Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс)
Рабочая программа учебного курса
«Химия 8 класс» (Базовый уровень)
Составитель: Наговицына Наталья Вячеславовна учитель химии
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы Рудзитиса Г.Е. Программа содержит темы всех разделов науки о химии, имеет теоретический и практический материал.
Данная программа рассчитана на 68 ч., из расчета 2 учебных часа в неделю из Федерального компонента.
Учебник :
Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.-6-е изд.-М.: Просвещение, 2018 - 207 с.
Протокол № 1 от 28 августа 2019 г.
Приказ № 75 аОД от 28 августа 2019 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboaya_programma_himiya_8_klass.docx | 113.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию программы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения) (приказ Минобразования России №1897 от 17.12.2010 г.).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12. 2018 №345 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Юндинская СОШ», реализующая ФГОС ООО на 2019-2020 учебный год.
- Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2013.
Цели и задачи изучения курса химии:
- формировании целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности;
- приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;
- подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.
- формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
- выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирования отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;
- формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности; решение проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Рабочая программа опирается на УМК:
- Рудзитис Г. Е. Химия: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — М.: Просвещение.
- Гара Н. Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 классы / Н. Н. Гара. — М.: Просвещение.
- Габрусева Н. И. Химия: рабочая тетрадь: 8 кл. / Н. И. Габрусева. — М.: Просвещение.
- Гара Н. Н. Химия: задачник с «помощником»: 8—9 кл. / Н. Н. Гара, Н. И. Габрусева. — М.: Просвещение.
- Радецкий А. М. Химия: дидактический материал: 8—9 кл. / А. М. Радецкий. — М.: Просвещение. 7. Гара Н. Н. Химия. Уроки: 8 кл. / Н. Н. Гара. — М.: Просвещение.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Химия» в 8 классе изучается 2 часа в неделю. На прохождение программой материала отводится 68 часов в год.
Глава 2. Планируемые результаты изучения учебного курса
Деятельность по данной программе направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремлённость;
- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения обучающимися основной школы программы по химии являются:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных строн окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использование различных источников для получения химической информации.
Предметные результаты освоения обучающими 8 класса программы по химии.
В результате изучения химии в 8 классе ученик научится:
- характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
- описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
- раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
- раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянство состава, атомно-молекулярной теории;
- различать химические и физические явления;
- называть химические элементы;
- определять состав вещества по их формулам;
- определять валентность атома элемента в соединениях;
- определять тип химической реакции;
- называть признаки и условия протекания химических реакций;
- выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
- составлять формулы бинарных соединений;
- составлять уравнения химических реакций;
- соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
- пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
- вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
- вычислять количество, объём и массу вещества по количеству, объёму, массе реагентов или продуктов реакции;
- характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
- получать и собирать кислород и водород;
- распознавать опытным путём газообразные вещества: кислород и водород;
- раскрывать смысл закона Авогадро;
- раскрывать смысл понятия «молярный объём»;
- характеризовать физические и химические свойства воды;
- раскрывать смысл понятия «раствор»;
- вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе;
- приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
- характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
- определять принадлежность веществ к определённому классу соединений;
- составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
- проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
- распознавать опытным путём растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
- характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
- раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров групп и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
- объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
- составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
- раскрывать смысл химических понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»:
- характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки;
- определять вид химической связи в неорганических соединениях;
- изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
- оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов; использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде; использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
- критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
- осознавать значение неорганической химии для практической деятельности человека;
- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
Раздел 3. Содержание учебного предмета
Тема 1. Первоначальные химические понятия (24 ч)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.
Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.
Лабораторные опыты. 1. Изучение физических свойств сахара и серы. 2. Разделение смеси, состоящей из порошков железа и серы. 3,4. Примеры физических и химических явлений. 5. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. 6. Разложение основного карбоната меди (II). 7. Реакция замещения меди железом.
Практические работы 1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. 2. Очистка загрязненной поваренной соли.
Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 2. Кислород. Горение (5 ч)
Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Физические и химические свойства кислорода. Условия возникновения и прекращения горения. Получение озона. Определение состава воздуха
Лабораторные опыты. 8. Ознакомление с образцами оксидов.
Практическая работа. 3. Получение и свойства кислорода.
Расчетные задачи. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 3. Закон Авогадро. Молярный объём газов (2 ч)
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Демонстрации. Химические соединения количеством вещества 1 моль.
Расчетные задачи. Количество вещества по данному объёму (н.у.), обратные расчёты. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества.
Тема 4. Водород (3 ч)
Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.
Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Практическая работа. 4. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
Тема 5. Растворы. Вода (8 ч)
Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в. природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.
Практическая работа. 5. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
Тема 6. Важнейшие классы неорганических соединений (12 ч)
Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.
Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.
Амфотерные оксиды и гидроксиды. Физические и химические свойства.
Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.
Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. 9 – 12. Свойства растворимых и нерастворимых оснований. 13. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей. 14-15. Действие кислот на индикаторы. Отношение кислот к металлам.
Практическая работа. 6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».
Тема 7. Периодический закон и строение атома (5 ч)
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий, и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям, массовой доли химического элемента по формуле, вычисление средней Мr ХЭ (изотопов).
Тема 8. Строение веществ. Химическая связь (9 ч)
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.
Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Раздел 4. Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Содержание урока |
Тема 1. Первоначальные химические понятия (24 часов) | ||
1 | Предмет химии. Вещества. | Химия. Вещество. Свойства веществ. |
2 | Практическая работа №1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. | Правила ТБ при работе в хим. кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и реактивами. |
3 | Чистые вещества и смеси. | Чистое вещество, смесь. Виды смесей. Компоненты смесей. Способы разделения смесей. |
4 | Практическая работа №2. Очистка загрязненной поваренной соли. | |
5 | Физические и химические явления. Химические реакции. | Химическая реакция, её признаки. Условия возникновения и течения химических реакций. |
6 | Атомы и молекулы. | Атомы, молекулы. Ионы. Протоны, нейтроны, электроны. Электролиз воды. |
7 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения | Кристаллические вещества. Кристаллические решетки: атомные, ионные, молекулярные. Аморфные вещества. Вещества молекулярного, немолекулярного строения |
8 | Простые и сложные вещества. Химические элементы. | Простое и сложное вещество. Химическое соединение. Химический элемент. Металлы, неметаллы. |
9 | Относительная атомная масса химических элемен-тов. Знаки химичес-ких элементов. | Масса атома. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов. |
10 | Закон постоянства состава вещества. | Закон постоянства состава веществ. |
11 | Химические формулы. Относительная молекулярная масса. | Хим. формулы. Качественный и количественный состав вещества. Индекс. Коэффициент. Относительная молекулярная масса. Формульная единица. |
12 | Вычисления по химической формуле. Массовая доля химического элемента в соединении | Массовая доля элемента в соединении. |
13 | Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. | Валентность химических элементов. Оксиды. Бинарные соединения. |
14 | Составление химических формул по валентности. | Составление формул по валентности бинарных соединений. |
15 | Атомно-молекулярное учение. | Атомно-молекулярное учение. |
16 | Закон сохранения массы веществ. | Закон сохранения массы веществ. |
17 | Уравнения химических реакций (химические уравнения). | Уравнения химических реакций. |
