакций, реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно - восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления, восстановления. Составление уравнений окислительно - восстановительных реакций  с помощью метода электронного баланса.

Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.

Термохимические  уравнения. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе.

Демонстрации. Демонстрация опытов, выясняющих зависимость скорости химических реакций от различных факторов.

Таблицы «Обратимые реакции», «Химическое равновесие», «Скорость химической реакции».

Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Практическая работа №1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость.

Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.

Тема 2. Электролитическая диссоциация (12 ч)

Химические реакции, идущие в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты.  Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов.

Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно – восстановительных реакциях.

Понятие о гидролизе солей. Расчёты по уравнениям хим. реакций, если одно из веществ дано в избытке.

Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.

Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов».

Контрольная работа № 1 по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация».

Раздел 2. Многообразие веществ. (38 часов)

Тема 3. Галогены (4 ч)

Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе.

Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение  галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора.  Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид – ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.

Демонстрации. Физические свойства галогенов. Получение хлороводорода и растворение его в воде.

Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и йода.

Практическая работа № 3. Получение соляной кислоты и изучение её свойств.

Тема 4. Кислород и сера (6 ч)

Кислород и сера. Положение  в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли.  Качественная реакция на сульфид- ионы. Оксид серы (IV).

Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат- ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной  кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.

Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.

Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

Тема 5. Азот и фосфор (9 ч)

Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства, получение, применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной  кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение. Соли. Азотные удобрения.

Фосфор. Аллотропия. Физические и химические  свойства. Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота, ее соли и удобрения.

Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.

Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

Практическая работа №5. Получение аммиака и изучение его свойств.

Решение задач на определение массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Тема 6. Углерод и кремний (8 ч)

Углерод и кремний. Положение в периодической системе, строение атомов. Углерод. Аллотропия. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Качественная реакция на карбонат – ионы. Круговорот в природе.

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли.

Стекло. Цемент.

Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.

Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат-ионы.

Практическая работа №6. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Решение задач на вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.

Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы».

Тема 7. Общие свойства металлов (11 ч)

Металлы. Положение  в периодической системе, строение атомов. Металлическая связь. Физические свойства. Ряд активности металлов. свойства металлов. Общие способы получения. Сплавы металлов.

Щелочные металлы. Положение  в периодической системе, строение атомов. Физические  и химические свойства.  Применение. Нахождение в природе.

Щелочноземельные металлы. Положение  в периодической системе, строение атомов. Физические  и химические свойства.  Применение. Нахождение в природе. Магний и кальций , их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение  в периодической системе, строение атомов. Физические  и химические свойства.  Применение. Нахождение в природе. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение  в периодической системе, строение атомов. Физические  и химические свойства.  Применение. Нахождение в природе. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли  железа (II) и железа (III). Качественная реакция на ионы.

Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(II) и (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Контрольная работа №3 по теме «Общие свойства металлов»

Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ (7 часов).

Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод – основа жизни на земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.

Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горение и замещения. Нахождение в природе. Применение.

Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена. Реакция  присоединения. Качественные реакции. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена.

Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение.

Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты, Многоатомные спирты, карбоновые кислоты, Сложные эфиры, жиры, углеводы, аминокислоты, белки. Роль белков в организме.

Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.

Демонстрации. Модели молекул органических соединений, схемы, таблицы.

Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Образцы нефти и продуктов их переработки.

Видеоопыты по свойствам основных классов веществ.

Расчетные задачи. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Глава 4. Поурочное планирование

№ п/п

Тема урока

Содержание урока

Повторение основных вопросов курса 8 класса (5 ч.)

1

Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д. И. Менделеева в свете строения атомов

Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Значение периодического закона. Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов.

2

Химическая связь. Строение вещества

Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная, металическая.

3

Основные классы неорганических соединений: их состав, классификация

 Основные и кислотные оксиды. Основания. Кислоты. Номенклатура и классификация основных классов неорганических соединений.

4

Основные классы неорганических соединений: их свойства

Химические свойства основных неорганических соединений. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

5

Расчёты по химическим уравнениям

Раздел 1. Многообразие химических реакций (18 ч)

6

Тема 1. Классификация химических реакций (6 ч) Окислительно-восстановительные реакции.

Классификация химических реакций, реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления, восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций  с помощью метода окислительно–восстановительных реакций. С помощью метода электронного баланса.

7

Реакции соединения, разложения, замещения и обмена с точки зрения окисления и восстановления.

8

Реакции соединения, разложения, замещения и обмена с точки зрения окисления и восстановления.

Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.

