Урок по теме "Водородные соединения неметаллов"
план-конспект урока по химии (10 класс)
План на урок:
- Состав водородных соединений неметаллов.
- Получение водородных соединений неметаллов.
- Физические свойства.
- Химические свойства: кислотно-основные и восстановительные.
- Значение некоторых водородных соединений неметаллов в жизни природы и хозяйственной деятельности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodorodnye_soedineniya_nemetallov.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОДОРОДНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ НЕМЕТАЛЛОВ
Цели урока.
Обучающая: способствовать формированию знаний о водородных соединениях неметаллов; изучить свойства водородных соединений неметаллов.
Развивающая: развитие речи обучающегося, обогащение его словарного запаса; развитие активности мышления, его самостоятельности, глубины, быстроты, гибкости; формирование приемов умственной деятельности (анализ, сравнение, выделять главное, делать выводы).
Воспитательная: формирование творческого подхода к решению познавательных и практических задач, четкости и организованности в труде, умение контролировать свою деятельность, проявлять чувство товарищества и взаимопомощи.
Ход урока
- Орг.момент.
- Изучение нового материала.
ВОДОРОДНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ НЕМЕТАЛЛОВ
Группа Период | III | IV | V | VI | VII |
2 | B2H6 диборан | CH4 Метан | NH3 аммиак | H2O вода | HF фтороводород |
3 | SiH4 силан | PH3 фосфин | Н2S сероводород | HCl хлороводород | |
4 | AsH3 арсин | H2Se селеноводород | HBr бромоводород | ||
5 | H2Te теллуроводород | HI йодоводород |
Наша задача на уроке - изучить водородные соединения неметаллов.
План на урок:
- Состав водородных соединений неметаллов.
- Получение водородных соединений неметаллов.
- Физические свойства.
- Химические свойства: кислотно-основные и восстановительные.
- Значение некоторых водородных соединений неметаллов в жизни природы и хозяйственной деятельности человека.
Водородные соединения неметаллов представлены в таблице на с.236 учебника. Что мы о них знаем? Какое значение они имеют в жизни природы и хозяйственной деятельности человека? Об этом сегодня мы и поговорим.
1.Состав водородных соединений неметаллов (см.с.236 уч 11 кл)
2.Получение водородных соединений неметаллов
Водородные соединения неметаллов можно получить:
1.Синтезом из простых веществ (непосредственным соединением водорода с неметаллом).
H2 + F2 → 2НF фтороводород
? Запишите уравнения реакций получения:
Метана – C + 2H2 → CH4
Аммиака – 3H2 + N2 → 2NН3
Сероводорода – H2 + S → Н2S
Хлороводорода - H2 + Cl2 → 2НCl
2.Гидролизом солей.
FeCl2 +HOH→Fe(OH)Cl+HCl
Fe2+ + 2Cl- + H+ + OH- → FeOH+ + 2Cl- + Н+
3.Запишите уравнения реакций получения метана из карбида алюминия, силана – из силицида магния, аммиака – из нитрида кальция.
Al4C3 + 12H2O = 4 Al(OH)3 + 3CH4
Mg2Si + 4HCl = 2MgCl2 + SiH4
Ca3N2 + 6H2O = 3 Ca(OH)2 + 2NH3
Al 2S3 + 12HCl = 2AlCl3 + 3H2S
4.Существуют также частные способы :
а) галогеноводороды являются побочным продуктом галогенирования углеводородов:
CH4 + Cl2 → CH3Cl + HCl
И могут быть вытеснены из солей сильной нелетучей кислотой: показ опыта
NaCl + H2SO4 → NaHSO4 + HCl
Б) аммиак получают из солей аммония:
NH4Cl + NaOH → NaCl + NH3 + H2O
(NH4)2CO 3 → 2NH3 + H2O + CO2
Задания творческого характера. Это тексты из литературных произведений, где допущены химические ошибки. Надо обнаружить эти ошибки и исправить (выскажите критические замечания).