18 | Типы химических реакций. | Классификация хим. реакций. Типы хим. р.: соединения, разложения, замещения, обмена. |
19 | Количество вещества. Моль. Молярная масса. | Количество вещества. Моль. Число Авогадро. Постоянная Авогадро. Молярная масса. |
20 | Решение задач по теме «Количество вещества». | Количество вещества. Моль. Число Авогадро. Постоянная Авогадро. Молярная масса. |
21 | Обобщение знаний по теме «Первоначальные химические понятия». | |
22 | Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия» | |
23 | Анализ контрольной работы. Вычисления по химическим уравнениям. | Коррекция знаний, умений. Вычисления по химическим уравнениям. |
24 | Вычисления по химическим уравнениям. | |
Тема 2. Кислород. Горение(5 часов) | ||
25 | Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение. | Кислород, характеристика ХЭ, простого вещества, нахождение в природе. Получение кислорода. Катализатор. Физические свойства О2 |
26 | Свойства кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе. | Химические свойства кислорода. Нормальные условия. Горение. Реакции окисле-ния. Оксиды. Применение, круговорот О2 в природе. |
27 | Практическая работа № 3. Получение и свойства кислорода. | Лабораторный способ получения О2. Способы собирания газов. |
28 | Озон. Аллотропия кислорода. | Озон. Аллотропия. Аллотропные модификации на примере кислорода. |
29 | Воздух и его состав. | Воздух и его состав. Горение и медленное окисление. Экзо-, эндотермические реакции, тепловой эффект химические реакции. |
Тема 3. Закон Авогадро. Молярный объем газов (2 часа) | ||
30 | Закон Авогадро. Молярный объём газов. | Закон Авогадро. Молярный объём газа. |
31 | Объёмные отношения газов. | Объёмные отношения газов при химических реакциях. |
Тема 4. Водород (3 часа) | ||
32 | Водород, его общая характеристика и нахождение в природе и получение. | Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Способы получения водорода. Реакция замещения между Металлами и кислотами. Соли. Аппарат Киппа. |
33 | Свойства и применение водорода. | Физические и химические свойства водорода. Восстановление. Гидриды. Гремучий газ. |
34 | Практическая работа № 4. Получение водорода и проведение реакции его с оксидом меди | Проверки герметичности прибора, водорода на чистоту. Правила работы с кислотами. |
Тема 5. Растворы. Вода (8 часов) | ||
35 | Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. | Вода. Физические свойства воды. Методы определения состава веществ – анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация. |
36 | Химические свойства и применение воды. | Химические свойства воды. Ряд активности металлов. Гидроксиды металлов, основания, щёлочи. Гидроксильная группа. |
37 | Вода – растворитель. Растворы | Вода – растворитель. Растворы. Гидраты. Взвеси, суспензии, эмульсии. Растворимость веществ в воде. Ненасыщенные, насыщенные. растворы. |
38 | Массовая доля растворённого вещества. | Массовая доля растворённого вещества. Концентрация, разбавленные и концентрированные растворы. |
39 | Практическая работа №5. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества. | Правила взвешивания, отмеривания нужного объёма воды, перемешивания веществ. |
40 | Задачи на смешивание | Расчёты массовой доли вещества в растворе при его смешивании с водой, другим раствором, веществом. |
41 | Обобщение знаний по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы». | Основные понятия данной темы. |
42 | Контрольная работа № 2 по темам ««Кислород», «Водород», «Вода. Растворы». | |
Тема 6. Основные классы неорганических соединений (12 часов) | ||
43 | Оксиды. | Классификация оксидов: кислотные, основные, амфотерные. Свойства, способы получения оксидов. |
44 | Гидроксиды. Основания. | Классификация гидроксидов. Основания: щёлочи, нерастворимые в воде. Физ. свойства, получение. ТБ при работе со щелочами. |
45 | Химические свойства оснований. | Химические свойства, применение оснований. Индикаторы. Среда раствора: кислая, щелочная, нейтральная. Реакция нейтрализации. |
46 | Амфотерные оксиды и гидроксиды. | Амфотерные оксиды и гидроксиды, их свойства. |
47 | Кислоты. | Классификации кислот. Кислотный остаток. Структурные формулы кислот. Способы получения. ТБ при работе с кислотами. |
48 | Химические свойства кислот. | Химические свойства, применение кислот. |
49 | Соли. | Состав, номенклатура, классификация солей. Физические свойства, получение солей. |
