Рабочая программа учебной дисциплины ОУДБ.07 Химия
рабочая программа по химии (10, 11 класс)

Жироухова Галина Викторовна

Рабочая программа общеобразовательной профильной учебной дисциплины ОУДБ.07 Химия предназначена для специальности СПО 09.02.07. Информационные системы и программирование. 

Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;
  • развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_himiya_informatsionnye_sistemy.docx89.99 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

ГБПОУ  «Суражский педагогический колледж им. А.С.Пушкина»

ОДОБРЕНО

на заседании ПЦК естественнонаучных и общественных дисциплин

_________ / Г.В. Холуева  /
«31»августа 2021 г.

Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе  ГБПОУ «Суражский педагогический колледж

им. А.С.Пушкина»

_________  /О.В.Романцова /
«___» __________ 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУДБ.07 ХИМИЯ

Сураж, 2021


Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУДБ.07 Химия по специальности СПО 09.02.07. Информационные системы и программирование разработана на основе требований ФГОС СПО, предъявляемых к результатам освоения учебной дисциплины «Химия» (приказ Минобрнауки  России от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 года №1645, 31 декабря 2015 года, 29 июня 2017 года №613),  примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины ОУДБ.07 Химия для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО», регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»), авторы – О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, издательский центр «Академия», 2015.

Организация-разработчик: ГБПОУ «Суражский педагогический колледж им. А.С.Пушкина»

Разработчик:

Жироухова Г.В., преподаватель  естественных дисциплин ГБПОУ «Суражский педагогический колледж им. А.С.Пушкина» высшей квалификационной категории


Рекомендована Методическим советом ГБПОУ «Суражский педагогический колледж им. А.С.Пушкина»

 Протокол заседания № 1  от «31» августа 2021 г.

Содержание

Пояснительная записка        4

Общая характеристика учебной дисциплины «Химия»……………….. …..6

Место учебной дисциплины в учебном плане        8

Результаты освоения учебной дисциплины        9

Содержание учебной дисциплины        11

Календарно-тематическое планирование        ..23

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

программы учебной дисциплины «Химия»        50

Рекомендуемая литература        52

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в ГБПОУ «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина», реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

    Рабочая программа общеобразовательной профильной учебной дисциплины «Химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ФГОС СОО) (приказ Минобрнауки  России от 17 мая 2012 г. № 413),  Федерального государственного образовательного по специальности среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 09.02.07 Информационные системы и программирование (приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. №803), примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО», регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»), авторы – О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, издательский центр «Академия», 2015.

Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;
  • развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).

В рабочую программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ХИМИЯ»

Химия — это наука о веществах, их составе и строении, свойствах и превращениях, значении химических веществ, материалов и процессов в практической деятельности человека.

Содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» направлено на усвоение обучающимися основных понятий, законов и теорий химии; овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.

В процессе изучения химии у обучающихся развиваются познавательные интересы и интеллектуальные способности, потребности в самостоятельном приобретения знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными проблемами, воспитывается бережное отношения к природе, понимание здорового образа жизни, необходимости предупреждения явлений, наносящих вред здоровью и окружающей среде. Они осваивают приемы грамотного, безопасного использования химических веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

В ГБПОУ «Суражский педагогический колледж им. А.С.Пушкина», реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена технического профиля профессионального образования  изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом специфики осваиваемых  специальностей.

Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме  и        характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Специфика изучения химии при овладении профессиями и специальностями технического профиля отражена в каждой теме раздела «Содержание учебной дисциплины» в рубрике «Профильные и профессионально значимые элементы содержания». Этот компонент реализуется при индивидуальной самостоятельной работе обучающихся (написании рефератов, подготовке сообщений, защите проектов), в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя (выполнении химического эксперимента — лабораторных опытов и практических работ, решении практико-ориентированных расчетных задач и т.д.).

В        процессе изучения химии теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими занятиями. Значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения: работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учить безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.

 Для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, специальностями СПО технического профиля профессионального образования, представлен примерный перечень рефератов (докладов), индивидуальных проектов.

В процессе изучения химии важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Химия» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В ГБПОУ «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Химия» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).

В учебных планах ППССЗ по специальности  специальностям  09.02.07 Информационные системы и программирование место учебной дисциплины «Химия» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования для специальностей СПО технического профиля профессионального образования.

На изучение данной дисциплины отводится  117 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, — 78 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 39 часов.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Химия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: 

        личностных:

  • чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
  • готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
  • умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

 метапредметных:

  • использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
  • использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

предметных:

  • сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  • владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
  • владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
  • сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
  • владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
  • сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Значение химии при освоении специальностей СПО технического профиля профессионального образования.

