Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Ю. И. Тлюстена» г. Адыгейска
«Согласовано» «Принято» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР на заседании педагогического Директор школы
_______ Беретарь С. К. совета протокол № 1 _________Гадагатель Э. А.
«___»________2020 г. от «___»_______2020 г. приказ №_______
От «___»_______2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ 9 КЛАСС
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Учитель Женетль Эмма Руслановна
Учебный год 2020-2021
Рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС ООО и учебника Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана «Химия 9 класс». Программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю.
Ⅰ. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3. Формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
4. Формированию коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;
5. Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
6. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
7. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
8. Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать решения в различных продуктивных видах деятельности.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
3. Умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуаций;
5. Формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД;
6 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных познавательных задач;
7. Умение извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8. Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
9. Умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
10. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
11. Умение самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников;
12. Умение работать в группе- эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, корректно отстаивать свою позицию; продуктивно разрешать конфликты.
Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются:
1. Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращения и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2. Осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
3. Овладение основами химической грамотности; способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
4. Формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость применения веществ от их свойств;
5. Приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования;
6. Умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
7. Овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме;
8. Создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего общего образования;
9. Формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Ⅱ. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Многообразие химических реакций.
Классификация химических реакций, реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления, восстановления. Составление уравнений окислительно- восстановительных реакций с помощью метода окислительно – восстановительных реакций. С помощью метода электронного баланса.
Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.
Термохимические уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе.
Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии. Химические реакции идущие в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов.
Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно – восстановительных реакциях.
Понятие о гидролизе солей.
Раздел 2. Многообразие веществ.
Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе.
Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид – ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.
Кислород и сера. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфид- ионы. Оксид серы (IV).
Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат- ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.
Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства, получение, применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение. Соли. Азотные удобрения.
Фосфор. Аллотропия. Физические и химические свойства. Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота, ее соли и удобрения.
Углерод и кремний. Положение в периодической системе, строение атомов. Углерод. Аллотропия. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Качественная реакция на карбонат – ионы. Круговорот в природе.
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли.
Стекло. Цемент.
Металлы. Положение в периодической системе, строение атомов. Металлическая связь. Физические свойства. Ряд активности металлов.свойства металлов. Общие способы получения. Сплавы металлов.
Щелочные металлы. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе.
Щелочноземельные металлы. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Магний и кальций , их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Железо. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III). Качественная реакция на ионы.
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ.
Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод – основа жизни на земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.
Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горение и замещения. Нахождение в природе. Применение.
Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена. Реакция присоединения. Качественные реакции. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена.
Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение.
Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты, Многоатомные спирты, карбоновые кислоты, Сложные эфиры, жиры, углеводы, аминокислоты, белки. Роль белков в организме.
Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.