50 | Химические свойства солей. | Химические свойства, применение солей. Кристаллогидраты. |
51 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. |
52 | Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений». | Качественные реакции на кислоты и щёлочи (определение с помощью индикатора). |
53 | Обобщение знаний по теме «Основные классы неорганических соединений». | Основные понятия данной темы. |
54 | Контрольная работа №3 по теме «Основные классы неорганических соединений». | |
Тема 7. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (5 часов) | ||
55 | Классификация химических элементов. | Классификация химических элементов. Семейства элементов: щелочные, щелочноземельные металлы, галогены |
56 | Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. | Периодический закон Д.И. Менделеева. Порядковый (атомный) номер химического элемента. Изменение свойств элементов. Периодическая таблица химических элементов. Малые и большие периоды, группы, подгруппы. Периодическая система. |
57 | Строение атома. Изотопы. Химический элемент. | Строение атома. Радиоактивность. Порядковый номер, заряд ядра. Массовое число. Изотопы. Химический элемент. |
58 | Распределение электронов по энергетическим уровням. | Энергетический уровень (валентный слой). Распределение электронов по энергетическим уровням. Валентные электроны. Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и главных подгруппах (группах А). Современная формулировка периодического закона. |
59 | Значение периодического закона. | Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. Характеристика химических элементов главных подгрупп по положению в ПСХЭ и строению атома. |
Тема 8. Строение веществ Химическая связь. (9 часов) | ||
60 | Электроотрицательность химических элементов. | Электроотрицательность химических элементов. Металлические и неметаллические свойства химических элементов. |
61 | Основные виды химической связи. Ковалентная связь. | Основные виды химической связи. Ковалентная связь, её виды. Общая электрон. пара. Обменный механизм образов. Электронные и структурные формулы молекул. Диполь. |
62 | Ионная связь. | Ионная связь, ионные соединения. |
63 | Степень окисления химического элемента. | Степень окисления химических элементов, правила определения степени окисления по формуле. Составление формул веществ по степени окисления. Отличие понятий валентность и степень окисления. |
64 | Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) | Окислительно – восстановитель-ные реакции. Окислитель. Восстановитель. Окисление. Восстановление. |
65 | Окислительно – восстановительные реакции (ОВР). | Окислительно – восстановитель-ные реакции. Окислитель. Восстановитель. Окисление. Восстановление. |
66 | Обобщение знаний по теме «Строение вещества. Химическая связь». | Основные понятия темы. |
67 | Контрольная работа №4 по темам «Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение вещества». | |
68 | Подведение итогов за год | Основные понятия курса. |
Контрольно-измерительный материалы
Контрольная работа (8 класс)
Тема: Первоначальные химические понятия.
Вариант 1.
Задание 1. Определить валентности элементов по формуле вещества:
а) Na2O ; б) BaCl2 ; в) NO ; г) CH4
Задание 2. Составить формулы сложных веществ, состоящих из следующих химических элементов:
а) кальция и хлора (I) ; в) водорода и кислорода ;
б) фосфора (III) и водорода ; г) серебра и кислорода
Задание 3. Расставить коэффициенты в уравнениях. Подчеркнуть формулы сложных веществ. Определить типы химических реакций:
а) Al + S = Al2S3
б) Zn + HCl = ZnCl2 + H2
в) Au2O3 = Au + O2
г) P2O5 + H2O = H3PO4
Задание 4. Вычислите массовые доли элементов в веществе CuO.
Задание 5. Вычислите , какая масса оксида ртути(II) разложилась, если при этом образовалось 16 г кислорода?.
_____________________________________________________________________
Вариант 2.
Задание 1. Определить валентности элементов по формуле вещества:
а) CO2 ; б) Сu2O ; в) K3N ; г) AlBr3
Задание 2. Составить формулы сложных веществ, состоящих из следующих химических элементов:
а) кислорода и натрия ; в) меди (II) и кислорода ;
б) магния и водорода ; г) азота (I) и кислорода
Задание 3. Расставить коэффициенты в уравнениях. Подчеркнуть формулы сложных веществ. Определить типы химических реакций:
а) CuCl2 + Zn = ZnCl2 + Cu
б) H2 + Br2 = HBr
в) Na2O + H2O = NaOH
г) CH4 = C + H2
Задание 4. Вычислите массовые доли элементов в веществе Ag2O.
