занятие "Почувствуй себя химиком"
план-конспект занятия по химии (8 класс)
Цель занятия: Продолжить формирование у учащихся навыков проведения исследования (на примере проведения опытов, которые есть дома).
Задачи:
Предметные:
1.Продолжить формирование знаний у учащихся о признаках химических реакций.
2.Формирование знаний о технике безопасности в кабинете химии.
3.Продолжить формировать экспериментальные умения и навыки учащихся по работе с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.
2. Метапредметные:
1. Продолжить развитие у учащихся навыков работы по инструкции, работы с новой информацией.
2. Продолжить формирование навыков экспериментальных исследований.
3. Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.
Личностные:
1. Способствовать формированию правильного отношения у учащихся к своему здоровью.
2. Продолжить воспитание информационной, социальной и коммуникативной компетенций.
3. Продолжить воспитание культуры общения через работу в парах «ученик-ученик», «ученик-учитель», а также развитие наблюдательности, внимания.
4. Продолжить создание условий для воспитания желания активно учиться, с интересом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_fakultativnogo_zanyatiya.docx | 334.72 КБ |
tehnika_bezopasnosti.ppt | 1018 КБ |
karta_opytov.docx | 13.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта факультативного занятия
Предмет _______химия - биология_
Класс _________5 _________
Тема «Почувствуй себя химиком»
Тип урока ___занятие-исследование
Цель занятия: Продолжить формирование у учащихся навыков проведения исследования (на примере проведения опытов, которые есть дома).
Задачи:
Предметные:
1.Продолжить формирование знаний у учащихся о признаках химических реакций.
2.Формирование знаний о технике безопасности в кабинете химии.
3.Продолжить формировать экспериментальные умения и навыки учащихся по работе с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.
2. Метапредметные:
1. Продолжить развитие у учащихся навыков работы по инструкции, работы с новой информацией.
2. Продолжить формирование навыков экспериментальных исследований.
3. Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.
Личностные:
1. Способствовать формированию правильного отношения у учащихся к своему здоровью.
2. Продолжить воспитание информационной, социальной и коммуникативной компетенций.
3. Продолжить воспитание культуры общения через работу в парах «ученик-ученик», «ученик-учитель», а также развитие наблюдательности, внимания.
4. Продолжить создание условий для воспитания желания активно учиться, с интересом.
Технологическая карта факультативного занятия по химии в 5 классе
«Почувствуй себя химиком»
Этапы занятия | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности. | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, создание проблемной ситуации. | Включаются в деловой ритм занятия. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Закладка опыта к следующему занятию | Заложить опыт к следующему занятию | Выдать расходный материал для опыта. Инструкции (Приложение 1) | По инструкции заложить опыт. | Личностные. Познавательные. Коммуникативные: работа в паре по закладке опыта. |
3.Постановка темы и цели занятия. | Определение темы занятия. Постановка цели занятия, выбор способа действия; выдвижения гипотезы. Познакомиться с правилами техники безопасности. | Определение темы занятия используя ребус. (Приложение 2) В рамках темы нашего занятия сформулируйте цель и способы достижения данной цели? Знакомство с правилами по технике безопасности в кабинете химии | Определить тему занятия. Проанализировать способы и методы достижения цели. Познакомиться с правилами техники безопасности. | Регулятивные: целеполагание Познавательные: формулирование познавательной цели; логические - формулирование признаков реакций. |
4. Изучение нового материала | Обеспечение восприятия, осмысления темы | Проведение экспериментов по инструкции ( Карта опытов – приложение 3). После каждого опыта выделяем признаки реакции вместе с учащимися. После 5 опытов решение ребусов (приложение 4) Продолжение проведения опытов. Два учащихся (подготовленных заранее проводят опыт - приложение 5) проводят опыт. Далее выполнение опытов по карте опытов. (Опыты в приложении 6) | Проводят исследования, результаты заносят в карту опытов. Проговаривают результат и выводы работы. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение главного; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
5.Первичное закрепление знаний | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция, обеспечение закрепления в памяти знаний и способов действий. | С помощью вопросов помогает проанализировать этапы работы. Организует обмен результатами работы. Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу. | Проговаривают результат и выводы работы. | Регулятивные: Познавательные: умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий. |
6. Рефлексия | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий. Инициировать рефлексию по поводу эмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими учениками. | Что нового узнали? Какое у вас настроение после занятия? На доске магнитики, прикрепите их на тот цвет жидкости в колбах, который соответствует вашему настроению. | Заполняют таблицу самооценки; обращаются за помощью, если возникает необходимость. Отвечают на вопросы. Прикрепляют магнитики к цветным колбам. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
7. Домашнее задание | Принести карандаш и линейку. | Записывают задание. |
Приложение 1
Инструкция для постановки эксперимента «Проращивание семян»
Опыт № 1
- Возьмите 2 пластиковых контейнера и на дно постелите бумагу (туалетную или салфетки).