1. Общая и неорганическая химия

1.1. Основные понятия и законы химии

Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия из него.

Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

Демонстрации

Модели атомов химических элементов.

Модели молекул простых и сложных веществ (шаростержневые и Стюарта— Бриглеба).

Коллекция простых и сложных веществ. Некоторые вещества количеством 1 моль. Модель молярного объема газов.

Аллотропия фосфора, кислорода, олова.

1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома

Периодический закон Д.И.Менделеева. Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И.Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов — графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

Строение атома и Периодический закон Д.И. Менделеева. Атом  сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов хи-мических элементов.

Современная формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для раз-вития науки и понимания химической картины мира.

Демонстрации

Различные формы Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

Динамические таблицы для моделирования Периодической системы. Электризация тел и их взаимодействие.

Лабораторный опыт

Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.

1.3. Строение вещества

Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

Демонстрации

Модель кристаллической решетки хлорида натрия.

Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца).

Приборы на жидких кристаллах.

Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей золей.

Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.

Лабораторные опыты

Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Массовая доля растворенного вещества.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектроиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

Демонстрации

Растворимость веществ в воде.

Собирание газов методом вытеснения воды. Растворение в воде серной кислоты и солей аммония. Образцы кристаллогидратов.

Изготовление гипсовой повязки.

Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора.

Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Приготовление жесткой воды и устранение ее жесткости. Иониты.

Образцы минеральных вод различного назначения.

Практическое занятие

Приготовление раствора заданной концентрации.

1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства

Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.

Гидролиз солей.

Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

Демонстрации

Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с металлами. Горение фосфора и растворение продукта горения в воде.

Получение и свойства амфотерного гидроксида. Необратимый гидролиз карбида кальция. Обратимый гидролиз солей различного типа.

Лабораторные опыты

Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.

Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований. Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.

1.6. Химические реакции

Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

Демонстрации

Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя.

Зависимость скорости химической реакции от присутствия катализатора на примере разложения пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы.

Модель электролизера.

Модель электролизной ванны для получения алюминия. Модель колонны синтеза аммиака.

Лабораторные опыты

Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.

Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы.

Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации.

Зависимость скорости взаимодействия оксида меди (II) с серной кислотой от температуры.

1.7. Металлы и неметаллы

Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы  простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

Демонстрации

Коллекция металлов.

Взаимодействие металлов с неметаллами (железа, цинка и алюминия с серой, алюминия с йодом, сурьмы с хлором, горение железа в хлоре).

Горение металлов. Алюминотермия.

Коллекция неметаллов. Горение неметаллов (серы, фосфора, угля). Вытеснение менее активных галогенов из растворов их солей более активными галогенами.

Модель промышленной установки для производства серной кислоты. Модель печи для обжига известняка. Коллекции продукций силикатной промышленности (стекла, фарфора, фаянса, цемента различных марок и др.).

Лабораторные опыты

Закалка и отпуск стали.

Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа.

Практические занятия

Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач.

  1. Органическая химия
  1. Основные понятия органической химии и теория строения

органических соединений

Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.

Демонстрации

Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.

Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений.

Лабораторный опыт

Изготовление моделей молекул органических веществ.

2.2. Углеводороды и их природные источники

Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединений хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

Демонстрации

Горение метана, этилена, ацетилена.

Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде.

Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена — гидролизом карбида кальция.

Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность.

Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. Коллекция «Каменный уголь и продукция коксохимического производства».

Лабораторные опыты

Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.

2.3. Кислородсодержащие органические соединения

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия для организма человека и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔ полисахарид.

Демонстрации

Окисление спирта в альдегид.

Качественные реакции на многоатомные спирты.

Растворимость фенола в воде при обычной температуре и нагревании. Качественные реакции на фенол.

Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы.

Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди (II). Качественная реакция на крахмал. Коллекция эфирных масел.

Лабораторные опыты

Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Доказательство непредельного характера жидкого жира.

Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II). Качественная реакция на крахмал.

2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие с щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.

Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

Демонстрации

Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой.

Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков.

Цветные реакции белков.

Горение птичьего пера и шерстяной нити.

Лабораторные опыты

Растворение белков в воде.

Обнаружение белков в молоке и мясном бульоне.

Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.

Практические занятия

Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон.


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения (планируем.)

Тема урока.

Содержание (дидактические единицы)

Внеаудиторная самостоятельная работа

Характеристика основных видов деятельности (УД)

 Формы контроля

Введение (1 час)

 

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Значение химии при освоении специальностей СПО технического профиля профессионального образования.