Задание творческого уровня.
- Огнев Н. Повесть « Дневник Кости Рябцева».
…Сегодня Черная Зоя сдавала экзамен за октябрь Алмакфишу и вдруг как шлепнется в обморок. Ну, теперь этим никого не удивишь. Сейчас же опрыскали водой, дали понюхать нашатырю, и она встала.
ВОПРОС: Какое вещество называется нашатырем?
Что дают нюхать человеку, потерявшему сознание?
ОТВЕТЫ:
- Нашатырь – техническое название хлорида аммония NH 4 CL .Это кристаллическая соль, без запаха, применяемая в паяльном деле, для изготовления сухих элементов в химических производствах. В качестве лекарственного средства при обмороке применяют нашатырный спирт - 10% водный раствор аммиака. Выделяющийся из раствора газообразный NH3 раздражает нервные окончания верхних дыхательных путей и рефлекторно возбуждает центральную нервную систему - пострадавший приходит в сознание. Вдыхать NH3 рекомендуют также при отравлениях некоторыми газообразными ядовитыми веществами.
3.Физические свойства
Все водородные соединения неметаллов образованы ковалентными полярными связями, имеют молекулярное строение и при обычных условиях является газами, кроме воды (жидкость).
Для водородных соединений неметаллов характерно различное отношение к воде. Метан и силан в ней практически нерастворимы. Аммиак при растворении в воде образует слабое основание – гидрат аммиака NH3 ∙ Н2О.
При растворении в воде сероводорода, селеноводорода, теллуроводорода, а также галогеноводородов образуются кислоты с той же формулой, что и сами водородные соединения: H2S, H2Se, H2Te, HF, HCI, HBr, HI.
Если сравнить кислотно –основные свойства водородных соединений, образованных неметаллами одного периода, например второго (NH3, H2O, H F) или третьего (PH3, H2S, HCI), то можно сделать вывод о закономерном усилении их кислотных свойств и соответственно ослаблении основных. Это, очевидно, связано с тем, что увеличивается полярность связи Э-Н (где Э – неметалл).
4.Химические свойства: кислотно-основные и восстановительные.
а) Водород проявляет свойства восстановления при взаимодействии с неметаллами, некоторыми оксидами и солями:
б) Окислительные свойства водород проявляет только при взаимодействии со щелочными и щелочноземельными металлами, образуя гидриды — твердые вещества белого цвета: |
|
Кислотные свойства определяются способностью вещества диссоциировать с образованием катиона водорода.
Основные свойства определяются способностью вещества присоединять катион водорода на неподеленную электронную пару.
? Как изменяются и почему кислотно-основные свойства водородных соединений неметаллов в периоде и в группе. ( в периоде увеличиваются кислотные свойства, т.к. увеличивается полярность связи Э-Н и «+» заряд ядра; в группе кислотные свойства усиливаются, т.к. длина связи Э-Н увеличивается, прочность ее уменьшается, диссоциация происходит легче).
?А вода? Какими свойствами обладает: основными или кислотными? Ваши предположения…
( амфотерность воды можно доказать: а) ее взаимодействием как с кислотными, так и с основными оксидами.)
? запишите уравнения этих реакций;
Разбираем сущность некоторых реакций с точки зрения процессов окисления и восстановления:
CH4 + 2O2 → CO2 + 2H2O
S + 6HNO3 → H2SO4 + 6NO2 + 2H2O
6P + 5KClO3 → 5KCl + 3P2O5
Cl2 + H2O → HCl + HClO
H2 + CuO → Cu + H2O
CH4 + Cl2 → CH3Cl + HCl
5.Значение некоторых водородных соединений неметаллов в жизни природы и хозяйственной деятельности человека
Мета́н (лат. Methanum) — простейший углеводород, бесцветный газ (в нормальных условиях) без запаха, химическая формула — CH4. Малорастворим в воде, легче воздуха. При использовании в быту, промышленности в метан обычно добавляют одоранты (обычно тиолы) со специфическим «запахом газа».
