Сценарий урока по химии в 9 классе "Химия в годы Великой Отечественной войны"
учебно-методический материал по химии (9 класс)

Вклад  открытий ученых-химиков в Великую победу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_v_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока

Предмет: химия

Учитель: Апальков Андрей Дмитриевич

Класс: 9

Тема: Химия  в годы Великой отечественной войны..

Цель: познакомить учащихся с достижениями советских химиков в годы Великой отечественной войны.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- закрепить и систематизировать знания учащихся об окислительно-восстановительных реакциях;

- совершенствовать умения и навыки написания окислительно-восстановительных реакций.

Личностные результаты: 

- формировать ответственное отношение к учению;

- способствовать развитию умений работы с дополнительной литературой.


Метапредметные результаты: 

Познавательные УУД:

-давать определение понятиям,

-обобщать понятия, осуществлять сравнение;

-строить логические рассуждения;

-устанавливать причинно-следственные связи,

-создавать обобщения,

-делать выводы,

-понимать, обобщать информацию, представленную в схемах и уравнениях.

Личностные УУД:

-способствовать воспитанию у школьников гражданства, патриотизма и гордости  за самоотверженный труд ученых-химиков, а также советского народа в годы Великой Отечественной войны;

- показать и подтвердить значение химических знаний для жизни.

Коммуникативные  УУД:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками,

-устанавливать рабочие отношения в группе;

-планировать общие способы работы;

-строить понятные для собеседника речевые высказывания;

-уметь слушать собеседника;

-адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь;

-формировать опыт взаимодействия в условиях групповой работы.

Регулятивные УУД:

-планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием;

-осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата.

Виды работ обучающихся: подготовка сообщений, самостоятельная работа с учебником; экспериментальные исследования; выполнение заданий викторины; самостоятельная оценка результативности работы.

Тип урока: нетрадиционный

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

УМК:   Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс. .

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, лабораторное оборудование

Ход урока.

  1. Организационный момент.(звучит музыка «Вставай, страна огромная) (слайд 1)

 Уч-ся читает стихотворение:

1941  22 июня
Д. Попов
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.

 Учитель: Ребята, как вы думаете,  какой теме посвящен урок?

II.Основной этап:
 Учитель:  Наш урок посвящен Великой Победе нашего народа в Великой отечественной войне. Чем дальше в прошлое уходят года, тем ярче и полнее проявляется величие подвига советского народа, который в невиданно жестокой войне отстоял свою Родину. 1420 дней войны – немеркнущие страницы великого подвига советского народа, внесшего решающий вклад в освобождение народов Европы от фашистского порабощения, в спасение мировой цивилизации. На смертный бой с «фашистской силой темною» встала вся страна. Встала, выстояла, победила!     В эти грозные годы вместе с героической Советской армией сражались люди науки. 

  Уч-ся : В 1941 г. фашистские танки рвались к Москве, Красная Армия буквально грудью сдерживала врага. Не хватало обмундирования, продовольствия и боеприпасов, но самое главное - катастрофически не хватало противотанковых средств. Был налажен выпуск бутылок «КС» или «БГС». Эти жидкости, содержащие сероуглерод, фосфор и серу, имевший низкую температуру кипения, время горения – 2-3 минуты, температуру горения – 800-1000°С. Обильный белый дым при горении давал еще и ослепляющий эффект.  На военных заводах производили колоссальное количество бутылок Качугина – Солодовникова (КС) или, как в быту говорят, бутылок с зажигательной смесью. Это способствовало тому, что немецкая техника быстро выходила из строя. (слайд 2)

 Учитель :Ребята, используя, информационно-справочный материал, 

имеющий у каждого у вас на столах, охарактеризуйте, что представляли собой эти бутылки КС?

Уч-ся. Бутылки с бензином, лигроином, маслом, керосином, ампулы с серной кислотой, бертолетовой 

смесью и сахарной пудрой. При ударе о броню этой бутылки, содержимое емкости воспламенялось,

так как, входящие в состав горючего компоненты вступали в химическую реакцию.