Работа с учебником Габриеляна О.С. стр. 3-6

  • Ознакомление с биологическими системами разного

уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественно-научной картины

мира и практической деятельности людей.

  • Обучение соблюдению правил поведения в природе,

бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране

Устный опрос

Раздел № 1 Общая и неорганическая химия (45 часов)

1.1. Основные понятия и законы химии (5 часов)

Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §1.1 Подготовка докладов: Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода (кислород, озон), олова (серое и белое олово).

  • Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ.
  • Установка причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений.
  • Умение давать определение и оперировать следующими понятиями: вещество, химический элемент, атом,

молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы,  моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ

  • Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям

Устный опрос

Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §1.1 Подготовка докладов: Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии.

Устный опрос

Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия из него.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §1.2

Устный опрос

Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

Повторение материала темы

Письменный опрос (решение задач)

Контрольная работа

«Основные понятия и законы химии»

Повторение материала темы

Тестирование

1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома (6 часов)

Периодический закон Д.И.Менделеева. Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И.Менделеева.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §2.1

  • Установка эволюционной сущности менделеевской и современной формулировок периодического закона Д.И.Менделеева.
  • Объяснение физического смысла символики периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установка причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах.
  • Характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д.И.Менделеева
  • Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов

Устный опрос

Периодическая таблица химических элементов — графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

Подготовка докладов

Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве.

Устный опрос

Строение атома и Периодический закон Д.И. Менделеева. Атом — сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §2.2 Подготовка докладов

Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.

Устный опрос

Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §2.2

Устный опрос

Современная формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §2.2

Устный опрос

Лабораторный опыт

Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.

Повторение материала темы

Отчет о выполнении

1.3. Строение вещества (8 часов)

Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §3.1

  • Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии.
  • Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток.
  • Умение давать определение и оперировать следующими понятиями:

химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного строения

Устный опрос

Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §3.2 Подготовка докладов

Полярность связи и полярность молекулы.

Устный опрос

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §3.3

Устный опрос

Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §3.4 Подготовка докладов

Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Аномалии физических свойств воды. Жидкие кристаллы.

Устный опрос

Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §3.5

Устный опрос, письменный опрос (решение задач)

Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

Подготовка докладов

Эмульсии и суспензии. Золи (в том числе аэрозоли) и гели. Коагуляция. Синерезис. Минералы и горные породы как природные смеси.

Устный опрос

Лабораторные опыты

Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

Повторение материала темы

Отчет о выполнении

Контрольная работа

Строение вещества

Повторение материала темы

Письменный опрос

1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация (5 часов)

Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Работа с учебником Габриеляна О.С.

стр. 50-52  Подготовка докладов

Растворение как физико-химический процесс. Тепловые эффекты при растворении. Кристаллогидраты.

  • Формулировка основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений.
  • Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на производстве.
  • Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация

Устный опрос

Массовая доля растворенного вещества.

Подготовка докладов

Применение воды в технических целях. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды.

Письменный опрос (решение задач)

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектроиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §3.6

Устный опрос

Практическое занятие

Приготовление раствора заданной концентрации.

Повторение материала темы

Отчет о выполнении

Контрольная работа

Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.

Повторение материала темы

Тестирование

1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства (8 часов)

Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §5.4

  • Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций
  • Проведение самостоятельного поиска химической информации

с использованием различных источников (научно-популярных

изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).

  • Использование компьютерных технологий для обработки

и передачи химической информации и ее представления в различных формах

Устный опрос

Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

Подготовка докладов

Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности.

Устный опрос

Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §5.5 Подготовка докладов

Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гашеная и негашеная известь, их применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование.

Устный опрос

Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §5.6

Устный опрос

Гидролиз солей.

Подготовка докладов

Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среда растворов.

Устный опрос

Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §5.3

Устный опрос

Лабораторные опыты

Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.

Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований. Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.

Повторение материала темы

Отчет о выполнении

Контрольная работа

Классификация неорганических соединений и их свойства

Повторение материала темы

Письменный опрос

1.6. Химические реакции (6 часов)

Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §4.1 Подготовка докладов

Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов.

  • Объяснение сущности химических процессов.
  • Классификация

химических реакций по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе,

наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества.

  • Установка признаков общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии.
  • Классифицикация веществ и процессов с точки зрения

окисления-восстановления. Составление уравнений реакций с помощью метода электронного баланса.

  • Объяснение зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов

Устный опрос

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §4.2 Подготовка докладов

Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза.

Устный опрос Письменный опрос

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §4.3 Подготовка докладов

Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы.

Устный опрос

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §4.3

Устный опрос

Лабораторные опыты

Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.

Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы.

Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации.

Зависимость скорости взаимодействия оксида меди (II) с серной кислотой от температуры.

Повторение материала темы

Отчет о выполнении

Контрольная работа

Химические реакции

Повторение материала темы

Тестирование

1.7. Металлы и неметаллы (7 часов)

Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам.

Подготовка докладов

Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии.

  • Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших металлов (IА и II А групп, алюминия, железа, а в естественно-научном профиле и некоторых d-элементов) и их соединений.
  • Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших неметаллов (VIII А, VIIА, VIА групп, а также азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений.

Устный опрос

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §5.1

Устный опрос

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

Подготовка докладов

Производство чугуна и стали.

Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов.

Устный опрос

Лабораторные опыты

Закалка и отпуск стали.

Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа.

Повторение сведений о металлах

Отчет о выполнении

Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы — простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в периодической системе.

Подготовка докладов

Силикатная промышленность. Производство серной кислоты.

Устный опрос

Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §5.2

Устный опрос

Практические занятия

Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач.

Повторение сведений о неметаллах

Отчет о выполнении

Раздел №2. Органическая химия

2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений (5 часов)

Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §6.1

  • Формулировка основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений
  • Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.

Устный опрос

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §6.2

Устный опрос

Лабораторный опыт

Изготовление моделей молекул органических веществ.

Повторение материала

Отчет о выполнении

Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

Подготовка докладов

Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии.

Устный опрос

Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.

Подготовка докладов

Понятие о субстрате и реагенте. Реакции окисления и восстановления органических веществ.

Устный опрос

2.2. Углеводороды и их природные источники (9 часов)

Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §7.1

  • Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых

в народнохозяйственном плане представителей.

  • Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.
  • Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций

Устный опрос Письменный опрос

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. 

Работа с учебником Габриеляна О.С. §7.2

Устный опрос

Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

Подготовка доклада

Правило В.В.Марковникова.

Письменный опрос

Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

Подготовка докладов

Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука.

Устный опрос

Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединений хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §7.3 Подготовка докладов

Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол.

Устный опрос

Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §7.4

Устный опрос

Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

Подготовка докладов

Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива.

Коксохимическое производство и его продукция.

Устный опрос

Лабораторные опыты

Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.

Повторение материала темы

Отчет о выполнении

Контрольная работа

Углеводороды

Повторение материала темы

Письменный опрос

2.3. Кислородсодержащие органические соединения (9 часов)

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия для организма человека и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §8.1 Подготовка докладов

Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним.

  • Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших представителей

других классов органических соединений: метанола и этанола,

сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и

ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксусной кислоты, для естественно-научного профиля представителей других классов кислот), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы)

  • Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.
  • Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций

Устный опрос

Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

Подготовка докладов

Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из бензола. Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу

Устный опрос

Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §8.2 Подготовка докладов

Ацетальдегид. Понятие о кетонах на примере ацетона. Применение ацетона в технике и промышленности.

Устный опрос

Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §8.3 Подготовка докладов

Многообразие карбоновых кислот (щавелевой кислоты как двухосновной, акриловой кислоты как непредельной, бензойной кислоты как ароматической).

Устный опрос

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §8.3, 8.4 Подготовка докладов

Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства.

Устный опрос

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §8.5 Подготовка докладов

Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты.

Устный опрос

Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поли-конденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔ полисахарид.

Работа с учебником Габриеляна О.С. §8.5 Подготовка докладов

Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин.

Устный опрос

Лабораторные опыты

Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Доказательство непредельного характера жидкого жира.

Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II). Качественная реакция на крахмал.

Повторение материала темы

Контрольная работа

Кислородсодержащие органические соединения

Повторение материала темы

Письменный опрос

2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры (9 часов)

Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.

Работа с учебником Габриеляна О.С. Глава 9

  • Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс.
  • Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.
  • Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций

Устный опрос

Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие с щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Подготовка докладов

Аминокапроновая кислота. Капрон как представитель полиамидных волокон.

Устный опрос

Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

Подготовка докладов

Использование гидролиза белков в промышленности.

Устный опрос

Лабораторные опыты

Растворение белков в воде.

Обнаружение белков в молоке и мясном бульоне.

Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.

Повторение материала темы

Отчет о выполнении

Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.

Работа с учебником Габриеляна О.С. Глава 10

Устный опрос

Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

Подготовка докладов

Поливинилхлорид, политетрафторэтилен (тефлон). Фенолоформальдегидные пластмассы.

Устный опрос

Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

Подготовка докладов

Целлулоид. Промышленное производство химических волокон.

Устный опрос

Практические занятия

Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон.

