Химический КВН
методическая разработка по химии
Предварительный просмотр:
Воронежская область
Верхнемамонский район
МОУ «Ольховатская СОШ»
Химический КВН
"Эта увлекательная химия"
(внеклассное мероприятие)
9 класс
Широбокова Ольга Сергеевна
2010г.
Выбираются 2 команды и капитаны.
В роли ведущих и химиков выступают учащиеся 10–11-х классов, которых заранее консультирует учитель о форме проведения вечера.
В роли жюри выступают гости вечера.
Мероприятие проводится в химическом кабинете или в актовом зале.
Классы – участники КВН заранее выпускают химические газеты, которыми украшают кабинет.
Особенность данного внеклассного мероприятия в том, что оно позволяет связать два таких разных предмета, как химия и литература.
Химический КВН развивает у учащихся самостоятельность, логическое мышление, а также познавательный интерес к изучению химии и является своеобразной проверкой знаний по данным темам.
Оборудование:
- колба с водой;
- по 3 пробирки в штативе: кислота, щелочь, вода, индикаторы каждой команде;
- уравнения на доске для двух команд;
- карточки с формулами солей для задания по теме "Гидролиз солей";
- предметы для конкурса капитанов (химические посуда и оборудование);
- карточки с формулами оснований, оксидов, кислот, солей;
- раствор роданида аммония NH4CNS, хлорида железа FeCL3, стеклянная палочка;
- ватка, вода в стакане;
- капля фенолфталеина в стакане, раствор щелочи NaOH;
- растворы хлорида бария BaCL2 и серной кислоты H2SO4;
- карточки с буквами (б, л, м, о, р, х, с, ф, т, а, з, е);
- награды для победителей.
Продолжительность: время проведения 60 минут.
КВН
(Выходят оба ведущих)
Ведущий 1: Начинаем КВН. Сегодня в нем участвуют команды девятых классов. Они покажут свои знания по химии, свою смекалку, быстроту и точность. А вам, болельщики, желаем быть активными, внимательными, но, в то же время дисциплинированными. Представляю вам членов жюри.
(Представление жюри.)
Ведущий 2: Пожелаем членам жюри успехов и плодотворной работы!
А теперь – наши команды!
(Выход команд.)
Капитан 1 команды: Вас приветствует команда "КОЛБА".
1 команда: Команда Любознательных, Быстрых, Активных!
Капитан 1 команды: Наш девиз – (хором)
"Наш девиз всего два слова –
химичишь сам – трави другого!"
Капитан 1 команды: Наша песня: (команда хором исполняет песню).
Колба крепкая не развалится.
Не разъест ее даже кислота.
Друг в беде не бросит
И списать поможет.
Мы же химики!
Честь нам и хвала!
Капитан 2 команды: Вас приветствует команда (хором) "НЕЙТРОНЧИКИ".
Наш девиз – "Нейтрончики вперед,
(хором) Химия к себе зовет!"
Наша песня:
Химия моя, ты наука века!
(хором) Обеспечила нитратами человека.
Овощи ли ем, фруктами питаюсь
Всюду и везде с химией встречаюсь!
Ведущий 1: Слово для приветствия имеет команда "Колба".
Капитан "Колбы": Разрешите передать вам наш чистый, пламенный привет. От всего сердца желаем вам успехов в учебе и труде. А сейчас поприветствуем жюри!
(Приветствие жюри 1 команды.)
Команда "Колба":
Пусть ваша совесть будет чиста,
Как в этой колбе вода!
(Подносят жюри колбу с водой.)
Ведущий 2: Болельщики! Поаплодируйте команде "Колба" и дадим слово для приветствия команде "Нейтрончики".
Капитан команды "Нейтрончики": Мы приветствуем команду "Колба".
(И хором команда - приветствие соперникам.)
Мы соперникам своим
Удачи пожелаем,
Трудно будет победить,
Мы им обещаем.
Наше приветствие жюри:
О, судьи добрые!
Не уроните вашу честь,
Судите правильно и честно,
Чтоб в КВНе все учесть!
Ведущий 1: Итак, мы послушали приветствия команд. Жюри оценит приветствия по пятибалльной системе. А мы проведем традиционный конкурс любого КВН – разминку, по 3 вопроса каждой команде.
РАЗМИНКА
(За каждый верный ответ – 1 балл.)
("Колбе")
Ведущий 1: Какой элемент всегда рад? (Рад – он).
("Нейтрончикам")
Ведущий 2: Какие элементы утверждают, что "могут другие вещества рождать"? (Углерод, водород, кислород).
("Колбе")
Ведущий 1: Какая среда будет при растворении карбоната натрия в воде? (Щелочная).
("Нейтрончикам")
Ведущий 2: Как называется положительно заряженная частица, которая образуется при пропускании тока через раствор электролита? (Катион).
("Колбе")
Ведущий 1: Какой химический элемент входил в состав сооружения, которое вынужден был красить Том Сойэр? (Бор – забор).