Термохимические  уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям.

9

Скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе.

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе.

10

Практическая работа №1Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость.

11

Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.

Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии. Химические реакции идущие в водных растворах.

  12

Тема 2. Электролитическая диссоциация (12 ч). Сущность процесса электролитической диссоциации.

Электролиты и неэлектролиты.  Ионы.  Катионы и анионы. Гидратная теория растворов.

13

Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей.

Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей.

14

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.

15-16

Реакции ионного обмена и условия их протекания.  Л.О. № 1. Реакции обмена между растворами электролитов

Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций обмена до конца.

17-18

Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.

Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно – восстановительных реакциях.

19

Гидролиз солей.

Понятие о гидролизе солей.

20

Практическая работа №2Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов».

Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.

21

Расчёты по уравнениям хим. реакций, если одно из веществ дано в избытке.

22

Обобщение и систематизация знаний по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация».

23

Контрольная работа № 1 по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация».

Раздел 2. Многообразие веществ (38 ч)

24

Тема 3. Галогены (4 ч). Общая характеристика неметаллов. Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Свойства, получение и применение галогенов. Хлор. Л. О. № 2. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами сульфатами, нитратами)

Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе.

Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение  галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора.   

25

Хлороводород: получение и свойства.

Хлороводород. Физические свойства. Получение.

26

Соляная кислота и её соли.  Л.О. № 3. Качественная реакция на хлорид-ион

Соляная кислота и её соли. Качественная реакция на хлорид-ионы.

27

Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и изучение её свойств. 

Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.

28

Тема 4. Кислород и сера (6 ч). Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера.

Кислород и сера. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы.

29

Сероводород. Сульфиды.

Сероводород. Сероводородная кислота и её соли. Качественная реакция на сульфид-ионы.

30

Оксид серы (IV). Сернистая кислота и её соли.

Оксид серы(IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и её соли. Качественная реакция на сульфит-ионы.

31

Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли.  Л.О. № 4 – некоторые хим. свойства серной кислоты; - качественная реакция на сульфат-ион

Оксид серы(VI). Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфатионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.

32

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

33

Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

34

Тема 5. Азот и фосфор (9 ч). Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот: свойства и применение.

Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе.

35

Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение.

Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение.

36

Практическая работа №5. Получение аммиака и изучение его свойств.

37

Соли аммония.  Л. О. №5. Распознавание катионов аммония.

Соли аммония.

38

Решение задач на определение массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

39

Азотная кислота.

Азотная кислота и её свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие 14 в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение азотной кислоты.

40

Соли азотной кислоты. Азотные удобрения.

Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения.

41

Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора.

42

Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения.  Л. О. № 6. Знакомство с минеральными удобрениями

Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения.

43

Тема 6. Углерод и кремний (8 ч). Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод.

Углерод и кремний. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод. Аллотропия углерода. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция.

44

Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.

Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм

45

Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе.  Л. О. № 7. Распознавание карбонат - ионов.

Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Качественная реакция на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе. Органические соединения углерода.

46

Практическая работа №6. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

47

Кремний и его соединения. Силикатная промышленность.  Л. О. №8. Природные силикаты

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент.

48

Решение задач на вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси

49

Обобщение и систематизация по теме «Неметаллы»

50

Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы».

51

Тема 7. Общие свойства металлов (11 ч). Общая характеристика металлов. Физические свойства. Сплавы металлов.  Л. О. № 9. Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями)

Металлы. Положение металлов в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Сплавы металлов.

52

Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. Понятие о металлургии.  Л. О. № 10. Вытеснение одного металла другим из раствора соли

Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. Понятие о металлургии.

53

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Ряд активности металлов (электрохимический ряд напряжений металлов). Химические свойства металлов.

54

Щелочные металлы.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства щелочных металлов. Применение щелочных металлов и их соединений.

55

Магний. Щелочноземельные металлы. Жесткость воды и способы её устранения.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Магний и кальций, их важнейшие соединения. Жёсткость воды и способы её устранения.

56

Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия.  Л. О. №11. Знакомство с соединениями алюминия

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Применение алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

57

Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.

Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа.

58

Соединения железа.  Л. О. №12. Знакомство с рудами железа

Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III). Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+ .

59

Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

60

Обобщение и систематизация по теме «Общие свойства металлов»

61

Контрольная работа №3 по теме «Общие свойства металлов»

Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ (7ч)

62

Органическая химия.

Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод – основа жизни на земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.

63

Углеводороды.  Л. О. № 13. Знакомство с углём, нефтью, продуктами переработки

Углеводороды. Предельные углеводороды. Непредельные углеводороды.

