Рабочая программа по дисциплине ОУДБ.10 Химия
рабочая программа по химии по теме

Гичунц Аннушка

Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания в соответствии с примерной программой «Химия» с учетом технического профиля получаемого профессионального образования

Остальную информацию см. в прикрепленном файле

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа111.32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвыизобр.

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»image1

РАССМОТРЕНО

Педагогический совет

Протокол № 4 от 17.02.2017г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ МОК

им. В. Талалихина

___________В.Л. Поляков

 приказ № ОД-235 от 17.02.2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОУДП. 10 Химия

Код, специальность

43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»

Москва

2017

Одобрена на заседании ПЦК дисциплин математического и общего естественнонаучного цикла

Протокол № __ от _____________2017 г.

Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине Химия, примерной программы учебной дисциплины  «Химия», авторов  Габриелян О.С., кандидата педагогических наук, профессора, Остроумова И.Г., доктора химических наук, профессора, одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008, Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Председатель предметной цикловой комиссии

________                И.А.Плотникова

Заместитель директора

_____________ Атрощенко И. Ю.

Составитель (автор): Гичунц А.А. преподаватель химии

           

    Рецензенты: ___________________________________________________________________

                                                       ФИО ученая степень, звание, должность,  наименование ОУ

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. Паспорт программы учебной дисциплины

4-8

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

9-16

  1. Условия реализации  учебной дисциплины

17-18

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

19-23


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Химия»

1.1. Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности  19.02.10 Технология продукции общественного питания в соответствии с примерной программой «Химия» с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в ОД. 00, общеобразовательный цикл  подготовки.

Дисциплина направлена на формирование общеучебных компетенций:

ОУК 1. Самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

ОУК 2. Использовать элементы причинно-следственного анализа.

ОУК 3. Владеть приемами исследовательской деятельности.

ОУК 4. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

ОУК 5. Уметь извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделять основную информацию от второстепенной, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

          ОУК 6. Объяснять  изученные положения на самостоятельно подобранных

          конкретных примерах.

          ОУК 7. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные

          технологии  для обработки, передачи, систематизации информации,

          создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической

          деятельности.

ОУК 8. Объективно оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности; учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.

ОУК 9. Владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

ОУК 10. Оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять в практической деятельности и в повседневной жизни экологические требования.

Дисциплина направлена на формирование общих компетенций:

ОК 1. Проявлять сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность  за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия»  предназначена для изучения химии  с учетом технического профиля  получаемого профессионального образования в колледже, реализующем образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена. 

         Рабочая  программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  • связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
  • решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;

       В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
  • основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины: Химия.

Частичное  перераспределение учебных часов в зависимости от важности раздела/темы для данной специальности – целесообразно изучение химии начинать с раздела «Органическая химия», а затем переходить к разделу «Общая и неорганическая химия».

Использование потенциала межпредметных связей – со следующими дисциплинами: биология, физика, математика, микробиология, санитария и гигиена в пищевой промышленности, товароведение продовольственных и непродовольственных товаров, кулинария.

Отражение профильной составляющей в организации самостоятельной работы обучающихся – применение органических и неорганических веществ и материалов на их основе в пищевом производстве, изучение технологических свойств веществ, применяемых в пищевом производстве.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 39 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Объем образовательной программ

130

Промежуточная аттестация

18

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

112

в том числе:

аудиторные занятия

74

        практические занятия

10

        лабораторные работы

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)        

14

в том числе:

Подготовка сообщения

Составление схемы или таблицы

Составление и решение генетических цепочек

Подборка материала и создание презентации

Изучение научно-популярной литературы, составление конспекта

Составление кроссворда

Решение задач

Подготовка реферата

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание материала

2

2

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

Раздел 1. Органическая химия

68

Тема 1.1  Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Содержание материала

10

2

     Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.

Лабораторная работа № 1.

Изготовление моделей молекул органических веществ

1

Самостоятельная работа №1.

Подготовка и оформление реферата:

 • Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова.

