Конспект урока
план-конспект урока по химии (8 класс)
тема урока "Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 37.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне
Цель: изучение влияния изменения числа электронов внешнего энергетического уровня на свойства атомов химических элементов в ПСХЭ Д.И.Менделеева
Задачи:
- Образовательные: выявить закономерности изменения числа электронов на внешнем энергетическом уровне; определить причины изменения металлических и неметаллических свойств;
- Развивающие: уметь сравнивать строение атомов элементов одного периода, одной главной подгруппы, сравнивать их металлические и неметаллические свойства
- Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда на уроке
Ход урока:
Учитель | Учащиеся | Время |
1.Орг. момент | ||
Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствует много гостей. А гостям принято показывать самое лучшее. Давайте покажем им, как хорошо мы знаем химию. А для этого нужно не так уж и много: не отвлекаться, быть активными и внимательными. На уроке останемся только мы и химия. Давайте в очередной раз окунемся в волшебный мир этой науки! Вы все рассажены по группам, каждая группа в течении урока должна активно проявить себя, заработать как можно больше атомов. Выберите капитанов, которые должны регулировать, организовывать работу группы, дайте название группе. №1 - капитан- №2- капитан №3- капитан №4- капитан | 2 мин | |
| ||
2.1.Мы с вами изучаем раздел «Строение атома». -Из чего состоит атом? - Чему равно общее количество электронов в атоме? - Что такое энергетический уровень? -Как определить число энергетических уровней? - Как определить число электронов на внешнем уровне? |
| 1 мин |
(после выполнения) Проверьте работу у соседа, правильные ответы на экране. Поставьте оценку. В конце урока я их соберу. (подытожить оценки, похвалить. | Выполнение работы (приложение 1) | 5мин 3 мин |
Продолжаем изучение раздела. Приглашаются к доске 4 желающих для выполнения следующего задания: изобразите схему строения атомов 3-го периода (по 2 х/э) | 2 мин | |
А теперь сравните пожалуйста каждый атом друг с другом: Что одинаково? Чем отличаются? Почему? Мы знаем? Значит чему мы должны научиться? |
-Мы должны научиться объяснять как изменяется количество электронов | 2 мин |
Проблемный вопрос: Как изменяется число электронов, на что влияет это изменение? Следовательно тема урока «Изменение числа электронов на внешнем уровне» | ||
| ||
На партах каждой группы лежит карточка с заданием. Вам необходимо выполнить используя учебник, прф 32, стр. 140 №1: Определите какой энергетический уровень считается завершенным? В III периоде атом какого химического элемента содержит завершенный внешний уровень? №2: В каком случае электрон больше затратит энергии при отдаче (приеме) 1 электрона или 2х электронов. №3 Выясните атомы каких химических элементов называются металлами, а какие неметаллами? Используя строение атомов химических элементов Ш периода, определите каким элементам легче отдать электроны, а каким принять? №4 На примере элементов Ш периода, определите слева направо металлические свойства усиливаются или ослабевают? Обсуждение. Каждая группа отвечает по одному вопросу (учитель корректирует) Вывод: Значит, проявление металлических свойств по периоду ослабевает, а неметаллических усиливается. 2 причина усиления неметаллических свойств (ослабления металлических) -это уменьшение радиуса атома. В пределах периода число уровней не меняется, но увеличивается число электронов и протонов, вследствие чего усиливается притяжение электронов, радиус уменьшается т.е. атом сжимается. Хорошо, а теперь посмотрим, как же изменяются эти свойства по группе. Расписываем в тетради строение атомов по группе элементов 1 группы. К доске по одному представителю с группы Задание 2 в карточках:
Значит, по группе металлические свойства усиливаются, а неметаллические свойства ослабляются. А радиус атома увеличивается. Если по периоду мы говорили, что радиус уменьшается из-за увеличения электронов на внешнем уровне, при котором сила притяжения увеличивается; то по группе электроны не меняются, но меняется число энергетических уровней, также по закону Кулона (чем больше расстояние между атомами, тем меньше сила притяжения), а значит радиус увеличивается. Следовательно, металлические свойства возрастают, неметаллические ослабевают Вывод: | Имеющий 8 электронов -Аргон При отдаче 1 электрона Ме-отдают электроны Неме-принимают электроны Легче отдать Na, Mg, Al Принять S, Сl проявление металлических свойств по периоду ослабевает, а неметаллических усиливается H Li Na K +1) +3)) +11))) +19)))) 1 2 1 281 2881 -Количество электронов на внешнем уровне (соответствует номеру группы) не изменяется т.е. постоянно -Увеличивается число уровней -Увеличивается заряд ядра атома По группе (сверху вниз)
По периоду (слева направо)
А если снизу вверх:
Справа налево:
| 5 мин 3 мин 2 мин 5 мин |
4.Закрепление темы | ||
Выполнить упражнение Каждая группа выбирает по одной строчке
А) Al, Na, Cl, Si, P №1 Б) Mg, Ba, Ca, Be №2 В) N, Sb, Bi, As №3 Г) Cs, Li, K, Na, Rb №4
А) Se, O, Te Б) C, Sn, Ge, Si В) Li, O, N, B, C Г) Br, F, I, Cl Проверка по эталону на экране: правильно без ошибок ответившим дается атом | А) Cl P Si Al Na Б) Be Mg Ca Ba В) N As Sb Bi Г) Li Na K Rb Cs | 5мин |
5.Рефлексия Вывод по уроку, возвращаемся к началу урока к проблеме. Наша задача была узнать как влияет изменение числа электронов на свойство атомов? Каждая команда считает по сколько атомов заработали за урок. Пожалуйста, оцените команды работу своей группы | По группе (сверху вниз)
По периоду (слева направо)
| 3 мин |
6.Домашнее задание. Прф.33 упр 5 или 6 на выбор | 2 мин. |
1 вариант. Приложение 1
1-5. Укажите число энергетических уровней в атомах следующих элементов.