Производные углеводородов.

64

Кислородсодержащие органические соединения: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.

Краткий обзор кислородосодержащих органических  соединений: одноатомные спирты, Многоатомные спирты, карбоновые кислоты, Сложные эфиры, жиры, углеводы

65

Аминокислоты. Белки.

Аминокислоты, белки. Роль белков в организме.

66

Полимеры.

Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.

67

Итоговая контрольная работа № 4.

68

Обобщающий урок

Контрольно-измерительные материалы

Контрольная работа № 1

по теме « Классификация химических реакций. Химические реакции в водных растворах»

Вариант 1

Вопросы части А имеют один правильный вариант ответа.

Вопросы части В составлены на поиск соответствия, а также вопросы, имеющие несколько вариантов ответа.

Вариант оценивания следующий: каждое задание части А оценивается 0,5 баллом, задания части В оцениваются дифференцировано: полностью правильный ответ – 1 балла, из трех ответов правильных только 2 – 0,5 балл. Задание части С оценивается дифференцированно: от 0,5 до 3 баллов. После выполнения работы при проверке баллы правильно выполненных заданий суммируются, таким образом, получается первичный балл

Первичный балл Оценка в пятибалльной системе

8 - 9 5

6 - 7 4

3 - 5 3

0 - 2 2

Часть А

  1. С большей скоростью идёт взаимодействие соляной кислоты с

1) Hg 2) Zn 3) Mg 4)Fe

  1. К ОВР не относится реакция

1) Al + O2 → Al2O3 

2) MnO2 + H2→Mn + H2
3) H
2O2 → H2 + O2 
4) HNO3 + Fe(OH)3 → Fe(NO3)3 + H2

  1. Восстановителем в схеме реакции

Mn2O7 + NH→MnO2 + H2O + Nявляется

N22) N3- 3) Mn4+ 4)Mn7+

  1. При растворении в воде гидроксид-ионы образует вещество, формула которого

1)Cu(OH)2 2)Ca(NO3)2 3) NaOH 4)H2SO4

5. При полной диссоциации 1 моль нитрата меди (II) в растворе образуется

1) 3 моль катионов меди и 1 моль нитрат-ионов

2) 2 моль катионов меди и 3 моль нитрат-ионов

3) 1 моль катионов меди и 2 моль нитрат-ионов

4) 1 моль катионов меди и 3 моль нитрат-ионов

6. Выберите верную запись правой части уравнения диссоциации карбоната натрия

1) = Na+ CO2- 2) = Na+ 2CO2-

3) = 2Na+ CO2- 4) = 2Na+ HCO3-

Часть В

  1. Установите соответствие между окислительно-восстановительным процессом, обозначенным схемой передачи электронов, и схемой химической реакции.


1) S-2 → S0 А. HNO3 →H2O + NO2 + O2

2) S+6 → S+4 Б. H2S + SO2 → H2O + S

3) N+5 → N+4 В. NH3 + O2 → H2O + NO

4) N-3 →N0 Г. NH3 + O2 → H2O + N2

Д. C + H2SO4 → CO+ SO2 +H2

  1. Установите соответствие между реагентами и сокращёнными ионным уравнением реакции

Реагенты сокращённые ионные уравнения реакций

1) гидроксид бария и соляная кислота А.2H+ + SO32- →H2O + SO2

2)хлорид железа ( III) и нитрат серебра Б. Fe3+ +3OH- → Fe(OH)3

3)нитрат железа ( III) и гидроксид калия В. Ag+ + Cl- →AgCl

4)сульфит натрия и соляная кислота Г.H+ + OH→ H2O


3. Для смещения химического равновесия реакции 2SO2 + O2 = 2SO3 + Q

в сторону образования оксида серы (VI ) необходимо

  1. повысить температуру
  2. понизить температуру
  3. уменьшить давление

4) увеличить давление

5) уменьшить концентрацию O2

6) увеличить концентрацию SO2

Часть С

  1. К 20 г раствора, содержащего 5% сульфата меди (II ), добавили гидроксид натрия. Вычислите массу образовавшегося осадка.

Контрольная работа № 1

по теме « Классификация химических реакций. Химические реакции в водных растворах»

Вариант 2

Вопросы части А имеют один правильный вариант ответа.

Вопросы части В составлены на поиск соответствия, а также вопросы, имеющие несколько вариантов ответа.

