Критерии оценки учебной деятельности по химии
методическая разработка по химии (7 класс)
«Критериальное оценивание на уроках химии».
Глубочайшим свойством человеческой природы
является страстное стремление людей быть
оцененным по достоинству.
У. Джеймс.
Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процессе к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет.
Именно поэтому, учителю необходимо применение новых технологий обучения, где оценивание приобретает качественно новую роль. Применение технологии критериального оценивания дает возможность решить данную проблему.
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Критерии оценивания представляются как цель, как ожидаемый результат обучения, а оценивание по любому критерию – это определение степени приближения ученика к данной цели. Критериальное оценивание формирует у учащихся положительные эмоции к учебному процессу и учитель всегда может найти ответы на поставленные вопросы по оцениванию работ.
Задачи оценивания:
- Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;
- Отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;
- Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы;
- Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;
- Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями.
Критериальное оценивание подразумевает ряд принципиальных установок для учителя:
- оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность;
- работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образом отлично выполненной работы);
- эталон известен учащимся заранее;
- разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;
- оценивать можно только то, чему учат, поэтому критерий оценивания - конкретное выражение учебных целей;
- общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету и позволяют обобщать результаты, выявленные отдельными работами учащегося.
Компоненты критериального оценивания:
- Рубрикатор – подробный описатель уровней достижений учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов;
- Оценочное задание – зачет, эссе, проект, контрольная работа, лабораторная работа, исследование;
- Проверочный лист – лист самооценки знаний и умений по данной теме.
Оценочные задания:
- должны соответствовать формируемым умениям и требованиям к результатам освоения ООП;
- должны содержать проверяемые элементы знаний
- необходимо сформировать у учащихся практические навыки выполнения данных заданий.
Для выполнения заданий учащихся желательно обеспечить памятками, алгоритмами, инструкциями. Разные виды заданий должны способствовать формированию различных компетенций.
Рубрикатор – показатель сформированности компетенций в соответствии с критериями оценивания; подробная инструкция для оценивания заданий.
- должен содержать подробное описание уровней достижений учащихся и соответствующее им количество баллов;
- составляться для каждого вида оценочной работы;
- описание достижений должно быть конкретно-позитивным;
- в рубрикаторе дается характеристика не ученику, а выполненной им работе.
Наличие рубрикатора для учителя упрощает проверку работы и делает ее более объективной; для ученика – оценка становится аргументированной и, следовательно, понятной; а так же становятся ясны пути корректировки знаний, умений и навыков.
Лист самооценивания – это план действий ученика при изучении темы. Формирует
- навыки: самоанализа, самоконтроля, самокоррекции, самооценивания.
- умения: планировать получение знаний, самостоятельно применять знания, анализировать свои достижения и недостатки, планировать пути исправления ошибок.
Снижает уровень тревожности, так как учащиеся знают, какие задания будут у него в контрольной работе (Приложение 1)
Алгоритм работы по технологии критериального оценивания:
- определить цели и задачи учителя и ученика при изучении данной темы, в соответствии с требованиями к результатам освоения ООП;
- подобрать или составить задания, которые помогут сформировать компетенции в соответствии с кодификатором планируемых результатов и результатов освоения учебных программ;
- определить критерий оценивания задания (важно отметить, что не всегда в работе могут просматриваться все перечисленные критерии, разработанные и применяемые учителем);
- разработать рубрикатор для оценивания уровней сформированности компетенции.
Для оценивания достижений учащихся при изучении курса химии можно использовать следующие критерии (табл. 1):
Приложение 1
Лист самооценивания для успешной подготовки к контрольной работе по теме «Простые вещества»
Знать | Понимать | ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
|
Приложение 2
Пример: Эссе «Кислотные дожди»
Памятка:
1. Используя несколько источников информации, дай краткий обзор по следующим вопросам:
- что такое кислотные дожди;
- причины кислотных дождей;
- последствия кислотных дождей;
- влияние кислотных дождей на экономику, экологию и здоровье человека;
- какие меры необходимо предпринять, чтобы избежать последствия кислотных дождей.