Слайд 3

 Задание №1: расставить коэффициенты в данных схемах уравнений с помощью электронного баланса.

      КClO3 + H2SO4 = ClO2 + KClO4 + K2SO4 + H2O

      ClO2 = Cl2 + O2

      C12H22O11 + O2 = CO2 +H2O

Учитель.  Как вы считаете, разрешается ли смешивать концентрированную серную кислоту с сахарной пудрой? Какой процесс мы, в данном случае, наблюдаем?

( Допустимо Происходит специфическое обугливание органических веществ под действием кислоты.)

Слайд 4

  Уч-ся:

 Разве можно забыть нам с тобой сорок третий,

Помнишь, Курская битва тогда полыхала?

И советский солдат, уходивший в бессмертье,

Был сильнее огня и надежней металла

Учитель:

Курская битва (5 июля — 23 августа 1943 года) по своим масштабам, задействованным силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям является одним из ключевых сражений Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Самое крупное танковое сражение в истории; в нём участвовали около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолётов.

 Слайд 5

На проспекте Победы в г Курске стоит памятник легендарному танку Т-34.

 Советским  конструкторам во главе с М. И. Кошкиным удалось создать лучший танк периода Второй мировой войны.  Башня танка поворачивалась с рекордной скоростью: она делала полный оборот за 10с вместо обычных 35с. Благодаря небольшому весу и размеру танк был очень маневренный. Броня с повышенным содержанием никеля не только оказалась самой прочной, но и имела самые выгодные углы наклона, поэтому была неуязвимой.  Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие специалисты были поражены неуязвимостью их брони. По приказу из Берлина первый же захваченный Т-34 был доставлен в Германию. Здесь за него взялись химики. Они установили: русская броня содержит большой процент никеля, что делает ее сверхпрочной. Недостаток никеля в стали привел к тому, что к 1944 г. имперские военные заводы вынуждены были изготовлять танковую броню повышенной толщины, и “тигры”, и “пантеры” одетые в нее, оказывались тяжелее и слабее советских танков и самоходок”. . Тепло отозвался о танке Т-34 прославленный маршал И. С. Конев. Он писал: “Не было лучшей боевой машины ни в одной армии. До самого конца войны Т-34 оставался непревзойденным.»  Химики создали сверхтвердый сплав победит, который содержал от 80 до 85 % вольфрама, до 14% кобальта и до 6 % углерода. Он был незаменим в производстве танковой брони. Немецкие генералы признавались, что мощь советских танков была сильнее, так как они поражали на расстоянии 1500 метров, в то время как немецкие танки могли поразить с расстояния 500 метров. Советские танки загорались хуже, так как ученые-химики заменили пожароопасный бензин менее горючим топливом — керосин, лигроин. 

Сплав титана (до 88%) с другими металлами идет на изготовление танковой брони. В 1943 г. Гитлер издал приказ вступать в бой с советскими танками ИС-3 на расстоянии не более 1 км. Состав брони у этого танка был такой, что его не могли пробить фашистские снаряды. Сплав Сu (90%) и Sn (10%) - пушечный металл. Сплав Сu (68%) и Zn (32%) -латунь - использовали для изготовления артиллерийских снарядов и патронов. был такой же сложной проблемой для Германии, как горючее, а может, и сложней. Ведь горючее из нефти можно хоть чем-то заменить. Никель же незаменим. Без никеля нет брони. Без брони нет танков. Без танков нет победы на военных дорогах второй мировой войны.

Задание №2: Дайте характеристику элементу (никель) по плану.

Никель – серебристо-белый металл, значащийся в периодической системе Менделеева под №28, тугоплавкий, твердый, не изменяющийся на воздухе.

Слайд 6

 Учитель:  Во время ночных налетов для освещения цели бомбардировщики сбрасывали на парашютах осветительные ракеты. В состав такой ракеты входили порошок магния. При запуске осветительной ракеты высоко над землей красивым ярким пламенем горел запал; по мере снижения свет постепенно делался более ровным, ярким и белым – это загорался магний. Наконец, когда цель была освещена и видна также хорошо, как и днем, летчики начинали прицельное бомбометание.