- Поместите на дно по 20 зернышек овса.
- В первый контейнер налейте воды, чтобы чуть-чуть скрыло семена, а во второй столько, чтобы все семена находились в воде на глубине 2-3 см.
- Поставить контейнеры из 1 опыта около окна, где прохладнее.
Инструкция для постановки эксперимента «Проращивание семян»
Опыт № 2
- Возьмите 2 пластиковых контейнера и на дно постелите бумагу (туалетную или салфетки).
- Поместите на дно по 20 зернышек овса.
- В первый контейнер налейте воды, чтобы чуть-чуть скрыло семена, а во второй столько, чтобы все семена находились в воде на глубине 2-3 см.
- Поставить контейнеры из 2 опыта подальше от окна, ближе к батарее, где теплее.
Инструкция для постановки эксперимента «Проращивание семян»
Опыт № 3
- Возьмите 2 пластиковых контейнера и на дно постелите бумагу (туалетную или салфетки).
- Поместите на дно по 20 зернышек овса.
- В первый контейнер налейте воды, чтобы чуть-чуть скрыло семена, а во второй столько, чтобы все семена находились в воде на глубине 2-3 см.
- Поставить контейнеры из 3 опыта около окна, где прохладнее в темном пакете.
Инструкция для постановки эксперимента «Проращивание семян»
Опыт № 4
- Возьмите 2 пластиковых контейнера и на дно постелите бумагу (туалетную или салфетки).
- Поместите на дно по 20 зернышек овса.
- В первый контейнер налейте воды, чтобы чуть-чуть скрыло семена, а во второй столько, чтобы все семена находились в воде на глубине 2-3 см.
- Поставить контейнеры из 4 опыта подальше от окна, ближе к батарее, где теплее в темном пакете.
Приложение 2
Приложение 3
Карта опытов
№ | опыт | Что наблюдали |
№ 1. | Из пробирки № 1 перелить содержимое в пробирку № 2. Ждем, что будет происходить. Записываем. | |
№ 2. | Из пробирки № 3 по каплям приливаем сильно пахнущую жидкость в пробирку № 4. Смотрим, что происходит. Записываем. | |
№3. | Возьмите пробирку № 5 и немного встряхните, аккуратно. Затем из пробирки № 6 прилейте немного жидкости. Смотрим, что происходит. Записываем. | |
№ 4. | Возьмите пробирку № 7 и прилейте к ней раствор из пробирки № 8. Что мы наблюдаем. Результат запишите. | |
№ 5. | Возьмите и отлейте в чистую пробирку из колбы № 1 и прилейте к ней из колбы № 2, затем добавьте по каплям раствор из колбы № 3. Что наблюдаем, результат запишите. | |
№ 6 | Возьмите колбу № 1 и отлейте в чистую пробирку немного жидкости, к ней прилейте из колбы № 3, затем добавьте по каплям раствор из колбы № 2. Что наблюдаем, результат запишите. | |
№ 7. | Возьмите стакан в котором находится немного жидкого мыла. Прилейте в эту жидкость содержимое колбы № 1 и затем содержимое колбы № 3. Что происходит. Результат запишите. | |
Выводы: я узнал - | Я уже знал | |
Мне понравилось- | Мне не понравилось - |
Приложение 4
Бор йод медь
Молекула олово
Реакция пробирка
Ртуть серебро золото
Приложение 5
Приготовить растворы роданида калия и хлорида железа (III). Один учащийся смазывает обильно руку, смоченной в «растворе йода» (раствор хлорида железа (III)), а второй смачивает тупой нож в «растворе спирта» (раствор роданида калия).
Затем проводит ножом по руке учащегося. Наблюдаем обильное появление «крови».
Приложение 6
№1 ОПЫТ ЗЕЛЕНЫЙ. Сода и медный купорос.
Понадобится: насыщенный содовый , раствор медного купороса, пустая стеклянная емкость (например, стакан).
