Курс Введение в химию 7 класс
элективный курс по химии
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Введение в химию» для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
• Приказ Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
• Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Самолюбовской ОШ;
• Примерная программа по химии О.С.Габриелян «Программа основного общего образования. Химия. 8-9 классы».М.: Дрофа, 2012.
- Программы курса химии для 7 классов общеобразовательных учреждений авторов О. С. Габриеляна и И.Г. Остроумова «Старт в химию»/ Сборник программ. Дрофа, 2015).
• Положение о рабочей программе учебных предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Самолюбовской ОШ
• Учебный план МБОУ Самолюбовской ОШ
Программа обеспечена:
.Габриелян О.С. , Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К., Химия. Вводный курс. 7 класс. Учебник.- М.: Дрофа.2015 г
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
- В познавательной сфере: давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «качественные реакции», « массовая доля», «адсорбция», «дистилляция», «химическая реакция». описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
- описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
- классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей;
- структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; моделировать строение простых молекул;
- В ценностно – ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
- В трудовой сфере: проводить химический эксперимент;
- В сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Тема 1. Химия в центре естествознания (11 ч)
Химия как часть естествознания. Предмет химии. Естествознание — комплекс наук о природе. Науки о природе: физика, химия, биология и география. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу.
Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения.
Методы изучения естествознания. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки.
Моделирование. Модели как абстрактные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в физике. Электрофорная машина как абстрактная модель молнии. Модели в биологии. Биологические муляжи. Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические символы, химические формулы и уравнения).
Химическая символика. Химические символы. Их написание, произношение и информация, которую они несут. Химические формулы. Их написание, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты.
Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион». Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение.
Агрегатное состояние вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные твердые вещества. Физические и химические явления.
Химия и география. Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный состав геологических составных частей планеты. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (органические и неорганические, в том числе и горючие) породы.
Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в процессе фотосинтеза. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.
Качественные реакции в химии. Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически: с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него. Возможность изменения их роли на противоположную.
Практическая работа 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).
Практическая работа 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами.
Тема 2.Математические расчеты в химии (9 ч)
Относительные атомная и молекулярная массы. Понятие об относительных атомной и молекулярной массах на основе водородной единицы. Определение относительной атомной массы химических элементов по периодической таблице. Нахождение по формуле вещества относительной молекулярной массы как суммы относительных атомных масс составляющих вещество химических элементов.
Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле -(w) химического элемента в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов (для 2-часового изучения курса).
Чистые вещества и смеси. Понятие о чистом веществе и смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси, синтетические моющие средства). Смеси гомогенные и гетерогенные.
Объемная доля компонента газовой смеси. Понятие об объемной доле (φ) компонента газовой смеси. Состав воздуха и природного газа. Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной доле, и наоборот.
Массовая доля вещества в растворе. Понятие о массовой доле (w) вещества в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества и другие расчеты с использованием этих понятий.
Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля (w) примеси в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие расчеты с использованием этих понятий.
Практическая работа 3- Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
Тема 3.Явления, происходящие с веществами (11 ч)
Разделение смесей. Понятие о разделении смесей и очистке веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей магнитом, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки.
Фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Фильтрат.
Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент, его использование в быту, на производстве и в военном деле. Устройство противогаза.
Дистилляция, кристаллизация и выпаривание. Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе.
Химические реакции. Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций.
Признаки химических реакций. Изменение цвета, выпадение осадка, растворение осадка, выделение газа.
Практическая работа 4 (домашний эксперимент). Выращивание кристаллов соли.
Практическая работа 5. Очистка поваренной соли.
Практическая работа 6 (домашний эксперимент). Коррозия металлов.
Тема 4.Рассказы по химии (3ч)
Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики». Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова.
Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое вещество». Открытие, получение и значение выбранных учащимися веществ.
Конкурс ученических проектов. Исследования в области химических реакций: фотосинтез, горение и медленное окисление, коррозия металлов и способы защиты от нее, другие реакции, выбранные учащимися.
