Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Ю. И. Тлюстена» г. Адыгейска
«Согласовано» «Принято» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР на заседании педагогического Директор школы
_______ Беретарь С. К. совета протокол № 1 _________Гадагатель Э. А.
«___»________2020 г. от «___»_______2020 г. приказ №_______
От «___»_______2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ 9 КЛАСС
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Учитель Женетль Эмма Руслановна
Учебный год 2020-2021
Рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС ООО и учебника Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана «Химия 9 класс». Программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю.
Ⅰ. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3. Формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
4. Формированию коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;
5. Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
6. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
7. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
8. Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать решения в различных продуктивных видах деятельности.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
3. Умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуаций;
5. Формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД;
6 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных познавательных задач;
7. Умение извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8. Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
9. Умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
10. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
11. Умение самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников;
12. Умение работать в группе- эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, корректно отстаивать свою позицию; продуктивно разрешать конфликты.
Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются:
1. Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращения и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2. Осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
3. Овладение основами химической грамотности; способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
4. Формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость применения веществ от их свойств;
5. Приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования;
6. Умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
7. Овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме;
8. Создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего общего образования;
9. Формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Ⅱ. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Многообразие химических реакций.
Классификация химических реакций, реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления, восстановления. Составление уравнений окислительно- восстановительных реакций с помощью метода окислительно – восстановительных реакций. С помощью метода электронного баланса.
Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.
Термохимические уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе.
Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии. Химические реакции идущие в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов.
Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно – восстановительных реакциях.
Понятие о гидролизе солей.
Раздел 2. Многообразие веществ.
Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе.
Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид – ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.
Кислород и сера. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфид- ионы. Оксид серы (IV).
Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат- ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.
Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства, получение, применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение. Соли. Азотные удобрения.
Фосфор. Аллотропия. Физические и химические свойства. Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота, ее соли и удобрения.
Углерод и кремний. Положение в периодической системе, строение атомов. Углерод. Аллотропия. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Качественная реакция на карбонат – ионы. Круговорот в природе.
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли.
Стекло. Цемент.
Металлы. Положение в периодической системе, строение атомов. Металлическая связь. Физические свойства. Ряд активности металлов.свойства металлов. Общие способы получения. Сплавы металлов.
Щелочные металлы. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе.
Щелочноземельные металлы. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Магний и кальций , их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Железо. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III). Качественная реакция на ионы.
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ.
Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод – основа жизни на земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.
Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горение и замещения. Нахождение в природе. Применение.
Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена. Реакция присоединения. Качественные реакции. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена.
Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение.
Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты, Многоатомные спирты, карбоновые кислоты, Сложные эфиры, жиры, углеводы, аминокислоты, белки. Роль белков в организме.
Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.
Тематическое планирование с указанием количества часов освоения каждой темы
№ | Название темы (раздела) | Количество часов на изучение |