Демонстрационный опыт: горение магниевой ленты.

Магний использовали не только для создания осветительных ракет. Основным потребителем этого металла была военная авиация. Магния требовалось много, поэтому его добывали даже из морской воды. Морскую воду смешивали в огромных баках с известковым молоком. Затем, действуя на выпавший осадок соляной кислотой, получают хлорид магния. При электролизе расплава хлорида магния получают металлический магний.

Слайд 7

Задание №3: Напишите 3 реакции, о которых шла речь.

  1. MgCl2+Ca(OH)2=Mg(OH)2+CaCl2

Mg(OH)2+2HCl=MgCl2+2H2O

MgCl2 →электролиз Mg+Cl2

Слай 8

2)Закончите нижеприведенные уравнения, уравняйте их, укажите тип реакции.

Mg + O2 =

MgCl2 + Ca(OH)2 =

 Mg(OH)2 + HCl =

 MgCl2 =

Слайд 9

3)Выполните цепочку превращения:  Mg→MgO→Mg(OH)2→MgCl2

Слайд 10

Учитель: Было бы не справедливо не вспомнить сегодня о порохе. В основном во время войны использовался нитроцеллюлозный (бездымный) и чёрный (дымный) порох. Грозные боевые машины тех лет - легендарная "катюша", знаменитый штурмовик ИЛ-2 были вооружены реактивными снарядами, топливом для которых служили бездымные пороха.

Задание 4.

В состав черного пороха входит нитрат калия, найдите массовую долю калия в нитрате калия.

Слайд 11

Учитель: Задание 5

Расставьте степени окисления в реакции горения черного пороха?

2КNO3 + 3C + S → K2S + 3CO2 + N2

− А что такое степень окисления? Чему равна сумма степеней окисления?

Слайд 12

Учитель: Алюминий использовали для «активной» защиты самолетов. Так, при отражении налетов авиации на Гамбург операторы немецких радиолокационных станций обнаружили на экранах индикаторов неожиданные помехи, которые делали невозможным распознавание сигналов от приближающихся самолетов. Помехи были вызваны лентами из алюминиевой фольги, сбрасываемыми самолетами союзников. При налетах на Германию было сброшено примерно 20000 т алюминиевой фольги.

Слайд 13

Задание 6: Рассчитайте, какое количество и сколько атомов алюминия выбросили на ветер "союзники"?  Если масса алюминия 20 000 тонн.

III.Закрепление

Учитель: Важную роль в исходе войны сыграли не столько сами металлы, сколько знания людей об их свойствах, применении этих свойств на практике.

Уч-ся читает стихотворение:

…У каждого была своя война,

Свой путь вперёд,

Свои участки боя,

И каждый был

Во всём самим собой,

И только цель

У всех была одна. Это цель-Победа.

Слайд 14

Уч-ся 1:      Качугин Анатолий Трофимович (18951971) — cоветский врачхимикестествоиспытатель. Потомок аристократов Голициных. По образованию врач и биохимик. Автор многих изобретений в области техники, химии и медицины. Был репрессирован в 30 годы. Во время Великой Отечественной Войны участвовал в разработке новых видов оружия и систем противохимической защиты. Создатель специального противотанкового коктейля Молотова «КС».[1][2].

После войны вернулся в медицину. Автор нескольких эффективных противотуберкулёзных медикаментов. В 1950-е годы разработал оригинальную систему лечения рака, послужившую прототипом для нескольких современных противораковых лекарств.

Слайд 15

  Уч-ся 2:  С именем Николая Дмитриевича Зелинского связана целая эпоха в истории отечественной химии. Обладая творческой силой мысли и будучи патриотом своей Родины, Зелинский вошёл в её историю как деятель науки, который в критические моменты истории своей страны без колебания становился на ее защиту. Так было в истории с противогазом в первую мировую войну, с синтетическим бензином в гражданскую и авиационным топливом в Великую Отечественную войну. Зелинский  в период 1941 – 1945 гг. – это не просто химик-исследователь, он  был уже славой едва ли не самой большой в стране научной школы, исследования которой были направлены на разработку способов получения высокооктанового топлива для авиации, мономеров для синтетического каучука.  