Накапливаясь в закрытом помещении, метан взрывоопасен. Обогащение одорантами делается для того, чтобы человек вовремя заметил утечку газа.
Взрывоопасен при концентрации в воздухе от 4,4 % до 17 %. Наиболее взрывоопасная концентрация 9,5 %. Является наркотиком; действие ослабляется ничтожной растворимостью в воде и крови.
Аммиак - NH3, нитрид водорода, бесцветный газ с резким запахом, температура плавления –80° С, температура кипения – 36° С, хорошо растворяется в воде, спирте и ряде других органических растворителей. Синтезируют из азота и водорода. В природе образуется при разложении азотсодержащих органических соединений.
Резкий запах аммиака (запахнашатырного спирта и мочи) известен человеку с доисторических времен, так как этот газ образуется в значительных количествах при гниении, разложении и сухой перегонке содержащих азот органических соединений, например мочевины или белков. Не исключено, что на ранних стадиях эволюции Земли в ее атмосфере было довольно много аммиака. Однако и сейчас ничтожные количества этого газа всегда можно обнаружить в воздухе и в дождевой воде, поскольку он непрерывно образуется при разложении животных и растительных белков. На некоторых планетах Солнечной системы ситуация иная: астрономы считают, что значительная часть масс Юпитера и Сатурна приходится на твердый аммиак.
Вода — бинарное неорганическое соединение с химической формулой Н₂O. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного — кислорода, которые соединены между собой ковалентной связью.
Сероводород – (серни́стый водоро́д, сульфи́д водоро́да, дигидросульфи́д) — бесцветный газ со сладковатым вкусом, имеющий запах протухших куриных яиц. Бинарное химическое соединение водорода и серы. Химическая формула — H2S. Плохо растворим в воде, хорошо — в этаноле. Ядовит. При больших концентрациях взаимодействует со многими металлами. Огнеопасен. Концентрационные пределы воспламенения в смеси с воздухом составляют 4,5—45 % сероводорода. Используется в химической промышленности для синтеза некоторых соединений, получения элементарной серы, серной кислоты, сульфидов. Сероводород также используют в лечебных целях, например, в сероводородных ваннах.
Диборан – химическое соединение водорода и бора с формулой B₂H₆. Был впервые синтезирован в XIX веке. Представляет собой бесцветный газ с запахом тухлых яиц. Диборан - очень ядовитый бороводород.
Силан – (кремневодороды, гидриды кремния) — соединения кремния с водородом. Источник чистого кремния для микроэлектронной промышленности.
Фосфин – (фосфористый водород, фосфид водорода, гидрид фосфора, по номенклатуре IUPAC — фосфан РН3) — бесцветный, ядовитый газ (при нормальных условиях) со специфическим запахом гнилой рыбы.
Арсин – (мышьяковистый водород, гидрид мышьяка) — AsH3, гидрид мышьяка, химическое соединение мышьяка и водорода. При нормальных условиях — ядовитый бесцветный газ. Абсолютно чистый химически арсин запаха не имеет, но ввиду неустойчивости продукты его окисления придают арсину чесночный запах.
Селеноводород – (хим. формула H2Se) — неорганическое бинарное соединение водорода и селена. Представляет собой при нормальных условиях бесцветный горючий газ с отвратительным запахом. Селеноводород намного более токсичен, чем сероводород. Однако он имеет настолько отвратительный запах, что отравиться им весьма проблематично: его запах ощущается уже при объёмном соотношении в 0,05 промилле. При 0,3 промилле газ начиает раздражающе действовать на органы дыхания, раздражая их, а начиная с 1,5 промилле, запах становится совершенно невыносимым. Воздействие более высоких концентраций даже в течение менее минуты вызывает поражение органов дыхания с симптомами, сходными с симптомами простуды.
