Конспект урока
план-конспект урока по химии (8 класс)

Дугаржапова Дарима Баировна

тема урока "Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx37.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне

Цель: изучение влияния изменения числа электронов внешнего энергетического уровня на  свойства атомов химических элементов в ПСХЭ Д.И.Менделеева

Задачи:

  • Образовательные: выявить закономерности изменения числа электронов на внешнем энергетическом уровне; определить причины изменения металлических и неметаллических свойств;
  • Развивающие: уметь сравнивать строение атомов элементов одного периода, одной главной подгруппы, сравнивать их металлические и неметаллические свойства
  • Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда на уроке

Ход урока:

Учитель

Учащиеся

Время

1.Орг. момент

Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствует много гостей. А гостям принято показывать самое лучшее. Давайте покажем им, как хорошо мы знаем химию. А для этого нужно не так уж и много: не отвлекаться, быть активными и внимательными.  На уроке останемся только мы и химия. Давайте в очередной раз окунемся в волшебный мир этой науки!

Вы все рассажены по группам, каждая группа в течении урока должна активно проявить себя, заработать как можно больше атомов. Выберите капитанов, которые должны регулировать, организовывать работу группы, дайте название группе.

№1 -                           капитан-

№2-                            капитан

№3-                            капитан

№4-                            капитан

2 мин

  1. Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса

2.1.Мы с вами изучаем раздел «Строение атома».

-Из чего состоит атом?

- Чему равно общее количество электронов в атоме?

- Что такое энергетический уровень?

-Как определить число энергетических уровней?

- Как определить число электронов на внешнем уровне?

  • Положительно заряжённого ядра и электронов

  • Порядковому номеру элемента)

  • Слой, на котором располагаются электроны с определенным запасом энергии)
  • По номеру периода)

  • На внешнем уровне число электронов равно номеру группы, в которой расположен элемент

1 мин

  1.  Вашу готовность к уроку проверим с помощью теста. На столах расположены  карточки с тестами по вариантам. Выполняем тест по теме прошлого урока. На выполнение дается 5 мин.

(после выполнения)

Проверьте работу у соседа, правильные ответы на экране. Поставьте оценку. В конце урока я их соберу.

(подытожить оценки, похвалить.

Выполнение работы (приложение 1)

5мин

3 мин

Продолжаем изучение раздела. Приглашаются к доске 4 желающих для выполнения следующего задания: изобразите схему строения атомов 3-го периода (по 2 х/э)

2 мин

А теперь сравните пожалуйста каждый атом друг с другом:

Что одинаково?

Чем отличаются?

Почему? Мы знаем? Значит чему мы должны научиться?

  • Количество энергетических слоев
  • Заряд ядра атома увеличивается, а значит и количество протонов увеличивается
  • Количество электронов на последнем уровне  увеличивается

-Мы должны научиться объяснять как изменяется количество электронов

2 мин

Проблемный вопрос: Как изменяется число электронов, на что влияет это изменение?

Следовательно тема урока «Изменение числа электронов на внешнем уровне»

  1. Изучение новой темы

На партах каждой группы лежит карточка с заданием. Вам необходимо выполнить  используя учебник, прф 32, стр. 140

№1: Определите какой энергетический уровень считается завершенным? В III периоде атом какого химического элемента содержит завершенный внешний уровень?

№2: В каком случае электрон больше затратит энергии при отдаче (приеме) 1 электрона или 2х электронов.

№3 Выясните атомы каких химических элементов называются металлами, а какие неметаллами? Используя строение атомов химических элементов Ш периода, определите каким элементам легче отдать электроны, а каким принять?

 №4 На примере элементов Ш периода, определите слева направо металлические свойства усиливаются или ослабевают?  

Обсуждение.

Каждая группа отвечает по одному вопросу

(учитель корректирует)

Вывод: Значит, проявление металлических свойств по периоду ослабевает, а неметаллических усиливается.

2 причина усиления неметаллических свойств (ослабления металлических) -это уменьшение радиуса атома. В пределах  периода число уровней не меняется, но увеличивается число электронов и протонов, вследствие чего усиливается притяжение электронов, радиус уменьшается т.е. атом сжимается.

Хорошо, а теперь посмотрим, как же изменяются эти свойства по группе.

Расписываем в тетради строение атомов по группе элементов 1 группы. К доске по одному представителю с группы

Задание 2 в карточках:

  1. Изменяются ли электроны на внешнем уровне?
  2. Изменяется ли число уровней?
  3. Изменяется ли заряд ядра атома?
  4. Как проявляют себя металлические свойства?
  5. Как проявляют себя неметаллические свойства?

Значит, по группе металлические свойства усиливаются, а неметаллические свойства ослабляются.

А радиус атома увеличивается. Если по периоду мы говорили, что радиус уменьшается из-за увеличения электронов на внешнем уровне, при котором сила притяжения  увеличивается; то по группе электроны не меняются, но меняется число энергетических уровней, также по закону Кулона (чем больше расстояние между атомами, тем меньше сила притяжения), а значит радиус увеличивается. Следовательно, металлические свойства возрастают, неметаллические ослабевают

Вывод:    

Имеющий 8 электронов

-Аргон

При отдаче 1 электрона

Ме-отдают электроны

Неме-принимают электроны

Легче отдать Na, Mg, Al

Принять S, Сl

проявление металлических свойств по периоду ослабевает, а неметаллических усиливается

H     Li    Na       K

+1)  +3)) +11)))  +19))))

    1         2 1         281             2881

-Количество электронов на внешнем уровне (соответствует номеру группы) не изменяется т.е. постоянно

