Подготовка учащихся к итоговой аттестации по химии.
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (11 класс)

Табачная Ольга Вячеславовна

В материале рассматриваются основные методыи формы подготовки учащихся к ЕГЭ по химии. Представлены приёмы из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_uchashchihsya_k_ege_po_himii.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка учащихся к итоговой аттестации по химии.

Ни в одном источнике литературы нет методики, с помощью которой можно найти ответ КАК подготовить обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ. У каждого учителя свой подход. Что делаю я….

  1. Подготовку к ЕГЭ начинаю с 10 класса, так как успешно подготовиться за 1год практически не реально. Одна из причин – изучение органической химии в 10 классе и всего 1 год. За 11 класс, в котором углубляется материал общей и неорганической химии, ребята забывают органическую химию. В 10 классе, на дополнительных занятиях, выполняем упражнения, тесты, решаем задачи разных типов по классам органических веществ.
  2. Обращаю внимание учеников на главное назначение ЕГЭ – объективно оценить их подготовку по химии и отбор для поступления в ВУЗы.
  3. Акцентирую внимание на том, что вторая часть работы имеет высокий уровень сложности и требует творческого подхода; она предназначена для отбора выпускников в профильные ВУЗы. Некоторые задания этой части возможно решить лишь очень хорошо подготовленным учащимся. Поэтому каждый определяет для себя ту часть работы, которую он будет выполнять.
  4. Знакомлю учащихся со структурой работы, обращаю внимание на то, что в инструкции содержатся сведения о работе и дополнительные указания о записи ответа – это позволяет застраховать от случайных ошибок (например, записать ответ без пробелов, каждый знак – в отдельной клетке, цифры по возрастанию и пр.). Неправильный порядок приводит к неверному ответу, хотя суть может быть правильной. В этом году в двух заданиях первой части: 19 и 20 предлагается выбрать все правильные ответы. Их может быть 1, а может быть 4. Для выбора правильных ответов необходимо проанализировать всю предоставленную информацию.
  5. Призываю учащихся к внимательному прочтению и анализу текстовой информации, т.к. в вопросах встречаются формулировки типа: «Выбрать реакции, НЕ соответствующие описанию», «выбрать признаки, НЕ соответствующие данной реакции» и пр. Ребята, как правило не обращают на них внимание. В двух заданиях второй части, в которых многие допускают ошибки, причина – невнимательность. Чётко указано, что должно быть в результате реакции, какие вещества брать, какие признаки должны быть. Но учащиеся, читая лишь первое предложение, пишут правильные реакции, но получают 0 баллов, так как написанное не соответствует требованиям. Особенно это характерно для тех, кто делает всё быстро – у них срабатывает эффект быстрого угадывания, когда выбирается почти правдоподобный ответ, а остальные не рассматриваются и не анализируется.
  6. «Работаем руками» - важный приём при подготовке к ГИА. Умения непосредственной работы с веществами и химическим оборудованием также очень важны, несмотря на то, что в ЕГЭ нет пока практического тура. Но он уже есть в ОГЭ, поэтому данная работа начинается уже в 8 классе на уроках при выполнении практических и лабораторных работ, а также в 9 классе при подготовке к экзамену как на дополнительных занятиях. В теоретических заданиях 1 части ЕГЭ встречаются задания на мысленный эксперимент ("Соотнесите признаки реакций", «Распознайте вещества» и пр.), а также качественные задачи во второй части. Если учащиеся ни разу не собирали элементарные приборы, не проводили реакции, не видели, чем отличаются осадки - справиться с такими заданиями им будет нелегко.  
  7. Наибольшую сложность при выполнении заданий ЕГЭ вызывает задача 34. Как один из способов анализа условия и путей решения этой задачи, а также задач первой части, рекомендую прием "нарисуй задачу". Это могут быть схемы, превращения, отражающие сущность описанных в условии процессов (выделение газа, добавление веществ, выпадение осадка и пр.), или структурные схемы решения задачи.
  8. При решении задач важным является определенная культура оформления задачи, проведение математических вычислений, запись формул, округление получаемых результатов.
  9. Знакомлю учащихся с характеристикой КИМов, основными результатами ЕГЭ прошлых лет, отмечая типичные ошибки.

В начале подготовки учащихся к ЕГЭ я выявила, что успешная сдача ЕГЭ прежде всего зависит от степени владения учащимися теоретическими знаниями за курс средней школы и умениями их использовать в нестандартных ситуациях, т.е. формирование предметной готовности ученика. Поэтому, в первую очередь, проверяю и дополняю теоретическую базу учащихся, обращая внимание на то, что необходимо знать и уметь применять законы и закономерности.

Для преодоления ошибок как можно чаще прорешиваем задания при подготовке к ЕГЭ, при формировании новых понятий, обобщении и закреплении на уроках, акцентирую внимание на их выполнении.

При подготовке у ЕГЭ использую все возможные тесты, но в первую очередь те, которые подготовлены на основе оригинальных материалов ЕГЭ.

