Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс)

Наталья Викторовна Куркина

Рабочая программа  по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_himiya_8.docx56.31 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования администрации муниципального образования «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Уринская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_________ \ Т.М. Воронина

Протокол № ___

«___»__________ 20   г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

________ \ Н.В. Ахмадулина

«___»__________ 20   г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Уринская СОШ»

________ \ Г.Л. Аксентьева

приказ № _____

«___»__________ 20   г.

М П

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

8 класс

(Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс.М.: Просвещение, 2016)

Разработчик программы:

учитель химии

Н.В.Куркина

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол №___ от

«___» _____20 ____ г

с. Уро

2020-21 г.

Срок действия программы 1 год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2018-2019 учебный год;
  • Примерной программы основного общего образования по химии;

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»
  • Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»

    Цели изучения курса

Изучение химии в основной школе направлено:

  • На освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, о химической символике;
  • На овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, проводить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • на  развитие  познавательных  интересов  и  интеллектуальных  способностей  в  процессе проведения химического  эксперимента, самостоятельного приобретения  знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • на  воспитание  отношения  к  химии  как  к  одному  из  фундаментальных  компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;  
  • на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов  в  быту,  сельском  хозяйстве  и  на  производстве,  решения  практических  задач  в повседневной  жизни,  предупреждения  явлений,  наносящих  вред  здоровью  человека  и окружающей среде.

Задачи изучения химии

  • Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.
  • Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.
  • Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правили техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.
  • Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.
  • Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.

Основные идеи

  • Материальное единство веществ в природе, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до более сложных, входящих в состав живых организмов.
  • Причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением веществ.
  • Законы природы объективны и познаваемы. Знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ.
  • Развитие химической науки служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством.

Описание места учебного предмета.

Учебный план на изучение химии в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю в течение двух лет -  в 8 и 9 классах: всего 136 учебных занятий.

Учебно-методический комплект.

  1. Рудзитис Г.Е. Химия: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
  2.  Химия: 8 кл.: электронное приложение к учебнику.
  3. Гара Н.Н. Химия: задачник с «помощником»: 8-9 классы : пособие для учащихся общеобразват. учреждений/ Н.Н. Гара, Н.И.Габрусева. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
  4. Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8-9 классы: М., «Просвещение», 2011.
  5.  Радецкий А.М. Химия: дидактический материал: 8-9 кл.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.М. Радецкий. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  6. Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: пособие для учителя / Н.Н. Гара. – 2-е изд., перераб. -  М.: Просвещение, 2014.

1.Планируемые результаты освоения предмета

1.1.Личностные результаты:

  • Формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
  • Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценить проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебно-поисковая исследовательская, клубная, проектная, кружковая и тип.)

1.2.Метапредметные  результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;
  • Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

1.3.Предметные  результаты:

1. В познавательной сфере:

  • Давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»;
  • Описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
  • Описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
  • Классифицировать изученные объекты и явления;
  • Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
  • Структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
  • Моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул;

2. В ценностно – ориентационной сфере:

  • Анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

3. В трудовой сфере:

  • Проводить химический эксперимент;

4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

  • Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

2.Содержание учебного предмета

Тема 1. Первоначальные химические понятия (22 ч)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.

Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.

Практические работы

  • Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
  • Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Тема 2. Кислород (6 ч)

Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.

Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом вытеснения воды. Определение состава воздуха. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа. Получение и свойства кислорода.

Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 3. Водород (3 ч)

Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.

Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).

Тема 4. Растворы. Вода (6 ч)

Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.

Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Тема 5. Количественные отношения в химии (4 ч)

Количество вещества. Моль. Число Авогадро. Постоянная Авогадро. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газа. Относительная плотность газов.

Расчетные задачи. Вычисление массы вещества по известному количеству вещества; количества вещества по известной массе. Вычисления по химическим уравнениям с использованием понятий «количество вещества» и «молярная масса».

Тема 6 . Основные классы неорганических соединений 11 ч)

Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.

Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

Тема 7. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (8 ч)

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.

Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.

Тема 8. Строение веществ. Химическая связь (5 ч)

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.

Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

3. Тематическое планирование

Название раздела, тем

Количество часов

1

2

3

4

5

6

7

8

Тема 1. Первоначальные химические понятия

Тема 2. Кислород

Тема 3. Водород

Тема 4. Растворы. Вода

Тема 5.Количественные отношения в химии.