-Увеличивается число уровней

-Увеличивается заряд ядра атома

По группе (сверху вниз)

  1. Ме св-ва усиливаются
  2. НеМе св-ва ослабевают
  3. Радиус атома увеличивается

По периоду (слева направо)

  1. Ме св-ва ослабевают
  2. НеМе св-ва усиливаются
  3. Радиус атома уменьшается

А если снизу вверх:

  1. Ме св-ва-ослабевают
  2. Неме св-ва усиливаются
  3. Радиус уменьшается

Справа налево:

  1. Ме св-ва усилив-ся
  2. НеМе св-ва ослаб-ют
  3. Радиус увеличивается

5 мин

3 мин

2 мин

5 мин

4.Закрепление темы

Выполнить упражнение Каждая группа выбирает по одной строчке

  1. Расположите данные химические элементы в порядке увеличения металлических свойств:

А) Al, Na, Cl, Si, P         №1

Б) Mg, Ba, Ca, Be          №2

В) N, Sb, Bi, As             №3

Г) Cs, Li, K, Na, Rb       №4

  1. Расположите данные химические элементы в порядке увеличения неметаллических свойств:

А) Se, O, Te

Б) C, Sn, Ge, Si

В) Li, O, N, B, C

Г) Br, F, I, Cl

Проверка по эталону на экране: правильно без ошибок ответившим дается атом

А) Cl P Si Al Na

Б) Be Mg Ca Ba

В) N As Sb Bi

Г) Li Na K Rb Cs

5мин

5.Рефлексия

Вывод по уроку, возвращаемся к началу урока к проблеме. Наша задача была узнать как влияет изменение числа электронов на свойство атомов?

Каждая команда считает по сколько атомов заработали за урок.

Пожалуйста, оцените команды работу своей группы

По группе (сверху вниз)

  1. Ме св-ва усиливаются
  2. НеМе св-ва ослабевают
  3. Радиус атома увеличивается

По периоду (слева направо)

  1. Ме св-ва ослабевают
  2. НеМе св-ва усиливаются
  3. Радиус атома уменьшается

3 мин

6.Домашнее задание. Прф.33 упр 5 или 6 на выбор

2 мин.

1 вариант.                                                                                                             Приложение 1

1-5. Укажите число энергетических уровней в атомах следующих элементов.

Элемент

Варианты ответа

А

Б

В

Г

1

Аргон

2

3

4

5

2

Неон

2

3

4

5

3

Магний

1

2

3

4

4

Литий

1

2

3

4

5

Сера

3

4

5

6

6-10. Указанная электронная формула атома отвечает элементу.

Электронная формула

Варианты ответа

А

Б

В

Г

6

1s22s22p3

Be

B

C

N

7

1s22s22p5

N

O

F

Ne

8

1s22s22p63s2

Na

Mg

Al

Si

9

1s22s22p63s23p4

S

Cl

Ar

K

10

1s22s22p63s23p2

Mg

Al

Si

P

2 вариант.

1-5. Укажите число электронов на внешнем энергетическом уровне.

Элемент

Варианты ответа

А

Б

В

Г

1

Калий

1

2

3

4

2

Алюминий

1

2

3

4

3

Бор  

2

3

4

5

4

Сера

3

4

5

6

5

Углерод

2

3

4

5

6-10. Указанная электронная формула атома отвечает элементу.

Элемент

Варианты ответа

А

Б

В

Г

6

1s22s2

Be

B

C

N

7

1s22s22p2

N

O

F

С

8

1s22s22p63s23p1

Na

Mg

Al

Si

9

1s22s22p63s23p6 4s1

S

Cl

Ar

K

10

1s22s22p63s23p5

Mg

Cl

Si

P

Приложение 2

Задание 1

№1: В каком случае энергетический уровень считается завершенным? В III периоде атом какого химического элемента содержит завершенный внешний уровень?

№2: В каком случае электрон больше затратит энергии при отдаче (приеме) 1 электрона или 2х электронов.

№3 Выясните атомы каких химических элементов называются металлами, а какие неметаллами? Используя строение атомов химических элементов Ш периода, определите каким элементам легче отдать электроны, а каким принять?

 №4 На примере элементов Ш периода, определите слева направо металлические свойства усиливаются или ослабевают?  

Задание 2

Определите:

1.        Изменяются ли электроны на внешнем уровне?

2.        Изменяется ли число уровней?

3.        Изменяется ли заряд ядра атома?

4.        Как проявляют себя металлические свойства?

5.        Как проявляют себя неметаллические свойства?

        

Приложение 3

Задание для закрепления №1

1)        Расположите данные химические элементы в порядке увеличения металлических свойств:

А) Al, Na, Cl, Si, P        

2)        Расположите данные химические элементы в порядке увеличения неметаллических свойств:

А) Se, O, Te

____________________________________________________________

Задание для закрепления №2

1)        Расположите данные химические элементы в порядке увеличения металлических свойств:

Б) Mg, Ba, Ca, Be          

2)        Расположите данные химические элементы в порядке увеличения неметаллических свойств:

Б) C, Sn, Ge, Si

_____________________________________________________________

Задание для закрепления №3

1)        Расположите данные химические элементы в порядке увеличения металлических свойств:

В) N, Sb, Bi, As            

2)        Расположите данные химические элементы в порядке увеличения неметаллических свойств:

В) Li, O, N, B, C

____________________________________________________________

Задание для закрепления №4

1)        Расположите данные химические элементы в порядке увеличения металлических свойств:

Г) Cs, Li, K, Na, Rb      

2)        Расположите данные химические элементы в порядке увеличения неметаллических свойств:

Г) Br, F, I, Cl


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...