Задание 5. Какую массу и количество вещества серы нужно сжечь, чтобы получилось 6,4 г оксида серы (IV)?
Контрольная работа (8 класс)
Тема: Первоначальные химические понятия.
Вариант 3.
Задание 1. Определить валентности элементов по формуле вещества:
а) AlCl3 ; б) MgS ; в) SO3 ; г) N2O5
Задание 2. Составить формулы сложных веществ, состоящих из водорода и следующих химических элементов:
а) азота (III) ; в) кремния (IV) ;
б) хлора (I) ; г) серы (II)
Задание 3. Расставить коэффициенты в уравнениях. Подчеркнуть формулы сложных веществ. Определить типы химических реакций:
а) CuO + C = Cu + CO2
б) Fe + H2O = Fe3O4 + H2
в) Al + O2 = Al2O3
г) KNO3 = KNO2 + O2
Задание 4. Вычислите массовые доли элементов в веществе CO2.
Задание 5. Какую массу и количество вещества фосфора нужно сжечь, чтобы получилось 22 г оксида фосфора (V)?
______________________________________________________________________
Вариант 4.
Задание 1. Определить валентности элементов по формуле вещества:
а) K2S ; б) NO2 ; в) V2O5 ; г) Ca3N2
Задание 2. Составить формулы сложных веществ, состоящих из кислорода и следующих химических элементов:
а) железа (III) ; в) азота (V) ;
б) кальция ; г) хрома (VI)
Задание 3. Расставить коэффициенты в уравнениях. Подчеркнуть формулы сложных веществ. Определить типы химических реакций:
а) HCl + Mg = MgCl2 + H2
б) Na + Cl2 = NaCl
в) KClO3 = KCl + O2
г) CH4 = C2H2 + H2
Задание 4. Вычислите массовые доли элементов в веществе СаСl2.
Задание 5. Какая масса и количество вещества воды были взяты в реакции, если при разложении воды получилось 1,12 г кислорода?
Контрольная работа (8 класс)
Тема: Первоначальные химические понятия.
Вариант 5.
Задание 1. Определить валентности элементов по формуле вещества:
а) Al2О3 ; б) К2S ; в) SO2 ; г) Аs2O5
Задание 2. Составить формулы сложных веществ, состоящих из кислорода и следующих химических элементов:
а) хрома (III) ; в) марганца (IV) ;
б) серебра (I) ; г) бария
Задание 3. Расставить коэффициенты в уравнениях. Подчеркнуть формулы сложных веществ. Определить типы химических реакций:
а) Cu + О2 = CuО
б) К + H2O = КОН + H2
в) Al + O2 = Al2O3
г) C3H8= C + H2
Задание 4. Вычислите массовые доли элементов в веществе N2О.
Задание 5. Какую массу и количество вещества алюминия нужно сжечь, чтобы получилось 10,2 г оксида алюминия.
______________________________________________________________________
Вариант 6.
Задание 1. Определить валентности элементов по формуле вещества:
а) СО ; б) MnO2 ; в) Сl2O5 ; г) CaCl2
Задание 2. Составить формулы сложных веществ, состоящих из кислорода и следующих химических элементов:
а) железа (II) ; в) фосфора(V) ;
б) водорода ; г) серы (VI)
Задание 3. Расставить коэффициенты в уравнениях. Подчеркнуть формулы сложных веществ. Определить типы химических реакций:
а) HCl + Na = NaCl + H2
б) Fe + Cl2 = FeCl3
в) KClO3 = KCl + O2
г) CH4 = C2H2 + H2
Задание 4. Вычислите массовые доли элементов в веществе K2O.
Задание 5. Какая масса и количество вещества оксида меди(II) образовалось, если
в реакцию с кислородом вступило 6,4 г меди.