Вариант оценивания следующий: каждое задание части А оценивается 0,5 баллом, задания части В оцениваются дифференцировано: полностью правильный ответ – 1 балла, из трех ответов правильных только 2 – 0,5 балл. Задание части С оценивается дифференцированно: от 0,5 до 3 баллов. После выполнения работы при проверке баллы правильно выполненных заданий суммируются, таким образом, получается первичный балл

Первичный балл Оценка в пятибалльной системе

8 - 9 5

6 - 7 4

3 - 5 3

0 - 2 2

Часть А

1. С большей скоростью идёт взаимодействие воды с

1) Hg 2) Zn 3) Mg 4) Nа

2. К ОВР не относится реакция

1) KMnO4 → K2MnO4+ MnO2 + O2 

2) Cu2 O+ H2 → Cu + H2

3) Al(OH)3 + HCl → AlCl3  + H2O

4) HCl + Fe → Fe Cl2+ H2

3.Окислителем в схеме реакции

CrO3 + NH3 →Cr2O3 + H2O + N2 является

  1. Cr+6 2) N3- 3) Cr+3 4) N20

4. При диссоциации какого вещества образуются ионы водорода

1) карбонат натрия 2) гидроксид натрия

3) серная кислота 4) кремниевая кислота

5. При полной диссоциации 1 моль нитрата алюминия ( III) в растворе образуется

1) 3 моль катионов алюминия и 1 моль нитрат-ионов

2) 2 моль катионов алюминия и 3 моль нитрат-ионов

3) 1 моль катионов алюминия и 2 моль нитрат-ионов

4) 1 моль катионов алюминия и 3 моль нитрат-ионов

6. Выберите верную запись правой части уравнения диссоциации фосфата натрия

1) = Na+ PO43- 2) = 3 Na+ PO43-

3) = 2Na+ PO43- 4) = Na+ HPO42-

Часть В

  1. Установите соответствие между окислительно-восстановительным процессом, обозначенным схемой передачи электронов, и схемой химической реакции.

1) S0 → S2- А. SO2 + O2 → SO3

2) S4+ → S6+ Б. NH3 + O2→NO + H2O

3) N-3 → N +2 В. S + O→SO2

4) N+4 →N+5 Г. H2O + NO2 + O→ HNO3

Д. H+ S → H2S

2.Установите соответствие между реагентами и сокращёнными ионным уравнением реакции

Реагенты сокращённые ионные уравнения реакций

1) сульфат меди(II) и гидроксид натрия А. CO32- + 2H+ → H2O + CO2

2) азотная кислота и гидроксид калия Б. Cu2+ + 2OH- → Cu(OH)2

3) карбонат калия и соляная кислота В. CuO + 2H+ → Cu2+ + H2O

4) оксид меди (II ) и соляная кислота Г. H+ + OH→ H2O

3. Для смещения химического равновесия реакции 2SO2 + O2 = 2SO3 + Q

в сторону образования оксида серы (VI ) необходимо

1)повысить температуру

2) понизить температуру

3)уменьшить давление

4) увеличить давление

5) уменьшить концентрацию O2

6) увеличить концентрацию SO2

Часть С

  1.  Определите количество теплоты, которое выделится при образовании 120 г оксида магния  в результате реакции горения магния, с помощью термохимического уравнения. 

2 Mg + O  = 2MgO + 1204  кДж

Контрольная работа №1 по химии по теме «Электролитическая диссоциация»

( 9 класс; Рудзитис, Фельдман)

Вариант № 1

  1. Написать уравнения диссоциации следующих веществ:

а) Н2SO4 , б)Na2CO3

  1. Написать молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения химических реакций. Идут ли они до конца? Почему?

а) Na2CO3 + HCl →

б) нитрат калия и хлорид цинка

  1. Составить уравнения гидролиза солей, указать среду раствора и цвет индикаторов

а) Na2CO3, б)КСl

  1. Какие из реакций относятся к окислительно-восстановительным? Ответ обоснуйте.

а) KClO3 → KCl + O2 , б) MgO + HCl → MgCl2 + Н2О

Вариант № 2

1.Написать уравнения диссоциации следующих веществ:

а) Н2SO3, б) К3РО4

2. Написать молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения химических реакций. Идут ли они до конца? Почему?

а) К3РО4 + HCl →

→б) силикат натрия и азотная кислота

3. Составить уравнения гидролиза солей, указать среду раствора и цвет индикаторов

а) Cu(NO3)2 , б) K2SO3

4. Какие из реакций относятся к окислительно-восстановительным? Ответ обоснуйте.