Тематическое планирование курса
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Пракич. работ | К/р | ||
1 | Химия в центре естествознания | 11 | 2 | - |
2 | Математика в химии | 9 | 1 | 1 |
3 | Явления, происходящие с веществами | 11 | 3 | 1 |
4 | Рассказы по химии | 3 | - | - |
Итого | 34 | 6 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
«Введение в химию « 7 класс
№ урока п/п | № урока по теме | Тема урока | Дата | |
по плану | по факту | |||
Химия в центре естествознания (11 ч) | ||||
1 | 1 | Химия как часть естествознания. Предмет химии. | 07.09 | |
2 | 2 | Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. | 14.09 | |
3 | 3 | Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности» | 21.09 | |
4 | 4 | Практическая работа №2 «Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки» | 28.09 | |
5 | 5 | Моделирование | 05.10 | |
6 | 6 | Химические знаки и формулы | 12.10 | |
7 | 7 | Химия и физика | 19.10 | |
8 | 8 | Агрегатные состояния веществ | 26.10 | |
9 | 9 | Химия и география | 02.11 | |
10 | 10 | Химия и биология. | 16.11 | |
11 | 11 | Качественные реакции в химии. | 23.11 | |
Математика в химии (9 ч.) | ||||
12 | 1 | Относительная атомная и молекулярная масса. | 30.11 | |
13 | 2 | Массовая доля элемента в сложном веществе. | 07.12 | |
14 | 3 | Чистые вещества и смеси. | 14.12 | |
15 | 4 | Объемная доля газа в смеси. | 21.12 | |
16 | 5 | Массовая доля вещества в растворе. | 28.12 | |
17 | 6 | Практическая работа №3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества» | 18.01 | |
18 | 7 | Массовая доля примесей. | 25.01 | |
19 | 8 | Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии» | 01.02 | |
20 | 9 | Контрольная работа №1 по теме «Математика в химии» | 08.02 | |
Явления, происходящие с веществами (11 ч) | ||||
21 | 1 | Разделение смесей. Способы разделения смесей. | 15.02 | |
22 | 2 | Фильтрование. | 22.02 | |
23 | 3 | Адсорбция. | 29.02 | |
24 | 4 | Дистилляция. Зачет по теме «Способы разделения смесей» | ||
25 | 5 | Практическая работа №4 «Выращивание кристаллов соли» | ||
26 | 6 | Практическая работа №5 «Очистка поваренной соли» | ||
27 | 7 | Химические реакции. Условия протекания химических реакций. | ||
28 | 8 | Признаки химических реакций. | ||
29 | 9 | Обсуждение результатов практической работы №6 «Изучение процесса коррозии железа» (домашний опыт) | ||
30 | 10 | Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления происходящие с веществами» | ||
31 | 11 | Контрольная работа №2 «Явления происходящие с веществами» | ||
Рассказы по химии (3 ч) | ||||
32 | 1 | Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики» | ||
33 | 2 | Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое химическое вещество» | ||
34 | 3 | Конкурс ученических проектов, посвященный исследованиям в области химических реакций. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка обучающихся к изучению химии средствами пропедевтического курса «Введение в химию вещества»
Совершенствование школьного химического образования на современном этапе приводит к ряду проблем, с которыми сталкиваются в своей работе учителя химии. Именно поэтом...
Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...
Пропедевтический курс "Введение в химию" для 6-7 классов
Предлагаемый пропедевтический курс (в соответствии с современными типовыми учебными планами может преподаваться как элективный в школах, ориентированных на реализацию развивающего обучения, имею...
Пропедевтический курс "Введение физику" 6 класс
Данный курс может быть реализован в рамках внеурочной деятельности...
Календарно-тематическое планирование учебного курса "Введение в химию"
Учебный пропедевтический курс для учащихся 7 класса...
Рабочая программа пропедевтического курса «Введение в химию»
Целью изучения и освоения программы учебного курса в основной школе является формирование у учащихся химической картины мира как органической части его целостной естественно научной картины мира...
Рабочая программа курса "Введение в химию" 7 класс
Содержание курса “Введение в химию” ориентировано на обеспечение подготовки учащихся к изучению химии в 8 классе....