Методическая система «Интеграция общего и дополнительного образования по химии как фактор успешности ученика»
статья по химии
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Методическая система
«Интеграция общего и дополнительного образования по химии как фактор успешности ученика»
Разработала:
учитель химии высшей категории
Винорадова Татьяна Сергеевна
г. Тверь, 2021 г.
Поддержка талантливых детей – одно из ключевых направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В рамках этого направления рекомендуется поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации каждого обучающегося. Изменения, происходящие в российской образовательной системе, заставляют учителя и ученика искать новые формы для познания мира. Так, в последние годы появилось большое количество конкурсов, конференций, интернет-проектов. Задача учителя – заинтересовать ребенка, пробудить вкус к реферативной и исследовательской деятельности, оказывать консультативную помощь во время работы. Развитие личности – вот смысл и цель современного образования.
Цель: построение образовательного пространства, направленного на формирование ключевых компетентностей учащихся посредством интеграции общего и дополнительного образования по химии.
Задачи:
- создать условия для успешной мотивации и привлечения учащихся к познавательной деятельности;
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
- выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;
Практическая значимость заключается в том, что интеграция общего и дополнительного образования - одно их эффективных средств осуществления непрерывного образования детей, создания благоприятных условий для рационального использования ребенком своего свободного времени, качественного обновления, обогащения образовательной деятельности, формирования воспитательного пространства. Предметное обучение в школе и дополнительное образование тесно связаны и только их взаимопомощь, и совместные действия – основа для создания целостного образовательного пространства, на уровне отдельной школы, города, региона, страны.
Данная тема актуальна, ведь сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, которая ориентируется в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей, способна к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу предметных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, т.е. индивидуальности человека.
В своей работе я опираюсь на следующие педагогические технологии: технологии проектно-исследовательской деятельности; модульная технология; личностно-ориентированное обучение; технология проблемного обучения; здоровьесберегающая технология; ИКТ-технологии.
Условия реализации методической системы:
1) Пространство взаимодействия общего и дополнительного образования включает интегрированные уроки. Общим для этих форм занятий является то, что все они, хотя и проводятся в учебное время, обладают элементом вариативности.
На уроке - исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках используют технологию сотрудничества (работу в малых группах). Деятельность учащихся направляется в русло исследовательской работы без использования терминов: гипотеза, проверка гипотезы, интерпретация данных. Обращается внимание учеников на схему исследовательской деятельности. Используются вопросы: С чего необходимо начинать исследование? Как это сделать? Как поступил бы исследователь? Верный ли вы сделали выбор?
На уроках применяю исследовательский метод обучения. Развить научный стиль мышления у учащихся это главная цель таких уроков. Это могут быть уроки по следующим темам «Спирты», «Углеводы. Моносахариды», «Сера», «Алюминий».
Например, в ходе урока «Многоатомные спирты» детям предлагалось узнать, в каких из предложенных веществ содержится многоатомный спирт. Класс делился на группы. Каждая группа выбирала из предложенных вещество, которое наверняка не может содержать многоатомных спиртов, и вещество, в котором они предполагают его содержание. Для этого им необходимо было выдвинуть гипотезу, обосновать ее и экспериментально доказать.
Результатом таких уроков является: повышение мотивации к предмету, дети учатся элементам исследовательской деятельности, у них формируются элементы научного мышления, уроки имеют большое воспитательное значение.
2) В пространство взаимодействия дополнительного образования и внеурочной работы входят концерты, выставки, фестивали, смотры, соревнования и другие массовые мероприятия, которые проводятся во внеурочное время, но оказывают влияние на общий результат.
Ежегодно мои учащиеся представляют реферативно-исследовательские работы на конкурсах различного уровня. Так например уже на протяжении многих лет мои ученики принимают активное участие в конкурсе научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева. В этом году чащийся 8 класса Левицкий Богдан стал призером Региональных Менделеевских чтениях и защищал свою исследовательскую работу на Всероссийском конкурсе исследовательских работ им. Менделеева, где занял 3 место.
Информатизация образования является одним из приоритетных направлений реформирования системы образования. Применение информационных технологий способствует интеграции различных областей знаний и совершенствованию методической системы обучения общеобразовательным предметам.
В современном обществе детей привлекает интеграция, возможность более широкого общения не только с учителем, одноклассниками, но и учащимися других школ и городов. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в Сети стал сетевой учебный проект. Сетевой проект даёт возможность ребёнку учиться познавать мир, ставить проблемы, искать и находить свои решения, учиться взаимодействовать с другими людьми на основе толерантности, учиться безопасной работе в Интернете.
На протяжении многих лет мы с учащимися принимаем участие в региональной краеведческой Интернет - игре. Вся игра проходила с помощью обмена данными в сети интернета. Только лишь на заключительном этапе учащиеся защищали свои проекты очно. Команда нашей школы «Трёшки» уже на протяжении 3 лет становятся призерами Игры.