Контрольная работа № 2 по темам
«Кислород», «Водород», «Вода. Растворы».
Часть 1(с выбором одного правильного ответа)
1. Речь идет о простом веществе кислород:
а) кислород входит в состав оксидов;
б) в молекуле оксида фосфора(V) содержится пять атомов кислорода;
в) кислород поддерживает горение;
г) валентность кислорода равна двум
2. Выберите формулу оксида:
а) NO2; б) HNO3; в) H2S; г) K2SO4.
3. Является реакцией горения:
а) СuО + Н2 = Сu + Н2О; б) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2;
в) Zn + S = ZnS; г) 4Р + 5О2 = 2Р2О5.
4. Самый лёгкий газ:
а) сернистый б) кислород в) углекислый г) водород
5. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород это:
а) оксиды б) соли в) кислоты г) основания
6. Формула оксида железа(III):
a) FeO; б) Fe2O3; в) Fe3O4; г) FeCl3.
7. Положение пробирки для собирания кислорода способом вытеснения воздуха правильное:
а) вверх дном; б) любое; в) горизонтальное; г) вниз дном.
8. Вещества, ускоряющие химические реакции это:
а) растворы б) смеси в) стабилизаторы г) катализаторы
9. Водород в лаборатории получают реакцией
а) Zn + HCl→ б) CH4 + H2O→ в) H2O + C→
10. В процессе взаимодействия двух веществ образовались гидроксид калия и водород.
Какие вещества вступили в реакцию?
а) калий и вода в) оксид калия и вода
б) калий и соляная кислота г) оксид калия и соляная кислота
Часть Б ( 1 задание с множественным ответом; 2 – на соответствие)
1.Выберите вещества, с которыми вступает в реакцию вода:
а) Zn б) Cu в) Na г) BaO д) CuO
2. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия:
А) H2 + CuO → 1) ZnO + H2↑
А
Б
В
Б) Cu + O2 → 2) Cu(OH)2
В) Zn + H2O → 3) Zn(OH)2 + H2↑
4) CuO
5) Cu + H2O
Часть С ( одна задача на выбор)
1.В 450 г воды растворили 50 г соли. Определите массовую долю соли в полученном растворе.
2. Определите массовую долю кислорода в оксиде алюминия.
Оценивание работы
Часть А – по 1 б. за правильный ответ
Часть Б – 2 б. за правильный ответ; если допущена 1 ошибка – 1б.)
Часть С – 0 - 3 б.
Перевод первичного балла в отметку
«5» -15-17 «4» - 11-14 «3» - 7-10 «2» - 0-6
Контрольная работа
по теме «Основные классы неорганических соединений»
Вариант 1
1. К кислотам относится каждое из 2-х веществ:
а) H2S, Na2CO3 б) K2SO4, Na2SO4 в) H3PO4, HNO3 г) KOH, HCl
2. Гидроксиду меди (II) соответствует формула:
а) Cu2O б) Cu(OH)2 в) CuOH г) CuO
3. Формула сульфата натрия:
а) Na2SO4 б) Na2S в) Na2SO3 г) Na2SiO3
4. Среди перечисленных веществ кислой солью является
а) гидрид магния б) гидрокарбонат натрия
в) гидроксид кальция г) гидроксохлорид меди
5. Какой из элементов образует кислотный оксид?
а) стронций б) сера в) кальций г) магний
6. К основным оксидам относится
а) ZnO б) SiO2 в) BaO г) Al2 О3
7. Оксид углерода (IV) реагирует с каждым из двух веществ:
а) водой и оксидом кальция
б) кислородом и оксидом серы (IV)
в) сульфатом калия и гидроксидом натрия
г) фосфорной кислотой и водородом
8. Установите соответствие между формулой исходных веществ и продуктами реакций
Формулы веществ | Продукты взаимодействия |
а) Mg + HCl → | 1) MgCl2 |
б) Mg(OH)2 + CO2 → | 2) MgCl2 + H2 |
в) Mg(OH)2 + HCl → | 3) MgCl2 + H2O |
4) MgCO3 + H2 | |
5) MgCO3 + H2O |
9. Осуществите цепочку следующих превращений:
а) Fe→Fe2O3→FeCl3→Fe(OH)3 → Fe2O3
б) S → SO2 → SO3 → H2SO4 → ZnSO4
10. Какая масса сульфата калия образуется при взаимодействии 49 г серной кислоты с гидроксидом калия?
