Опорный конспект " Кислоты"
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (11 класс)
Предварительный просмотр:
Кислоты, их получение, свойства.
Характеристика кислот:
1) Сильные, устойчивые, образуют растворы с сильнокислой средой: азотная, серная, соляная, HBr,HI, HClO4 (хлорная)
2) Средней силы и слабые растворимые, образуют растворы с довольно кислой средой: фосфорная, плавиковая (HF), уксусная
3) Слабые, летучие, неустойчивые: сероводородная, сернистая, угольная, азотистая. Среда в растворах этих кислот очень слабо кислая.
4) Нерастворимые: кремниевая, борная Н3ВО3.Не меняют окраску индикатора.
Свойства кислот.
Ряд напряжений металлов:
Li, Rb, K, Ba, Sr, Ca, Na, Mg, Al, Mn, Zn, Cr, Fe, Cd, Co, Ni, Sn, Pb,H,Sb, Bi, Cu, Hg, Ag, Pd, Pt, Au
Свойство | Примеры | Примечания |
1.Электроли-тическая диссоциация в водных растворах. | HCl ⇄ H+ + Cl– (точнее, не Н+, а Н3О+-ион гидроксония) Многоосновные кислоты диссоциируют cтупенчато: H2SO3 ⇄ H+ + НSO3– (1 ступень) и HSO3– ⇄ H+ + SO32– (2 ступень) | Нерастворимые кислоты практически не диссоциируют. |
2. Действие на индикаторы. | Так как растворы кислот имеют кислую среду, они меняют окраску индикаторов. Причина – наличие в растворе ионов Н+(H3O+). Лакмус и метилоранж приобретают КРАСНУЮ окраску. | H2SiO3, H2S, H2CO3 - практически не меняют окраску индикаторов. |
3. Взаимодействие с основаниями и амфотерными гидроксидами. | H2SO4 + Ca(OH)2= CaSO4 + 2H2O HCl + Al(OH)3 = AlCl3 + H2O H2SiO3 + 2NaOH = Na2SiO3 + 2H2O H2SO4 + KOH(изб) = K2SO4 + H2O H2SO4(изб) + KOH = KHSO4 + H2O | Слабые кислоты реагирует только со щелочами. Возможно образование кислых солей. |
4. Взаимодействие с основными и амфотерными оксидами | 2 HCl + CaO = CaCl2 +H2O 2 H3PO4+Fe2O3 = FePO4+3H2O | Кремниевая кислота – только при сплавлении. |
5. Взаимодействие со средними, кислыми, основными солями. | А) Cоль1+кислота1=соль2+кислота2 2HCl +СаCO3 =СаCl2+CO2↑+ H2O ВaCl2 +H2SO4 = ВaSO4↓+ 2HCl Б) Средняя соль + её же кислота = кислая соль.H2SO4+Na2SO4= 2NaHSO4 В) Основная соль+кислота = средняя соль.(СuOH)2CO3+4HCl=2CuCl2+CO2+3H2O Al(OH)2Cl + 2HCl = AlCl3 + 2H2O | Реакция происходит, если соль образована более слабой кислотой, или если образуется осадок, газ, вода. |
6.Взаимодействие с металлами минеральных кислот: HCl, HBr, HI, HF, H2SO4(разб!), Н3РО4 | 2HCl + 2Na = 2NaCl + H2 H2SO4 + Zn = ZnSO4 + H2 Исключение: при реакции с металлами азотной и конц. серной кислот водород не выделяется, реакция идёт по-другому! (см.п. 7) Не реагируют с металлами: H2S, H2SiO3, H2SO3, H2CO3 | Металл в ряду активности – должен находиться левее водорода. |
7. Особые свойства HNO3 и H2SO4 - реакция с металлами | Cu+4HNO3 (конц.) =Cu(NO3)2+2NO2+2H2O 3Cu+8HNO3(разб.)=3Cu(NO3)2+2NO+4H2O 8K+5H2SO4 (конц.) = 4K2SO4+H2S+4H2O 3Zn+ 4H2SO4 (конц.) = 3ZnSO4+S+4H2O | Пассивация Al, Cr, Fe – не реагируют с холодной концентрированной HNO3 и H2SO4 |
8. Разложение при нагревании. | 1) H2SiO3 → t SiO2 + H2O 2HNO2 = NO + NO2 + H2O 4HNO3 → t 2H2O + 4NO2 + O2 2) 2HI → t H2 + I2 | Угольная, сернистая и азотистая кислоты разлагаются при комнатной температуре. |
Способы получения кислот
Способ получения | Примеры | Примечания |
1. Взаимодействие оксидов с водой | SO3 + H2O = H2SO4 | Кислородсодержащие кислоты. Кроме H2SiO3 |
2. Взаимодействие простых веществ | H2 + S = H2S | Бескислородные кислоты. |
3. Вытеснение более слабых кислот из их солей более сильными кислотами. | 2HCl+Na2S = 2NaCl+ H2S↑ 2HCl+Na 2SiO3= 2NaCl+ Н2SiО3↑ | Кремниевую кислоту можно получить ТОЛЬКО таким способом. |
4. Окисление кислот (или оксидов в водном растворе) кислородом и другими окислителями. | SO2+Br2+H2O=H2SO4+HBr H3PO3 + O2 → t H3PO4 | Реакции протекают в водном растворе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование в обучении математики опорных конспектов
Из личного опыта использования метода В.Ф.Шаталова "Опорные конспекты"...
Опорные конспекты к урокам химии в 8 классе.
В настоящее время очень много различного методического и дидактического материала по химии. Многие авторы создали тетради на печатной основе, которыми можно пользоваться на уроках и дома. Но в условия...
Технология проблемного обучения на основе опорных конспектов на уроках истории.
Создание технологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на е...
Развитие технологического мышления учащихся на уроках технологии с помощью опорных конспектов. (выступление с методического объединения)
Данный материал является выступлением с школьного методического объединения учителей .Тема выступления "Развитие технологического мышления учащихся на уроках...
«Из опыта работы с использованием опорных конспектов»
«Из опыта работы с использованием опорных конспектов» Основные принципы составления опорного конспекта:*лаконичность...
Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии
Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...
Конспект урока:"Правописание суффиксов существительных и прилагательных" (с использованием опорных конспектов Ю.С.Меженко)
Конспект урока для 6 класса. Используются опорные схемы, облегчающие запоминание материала....