№ | Элемент | Варианты ответа | |||
А | Б | В | Г | ||
1 | Аргон | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Неон | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Магний | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Литий | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Сера | 3 | 4 | 5 | 6 |
6-10. Указанная электронная формула атома отвечает элементу.
№ | Электронная формула | Варианты ответа | |||
А | Б | В | Г | ||
6 | 1s22s22p3 | Be | B | C | N |
7 | 1s22s22p5 | N | O | F | Ne |
8 | 1s22s22p63s2 | Na | Mg | Al | Si |
9 | 1s22s22p63s23p4 | S | Cl | Ar | K |
10 | 1s22s22p63s23p2 | Mg | Al | Si | P |
2 вариант.
1-5. Укажите число электронов на внешнем энергетическом уровне.
№ | Элемент | Варианты ответа | |||
А | Б | В | Г | ||
1 | Калий | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Алюминий | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Бор | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | Сера | 3 | 4 | 5 | 6 |
5 | Углерод | 2 | 3 | 4 | 5 |
6-10. Указанная электронная формула атома отвечает элементу.
№ | Элемент | Варианты ответа | |||
А | Б | В | Г | ||
6 | 1s22s2 | Be | B | C | N |
7 | 1s22s22p2 | N | O | F | С |
8 | 1s22s22p63s23p1 | Na | Mg | Al | Si |
9 | 1s22s22p63s23p6 4s1 | S | Cl | Ar | K |
10 | 1s22s22p63s23p5 | Mg | Cl | Si | P |
Приложение 2
Задание 1
№1: В каком случае энергетический уровень считается завершенным? В III периоде атом какого химического элемента содержит завершенный внешний уровень?
№2: В каком случае электрон больше затратит энергии при отдаче (приеме) 1 электрона или 2х электронов.
№3 Выясните атомы каких химических элементов называются металлами, а какие неметаллами? Используя строение атомов химических элементов Ш периода, определите каким элементам легче отдать электроны, а каким принять?
№4 На примере элементов Ш периода, определите слева направо металлические свойства усиливаются или ослабевают?
Задание 2
Определите:
1. Изменяются ли электроны на внешнем уровне?
2. Изменяется ли число уровней?
3. Изменяется ли заряд ядра атома?
4. Как проявляют себя металлические свойства?
5. Как проявляют себя неметаллические свойства?
Приложение 3
Задание для закрепления №1
1) Расположите данные химические элементы в порядке увеличения металлических свойств:
А) Al, Na, Cl, Si, P
2) Расположите данные химические элементы в порядке увеличения неметаллических свойств:
А) Se, O, Te
____________________________________________________________
Задание для закрепления №2
1) Расположите данные химические элементы в порядке увеличения металлических свойств:
Б) Mg, Ba, Ca, Be
2) Расположите данные химические элементы в порядке увеличения неметаллических свойств:
Б) C, Sn, Ge, Si
_____________________________________________________________
Задание для закрепления №3
1) Расположите данные химические элементы в порядке увеличения металлических свойств:
В) N, Sb, Bi, As
2) Расположите данные химические элементы в порядке увеличения неметаллических свойств:
В) Li, O, N, B, C
____________________________________________________________
Задание для закрепления №4
1) Расположите данные химические элементы в порядке увеличения металлических свойств:
Г) Cs, Li, K, Na, Rb
2) Расположите данные химические элементы в порядке увеличения неметаллических свойств:
Г) Br, F, I, Cl
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....