("Нейтрончикам")
Ведущий 2: Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний – маг).
(Выходят оба ведущих.)
Ведущий 1: Ну, а теперь, друзья, пришло время посоревноваться вам в смекалке и находчивости. Объявляем 1 конкурс.
1 КОНКУРС
Ведущий 2:
Вам мы карточки даем.
Там 13 букв найдете,
Нам в минуту соберете
Вы названья элементов.
Кто больше названий соберет –
Больше баллов наберет!
(По 1 баллу за каждое название.)
Ведущий 1: А жюри подведет первый итог – разминка и 1 конкурс.
(Слово жюри.)
Ведущий 2:
Итак,
первая ступенька преодолена.
Поднимемся выше, друзья!
Следующий конкурс – №2.
2 КОНКУРС
Ведущий 2:
Мы разлили вам в пробирки
Три опасных вещества.
Распознайте, где какое?
Лакмус в помощь вам, друзья!
(За быстроту и верный ответ – 5 баллов.)
Ведущий 1:
Посмотрим, друзья!
Что у вас впереди?
Теперь перед вами –
Конкурс № 3.
3 КОНКУРС
Ведущий 1:
В периодической системе
Очень много элементов.
Вы найдите нам такие,
Начинались чтоб на "К".
А кто больше всех найдет,
Больше баллов наберет!
(За каждый элемент – 1 балл.)
Ведущий 2:
Наше честное жюри!
Нам итоги подведи!
(Слово жюри.)
Ведущий 1:
Что ж дерзайте,
В путь, друзья!
4 конкурс – уравнения!
4 КОНКУРС
Ведущий 1:
Здесь начала уравнений.
Дописать вы их должны,
Верно отгадав концы.
Не забуду вам сказать:
"Нужно также уравнять! "
(Кто быстрее – 5 баллов, 2 место – 2 балла.)
Уравнения:
a) NH4CL + NaOH →
б) NH4NO3 + H2SO4 →
в) (NH4)2SO4 →
Ведущий 2:
С заданьем справились!
Все ажур!
Переходим в 5 тур!
5 КОНКУРС
Ведущий 2:
Вам мы карточки даем,
И вопрос свой задаем:
"Вот вам соли, вы скажите,
Уравненьем подтвердите:
Разлагаются ль они
В присутствии воды?
(Каждая команда получает карточки с формулами солей.)
Ведущий 1:
Ну, а теперь слово жюри –
Свои итоги нам скажи!
(Слово жюри.)
(Выходят оба ведущих.)
Ведущий 2:
Наши милые команды!
Вы соперники хоть куда!
Ну, а где же капитаны?
Соревноваться им пора!
Конкурс кроссвордов
1-я ВЕДУЩАЯ (подходит к столу с лабораторным оборудованием, осматривает его). Где же тут коническая колба? (Почесывает в затылке.)
2-я ВЕДУЩАЯ: Наверное, там же, где и круглодонная? (Пожимает плечами.)
1-я ВЕДУЩАЯ: Может быть, нам помогут разобраться в этом наши команды?
Каждой команде предлагается плакат, на котором изображены предметы химического оборудования (рис. 1, 2).
| |
Рис.1. Прибор для фильтрования. | Рис.2. Прибор для демонстрации разложения вещества. |
Какая команда быстрее выполнит задание – назовет каждый предмет, та и победит в конкурсе. Названия предметов 1—10 надо вписать в сетку кроссворда по вертикали и сказать, какая фраза получится по выделенной горизонтали. Время на выполнение задания – 2 мин. Максимальный балл – 6. (Звучит музыка.)
Ответы на кроссворд. По вертикали:1. Воронка. 2. Стакан. 3. Пламя. 4. Зажим. 5. Стержень. 6. Пробирка. 7. Горелка. 8. Колба. 9. Трубка. 10. Кольцо.
По горизонтали: князь Игорь.
(Выходят капитаны команд.)
6 КОНКУРС
(Представление капитанов команд)
Ведущий 1:
Вот различные предметы
Мы покажем вам сейчас.
Вы запомнить их должны
И названья написать,
Их не видя, хоть слов пять!
Ведущий 2:Больше кто из вас запомнит –
Больше баллов наберет!
Время мы терять не будем.
Так! Внимание! Вперед!
(Выносят ящик с предметами под музыку.)
(Время выполнения задания – 1 минута, за каждое верное название – 1 балл.)
Ведущий 1:
И еще для вас заданье –
Вот вам формула вещества
Через минуту нам скажите:
"С какими пойдет реакция?"
(1 капитан – HNO3, 2 капитан – NaOH. За верный ответ – 2 балла.)
Ведущий 2:
Ну, а теперь, наше жюри,
Конкурс капитанов нам оцени!
А пока жюри решает,
С вами, зрители, играем!
Ведущий 1:
Кто верный ответ дает,
Своей команде очко принесет!
ВОПРОСЫ К БОЛЕЛЬЩИКАМ
Ведущий 1: Итак, 1 вопрос:
Назовите элементы, названные в честь стран? (Германий, франций, америций.)