 • История развития органической химии.

1

Самостоятельная работа №2.

Подготовка сообщения:

• Роль органической химии в современном обществе

1

Тема  1.2  Углеводороды и их природные источники

Содержание материала

16

2

Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены: этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

Диены и каучуки: понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

Алкины: ацетилен, химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

Арены: бензол, химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

Практическое занятие №1.

Номенклатура и изомерия углеводородов.

2

Лабораторная работа  №2.

Ознакомление с образцами нефти, нефтепродуктов, каучуков.

1

Самостоятельная работа № 3.

Составление схемы или таблицы:

• Органический синтез на основе углеводородов.

1

Тема 1.3 Кислородсодержащие органические соединения

Содержание материала

12

3

      Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза  – вещество с двойственной функцией  – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ⎯→ полисахарид.

Лабораторная работа  №3.

Свойства уксусной кислоты.

1

Лабораторная работа  №4.

Решение экспериментальных задач.

2

Самостоятельная работа № 4.

Подготовка сообщения:

• Органические кислоты в пищевом производстве.

1

Самостоятельная работа № 5.

Составление и решение генетических цепочек:

• Взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических веществ.

1

Тема 1.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.

Содержание материала

11

2

Амины. Понятие об аминах. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.

Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

Лабораторная работа № 5.

Свойства белков, определение белков в продуктах питания.

1

Лабораторная работа  № 6.

Решение экспериментальных задач.

2

Самостоятельная работа № 6.

Подборка материала и создание презентации:

• Пищевая ценность белков, жиров, углеводов.

1

Самостоятельная работа № 7.

Подборка материала и создание презентации:

• Современные полимерные материалы.

1

Раздел 2.  Общая и неорганическая химия

44

Тема 2.1 Основные понятия и законы

Содержание материала

4

3

Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.

Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

Практическое занятие  №2.

Расчеты по химическим формулам.

1

Практическое занятие  №3.

Расчеты по химическим уравнениям.

2

Самостоятельная работа № 8.

Изучение научно-популярной литературы:

• Современные химические технологии.

1

Тема 2.2  Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева

Содержание материала

2

2

Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Практическое занятие №4.

Составление электронных формул атомов элементов.

1

Самостоятельная работа №9.

Составление кроссворда:

• Периодический закон и строение атома.

1

Тема 2.3 Строение вещества

Содержание материала

4

2

Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

Лабораторная работа №7.

Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

1

Самостоятельная работа №10.

Изучение научно-популярной литературы, составление конспекта:

• Зависимость свойств вещества от его строения.

1

Тема 2.4  Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Содержание материала

4

2

Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

Практическое занятие №5.

Расчеты массовой доли растворенного вещества.

1

Лабораторная работа  №8.

Приготовление раствора заданной концентрации.

1

Самостоятельная работа № 11.

• Подборка материала и создание презентации:

• Вода в жизни человека.

1

Тема 2.5.  Классификация неорганических соединений и их свойства

Содержание материала

3

2

Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей.

Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

Лабораторная работа  № 9.

Свойства основных классов неорганических соединений.

1

Лабораторная работа  № 10.

Решение экспериментальных задач на распознавание веществ.

1

Самостоятельная работа № 12.

Составление и решение генетических цепочек:

• Генетическая связь между классами неорганических соединений.

1

Тема 2.6  Химические реакции

Содержание материала

4

2

Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

Практическое занятие № 6.

Реакции ионного обмена.

1

Практическое занятие № 7.

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

3

Самостоятельная работа № 13.

Решение задач:

• Вычисления по уравнениям реакций.

1

Тема 2.7. Металлы и неметаллы

Содержание материала

3

2

Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

     Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

Лабораторная работа  № 11.

Получение, собирание и распознавание газов.

1

Лабораторная работа  № 12.

Решение экспериментальных задач.

1

Самостоятельная работа № 14.

Подборка материала и создание презентации:

• Соединения металлов и неметаллов в пищевом производстве.