Вариант 2
1. К основаниям относится каждое из 2-х веществ:
а) H2O, Na2O б) KOH, NaOH в) HPO3, HNO3 г) KOH, NaCl
2. Оксиду меди (II) соответствует формула:
а) Cu2O б) Cu(OH)2 в) CuOH г) CuO
3. Формула сульфита натрия:
а) Na2SO4 б) Na2S в) Na2SO3 г) Na2SiO3
4. Среди перечисленных веществ кислой солью является
а) гидроксид бария б) гидроксокарбонат калия
в) гидрокарбонат меди г) гидрид кальция;
5. Какой из элементов может образовать амфотерный оксид?
а) натрий б) сера в) фосфор г) алюминий
6. К основным оксидам относится
а) MgO б) SO2 в) B2O3 г) Al2 О3
7. Оксид натрия реагирует с каждым из двух веществ:
а) водой и оксидом кальция
б) кислородом и водородом
в) сульфатом калия и гидроксидом натрия
г) фосфорной кислотой и оксидом серы (IV)
8. Установите соответствие между формулой исходных веществ и продуктами реакций
Формулы веществ | Продукты взаимодействия |
а) Fe + HCl → | 1) FeCl2 |
б) Fe(OH)2 + CO2 → | 2) FeCl2 + H2 |
в) Fe(OH)2 + HCl → | 3) FeCl2 + H2O |
4) FeCO3 + H2 | |
5) FeCO3 + H2O |
9. Осуществите цепочку следующих превращений:
а) Mg → MgO→MgCl2→Mg(OH)2 → MgO
б) C → CO2 → Na2CO3 → Na2SO4 → BaSO4
10. Какая масса сульфата бария образуется при взаимодействии 30,6 г оксида бария с достаточным количеством серной кислоты?
Таблица ответов.
1 вариант | 2 вариант |
1 в | 1б |
2 б | 2 г |
3 а | 3 в |
4 б | 4 в |
5 б | 5 г |
6 в | 6 а |
7 а | 7 г |
8 - 253 | 8 - 253 |
10- 87 г | 10 – 46,6 г |
Контрольная работа № 4 8 класс
Тема: «ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь.
Строение вещества.»
Вариант 1.
1. Сравните химические элементы углерод и натрий на основании положения в периодической системе и строения атома по плану:
а) строение атома; б) свойства.
2. Определите степень окисления каждого химического элемента в следующих веществах:
CuCl2, O2, NH3, NaCl, H2O, CaBr2, MgS, KBr; Na2O, CuBr2, F2, Br2, AsH3, N2, I2, N2O3, Cl2;
3. Из приведенного выше перечня выпишите формулы веществ с ковалентной полярной и неполярной связью
4.Определите количество элементарных частиц у элементов: кремния, титана, брома.
5. Сколько граммов и моль сера (IV) прореагирует с кислородом для получения 800 г оксида серы(IV)?
Вариант 2.
1. Сравните химические элементы магний и серу на основании положения в периодической системе и строения атома по плану:
а) строение атома; б) свойства.
2. Определите степень окисления химических элементов в следующих веществах:
PH3, Al2O3, H2, H2S, FeCl3, CO2, HBr, CaF 2, NCl3, O3, SiH4, N2, Ca, Cr2O3;
3. Из приведенного выше перечня выпишите формулы веществ с неполярной и полярной ковалентной связью.
4.Определите количество элементарных частиц у элементов: бария, железа, иода.
5. Какая масса хлора и какое его количество вещества необходимо для реакции с 12 г магния при получении хлорида магния?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...