а) K2SO3 + HCl → KCl + SO2 + Н2О, б) Mg + HCl → MgCl2 + Н2

Вариант № 3

1.Написать уравнения диссоциации следующих веществ:

а) MgCl2, б) Ca(OH)2

2. Написать молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения химических реакций. Идут ли они до конца? Почему?

а) Ca(OH)2+ Н2SO4 →

б) нитрат натрия  и фосфат калия

3. Составить уравнения гидролиза солей, указать среду раствора и цвет индикаторов

а) Na2SO4 , б) К3РО4

4. Какие из реакций относятся к окислительно-восстановительным? Ответ обоснуйте.

а) КОН + SO2 → K2SO3 + Н2О, б) Аl + O2 → Al2O3

Вариант № 4

1.Написать уравнения диссоциации следующих веществ:

а) Cu(NO3)2 , б) H3РО4

2. Написать молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения химических реакций. Идут ли они до конца? Почему?

а) КОН + Na2CO3→

б) фосфорная кислота и нитрат серебра

3. Составить уравнения гидролиза солей, указать среду раствора и цвет индикаторов

а) Al Cl3, б) K2S

4. Какие из реакций относятся к окислительно-восстановительным? Ответ обоснуйте.

а) FeCl2 + Cl2 → FeCl3, б) FeCl2 + КОН → Fe(OH)2 + KCl

Вариант № 5

1.Написать уравнения диссоциации следующих веществ:

а) FeCl3, б) Вa(OH)2

2. Написать молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения химических реакций. Идут ли они до конца? Почему?

а) Вa(OH)2 + Na2SO4→

б) нитрат меди(II) и серная кислота

3. Составить уравнения гидролиза солей, указать среду раствора и цвет индикаторов

а) FeCl3, б) КNO3

4. Какие из реакций относятся к окислительно-восстановительным? Ответ обоснуйте.

а) КNO3 → КNO2 + O2 +NO2  , б) HCl + Na2CO3→ NaCl + CO2 + Н2О

Вариант № 6

1.Написать уравнения диссоциации следующих веществ:

а) Ca(NO3)2  , б) Н2CO3,

2. Написать молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения химических реакций. Идут ли они до конца? Почему?

а) Ca(NO3)2  + Na2CO3→

б) бромид калия и соляная кислота

3. Составить уравнения гидролиза солей, указать среду раствора и цвет индикаторов

а) NaCl , б) Al(NO3)3

4. Какие из реакций относятся к окислительно-восстановительным? Ответ обоснуйте.

а) AgNO3 → Ag + O2 +NO2  , б) FeCl3+ КОН → Fe(OH)3+ KCl

Вариант № 7

1.Написать уравнения диссоциации следующих веществ:

а) Al(NO3)3, б) Sr(OH)2

2. Написать молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения химических реакций. Идут ли они до конца? Почему?

а) Ca(NO3)2  + H3РО4 →

б) карбонат калия и сульфат натрия

3. Составить уравнения гидролиза солей, указать среду раствора и цвет индикаторов

а) MgCl2, б) КNO3

4. Какие из реакций относятся к окислительно-восстановительным? Ответ обоснуйте.

а) Fe(OH)2 + O2 + Н2О → Fe(OH)3, б) СаS + Н2SO4 → CaSO4 + H2S

Вариант № 8

1.Написать уравнения диссоциации следующих веществ:

а)Al2(SO4)3 , б) HClO4

2. Написать молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения химических реакций. Идут ли они до конца? Почему?

а) Al2(SO4)3 + КОН →

б) Хлорид цинка и серная кислота

3. Составить уравнения гидролиза солей, указать среду раствора и цвет индикаторов

а) ВаСl2 , б) K2SO3

4. Какие из реакций относятся к окислительно-восстановительным? Ответ обоснуйте.

а) ВаСl2+ Na2CO3→ NaCl + ВаСО3  , б) СО + O2 →СO2  

Вариант № 9

1.Написать уравнения диссоциации следующих веществ:

а) ВаСl2 , б) Н2SO3

2. Написать молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения химических реакций. Идут ли они до конца? Почему?

а) FeCl3+ КОН →

б) хлорид меди (II) и сульфат цинка

3. Составить уравнения гидролиза солей, указать среду раствора и цвет индикаторов

а) Ca(NO3)2  , б)ZnCl2

4. Какие из реакций относятся к окислительно-восстановительным? Ответ обоснуйте.

а)Zn(NO3)2 → ZnO + O2 +NO2 , б) ZnO + Н2SO4 → ZnSO4 + Н2О

Вариант № 10

1.Написать уравнения диссоциации следующих веществ:

а) Zn(NO3)2, б) H2S

2. Написать молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения химических реакций. Идут ли они до конца? Почему?