Дайте обоснованные ответы, приведите примеры.
2. Выскажите свою точку зрения по данному вопросу.
3. Укажите источники информации
Рубрикатор для оценивания эссе по химии
«Кислотные дожди»
Баллы | Критерий «Способность понимать, как научные знания применяются в жизни, и умение высказывать свою точку зрения» |
«2» | Ученик не достиг стандарта, представленного данными ниже критериями |
«3» | Ученик использует только один источник информации, затрудняется дать краткий обзор, обоснованно ответить на рекомендуемые вопросы и высказать свою точку зрения. Оформление работы вызывает много замечаний |
«4» | Ученик использует несколько источников информации, пытается давать краткий обзор, отвечает не на все рекомендуемые вопросы, рассматривает влияние кислотных дождей только на один из жизненных аспектов, приводит примеры, не всегда логично излагая материал. Ученик пытается высказать свою точку зрения, при оформлении работы допускает незначительные ошибки |
«5» | Ученик умеет использовать информацию из нескольких источников, умеет давать краткий обзор. Ученик обоснованно отвечает на все рекомендуемые вопросы, рассматривает влияние кислотных дождей на экономику, экологию, здоровье человека, приводит примеры, логично излагает материал. Ученик аргументировано высказывает свою точку зрения, правильно оформляет работу, приводит обзор используемой литературы. |
Приложение 3
Пример: Контрольная работа по теме
«Простые вещества»
Задание 1. Выполните тестовые задания:
1. Простое вещество – металл:
а. HCl б. Cl2 в. CaO г. Mg д. NaOH
2. Агрегатное состояние 1- фосфора, 2- водорода
а. жидкое, б. газообразное в. Твердое
3. Физические свойства кислорода:
А. бесцветный, легче воздуха
Б. бледно-фиолетовый, легче воздуха
В. Бледно-фиолетовый, тяжелее воздуха
Г. бесцветный, тяжелее воздуха
4. Физические свойства алюминия:
А. твердый
Б. твердый, блестящий
В. твердый, блестящий, электропроводный
Г. твердый, блестящий, электропроводный, пластичный
Д. твердый, блестящий, электропроводный, хрупкий
5. математическое выражение количества вещества
А. N = n х Na
Б. n = m / M
В. V = n х Vm
Г. m = n х M
Задание 2. Установи соответствие
2.1 Обозначение Физическая величина
1. М а. относительная молекулярная масса
2. n б. количество вещества
в. молярная масса
г. масса
2.2
Обозначение | Физическая величина |
1. молярная масса | А. л/моль |
2. количество вещества | Б. моль |
| В. г/моль |
| Г. г |
Задание 3.
Установите правильную последовательность и запишите формулы газов в порядке увеличения их молярных масс
А. хлор
Б. азот
В. фтор
Г. озон
Задание 4.
Рассчитайте необходимую величину и дополните выражения:
4.1 Количество вещества SO2 массой 6,4 г ______ моль
4.2 Количество вещества О2 объемом 2, 24 л ______ моль
4.3 Объем 2 моль Н2S ______л.