Тема 6. Важнейшие  классы неорганических соединений

Тема 7. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома

Тема 8. Строение веществ. Химическая связь

22

6

4

5

5

11

8

5


Приложение 1.

Календарно – учебный график

Химия 8 класс

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

(план)

Дата 

(факт)

Примечание Причина корректировки

Тема 1. Первоначальные химические понятия (22ч)

1

1.1

Предмет химии. Вещества и их свойства

1

2

1.2

Методы познания в химии

1

3

1.3

Практическая работа. Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

1

4

1.4

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

1

5

1.5

Практическая работа. Очистка загрязненной поваренной соли.

1

6

1.6

Физические и химические явления. Химические реакции.

1

7

1.7

Молекулы и атомы. Атомно-молекулярное учение

1

8

1.8

Вещества молекулярного и немолекулярного строения

1

9

1.9

Простые и сложные вещества.

1

10

1.10

Химический элемент

1

11

1.11

Относительная атомная масса

1

12

1.12

Язык химии. Знаки химических элементов.

1

13

1.13

Закон постоянства состава вещества.

1

14

1.14

Относительная молекулярная масса. Химические формулы.

1

15

1.15

Массовая доля химического элемента в соединении.

Решение задач.

1

16

1.16

Валентность химических элементов. Определение

валентности элементов по формулам их соединений

1

17

1.17

Составление химических формул.

1

18

1.18

Атомно-молекулярное учение

1

19

1.19

Закон сохранения массы веществ.

1

20

1.20

Химические уравнения.

1

21

1.21

Типы химических реакций

1

22

1.22

Контрольная работа.

1

Тема 2. Кислород. Горение (6 ч)

23

2.1

Кислород, его общая характеристика и нахождение в

природе. Получение кислорода.

1

24

2.2.

Свойства кислорода

1

25

2.3

Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе

1

26

2.4

Практическая работа № 3. Получение и свойства кислорода

1

27

2.5

Озон. Аллотропия кислорода

1

28

2.6

Воздух и его состав.

1

Тема 3. Водород (4ч)

29

3.1

Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода.

1

30

3.2

Свойства и применение водорода

1

31

3.3

Практическая работа Получение водорода и исследование его свойств.

1

32

3.4

Контрольная работа по темам «Кислород», «Водород»

1

Тема 4. Вода. Растворы. (5ч)

33

4.1-4.2

Вода, её свойства и применение.

2

34

4.3

Вода – растворитель. Растворы.

1

35

4.4

Массовая доля растворенного вещества

1

36

4.5

Практическая работа Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

1

Тема 5. Количественные отношения в химии (5ч)

37

5.1

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

1

38

5.2

Вычисления м использованием понятий «количество вещества» и «молярная масса»

1

39

5.3

Закон Авогадро. Молярный объем газов.

1

40

5.4

Объемные отношения газов при химических реакциях.

1

41

5.5

Контрольная работа по темам «Вода. Растворы», «Количественные отношения в химии»

1

Тема 6.Важнейшие классы неорганических соединений (11ч)

42

6.1

Оксиды

1

43

6.2

Гидроксиды. Основания

1

44

6.3

Химические свойства оснований

1

45

6.4

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

1

46

6.5

Кислоты

1

47

6.6

Химические свойства кислот

1

48

6.7

Соли

1

49

6.8

Химические свойства солей

1

50

6.9

Связь между отдельными классами неорганических соединений

1

51

6.10

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

1

52

6.11

Контрольная работа

1

Тема 7. Периодический закон и строение атома (8ч)

53

7.1

Классификация химических элементов

1

54

7.2

Периодический закон Д.И.Менделеева

1

55

7.3

Периодическая таблица химических элементов

1

56

7.4

Строение атома

1

57

7.5-7.6

Распределение электронов по энергетическим уровням

2

58

7.7

Значение периодического закона

1

59

7.8

Контрольная работа

1

Тема 8. Строение вещества. Химическая связь (5ч)

60

8.1

Электроотрицательность химических элементов

1

61

8.2-8.3

Основные виды химической связи

2

62

8.4-8.5

Степень окисления

2

63

Контрольная работа за курс 8 класса

1

64

Итоговый урок

1

ИТОГО:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...