а) Zn(NO3)2+ Н2SO4 →

б) йодид калия и нитрат свинца(II)

3. Составить уравнения гидролиза солей, указать среду раствора и цвет индикаторов

а) NH4I , б) Na2CO3

4. Какие из реакций относятся к окислительно-восстановительным? Ответ обоснуйте.

а)CaCO3  → CaO + СO2 , б) C2H6 + O2 →СO2  + Н2О

Вариант № 11

1.Написать уравнения диссоциации следующих веществ:

а) ZnCl2 , б) Н2SO4

2. Написать молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения химических реакций. Идут ли они до конца? Почему?

а) ZnCl2+ Н2SO4 →

б) гидроксид натрия и сульфат алюминия

3. Составить уравнения гидролиза солей, указать среду раствора и цвет индикаторов

а) ) Al Cl3, б) K2SО4 

4. Какие из реакций относятся к окислительно-восстановительным? Ответ обоснуйте.

а) КМnO4 → К2МnO4 + MnO2 + O2, б)V2O5 + Н2 → V + Н2О

Вариант № 12

1.Написать уравнения диссоциации следующих веществ:

а) K2SО4 , б) Sr(OH)2

2. Написать молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения химических реакций. Идут ли они до конца? Почему?

а) K2SО4+ H3РО4 →

б) хлорид железа(III) и гидроксид калия

3. Составить уравнения гидролиза солей, указать среду раствора и цвет индикаторов

а) КМnO4, б) FeCl3

4. Какие из реакций относятся к окислительно-восстановительным? Ответ обоснуйте.

а) Сг(NO3)3 → Сr 2O3 + O2 +NO2 , б) NO+ O2  → NO2 ,

Контрольная работа по теме: «Металлы»

1 вариант

  1. Напишите формулу следующих веществ: едкое кали, едкий натр, кристаллическая сода, пищевая сода, поташ, глауберова соль, поваренная соль.  Металлы какой группы образуют данные вещества?
  2. Что такое пирометаллургия? Получите пирометаллургическим способом хром из оксида хрома (III), используя следующие восстановители CO, C, H2. Напишите уравнения реакции. Покажите переход электронов, а также восстановитель и окислитель

Составьте уравнения реакции. Для 1 и 2 реакции расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Определите окислитель и восстановитель в этих реакциях. Для 3 и 4 реакции составьте уравнения в молекулярном и ионном виде.

Контрольная работа по теме: «Металлы»

2 вариант

  1. Напишите формулу следующих веществ: негашеная известь, гашенная известь, мел, горькая соль, гипс, баритовая каша.  Металлы какой группы образуют данные вещества?
  2. Что такое гидрометаллургия? Получите гидрометаллургическим способом серебро из оксида  серебра (I), используя следующие восстановители CO, C, H2. Напишите уравнения реакции. Покажите переход электронов, а также восстановитель и окислитель

Составьте уравнения реакции. Для 1 и 5 реакции расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Определите окислитель и восстановитель в этих реакциях. Для 2 и 3 реакции составьте уравнения в молекулярном и ионном виде.

Контрольная работа по теме «Неметаллы»

Вариант 1

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа запишите в тетрадь номер правильного ответа.

1. Заряд ядра атома +17 имеют атомы химического элемента:

1) азота 2) кислорода 3) серы 4) хлора

2. Число общих электронных пар в молекуле водорода:

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

3. Ковалентная неполярная связь имеется в молекуле вещества, формула которого :

1) N2 2) CH4 3) HCI 4) Na2S

4. Степень окисления фосфора в ряду веществ, формулы которых

СаР- Р - Р2О- Р2О5

1) повышается от 0 до +5

2)повышается от -3 до +5

3) понижается от +6 до -2

4) повышается от -4 до +4

5. Реактивом на карбонат-анион является катион:

1) Н2) NН43) К4) Nа+

6.Химическая реакция возможна между веществами, формулы которых:

1) SiO2 и Н2О

2) SOи СO2

3) Р2Ои NaОН

4) Н2SiO3 и Mg

7. Оксид серы (IV) не образуется при взаимодействии веществ, формулы которых :

1) S и O3) Hg и Н2SO4(конц)