Ведущий 2:
Наш вопрос второй
Тоже не простой:
"Назовите нам сейчас
Самый легкий в мире газ!"
(Водород)
Ведущий 1:
Ну, а третий наш вопрос
Задаем мы вам всерьез:
"Где и в каком году Родился Д. И. Менделеев?" (г. Тобольск, 1834 год.)
Ведущий 2:
Вот четвертый наш вопрос:
" Я металл, меня ты знаешь!
Мощь громадная во мне.
Если "б" ко мне добавишь,
Небо скрою в снежной мгле.
Через несколько минут
Вы скажите, как меня зовут?"
(Уран – буран)
(За каждый верный ответ зритель получает 1 балл для любимой команды.)
Ведущий 1:
Пока жюри наше решает,
Победителя определяет,
Чем займемся с вами мы?
Мы посмотрим опыты!
(Выходят 2 химика.)
Химик 1:
Хоть чудес на свете нет,
Химия дает ответ:
"Чудеса на свете есть,
И, конечно, их не счесть!"
Мы вам несколько покажем
И, конечно, все расскажем!
Химик 2:
Вот вам первое развлечение:
Кто дает руку на отсечение?
Жаль руку на отсечение,
Тогда нужен больной для лечения!
(Вызывается один желающий)
Химик 1:
Оперируем без боли.
Правда, будет много крови.
Химик 2:
При каждой операции
Нужна стерилизация.
Помогите, ассистент,
Дайте спирт.
Химик 1:
Один момент.
(Дает спирт – NH4CNS.)
Химик 2:
Спиртом смажем мы обильно,
Чтобы было все стерильно.
Не вертитесь, пациент,
Дайте скальпель, ассистент!
("Скальпель" – палочка, смоченная в FeCL3, делает "скальпелем" разрез – течет "кровь".)
Химик 1:
Посмотрите, прямо струйкой
Кровь течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку –
От пореза ни следа!
(Вытирает "кровь" ваткой, смоченной водой.)
Химик 2:
А виной всему, ребята,
Здесь реакция у нас!
Получился цвет похожий,
Так похожий – просто класс!
Химик 1:
Вы устали все шутить,
Рады сок вам предложить!
(Наливает в стакан с каплей фенолфталеина щелочь.)
Химик 2:А может вам молочко?
Приготовим быстренько!
(Сливает растворы BaCL2 и H2SO4.)
Химик 1: Чудеса вам показали,
Вы, надеюсь, угадали,
Что сливали и зачем?
С этим нет у вас проблем!
Ведущий 2: Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты! Надеемся, они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты "чудес". А наше жюри подвело итоги!
(Слово жюри – подведение итогов КВН.)
Ведущий 1:
А теперь поприветствуем победителя!
Каждому медаль вручаем
И с победой поздравляем!
(Вручение медалей.)
Ведущий 1:
На этом наш вечер заканчивается.
Отличной вам учебы, друзья!
И хорошего настроения!
Названия химических элементов
Фосфор в переводе с греческого – “светоносец”;
Фтор – от греческого “фторос” - разрушение, гибель;
Бром – от древнегреческого “бромос” - зловонный;
Йод – с греческого – “фиолетовый”, “тёмно-синий”;
Астат – от греческого “астатос” - неустойчивый;
Литий – от греческого “литос” - камень;
Рубидий – от латинского “рубидос” - тёмно-красный;
Магний - от греческого названия “Магнии” - местность в Фессалии, где добывали магнезию- окись магния;
Хром - от греческого “хромос” - краска, цвет и т. д.
Именами героев древних мифов и сказаний названы следующие химические элементы:
титан (Титаны – мифические обитатели земли),
ванадий (Ванада – богиня скандинавской мифологии),
ниобий (Ниоба – дочь Тантала),
прометий (Прометей – мифический герой, подаривший людям огонь),
тантал (Тантал – герой мифов древней Греции).
В честь стран и городов:
магний (Магнезия – город в Греции);
иттрий (Иттербии – город вблизи Стокгольма);
гафний (Гафния – древнее название Копенгагена);
лютеций (Лютеция – древнее название Парижа);
германий (Германия);
рутений (от лат. Ruthenia – Россия) и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности
Презентация к уроку по теме: "Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновес...
Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)
Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....
Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.
Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...
Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы"
Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" предназначена дл...
Проверочная работа по теме"«Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и Mr»
Проверочная работа по теме «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и Mr» предназначена для учащихся 8 классов. Она включает...
Видеоурок в 8 классе на тему "Валентность химических элементов. Определение валентности химических элементов по формуле бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединения по валентности".
https://youtu.be/ukzxfFKKAxc...
План -конспект урока в 8 классе: Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Краткие сведения из истории.
На таких уроках реализую межпредметные связи. А так же осуществляю интегрированный подход. Очень люблю историю химии. Вместе с детьми готовим презентации, в которых отображаем накопленный челове...