1 | Классификация химических реакций | 6 |
2 | Химические реакции в водных растворах | 9 |
3 | Галогены | 6 |
4 | Кислород и сера | 7 |
5 | Азот и фосфор | 8 |
6 | Углерод и кремний | 9 |
7 | Металлы | 13 |
8 | Первоначальные представления об органических веществах | 10 |
Итого 68 часов |
Ⅲ. Календарно - тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Раздел 1. Классификация химических реакций | ||||
Правила Т.Б. при работе в кабинете химии. Окислительно - восстановительные реакции. | 1 | |||
Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. | 1 | |||
Скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе. | 1 | |||
Т. Б. Практическая работа №1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость. | 1 | |||
Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом равновесии. | 1 | |||
Вычисления по химическим уравнениям массы (количества, объёма) вещества по известной массе (количеству, объёму) одного из вступивших или получающихся в результате реакции веществ. Определение теплового эффекта реакции по её термохимическому уравнению | 1 | |||
Раздел 2. Химические реакции в водных растворах | ||||
Сущность процесса электролитической диссоциации. | 1 | |||
Диссоциация кислот, оснований, солей. | 1 | |||
Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. | 1 | |||
Реакции ионного обмена и условия их протекания. | 1 | |||
Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях | 1 | |||
Гидролиз солей. | 1 | |||
Т. Б. Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований, солей как электролитов». | 1 | |||
Обобщение по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация» | 1 | |||
Контрольная работа №1 по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация». | 1 | |||
Раздел 3. Галогены | ||||
Характеристика галогенов. Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов.Получение галогенов. | 1 | |||
Физические и химические свойства галогенов. Сравнительная характеристика галогенов. | 1 | |||
Хлор. Свойства хлора. Применение хлора. | 1 | |||
Хлороводород: получение и физические свойства. | 1 | |||
Соляная кислота и ее соли. | 1 | |||
Т. Б. Практическая работа №3.Получение соляной кислоты и изучение ее свойств. | 1 | |||
Раздел 4. Кислород и сера | ||||
Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия серы. | 1 | |||
Свойства и применение серы. | 1 | |||
Сероводород. Сульфиды | 1 | |||
Оксид серы (IV). Сернистая кислота и её соли. | 1 | |||
Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. | 1 | |||
Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. | 1 | |||
Т. Б. Практическая работа №4.Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера» | 1 | |||
Раздел 5. Азот и фосфор | ||||
Характеристика азота и фосфора. Физические и химические свойства азота. | 1 | |||
Аммиак. Физические и химические свойства, получение, применение. | 1 | |||
Т. Б. Практическая работа №5.Получение аммиака и изучение его свойств. | 1 | |||
Соли аммония. | 1 | |||
Азотная кислота: строение молекулы, получение. Общие свойства азотной кислоты. | 1 | |||
Окислительные свойства азотной кислоты. Соли азотной кислоты. Азотные удобрения. | 1 | |||
Фосфор. Аллотропия и свойства. | 1 | |||
Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и ее соли. | 1 | |||
Раздел 6. Углерод и кремний | ||||
Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода. | 1 | |||
Химические свойства углерода. Адсорбция. | 1 | |||
Оксид углерода (Ⅱ)- угарный газ. Свойства и физиологическое действие. Оксид углерода (Ⅳ) - углекислый газ. | 1 | |||
Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе. | 1 | |||
Т. Б. Практическая работа №6. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. | 1 | |||
Кремний. Оксид кремния (Ⅳ). | 1 | |||
Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент. | 1 | |||
Обобщение по теме «Неметаллы». | 1 | |||
Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы». | 1 | |||
Раздел 7. Металлы | ||||
Характеристика металлов. | 1 | |||
Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. | 1 | |||
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. | 1 | |||
Сплавы. | 1 | |||
Щелочные металлы. Нахождение в природе. Свойства.Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение щелочных металлов. | 1 | |||
Магний. Щелочноземельные металлы. | 1 | |||
Важнейшие соединения кальция. Жесткость воды. | 1 | |||
Алюминий: физические и химические свойства. | 1 | |||
Важнейшие соединения алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. | 1 | |||
Железо. Нахождение в природе. Свойства. | 1 | |||
Соединения железа.Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III). | 1 | |||
Т. Б. Практическая работа №7 Решение экспериментальных задач по теме « Металлы» | 1 | |||
Контрольная работа №3 по теме «Металлы и их соединения» | 1 | |||
Раздел 8. Первоначальные представления об органических веществах | ||||
Органическая химия. Предельные (насыщенные) углеводороды. | 1 | |||
Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. | 1 | |||
Полимеры. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид. | 1 | |||
Производные углеводородов. Спирты. | 1 | |||
Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. | 1 | |||
Углеводы. | 1 | |||
Аминокислоты. Белки. | 1 | |||
Контрольная работа №4 «Органические соединения». | 1 | |||
67-68 | Обобщающий урок по теме «Органическая химия». | 2 | ||
итого 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-177522-1358162857.jpg)
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-270848-1377416964.jpg)
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-400367-1668370355.jpg)
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-149818-1354961212.jpg)
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-1491619-1700729538.jpg)
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...