4.4 Число молекул 18х1023 составляет ______ моль
Рубрикатор для оценивания контрольной работы по химии
«Простые вещества»
№ задания | Элемент содержания | Максимальный балл |
Критерий В «Способность понимать и передавать научную информацию» | ||
1.1 | Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества | 1 |
1.2 | Физические свойства простых веществ | 2 |
1.3 | Физические свойства простых веществ – неметаллов | 1 |
1.4 | Физические свойства простых веществ – металлов | 1 |
1.5 | Формула для приведения расчетов | 1 |
2.1 | Физические величины – обоснование | 2 |
2.2 | Физические величины – единицы измерения | 2 |
Критерий С «Способность оценивать научную информацию и применять ее при решении проблемных вопросов» | ||
3. | Расчет молярной массы простых веществ | 2 |
4.1 | Расчет количества вещества по молярной массе | 2 |
4.2 | Расчет количества вещества по известному объему газообразного вещества | 2 |
4.3 | Расчет объема газообразного вещества по количеству вещества | 2 |
4.4 | Расчет числа частиц по количеству вещества | 2 |
Приложение 4
Пример: Практическая работа
«Разделение смесей»
Задание: Разделите смесь, состоящую из железных опилок, речного песка и поваренной соли
Отчет о практической работе «Разделение смесей»
Цель работы:________________________________________________
Метод: ___________________________________________________
Теоретическая часть
На чем основаны способы разделения смесей? Предложите способы разделения данной смеси, используя научные знания
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План проведения практической работы
Составьте план проведения практической работы, обосновав каждое действие (если _____, то _____, потому что__________)
1. _______________________________________________________
2. ________________________________________________________
3. _______________________________________________________
Практическая часть
Приборы и реактивы: ______________________________________
Ход работы:
1. ______________________________________________________
2. ______________________________________________________
3. ______________________________________________________
Вывод: (дайте оценку предложенного вами метода, оцените эффективность выполненной работы)
Рубрикатор для оценивания практической работы
«Разделение смесей» (8 класс)
Баллы | Критерий «Способность планировать и проводить эксперимент» | Критерий «Умение эффективно работать в группе. Соблюдать правила ТБ при выполнении практических работ» |
«2» | Ученик не достиг стандарта, представленного ниже критериями | Ученик не достиг стандарта, представленного ниже критериями |
«3» | Ученик не может самостоятельно определять цель исследования, составлять ход работы, затрудняется объяснить выполняемые действия. Ученик не может оценить предложенный метод | Ученик пытается сотрудничать с другими учащимися, требует напоминаний и контроля. Ученику необходимы рекомендации при работе с лабораторным оборудованием |
«4» | Ученик иногда обращает за помощью для определения цели исследования, пытается самостоятельно спланировать ход работы, представляет объяснение, но оно не полностью разработано. Ученик пытается оценить предложенный метод, не достаточно точно используя научный язык | Ученик сотрудничает с другими учениками, не всегда уважает точки зрения других. Знает правила ТБ, иногда требует рекомендаций по использованию лабораторного оборудования |
«5» | Ученик самостоятельно определяет цели исследования, определяет ход работы, обосновывает каждое действие, используя научное рассуждение. Ученик оценивает предложенный метод | Ученик умеет работать в команде, сотрудничать с другими учащимися, уважает их точку зрения. Ученик знает и соблюдает правила ТБ, самостоятельно выполняет работу, после выполнения работы приводит в порядок рабочее место |
Дескрипторы для оценивания практической работы
Баллы Макс- 5 баллов | Критерий «Способность планировать и проводить эксперимент» |
1 | Сформулирована цель практической работы |
1 | Определен метод исследования и составлен план проведения эксперимента |
1 | Перечислены все необходимые для работы приборы и реактивы |
1 | Дано объяснение наблюдаемым химическим реакциям, выбранным для проведения эксперимента |
1 | Дана оценка выбранному методу и предложено усовершенствование метода |
Приложение 5
Пример: Работа с текстом
«История развития химии»
Внимательно прочитай § «Краткий очерк истории развития химии»
Задание 1. Заполни таблицу
Табл. «История развития химии»
Исторический период, дата | Ученый | Что сделал для развития химии? |
? | Египетские жрецы | ? |
? | Демокрит | ? |
? | ? | Основа развития алхимии: «четыре стихии и их взаимодействие» |
? | Агрикола | ? |
? | Парацилье | ? |
1748 г. | ? | ? |
? | А.М. Бутлеров | ? |
? | Д.И. Менделеев | ? |
Задание 2. Ответьте на вопросы
- Каково значение химии в истории древних цивилизаций?
- Почему алхимия не получила распространения на территории Казахстана?