2) Н2SO4(конц) и Сu 4) СаСОи Н2SO4

А8. Массовая доля азота в сульфате аммония равна

  1. 12,3 % 2) 21,2 % 3) 43,1% 4) 48,5%

Часть 2

1. В ряду химических элементов Ge → Si → C

1) увеличивается радиус атомов

2) усиливаются неметаллические свойства соответствующих им простых веществ

3) ослабевает основный характер их высших оксидов

4) увеличивается число электронов во внешнем слое

5) увеличивается заряд ядра атомов

Ответ:

2. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

Исходные вещества Продукты реакции

A) CuSO4 + NaОН 1) Н2O + CuSO4

Б) Сu(OH)2 + Н2SO2) CuCI2 + BaSO4

В) CuSO4 + BaCl3) Na2SO+ Сu(OH)2

4) CuCI+ BaSO4

5) CuCI2+ SO2 + Н2О

Ответ:_

Часть 3

1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

С → СO2 → Na2СO3 → NaСl

2. К 27 г раствора с массовой долей хлорида меди 10% добавили избыток раствора сульфида натрия. Определите массу выпавшего осадка.

Контрольная работа по теме «Неметаллы»

Вариант 2

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа запишите в тетрадь номер правильного ответа.

1. Заряд ядра атома +14 имеют атомы химического элемента:

1) азота 2) кислорода 3) кремния 4) углерода

2. Число общих электронных пар в молекуле азота:

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

3. Ковалентная полярная связь имеется в молекуле вещества, формула которого:

1) N2 2) O2 3) NaCI 4) H2S

4. Степень окисления серы в ряду веществ, формулы которых

SO- SO- S - H2S

1) повышается от 0 до +5

2) понижается от +5 до 0

3) повышается от -4 до +4

4) понижается от +6 до -2

5. Реактивом на сульфат -анион является катион:

1) Н2) NН43) Ba2+ 4) Nа+

6. Химическая реакция возможна между веществами , формулы которых:

1) СO2 и NaОН 3) SOи N2О5

2) Cu и Н2SO4(разб) 4) Р2О5 и HCI

7. Оксид углерода (IV) образуется при взаимодействии веществ, формулы которых:

1) NaCO3 и KСI 3) СO и Н2O4

2) СаСОи HCI 4) СаСОи K2SO4

8. Массовая доля кислорода в нитрате меди (II) равна

1) 32,8 % 2)44,9 % 3)51,1% 4) 66,3%

Часть 2

1. В ряду химических элементов As → P → N

1) увеличивается электроотрицательность

2) возрастают радиусы атомов

3) усиливаются металические свойства

4) увеличивается чило электронов во внешнем слое

5)уменьшается радиус атомов элементов

Ответ:

2. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

Исходные вещества Продукты реакции

A) FeSO4 + KОН 1) Fe(OH)2+ K2SO4

Б) K2O + Н2SO2)K2O + Fe(OH)2

В) KОН + SO3) K2SO+ HO

4) K2SO+ HO

5) K2SO+ H2

Часть 3

1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

СI2 → HСI → NaСI → AgСI

2. На 300 г. известняка, содержащего 75% карбоната кальция, подействовали избытком соляной кислоты. Вычислите объем (н.у) выделившегося газа.

Время выполнения работы 40 мин.

Система оценивания

Часть 1 – 8 баллов, часть 2 – 4 балла(2+2), часть 3 – 7 баллов (3+4).

Итого: 19 баллов.

19 – 16 баллов – «5»

15 – 12 баллов – «4»

11 – 7 баллов – «3»

менее 7 баллов – «2»

Ответы:

С +O2= СO2

СO2+ NaO = NaCO3

NaCO3+ 2HCI = 2NaCI+СO2+HO

CI2+H=2HCI

HCI+ NaОН = NaCI+ HO

NaCI+AgNО3=NaNО+ AgCI

2

m(CuS)=1.92 г

V(H2)=50.4 л

Итоговая контрольная работа по химии 9 класс

Вариант 1

Часть I Один правильный ответ

1. К реакциям разложения относиться реакция

1. CaO+SiO2=CaSiO3 2. 2HgO=2Hg+O2

3. Zn+2HCI=ZnCI2+H2 4. 2Mg+O2=2MgO

2Вещества, формулы которых — Al2O3 и K2SO4, являются соответственно

1) оснόвным оксидом и кислотой 2) амфотерным гидроксидом и солью

3) амфотерным оксидом и солью 4) оснόвным оксидом и основанием

3. Оксиду N(III) соответствует кислота

1) HNO2 2) HNO3 3) NH3 4) NaNO2

4Верны ли суждения о способах разделения смесей?

  А. Выпаривание относят к физическим способам разделения смесей.

