Подготовка учащихся к итоговой аттестации по химии.
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (11 класс)
В материале рассматриваются основные методыи формы подготовки учащихся к ЕГЭ по химии. Представлены приёмы из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_uchashchihsya_k_ege_po_himii.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка учащихся к итоговой аттестации по химии.
Ни в одном источнике литературы нет методики, с помощью которой можно найти ответ КАК подготовить обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ. У каждого учителя свой подход. Что делаю я….
- Подготовку к ЕГЭ начинаю с 10 класса, так как успешно подготовиться за 1год практически не реально. Одна из причин – изучение органической химии в 10 классе и всего 1 год. За 11 класс, в котором углубляется материал общей и неорганической химии, ребята забывают органическую химию. В 10 классе, на дополнительных занятиях, выполняем упражнения, тесты, решаем задачи разных типов по классам органических веществ.
- Обращаю внимание учеников на главное назначение ЕГЭ – объективно оценить их подготовку по химии и отбор для поступления в ВУЗы.
- Акцентирую внимание на том, что вторая часть работы имеет высокий уровень сложности и требует творческого подхода; она предназначена для отбора выпускников в профильные ВУЗы. Некоторые задания этой части возможно решить лишь очень хорошо подготовленным учащимся. Поэтому каждый определяет для себя ту часть работы, которую он будет выполнять.
- Знакомлю учащихся со структурой работы, обращаю внимание на то, что в инструкции содержатся сведения о работе и дополнительные указания о записи ответа – это позволяет застраховать от случайных ошибок (например, записать ответ без пробелов, каждый знак – в отдельной клетке, цифры по возрастанию и пр.). Неправильный порядок приводит к неверному ответу, хотя суть может быть правильной. В этом году в двух заданиях первой части: 19 и 20 предлагается выбрать все правильные ответы. Их может быть 1, а может быть 4. Для выбора правильных ответов необходимо проанализировать всю предоставленную информацию.
- Призываю учащихся к внимательному прочтению и анализу текстовой информации, т.к. в вопросах встречаются формулировки типа: «Выбрать реакции, НЕ соответствующие описанию», «выбрать признаки, НЕ соответствующие данной реакции» и пр. Ребята, как правило не обращают на них внимание. В двух заданиях второй части, в которых многие допускают ошибки, причина – невнимательность. Чётко указано, что должно быть в результате реакции, какие вещества брать, какие признаки должны быть. Но учащиеся, читая лишь первое предложение, пишут правильные реакции, но получают 0 баллов, так как написанное не соответствует требованиям. Особенно это характерно для тех, кто делает всё быстро – у них срабатывает эффект быстрого угадывания, когда выбирается почти правдоподобный ответ, а остальные не рассматриваются и не анализируется.
- «Работаем руками» - важный приём при подготовке к ГИА. Умения непосредственной работы с веществами и химическим оборудованием также очень важны, несмотря на то, что в ЕГЭ нет пока практического тура. Но он уже есть в ОГЭ, поэтому данная работа начинается уже в 8 классе на уроках при выполнении практических и лабораторных работ, а также в 9 классе при подготовке к экзамену как на дополнительных занятиях. В теоретических заданиях 1 части ЕГЭ встречаются задания на мысленный эксперимент ("Соотнесите признаки реакций", «Распознайте вещества» и пр.), а также качественные задачи во второй части. Если учащиеся ни разу не собирали элементарные приборы, не проводили реакции, не видели, чем отличаются осадки - справиться с такими заданиями им будет нелегко.
- Наибольшую сложность при выполнении заданий ЕГЭ вызывает задача 34. Как один из способов анализа условия и путей решения этой задачи, а также задач первой части, рекомендую прием "нарисуй задачу". Это могут быть схемы, превращения, отражающие сущность описанных в условии процессов (выделение газа, добавление веществ, выпадение осадка и пр.), или структурные схемы решения задачи.
- При решении задач важным является определенная культура оформления задачи, проведение математических вычислений, запись формул, округление получаемых результатов.
- Знакомлю учащихся с характеристикой КИМов, основными результатами ЕГЭ прошлых лет, отмечая типичные ошибки.
В начале подготовки учащихся к ЕГЭ я выявила, что успешная сдача ЕГЭ прежде всего зависит от степени владения учащимися теоретическими знаниями за курс средней школы и умениями их использовать в нестандартных ситуациях, т.е. формирование предметной готовности ученика. Поэтому, в первую очередь, проверяю и дополняю теоретическую базу учащихся, обращая внимание на то, что необходимо знать и уметь применять законы и закономерности.
Для преодоления ошибок как можно чаще прорешиваем задания при подготовке к ЕГЭ, при формировании новых понятий, обобщении и закреплении на уроках, акцентирую внимание на их выполнении.
При подготовке у ЕГЭ использую все возможные тесты, но в первую очередь те, которые подготовлены на основе оригинальных материалов ЕГЭ.