1


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- стационарные стенды: Периодическая система химических элементов;

                                          Таблица растворимости солей, кислот, оснований;

                                          Электрохимический ряд напряжений металлов.

Технические средства обучения:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • телевизор;
  • видеомагнитофон;

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

      -  наличие комплекта химического оборудования и химических реактивов для

      проведения лабораторных работ и практических занятий.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.   Химия: для профессий и специальностей технического профиля

      (О.С. Габриелян,  И.Г. Остроумов. – М., Академия, 2014)

Дополнительные источники:

  1.  Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений (О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006)
  2. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб.

     пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений (Габриелян О.С.,

     Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007)

  1. Вопросы, упражнения и задания по химии (Р.Г.Иванова, М.

     Просвещение, 2004г)

  1. Пищевая химия (под редакцией А.П.Нечаева, Санкт-Петербург, «Гиорд», 2001г)
  2. Краткий курс химии (Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А., ОНИКС, ХХI, 2008)
  3. Задачник по химии ( Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В., Додонов Ю.Б., ДРОФА, 2004)

Интернет-ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia                                           
  2. http://www.alhimik.ru
  3. http://www.examen.ru
  4. http://slovari.yandex.ru 
  5. http://www.xumuk.ru 
  6. http://www.bibliotekar.ru
  7. http://chemistry.ru
  8. http://dic.academic.ru 
  9. http: //1september.ru;        
  10. http:// krugosvet.ru;


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формируемые общеучебные и общие компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь

  • называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

ОУК 6; 8

Работа в малых группах.

Текущий контроль в форме выполнения упражнений, практических занятий.

Оценка:

правильно называет соединения по тривиальной  и международной номенклатуре, безошибочно составляет формулу соединения по названию.

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;

ОУК 1;6;8

ОК 2,3

Метод проблемного обучения. Работа в малых группах.

Текущий контроль в форме защиты  практических занятий и лабораторных работ, выполнения упражнений и тестовых заданий. Оценка:

определяет валентность и степень окисления химических элементов; правильно составляет окислительно-восстановительные реакции и реакции ионного обмена;

соблюдает последовательность выполнения химического эксперимента.

•    характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;

ОУК 1;2; 6; 8

ОК 2,3

Метод проблемного обучения. Работа в малых группах.

Текущий контроль в форме защиты  практических занятий и лабораторных работ, выполнения упражнений и тестовых заданий.

Оценка:

безошибочно дает характеристику элементу и образованным им соединениям по положению в периодической системе; правильно характеризует свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений.

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;

ОУК 1;2;3; 8

ОК 2,3

Метод проблемного обучения. Работа в малых группах.

Текущий контроль в форме решения задач, выполнения упражнений и тестовых заданий.

Оценка:

правильно объясняет свойства вещества особенностями строения, природой химической связи; приводит примеры, характеризующие зависимость скорости реакции и химического равновесия от различных факторов.

  • выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;

ОУК 1;2;3;

ОК 2,3

Метод проблемного обучения. Работа в малых группах.

Текущий контроль в форме защиты лабораторной работы.

Оценка:

соблюдает последовательность  проведения химического эксперимента; адекватно анализирует результаты и делает выводы; соблюдает правила безопасного обращения с  химическими реактивами и оборудованием.

  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

ОУК 4;5; 7;

ОК 2-5

Работа в малых группах.

Текущий контроль в форме собеседования, создания сообщений, презентаций.

Оценка:

точно определяет источник информации, грамотно оценивает ее достоверность, умело использует материал при выполнении конспекта, таблицы, схемы, презентации.

  • связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;

ОУК 6-8

ОК 1,5

Метод проблемного обучения. Работа в малых группах.

Текущий контроль в форме решения задач производственного и экологического содержания, собеседования.

Оценка:

правильно приводит примеры использования различных веществ в пищевом производстве, изменения свойств веществ в ходе технологического процесса,  анализирует полученные результаты при решении задач.

  • решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;

ОУК 1;6

ОК 2,3

Работа в малых группах.