Б. Разделение смеси воды и этанола возможно способом фильтрования.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. В реакции 3CuO + 2NH3 =3Cu+ N2+ 3H2O

 изменение степени окисления окислителя соответствует схеме

  1) +2 → 0 2) −3 → 0 3) −2 → 0 4) 0 → +2

Часть 2

6. Выбрать 2 правильных ответа.

 Для метилового спирта верны следующие утверждения

1) является газообразным веществом (н. у.)

2) в молекуле имеется гидроксильная группа

3) ядовит

4) плохо растворим в воде

5) вступает в реакцию с серебром

7. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.

ВЕЩЕСТВА

 

РЕАКТИВ

А) NaNO3 и Ca(NO3)2

Б) FeCl2 и FeCl3 

В) H2SO4 и HNO3

 

1) BaCl2

2) Na2CO3

3) HCl

4) NaOH

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

8. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой

P + H2SO4 →H3PO+ SO2 + H20

Определите окислитель и восстановитель

9. Объём водорода (н.у.), образовавшийся при взаимодействии 26 г цинка с раствором серной кислоты, составляет ______ л

Итоговая контрольная работа по химии 9 класс

Вариант II

Часть 1

1. Какая пара веществ не взаимодействует между собой?

1. Na и H2O 2. CuO и H2SO4 3. HCI и SO2 4.Ca(OH)2 и CO2

2Оснόвному, амфотерному и кислотному оксидам соответствует ряд формул

1) Li2O – Na2O – K2O 2) MgO – Al2O3 – SiO2

3) B2O3 – CO2 - NO2 4) Na2O - MgO – Al2O3

3. Формула высшего оксида элемента, имеющего строение электронной оболочки 2https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/21/s_5b027ab6bf0f5/905175_1.png,8https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/21/s_5b027ab6bf0f5/905175_1.png,7https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/21/s_5b027ab6bf0f5/905175_1.png

1) P2O3 2) SO3 3) Сl2O7 4) Al2O3

4Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в лаборатории?

А. При нагревании пробирки с раствором поваренной соли необходимо использовать защитные очки.

Б. При перемешивании жидкости в пробирке можно закрыть отверстие пробирки рукой.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба утверждения 4) оба утверждения неверны

5. В реакции, схема которой CuCl2 + HI → I2 + HCl восстановителем является

1)Cu+2  2) Cl-1 3) H+1 4) I-1

Часть 2

6. Выбрать 2 правильных ответа.

 Уксусная кислота обладает следующими свойствами:

1) состоит из трёх элементов

2) при комнатной температуре — твёрдое вещество, без запаха

3) хорошо растворима в воде

4) является очень сильной кислотой

5) входит в состав морской воды

7. Установите соответствие между названием вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА

 

РЕАГЕНТЫ

А) магний

Б) оксид цинка

В) сульфит натрия

 

1) KOH ,  H2SO4 

2) CO2 , H2O

3) NaCl, LiOH

4) BaCl2, HBr

5) H2SO4 , NaCl

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

8.  Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции, соответствующее схеме превращений

HCl + HNO3 → NO + Cl2 + H2O

 Определите окислитель и восстановитель.

9. Объём кислорода (н.у.), необходимый для окисления 25,6 г меди, составляет ______ л.

Ответы

Итоговая контрольная работа по химии 9 класс

Часть

Вариант 1

Вариант 2

Баллы

1

2

3

1

2

3

2

1

2

3

3

1

4

1

4

1

5

1

4

1

6

23

13

2

7

241

214

2

8

1)Составлен электронный баланс:

2Cl-1 - 2 ē → Cl2 2 │3

N+5 + 3 ē = N+2 │ 3 │2

 2) Определён окислитель и восстановитель: N+5(HNO3) — окислитель, Cl-1 (HCl) — восстановитель.

3) Составлено уравнение реакции: 

6HCl + 2HNO3 → 2NO + 3Cl2 + 4H2O

1) Составим электронный баланс:

 S+6 + 2ē = S+4 │2 │5

10

P0 - 5ē = P+5 │5 │2

 2) Укажем, что S+6 (H2SO4) — окислитель, а P0(P) —восстановитель

 3) Расставим коэффициенты в уравнений реакции:

2P + 5H2SO4 →2H3PO+ 5SO2 + 2H20

3

9

89,6

4,48

3


Система оценивания заданий и работы в целом.

Максимальное количество баллов за выполнение всей работы – 15 баллов.

Критерии оценки

0 - 3

4 - 7

8 - 11

12 - 15

«2»

«3»

«4»

«5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...