Ход работы:
В пустой стакан наливаем около 50 г содового раствора (прозрачная жидкость), добавляем тоже около 50 г раствора медного купороса (голубая жидкость) и смотрим, как в результате реакции жидкость становится зеленой и начинает пениться!
№ 2 ОПЫТ СИНИЙ. Медный купорос и аммиак
Понадобится: нашатырный спирт, раствор медного купороса, пустая стеклянная емкость (например, стакан).
Ход работы:
В пустой стакан наливаем 50 г раствора медного купороса (голубой цвет) и капаем буквально пару капель прозрачного нашатырного спирта. Голубая жидкость тут же превращается в синюю!
№ 3 ОПЫТ ФИОЛЕТОВЫЙ. Йод и крахмал
Понадобится: раствор йода, раствор крахмала, пустая стеклянная емкость (например, стакан).
Ход работы:
Взбалтываем раствор крахмала (непрозрачный, белого цвета) и наливаем грамм 50 в пустой стакан. Добавляем туда 50 грамм раствора йода (золотисто-желтого цвета). В результате у нас в стакане получается жидкость темно - фиолетового цвета!
№4 ОПЫТ БЕЖЕВЫЙ. Марганцовка и молоко
Понадобится: раствор марганцовки, молоко, пустая стеклянная емкость (например, стакан).
Ход работы:
Наливаем грамм 50 молока в пустой стакан. Получаем жидкость белого цвета. Добавляем туда столовую ложку раствора марганцовки (малинового цвета). В результате молоко темнеет и становиться бледно-коричневым!
№5 ОПЫТ ПО ОБЕСЦВЕЧИВАНИЮ. Марганцовка, уксус и перекись водорода
Понадобится: раствор марганцовки, столовый уксус, перекись водорода, пустая стеклянная емкость (например, стакан).
Ход работы:
Наливаем в пустой стакан 50 г раствора марганцовки (ярко-малиновый цвет).
Добавляем в него 1 ч.л. уксуса (прозрачный цвет). Жидкость окраски не поменяла - все такая же ярко-малиновая.
А теперь добавьте в нее пол чайной ложки перекиси. Прямо у вас на глазах жидкость начнет светлеть! И уже буквально через минуту в стакане будет кристально-прозрачная вода!
№6 ОПЫТ ПО ОБЕСЦВЕЧИВАНИЮ. Марганцовка, уксус и перекись водорода
Понадобится: раствор марганцовки, столовый уксус, перекись водорода, пустая стеклянная емкость (например, стакан).
Ход работы:
Наливаем в пустой стакан 50 г раствора марганцовки (ярко-малиновый цвет).
К марганцовке сначала добавить перекись, то жидкость станет коричневой и начнет активно выделять пузырьки газа. Но тоже обесцвечивается, если к ней добавить чайную ложку уксуса.
№ 7 ОПЫТ ПЕНИСТЫЙ. Мыло и жидкость из прошлого опыта.
Понадобится: жидкое мыло, разведенное водой.
Ход работы:
Если вместо уксуса в ту жидкость, которая получилась после соединения марганцовки и перекиси в прошлом опыте, добавить жидкое мыло, то жидкость станет сильно пениться. Чтобы реакция шла быстрее, жидкость можно помешать. Через некоторое время она начнет по виду напоминать пенистое пиво.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
школьник, помни ты всегда, Знай, любая кроха: Безопасность- хорошо, А халатность- плохо!
Не спеши хватать прибор ты, А инструкцию читай. Убедись, что ты все понял, Вот тогда и начинай. Если хочешь долго жить, Надо медленно спешить.
Как же нюхать вещества? В колбу нос совать нельзя! Что может случиться? Ты можешь отравиться!
Пусть в пробирке пахнет воблой, В колбе- будто мармелад. Вещества на вкус не пробуй! Сладко пахнет даже яд
Чай и вкусный бутерброд Очень просятся в твой рот. Не обманывай себя- Есть и пить у нас нельзя! Это, друг, химкабинет, Для еды условий нет.
Помни: щелочь,кислота Вмиг прожгут одежду всем. Надевай халат, как я, И работай без проблем.
Ты сливал, нагревал реактивы И отчет подготовил в тетрадке. Не забудь вымыть руки с мылом, Чтоб здоровье было в порядке.
если вы пользуетесь чем-либо – держите в чистоте и порядке; -если вы не знаете, как это действует, не трогайте; -если вы не знаете, как это делается, сразу спросите. Если вы не усвоили этих правил не входите в лабораторию!