Текущий контроль в форме защиты практических занятий, решения задач.

Оценка:

безошибочно  определяет расчетную формулу; соблюдает последовательность выполнения расчетов; правильно анализирует полученный результат.

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

ОУК 6;

Работа в малых группах.

Метод проблемного обучения.

Текущий контроль в форме защиты практических занятий, тестов – задач с выборочными ответами, устного опроса.

Оценка:

грамотно перечисляет, объясняет,  обосновывает и использует при ответах важнейшие химические понятия.

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;

ОУК 4; 6;

ОК 2,3

Работа в малых группах.

Текущий контроль в форме защиты практического занятия, решения задач, выполнения тестовых заданий.

Оценка:

точно формулирует и объясняет основные законы химии.

  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;

ОУК 4; 6;

ОК 2,3

Работа в малых группах.

Метод проблемного обучения.

Текущий контроль в форме устного опроса, выполнения тестовых заданий, упражнений.

Оценка:

правильно объясняет виды  химической связи, механизм электролитической диссоциации, особенности строения органических и неорганических соединений.

  • важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

ОУК 1; 4;

ОК 1

Работа в малых группах.

Текущий контроль в форме устного опроса, выполнения тестовых заданий, упражнений.

Оценка:

точно характеризует важнейшие химические вещества и материалы, имеющие практическое значение, прежде всего, в пищевом производстве.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

ОУК 1;2; 5;

ОК 1

Метод проблемного обучения.

Текущий контроль в форме устного опроса, выполнения тестовых заданий, решения ситуационных задач.

Оценка:

правильно объясняет химические явления, происходящие в природе, быту, на производстве.

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

ОУК 2; 3;

ОК 2,3

Метод проблемного обучения.

Текущий контроль в форме устного опроса,  упражнений.

Оценка:

точно определяет возможность  протекания, направление химических реакций.

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

ОУК 6; 8

Работа в малых группах.

Метод проблемного обучения.

Текущий контроль в форме устного опроса, выполнения тестовых заданий, упражнений.

Оценка:

убедительно доказывает необходимость экологически грамотного поведения в окружающей среде.

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

ОУК 2; 6;

Работа в малых группах.

Метод проблемного обучения.

Текущий контроль в форме собеседования, выполнения тестовых заданий, упражнений.

Оценка:

объективно оценивает влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;

ОУК 3; 8

ОК 2,3

Работа в малых группах.

Метод проблемного обучения.

Текущий контроль в форме выполнения лабораторных работ.

Оценка:

соблюдает правила  безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием.

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

ОУК 6;

ОК 2,3

Работа в малых группах.

Метод проблемного обучения.

Текущий контроль в форме выполнения лабораторных работ, решения задач.

Оценка:

правильно осуществляет последовательность действий при приготовлении растворов заданной концентрации.

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

ОУК 3; 4; 5;

ОК 4

Работа в малых группах.

Метод проблемного обучения.

Текущий контроль в форме устного опроса, собеседования.

Оценка:

грамотно и объективно оценивает достоверность химической информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Химия"

Данная рабочая программа разработана и опробирована в профессиональном образовании (НПО) технический профиль...

Рабочая программа учебной дисциплины "Химия. Работа с одаренными детьми"

Программа предназначена для подготовки старшеклассников к предметным олимпиадам и интеллектуальным соревнованиям....

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 190631.01 «Автомеханик»

Рабочая программа соотвествует современным стандартам ФГОС.Рабочая программа по предмету ХИМИЯ для профессии НПО 190631.01 «Автомеханик»....

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 Химия программы подготовки специалистов среднего звена 19.02.10 Технология продукции общественного питания профиль обучения - естественно-научный

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в профессиональной образовательной организации СПО, реализующей образовательную программу ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУДБ.07 Химия

Рабочая программа общеобразовательной профильной учебной дисциплины ОУДБ.07 Химия предназначена для специальности СПО 09.02.07. Информационные системы и программирование. Содержание программы &la...