Подготовку к ЕГЭ необходимо начинать уже в среднем звене. Успеха можно добиться, выделив в своей работе 3 направления:

  1. Знание теории по химии;
  2. Умение работать с тестами;
  3. Умение применять имеющиеся знания при выполнении незнакомого задания.

Первое из них призвано обеспечить максимальное усвоение материала по предмету. Второе и третье направлено на их правильное применение. Так, например, с 8 класса прошу учащихся завести общую тетрадь, которая в старших классах становится для них настольной книгой (брошюрой-памяткой). Все определения, формулы, схемы, таблицы – все в этой тетради. Уже с 8 класса выборочно мною используются книги-материалы ЕГЭ из 1 части.  Зная материалы ЕГЭ 11 класса, с 8 класса акцентирую свое внимание на тех вопросах, которые изучаются в данном классе и в 11 классе выносятся на ЕГЭ. Механическая, зрительная память помогают детям запоминать материал. А тесты позволяют его правильно соотнести с предложенным вариантом ответа. При подготовке контрольных работ, уже в 8 классе предлагаю учащимся тесты. В 10 и 11 классах тесты составляю сама на основе сборников КИМов разных лет. Из каждого варианта выбираю вопросы по теме и составляю несколько вариантов. При этом требую объяснение выбора правильного ответа.

На уроках контроля использую также такие задания, которые требуют умения переносить усвоенные знания в новые ситуации.

Поэтому на уроках система подготовки учащихся к ЕГЭ складывается из нескольких этапов:

накопительного, который включает в себя формирование некоторого комплекса умений, навыков и способов деятельности, рассмотрение основных методов и приемов, применение которых поможет при решении ряда нестандартных и исследовательских задач; изучение внепрограммного материала необходимого для решения задач ЕГЭ;

практического, который включает в себя отработку навыков применения отдельных методов и приемов решения задач; формирование навыков нахождения различных способов решения задач;

диагностического, который  включает в себя в обязательном порядке входящий и итоговый контроль по каждому разделу измерителями, составленными на основе КИМов, используемых при сдаче ЕГЭ по химии прошлых лет;  отслеживание учебных достижений учащихся на основе требований к уровню подготовки выпускников.

Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ – это не столько незнание содержания материала, сколько неумение работать с тестовым материалом разной типологии и разного уровня сложности. В связи с этим возникает необходимость организации системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету.

Система работы в данном направлении построена следующим образом:

в среднем звене – пропедевтическая работа (использование тестовых заданий при осуществлении контроля знаний учащихся);

в старших классах – на уроках обобщения материала, при контроле знаний – использование тестовых заданий разного уровня сложности; возможность использования тестов обучающего характера при изучении нового материала.

     Наиболее эффективными формами, методами и приемами по подготовке к ЕГЭ по химии являются следующие из них:

  • работа с тестовыми заданиями;
  • дифференцированный подход в обучении, контроле и подготовке;
  • индивидуальные занятия, консультации;
  • формирование у учащихся на уроках химии умений, навыков, развитие компетенций, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ:
  • регулярная проверка качества знаний с помощью тестирования, компьютерных спецпрограмм (тренажеров по ЕГЭ).
  • прорешивание максимально возможного количества тестов – вариантов ЕГЭ

Если выбирать технологии обучения, то это скорее технология обучения в сотрудничестве. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение умениями, знаниями, навыками, интеллектуальное развитие каждого ученика на уровне, соответствующим именно его индивидуальным особенностям, но и эффект социализации, формирование коммуникативных умений, нравственное воспитание личности.

Личностно-ориентированное обучение. Тут приоритетным становится акцент на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей, деятельность, не всегда укладывающуюся в систему урока.

Конечно, как бы ни работал учитель, главным в достижении положительного результата является желание самого выпускника сдать хорошо экзамен и соответственно понимание необходимости регулярных занятий по химии. Немалую роль здесь играют и родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по химии на тему: «Использование результатов ГИА в подготовке обучающихся к итоговой аттестации по химии»

В докладе отражены  основные вопросы, взывающие затруднения у учащихся при написании ГИА по химии и способы решения этих вопросов....

Выступление по теме: «Реализация траектории успешной подготовки обучающихся к итоговой аттестации по химии».

Перспективы ОГЭ – 2015г. Стало 2 части вместо 3-х. В 2015 году на выбор органов управления образованием субъектов РФпредложены две модели экзаменационной работы по химии,принципиальное раз...

Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ, диагностика затруднений»

Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный ана...

Подготовка и проведение лабораторных работ по физике в соответствии с требованиями  к подготовке учащихся к итоговой аттестации и планируемыми результатами в рамках ФГОС

Набор универсальных инсрукций к лабораторным работам по физике в рамках внедрения ФГОС. Пример 2 конкретных работ....

Подготовка и проведение лабораторных работ по физике в соответствии с требованиями  к подготовке учащихся к итоговой аттестации и планируемыми результатами в рамках ФГОС

Набор универсальных инсрукций к лабораторным работам по физике в рамках внедрения ФГОС. Пример 2 конкретных работ....

Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ».

Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ»....