Теллуроводород – (хим. формула H2Те) — бинарное неорганическое соединение водорода и теллура. Представляет собой при нормальных условиях бесцветный, горючий, легкоразлагающийся газ с весьма неприятным запахом (напоминает чесночный запах арсина). H2Те применяется в электронной технологии для получения тончайших плёнок металлического теллура на различных подложках в процессах разложения или окисления:
Фтороводород – (фтористый водород, гидрофторид, фторид водорода) — бесцветный газ (при стандартных условиях) с резким запахом, при комнатной температуре существует преимущественно в виде димера H2F2, ниже 19,9°C — бесцветная подвижная жидкость. Смешивается с водой в любом отношении с образованием фтороводородной (плавиковой) кислоты. Крупный потребитель фтороводородной кислоты — алюминиевая промышленность.
Хлороводород – бесцветный, термически устойчивый газ (при нормальных условиях) с резким запахом, дымящий во влажном воздухе, легко растворяется в воде (до 500 объёмов газа на один объём воды) с образованием хлороводородной (соляной) кислоты. Водный раствор широко используется для получения хлоридов, для травления металлов, очистки поверхности сосудов, скважин от карбонатов, обработки руд, при производстве каучуков, глутамината натрия, соды, хлора и других продуктов. Также применяется в органическом синтезе. Широкое распространие раствор соляной кислоты получил в производстве мелкоштучных бетонных и гипсовых изделий: тротуарная плитка, жби изделия и т.д.
Бромоводород – соединение брома с водородом. Бесцветный газ, образует туман в сыром воздухе. Применяют для приготовления бромидов, синтеза различных органических бромпроизводных.
Йодоводород - бесцветный удушливый газ (при нормальных условиях), сильно дымит на воздухе. Иодоводород используют в лабораториях как восстановитель во многих органических синтезах, а также для приготовления различных иодсодержащих соединений.
Спирты, галогениды и кислоты восстанавливаются HI, давая алканы.
Допишите уравнения реакций, доказывающих восстановительные свойства водородных соединений неметаллов:
2H2 S + 3O2 → 2Н2О + 2SО2
HBr + Cl2 → 2HCl + Br2
4NH3 + 5O2 → 4NO + 6H2O
PH3 + 2O2 → H3PO4
4.Д.з. учебник Химия-11 Габриелян О.С. стр.80-81, 236-238.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Водородные соединения неметаллов" 9 класс
Данный урок является обобщающим в разделе «Химия неметаллов».Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. При планировании урока были учтены реальные учебные возможности и психологичес...
Открытый урок. Тема: "Общая характеристика неметаллов" 10 класс
Полностью подготовленный материал на тему "Общая характеристика неметаллов" по модульной технологии в 10 профильном классе по учебнику И.И.Новошинского...
Водородные соединения неметаллов 10 класс
Презентация к уроку "Водородные соединения неметаллов" 10 класс учебник И.И.Новошинский...
Кислородные соединения неметаллов (кислоты) 10 класс
Презентация к уроку "Кислородные соединения неметаллов (кислоты)" 10 класс учебник И.И.Новошинского...
Кислородные соединения неметаллов (оксиды) 10 класс
Презентация к уроку "Кислородные соединения неметаллов (оксиды)" 10 класс учебник И.И.Нововшинского...
Методическая разработка теоретического занятия "Водородные соединения неметаллов. Оксиды. Кислоты органические и неорганические"
Предлагаемая методическая разработка предназначене для учащихся 11 - класса, а также для студентов I курса медицинских колледжей....
Маршрутный лист урока химии в 9 классе " Водородные и кислородные соединения неметаллов"
Маршрутный лист урока химии по теме "Водородные и кислородные соединения неметаллов" позволит обучащющимся во время дистанта самостоятельно разобрать теоретический материал и выполнить прове...