Другой сетевой проект, в котором мои ученики принимают активное участие – это интеллектуальный марафон для школьников 8-9 классов «Мудрёнок», который привлекает внимания школьников к интеллектуальной творческой деятельности, использованию в учебной сфере современных информационных технологий. В этом году команда «Шпинель» стала победителем.
3) Пространство взаимодействия общего образования и внеурочной работы включает предметные кружки, внеклассные мероприятия Все они проводятся во внеурочное время. Содержание таких занятий чаще всего является продолжением учебной деятельности и направлено на расширение знаний основных школьных дисциплин.
Кружки, элективные курсы, факультативы: «Реферативная и исследовательская деятельность по химии», «Решение нестандартных задач по химии», «Практическая и теоретическая подготовка по химии». Цель – расширение и углубление представлений об изучаемом предмете. Проблемную и проектно-исследовательскую технологии использую при реализации программы. Теоретические знания, полученные во время уроков, приобретают практическое значение.
Внеклассные мероприятия по химии: занимательная химия для пятиклассников «Давайте познакомимся со страной Химия», конференция «О вреде курения», «Посвящение в химики», различные марафоны и игры по естественным предметам, и т.д. Особенно важно, когда в подготовке и проведении воспитательного дела участвуют разновозрастные параллели, развиваются идеи преемственности в преподавании, упрочняются межпредметные связи.
Авторские разработки.
Изучать химию ребята начинают в 8 классе, а интерес к этой науке проявляется у ребят в более раннем возрасте. С этой целью создан элективный курс «Мир веществ». В 6 классе ребята знакомятся с неорганическими веществами, а 7 класс посвящен органической химии.
Основная задача данного курса – это сохранение и укрепление познавательной активности учащихся, которая опиралась бы на знания, полученные ими на уроках естествознания, природоведения, истории, географии и математики.
Данная методическая разработка была представлены на панораме педагогических технологий МО учителей химии г. Твери, семинарах различного уровня, и успешно применяются коллегами города Твери и области, а также других регионов.
Результативность.
Образовательная практика показывает, что интеграция общего и дополнительного образования по химии успешно повышает мотивацию и привлекает учащихся к познавательной деятельности. Учащиеся овладевают методами научного познания для объяснения химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов. Увеличиваются показатели успеваемости и качества знаний. Ежегодно учащиеся выбирают предмет для сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Возрастает количество и качество исследовательских работ, проектов. Все больше учащихся становятся участниками и победителями конкурсов, фестивалей, научно-практических конференциях, интернет-конкурсах различных уровней.
Это нелегкий кропотливый труд – вести ученика по тропинке маленького или большого исследования. Но это те зернышки, которые обязательно прорастут, так как своевременно сказанное учителем слово, своевременное вовлечение ученика в творческую совместную деятельность, совместное освоение новых технологий – путь к воспитанию конкурентноспособной личности, так необходимой нашему государству.
Список литературы:
1. Батаева Е.В. Формирование исследовательских умений // Химия в школе.-2004. - №1 - С. 22-27.
2. Беспалов П. И., Дорофеев М.В. Как организовать учебное исследование // Химия в школе. - 2010. - №5 - С.61-63.
3. Смирнова С. А. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для высш. и сред. учеб. заведений – 7-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 224-240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»
Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....
ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ (ГЕОГРАФИЯ И ТУРИЗМ)
В данной статье рассматривается взаимодействие общего и дополнительного образования как фактор формирования УУД учащихся на уроках географии и занятий туризмом. Также представлена технологическая карт...
Статья по теме «ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
Интеграция – это стремление к целостности, которое сопровождается не только объединением разрозненных частей, но еще и взаимодействием, взаимопроникновением, приспособлением, слиянием, расширением воз...
Интеграция общего и дополнительного образования при реализации целей государственной политики в области образования.
Государственные образовательные стандарты актуализируют проблему интеграции основных и дополнительных образовательных программ, развитие эффективной системы дополнительного образо...
Семинар на базе МБОО ПСОШ им.А.В. Калинина «Интеграция основного и дополнительного образования как один из факторов достижения успешности обучающихся» 2017 год
С 8 по 10 2017 года образование Усть-Донецкого района принимала гостей из столицы нашей Родины. Московские учителя школы №491 приехали на Донскую землю для обмена опыта по вопросу «Интеграц...
Сценарий занятия с педагогами дополнительного образования Тема: “Интеграция общего и дополнительного образования детей”.
В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, ...
Методический ринг. Интеграция общего и дополнительного образования детей
Сценарий методического ринга "Интеграция общего и дополнительного образования детей".Разработка будет интересна методистам, педагогам дополнительного образования детей....