Тематическое планирование с указанием количества часов освоения каждой темы
№ | Название темы (раздела) | Количество часов на изучение |
1 | Классификация химических реакций | 6 |
2 | Химические реакции в водных растворах | 9 |
3 | Галогены | 6 |
4 | Кислород и сера | 7 |
5 | Азот и фосфор | 8 |
6 | Углерод и кремний | 9 |
7 | Металлы | 13 |
8 | Первоначальные представления об органических веществах | 10 |
Итого 68 часов |
Ⅲ. Календарно - тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Раздел 1. Классификация химических реакций | ||||
Правила Т.Б. при работе в кабинете химии. Окислительно - восстановительные реакции. | 1 | |||
Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. | 1 | |||
Скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе. | 1 | |||
Т. Б. Практическая работа №1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость. | 1 | |||
Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом равновесии. | 1 | |||
Вычисления по химическим уравнениям массы (количества, объёма) вещества по известной массе (количеству, объёму) одного из вступивших или получающихся в результате реакции веществ. Определение теплового эффекта реакции по её термохимическому уравнению | 1 | |||
Раздел 2. Химические реакции в водных растворах | ||||
Сущность процесса электролитической диссоциации. | 1 | |||
Диссоциация кислот, оснований, солей. | 1 | |||
Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. | 1 | |||
Реакции ионного обмена и условия их протекания. | 1 | |||
Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях | 1 | |||
Гидролиз солей. | 1 | |||
Т. Б. Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований, солей как электролитов». | 1 | |||
Обобщение по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация» | 1 | |||
Контрольная работа №1 по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация». | 1 | |||
Раздел 3. Галогены | ||||
Характеристика галогенов. Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов.Получение галогенов. | 1 | |||
Физические и химические свойства галогенов. Сравнительная характеристика галогенов. | 1 | |||
Хлор. Свойства хлора. Применение хлора. | 1 | |||
Хлороводород: получение и физические свойства. | 1 | |||
Соляная кислота и ее соли. | 1 | |||
Т. Б. Практическая работа №3.Получение соляной кислоты и изучение ее свойств. | 1 | |||
Раздел 4. Кислород и сера | ||||
Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия серы. | 1 | |||
Свойства и применение серы. | 1 | |||
Сероводород. Сульфиды | 1 | |||
Оксид серы (IV). Сернистая кислота и её соли. | 1 | |||
Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. | 1 | |||
Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. | 1 | |||
Т. Б. Практическая работа №4.Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера» | 1 | |||
Раздел 5. Азот и фосфор | ||||
Характеристика азота и фосфора. Физические и химические свойства азота. | 1 | |||
Аммиак. Физические и химические свойства, получение, применение. | 1 | |||
Т. Б. Практическая работа №5.Получение аммиака и изучение его свойств. | 1 | |||
Соли аммония. | 1 | |||
Азотная кислота: строение молекулы, получение. Общие свойства азотной кислоты. | 1 | |||
Окислительные свойства азотной кислоты. Соли азотной кислоты. Азотные удобрения. | 1 | |||
Фосфор. Аллотропия и свойства. | 1 | |||
Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и ее соли. | 1 | |||
Раздел 6. Углерод и кремний | ||||
Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода. | 1 | |||
Химические свойства углерода. Адсорбция. | 1 | |||
Оксид углерода (Ⅱ)- угарный газ. Свойства и физиологическое действие. Оксид углерода (Ⅳ) - углекислый газ. | 1 | |||
Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе. | 1 | |||
Т. Б. Практическая работа №6. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. | 1 | |||
Кремний. Оксид кремния (Ⅳ). | 1 | |||
Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент. | 1 | |||
Обобщение по теме «Неметаллы». | 1 | |||
Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы». | 1 | |||
Раздел 7. Металлы | ||||
Характеристика металлов. | 1 | |||
Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. | 1 | |||
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. | 1 | |||
Сплавы. | 1 | |||
Щелочные металлы. Нахождение в природе. Свойства.Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение щелочных металлов. | 1 | |||
Магний. Щелочноземельные металлы. | 1 | |||
Важнейшие соединения кальция. Жесткость воды. | 1 | |||
Алюминий: физические и химические свойства. | 1 | |||
Важнейшие соединения алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. | 1 | |||
Железо. Нахождение в природе. Свойства. | 1 | |||
Соединения железа.Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III). | 1 | |||
Т. Б. Практическая работа №7 Решение экспериментальных задач по теме « Металлы» | 1 | |||
Контрольная работа №3 по теме «Металлы и их соединения» | 1 | |||
Раздел 8. Первоначальные представления об органических веществах | ||||
Органическая химия. Предельные (насыщенные) углеводороды. | 1 | |||
Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. | 1 | |||
Полимеры. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид. | 1 | |||
Производные углеводородов. Спирты. | 1 | |||
Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. | 1 | |||
Углеводы. | 1 | |||
Аминокислоты. Белки. | 1 | |||
Контрольная работа №4 «Органические соединения». | 1 | |||
67-68 | Обобщающий урок по теме «Органическая химия». | 2 | ||
итого 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...