Подготовку к ЕГЭ необходимо начинать уже в среднем звене. Успеха можно добиться, выделив в своей работе 3 направления:
- Знание теории по химии;
- Умение работать с тестами;
- Умение применять имеющиеся знания при выполнении незнакомого задания.
Первое из них призвано обеспечить максимальное усвоение материала по предмету. Второе и третье направлено на их правильное применение. Так, например, с 8 класса прошу учащихся завести общую тетрадь, которая в старших классах становится для них настольной книгой (брошюрой-памяткой). Все определения, формулы, схемы, таблицы – все в этой тетради. Уже с 8 класса выборочно мною используются книги-материалы ЕГЭ из 1 части. Зная материалы ЕГЭ 11 класса, с 8 класса акцентирую свое внимание на тех вопросах, которые изучаются в данном классе и в 11 классе выносятся на ЕГЭ. Механическая, зрительная память помогают детям запоминать материал. А тесты позволяют его правильно соотнести с предложенным вариантом ответа. При подготовке контрольных работ, уже в 8 классе предлагаю учащимся тесты. В 10 и 11 классах тесты составляю сама на основе сборников КИМов разных лет. Из каждого варианта выбираю вопросы по теме и составляю несколько вариантов. При этом требую объяснение выбора правильного ответа.
На уроках контроля использую также такие задания, которые требуют умения переносить усвоенные знания в новые ситуации.
Поэтому на уроках система подготовки учащихся к ЕГЭ складывается из нескольких этапов:
накопительного, который включает в себя формирование некоторого комплекса умений, навыков и способов деятельности, рассмотрение основных методов и приемов, применение которых поможет при решении ряда нестандартных и исследовательских задач; изучение внепрограммного материала необходимого для решения задач ЕГЭ;
практического, который включает в себя отработку навыков применения отдельных методов и приемов решения задач; формирование навыков нахождения различных способов решения задач;
диагностического, который включает в себя в обязательном порядке входящий и итоговый контроль по каждому разделу измерителями, составленными на основе КИМов, используемых при сдаче ЕГЭ по химии прошлых лет; отслеживание учебных достижений учащихся на основе требований к уровню подготовки выпускников.
Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ – это не столько незнание содержания материала, сколько неумение работать с тестовым материалом разной типологии и разного уровня сложности. В связи с этим возникает необходимость организации системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету.
Система работы в данном направлении построена следующим образом:
в среднем звене – пропедевтическая работа (использование тестовых заданий при осуществлении контроля знаний учащихся);
в старших классах – на уроках обобщения материала, при контроле знаний – использование тестовых заданий разного уровня сложности; возможность использования тестов обучающего характера при изучении нового материала.
Наиболее эффективными формами, методами и приемами по подготовке к ЕГЭ по химии являются следующие из них:
- работа с тестовыми заданиями;
- дифференцированный подход в обучении, контроле и подготовке;
- индивидуальные занятия, консультации;
- формирование у учащихся на уроках химии умений, навыков, развитие компетенций, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ:
- регулярная проверка качества знаний с помощью тестирования, компьютерных спецпрограмм (тренажеров по ЕГЭ).
- прорешивание максимально возможного количества тестов – вариантов ЕГЭ
Если выбирать технологии обучения, то это скорее технология обучения в сотрудничестве. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение умениями, знаниями, навыками, интеллектуальное развитие каждого ученика на уровне, соответствующим именно его индивидуальным особенностям, но и эффект социализации, формирование коммуникативных умений, нравственное воспитание личности.
Личностно-ориентированное обучение. Тут приоритетным становится акцент на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей, деятельность, не всегда укладывающуюся в систему урока.
Конечно, как бы ни работал учитель, главным в достижении положительного результата является желание самого выпускника сдать хорошо экзамен и соответственно понимание необходимости регулярных занятий по химии. Немалую роль здесь играют и родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по химии на тему: «Использование результатов ГИА в подготовке обучающихся к итоговой аттестации по химии»
В докладе отражены основные вопросы, взывающие затруднения у учащихся при написании ГИА по химии и способы решения этих вопросов....
Выступление по теме: «Реализация траектории успешной подготовки обучающихся к итоговой аттестации по химии».
Перспективы ОГЭ – 2015г. Стало 2 части вместо 3-х. В 2015 году на выбор органов управления образованием субъектов РФпредложены две модели экзаменационной работы по химии,принципиальное раз...
Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ, диагностика затруднений»
Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный ана...
Подготовка и проведение лабораторных работ по физике в соответствии с требованиями к подготовке учащихся к итоговой аттестации и планируемыми результатами в рамках ФГОС
Набор универсальных инсрукций к лабораторным работам по физике в рамках внедрения ФГОС. Пример 2 конкретных работ....
Подготовка и проведение лабораторных работ по физике в соответствии с требованиями к подготовке учащихся к итоговой аттестации и планируемыми результатами в рамках ФГОС
Набор универсальных инсрукций к лабораторным работам по физике в рамках внедрения ФГОС. Пример 2 конкретных работ....
Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ».
Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ»....