Предварительный просмотр:
Карта опытов
№ | опыт | Что наблюдали |
№ 1. | Из пробирки № 1 перелить содержимое в пробирку № 2. Ждем, что будет происходить. Записываем. | |
№ 2. | Из пробирки № 3 по каплям приливаем сильно пахнущую жидкость в пробирку № 4. Смотрим, что происходит. Записываем. | |
№3. | Возьмите пробирку № 5 и немного встряхните, аккуратно. Затем из пробирки № 6 прилейте немного жидкости. Смотрим, что происходит. Записываем. | |
№ 4. | Возьмите пробирку № 7 и прилейте к ней раствор из пробирки № 8. Что мы наблюдаем. Результат запишите. | |
№ 5. | Возьмите и отлейте в чистую пробирку из колбы № 1 и прилейте к ней из колбы № 2, затем добавьте по каплям раствор из колбы № 3. Что наблюдаем, результат запишите. | |
№ 6 | Возьмите колбу № 1 и отлейте в чистую пробирку немного жидкости, к ней прилейте из колбы № 3, затем добавьте по каплям раствор из колбы № 2. Что наблюдаем, результат запишите. | |
№ 7. | Возьмите стакан в котором находится немного жидкого мыла. Прилейте в эту жидкость содержимое колбы № 1 и затем содержимое колбы № 3. Что происходит. Результат запишите. | |
Выводы: я узнал - | Я уже знал | |
Мне понравилось- | Мне не понравилось - |
Карта опытов
№ | опыт | Что наблюдали |
№ 1. | Из пробирки № 1 перелить содержимое в пробирку № 2. Ждем, что будет происходить. Записываем. | |
№ 2. | Из пробирки № 3 по каплям приливаем сильно пахнущую жидкость в пробирку № 4. Смотрим, что происходит. Записываем. | |
№3. | Возьмите пробирку № 5 и немного встряхните, аккуратно. Затем из пробирки № 6 прилейте немного жидкости. Смотрим, что происходит. Записываем. | |
№ 4. | Возьмите пробирку № 7 и прилейте к ней раствор из пробирки № 8. Что мы наблюдаем. Результат запишите. | |
№ 5. | Возьмите и отлейте в чистую пробирку из колбы № 1 и прилейте к ней из колбы № 2, затем добавьте по каплям раствор из колбы № 3. Что наблюдаем, результат запишите. | |
№ 6 | Возьмите колбу № 1 и отлейте в чистую пробирку немного жидкости, к ней прилейте из колбы № 3, затем добавьте по каплям раствор из колбы № 2. Что наблюдаем, результат запишите. | |
№ 7. | Возьмите стакан в котором находится немного жидкого мыла. Прилейте в эту жидкость содержимое колбы № 1 и затем содержимое колбы № 3. Что происходит. Результат запишите. | |
Выводы: я узнал - | Я уже знал | |
Мне понравилось- | Мне не понравилось - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конференция "Задай вопрос специалисту и себе" от "Здоровья вокруг нас" к "Здоровью в себе"
Конференция направлена на обсуждение проблемы выбора здорового образа жизни. Рекомендации и советы обучающимся дают квалифицированные специалисты. Обучающиеся высказывают своё мнение по данной проблем...
Проверить себя и поверить в себя!
Конкурс профессионального мастерства по профессии "Оператор ЭВМ"...
Внеклассное мероприятие "Любите себя или как победить неуверенность в себе"
Внеклассное занятие по теме «Любите себя и других или как приобрести уверенность в себе» рассчитано на учащихся 6 классов, но может быть проведено и в 5, 7 классах. Целью проведения данного мероприяти...
Сохраним себя для себя
Тренинг для педагогов...
"Творческая сила корня жизни, чтобы выйти из себя и себе самому раскрыться в другом?..."(Повесть М.Пришвина "Жень-Шень")
научить учащихся выявлять собственные положительные качества, способности, умению разбираться в самом себе, определению цели жизни....
Классный час "Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг"
В результате занятия участники смогут: • сформулировать понятие «дружба», • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем, • приобретут навыки работы в сотрудничестве, • поймут, ч...
Беседа по книге А.П.Астахова "Детям о праве" "Береги красоту вокруг себя" (как вести себя на улице). Презентация.
Презентация из 12 слайдов содержит информацию о правилах соблюдения чистоты на улицах вашего города, уважении к труду незнакомых вам людях, что такое "вандализм". Материал доступен для разных возрастн...