Рубрикатор для оценивания работы с текстом
«История развития химии»
Баллы | Критерий «Умение использовать логические действия и делать выводы» |
«2» | Ученик не достиг стандарта, представленного данными ниже критериями |
«3» | Затрудняется найти необходимую информацию в тексте, допускает значительные ошибки при заполнении таблицы. Пытается ответить на вопросы |
«4» | Допускает незначительные ошибки при заполнении таблицы. Пытается аргументировано отвечать на вопросы, не достаточно точно использует научное рассуждение |
«5» | Умеет использовать информацию из текста и без ошибок заполняет таблицу. Дает обоснованные ответы на вопросы, используя научное рассуждение |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Пример: Контрольная работа по теме
«Простые вещества»
Задание 1. Выполните тестовые задания:
1. Простое вещество – металл:
а. HCl б. Cl2 в. CaO г. Mg д. NaOH
2. Агрегатное состояние 1- фосфора, 2- водорода
а. жидкое, б. газообразное в. Твердое
3. Физические свойства кислорода:
А. бесцветный, легче воздуха
Б. бледно-фиолетовый, легче воздуха
В. Бледно-фиолетовый, тяжелее воздуха
Г. бесцветный, тяжелее воздуха
4. Физические свойства алюминия:
А. твердый
Б. твердый, блестящий
В. твердый, блестящий, электропроводный
Г. твердый, блестящий, электропроводный, пластичный
Д. твердый, блестящий, электропроводный, хрупкий
5. математическое выражение количества вещества
А. N = n х Na
Б. n = m / M
В. V = n х Vm
Г. m = n х M
Задание 2. Установи соответствие
2.1 Обозначение Физическая величина
1. М а. относительная молекулярная масса
2. n б. количество вещества
в. молярная масса
г. масса
2.2
Обозначение | Физическая величина |
1. молярная масса | А. л/моль |
2. количество вещества | Б. моль |
В. г/моль | |
Г. г |
Задание 3.
Установите правильную последовательность и запишите формулы газов в порядке увеличения их молярных масс
А. хлор
Б. азот
В. фтор
Г. озон
Задание 4.
Рассчитайте необходимую величину и дополните выражения:
4.1 Количество вещества SO2 массой 6,4 г ______ моль
4.2 Количество вещества О2 объемом 2, 24 л ______ моль
4.3 Объем 2 моль Н2S ______л.
4.4 Число молекул 18х1023 составляет ______ моль
Рубрикатор для оценивания контрольной работы по химии
«Простые вещества»
№ задания | Элемент содержания | Максимальный балл |
Критерий В «Способность понимать и передавать научную информацию» | ||
1.1 | Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества | 1 |
1.2 | Физические свойства простых веществ | 2 |
1.3 | Физические свойства простых веществ – неметаллов | 1 |
1.4 | Физические свойства простых веществ – металлов | 1 |
1.5 | Формула для приведения расчетов | 1 |
2.1 | Физические величины – обоснование | 2 |
2.2 | Физические величины – единицы измерения | 2 |
Критерий С «Способность оценивать научную информацию и применять ее при решении проблемных вопросов» | ||
3. | Расчет молярной массы простых веществ | 2 |
4.1 | Расчет количества вещества по молярной массе | 2 |
4.2 | Расчет количества вещества по известному объему газообразного вещества | 2 |
4.3 | Расчет объема газообразного вещества по количеству вещества | 2 |
4.4 | Расчет числа частиц по количеству вещества | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Критерии оценки учебной деятельности по географии...
Критерии оценки учебной деятельности по ОБЖ
Критерии оценки учебной деятельности по ОБЖ...
Критерии оценки учебной деятельности по географии.
Критерии оценки учебной деятельности по географии....
"Критерии оценки учебной деятельности по географии"
__________________________________________________________________...
Критерии оценки учебной деятельности по географии
_____________________________________________________________...
Критерии оценки учебной деятельности по математике
Критерии оценки учебной деятельности по математике...
Критерии оценки учебной деятельности уч-ся 5-9 кл. по русскому языку и литературе.
Критерии оценки учебной деятельности уч-ся 5-9 кл. по русскому языку и литературе....