Повторение материала темы

Отчет о выполнении

Дифференцированный зачет

Вопросы к зачету

Устный опрос, письменный опрос

ИТОГО                                                     78 часов                         39 часов                                                    117 часов                                                  

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ (примерные темы) 

  • Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.
  • Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации.
  • Современные методы обеззараживания воды.
  • Аллотропия металлов.
  • Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
  • «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…»
  • Синтез 114-го элемента — триумф российских физиков-ядерщиков.
  • Изотопы водорода.
  • Использование радиоактивных изотопов в технических целях.
  • Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
  • Плазма — четвертое состояние вещества.
  • Аморфные вещества в природе, технике, быту.
  • Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные ха-рактеристики загрязнения окружающей среды.
  • Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV).
  • Защита озонового экрана от химического загрязнения.
  • Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессио-нальной деятельности.
  • Косметические гели.
  • Применение суспензий и эмульсий в строительстве.
  • Минералы и горные породы как основа литосферы.
  • Растворы вокруг нас. Типы растворов.
  • Вода как реагент и среда для химического процесса.
  • Жизнь и деятельность С.Аррениуса.
  • Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциа-ции.
  • Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.
  • Серная кислота — «хлеб химической промышленности».
  • Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.
  • Оксиды и соли как строительные материалы.
  • История гипса.
  • Поваренная соль как химическое сырье.
  • Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.
  • Реакции горения на производстве и в быту.
  • Виртуальное моделирование химических процессов.
  • Электролиз растворов электролитов.
  • Электролиз расплавов электролитов.
  • Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия.
  • История получения и производства алюминия.
  • Электролитическое получение и рафинирование меди.
  • Жизнь и деятельность Г.Дэви.
  • Роль металлов в истории человеческой цивилизации. История отечественной черной металлургии. Современное металлургическое производство.
  • История отечественной цветной металлургии. Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе.
  • Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
  • Инертные или благородные газы.
  • Рождающие соли — галогены.
  • История шведской спички.
  • История возникновения и развития органической химии.
  • Жизнь и деятельность А.М.Бутлерова.
  • Витализм и его крах.
  • Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.
  • Современные представления о теории химического строения.
  • Экологические аспекты использования углеводородного сырья.
  • Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья.
  • История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации.
  • Углеводородное топливо, его виды и назначение.
  • Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.
  • Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.
  • Сварочное производство и роль химии углеводородов в нем.
  • Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества. 

Форма итогового контроля

Дифференцированный зачет


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»

Освоение программы учебной дисциплины «Химия» предполагает наличие в ГБПОУ «Суражский педагогический колледж им. А.С.Пушкина», реализующего  образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, кабинета химии с лабораторией и лаборантской комнатой, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1.

  • кабинете есть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по химии, создавать презентации, видеоматериалы и т.п.
  • состав учебно-методического и материально-технического оснащения кабинета химии входят:
  • многофункциональный комплекс преподавателя;
  • натуральные объекты, модели, приборы и наборы для постановки демонстрационного и ученического эксперимента;
  • печатные и экранно-звуковые средства обучения;
  • средства новых информационных технологий;
  • реактивы;
  • перечни основной и дополнительной учебной литературы;
  • вспомогательное оборудование и инструкции;
  • библиотечный фонд.
  • библиотечный фонд входят учебники и учебно-методические комплекты (УМК), рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд дополнен химической энциклопедией, справочниками, книгами для чтения по химии.

  • процессе освоения программы учебной дисциплины «Химия» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по химии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).

1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. —М., 2014.

Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.

Сладков С. А., Остроумов И.Г., Габриелян О.С., Лукьянова Н.Н. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение (электронное учебное издание) для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Для преподавателя

Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. —М., 2012.

Габриелян О.С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение).

Интернет-ресурсы

www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»). www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).

www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).

www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»). www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).

www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»). www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).

www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Химия. Работа с одаренными детьми"

Программа предназначена для подготовки старшеклассников к предметным олимпиадам и интеллектуальным соревнованиям....

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» базовый уровень основное образование 8 класс

Программа  может быть использована при работе по УМК Г.Е Рудзитиса, Ф.Г Фельдмана в 8 классе....

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 190631.01 «Автомеханик»

Рабочая программа соотвествует современным стандартам ФГОС.Рабочая программа по предмету ХИМИЯ для профессии НПО 190631.01 «Автомеханик»....

Рабочая программа по дисциплине ОУДБ.10 Химия

Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания в соответствии с примерной программо...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 Химия программы подготовки специалистов среднего звена 19.02.10 Технология продукции общественного питания профиль обучения - естественно-научный

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в профессиональной образовательной организации СПО, реализующей образовательную программу ...