Слайд 16

  Уч-ся 3: Вклад академика Николая Николаевича Семенова в обеспечение победы в войне всецело определялся разработанной им теорией цепных разветвленных реакций. Эта теория давала в руки химиков возможность ускорять реакции вплоть до образования взрывной лавины, замедлять их и даже останавливать на любой промежуточной стадии. Исследования процессов взрыва, горения, детонации, проводимые Семеновым с сотрудниками, уже в начале 1940-х гг. привели к выдающимся результатам. Новые достижения во время войны в том или ином виде использовались в производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ, зажигательных смесей для огнеметов. Были проведены исследования, посвященные вопросам отражения и столкновения ударных волн при взрывах. Результаты этих исследований были использованы уже в первый период войны при создании кумулятивных снарядов, гранат и мин для борьбы с вражескими танками.  

Слайд 17

 Уч-ся 4:  Семен Исаакович Вольфкович. Крупнейший советский химик-технолог, был директором НИИ удобрений и инсектицидов, занимался соединениями фосфора. Сотрудники руководимого им института создавали фосфорно-серные сплавы для стеклянных бутылок, которые служили противотанковыми «бомбами», изготавливали химические грелки, которые использовались для обогрева бойцов дозоров. Санитарной службе требовались средства против обморожения, ожогов, лекарственные средства. Над этим работали сотрудники его института.

Слайд 18

IⅤ.Рефлексия. Ребята по очереди отвечают на вопросы  рефлексивного экрана на слайде :

Где вам пригодятся знания, полученные на уроке?

Каков ваш вклад в урок?

Что лично для вас значит сегодняшний урок?

Ⅴ. Домашнее задание: Творческое задание: охарактеризовать «металлы Победы».

Сегодня на уроке мы с вами охватили только часть материала о великой роли химии для победы в Великой Отечественной войне. Это ещё раз доказывает огромную важность и значимость химических знаний для жизни.  Немаловажную роль в исходе войны сыграли не столько сами химические вещества , сколько знания  людей об их свойствах, применении этих свойств на практике. Это ещё раз доказывает огромную важность и значимость химических знаний для жизни, ведь химия

по сути своей это и есть – жизнь. И только от людей зависит, будет она разрушать или созидать.  

Закончить урок хочу словами  А.С. Пушкина:

«УВАЖЕНИЕ К МИНУВШЕМУ – ВОТ ЧЕРТА,

ОТЛИЧАЮЩАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ ОТ ДИКОСТИ». Слайд 19

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия, посв., судьбе матери в годы Великой Отечественной войны:"Ты одна такая - любимая, родная "

   Данное внеклассное мероприятие способствует развитию личностных качеств учащихся: патриотизм, ответственность за наше прошлое и будущее. Внеклассное мероприятие способствует ...

Итегрированный урок литературы и истории "Бологое в годы Великой Отечественной войны"

Урок разработан на основе  поэтического творчества Матусовского "Горит Бологое" и  краеведческого материала. В результате выполнен проект "Письмо ветерану"....

Интегрированный урок по русскому языку "Анапа в годы Великой Отечественной войны"

Интегрированный урок русского языка и кубановедения в форме викториы....

Урок "Героизм и мужество солдат в годы Великой Отечественной войны".

Технологическая карта урока в 9 классе "Героизм и мужество солдат в годы Великой Отечественной войны" на примере а Д.М.Карбышева...

Сценарий открытого бинарного урока по теме «Культура СССР в годы Великой Отечественной войны 1940 – 1950 гг.: советская литература о ВОВ»

На примере произведений М. Шолохова "Они сражались за Родину" и "Судьба человека" исследуется история Великой  Отечественной войны. а также нравственно-психологические истоки ...