Практическая работа "Выращивание кристаллов"
план-конспект урока по химии (7 класс)
Подобен чуду рост кристалла, Когда обычная вода, одним мгновеньем вдруг сталла Сверкающим осколком льда. Луч света, затерявшись в гранях, рассылется на все цвета, И нам тогда понятней станет, Какой бывает красота. Павел Леонтьев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota_po_himi1.docx | 30.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа по химии «Выращивание кристаллов»
Цель:
- Образовательная: формирование понятий «кристаллы, кристаллическое состояние вещества» на основе исследовательской и проблемно-поисковой деятельности,
- изучение условий образования кристаллов
- Развивающая: развитие практических умений и навыков работы с химическими веществами, оборудованием; умений применять теоретические знания для объяснения наблюдаемых явлений
- Воспитательная: эстетическое воспитание; воспитание компетентной, коммуникативной, всесторонне развитой личности.
Задачи исследования:
- вырастить кристаллы разных солей;
- изучить условия образования кристаллов;
- проанализировать полученные результаты.
Оборудование: 2 термостойких химических стакана, толстая нить, стеклянная палочка для перемешивания, палочка для закрепления нити, фильтр, воронка, чашка Петри, микроскоп, предметное стекло, препаровальная игла.
Реактивы: порошок медного купороса, дистиллированная вода
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Объявление темы, постановка цели.
Вводная часть, создание мотивации к восприятию учебного материала
Сегодня на уроке мы поведем практическую работу «Выращивание кристаллов»
КРИСТАЛЛЫ
Подобен чуду рост кристалла,
Когда обычная вода,
Одним мгновением вдруг, стала
Сверкающим осколком льда.
Луч света, затерявшись в гранях,
Рассыплется на все цвета,
И нам тогда понятней станет,
Какой бывает красота.
Павел Леонтьев
Цель сегодняшнего занятия:
- вырастить кристаллы медного купороса,
- изучить условия их образования,
- рассмотреть структуру кристаллов под микроскопом
- познакомиться с многообразием кристаллов их красотой
I этап: Введение
Учитель: Прежде чем приступить к практической работе, я хочу с Вами побеседовать: А знаете ли Вы, что такое кристаллы?
КРИСТАЛЛЫ – (от греч. krystallos, первонач. – лед), твердые тела, атомы или молекулы которых образуют упорядоченную периодическую структуру (кристаллическую решетку).
(Демонстрация кристаллических решеток графита, поваренной соли, меди)
– Какими свойствами обладают кристаллы?
– Все кристаллы обладают разными свойствами, как вы думаете, почему у всех кристаллов разные свойства?
Раздел физики, изучающий кристаллы, называется кристаллографией.
Кристаллы изучает раздел физики, который называется физикой твердых тел.
Кто после школы будет обучаться в техническом ВУЗе, захочет связать свою судьбу с техникой, тот будет подробно изучать этот раздел и узнает много интересного. (Физика твердых тел).
– Как Вы думаете, связана ли наша жизнь с кристаллами, имеют ли они какое-то практическое значение в природе и для человека? Зачем они нам нужны?
Живя на Земле, мы ходим по кристаллам, строим из кристаллов, обрабатываем кристаллы на заводах, выращиваем их в лабораториях, широко применяем в технике и науке, едим кристаллы, лечимся ими...
Но, кроме того, кристаллы – очень красивое, завораживающее явление природы – я думаю, многие с этим согласятся. Они являются самыми необыкновенными и загадочными камнями. С глубокой древности им приписывают магические, целебные свойства. Ученые утверждают, что кристаллы способны записывать и передавать какую-либо информацию. Способны разговаривать.
Федор Михайлович Достоевский утверждал, что красота спасет мир. Глядя на кристаллы и драгоценные камни, испытываешь чувство ликования, радости.
Любуясь красотой, люди научились выращивать искусственные самоцветы, кристаллы, например, алмазы, сапфиры, хрусталь. Для этого было создано сложнейшее оборудование. Мы сегодня попробуем вырастить кристаллы в лабораторных условиях, используя оборудование, стоящее у вас на партах. Конечно, мы не сможем получить алмазы, сапфиры, а вот кристаллы медного купороса получить очень просто
– Ребята, на какие вопросы вы бы хотели услышать ответы на сегодняшнем уроке? (Почему растут кристаллы, где их применяют)
– Какую цель мы поставим перед собой? (Вырастить кристаллы, рассмотреть их структуру под микроскопом, ответить на вопрос: почему растут кристаллы?)
– Я думаю, что мы вместе ответим на эти ваши вопросы в конце урока.
– А вы как вы думаете, почему растут кристаллы? Запишем тему.
II этап: Выполнение работы (Инструкционная карточка для учащихся – Приложение )
Цель: вырастить кристаллы медного купороса, изучить условия их образования.
Проблемный вопрос: почему растут кристаллы?
– Давайте познакомимся с веществом, из которого будем получать кристаллы – медным купоросом.
– Ребята, кто помнит формулу медного купороса?
– Каково химическое название этого вещества? Природный минерал, из которого получают купорос называется халькантит, содержащий сульфат меди пятиводный.
В природе CuSO4 • 5H2O встречается в виде минерала халькантита.
А вот внешний вид медного купороса, у вас в стаканчиках с притертыми крышками. Медный купорос — пятиводный сульфат меди (II) CuSO4 • 5H2O. В древности его называли витриолом (от латинского слова vitrum — стекло), так как крупные кристаллы напоминают цветное синее стекло.
Медный купорос является ядохимикатом II класса опасности, то есть малотоксичное вещество. Его применяют для борьбы с грибковыми и бактериальными заболеваниями растений: опрыскивают томаты от фитофторы, плодово-ягодные, декоративные деревья и кустарники от парши, и других болезней, а также дезинфицируют раны. Даже борются с грибковыми заболеваниями рыб. (Аквариумисты применяют медный купорос при заболевании рыб).
Кроме того, его применяют в промышленности при производстве искусственных волокон, органических красителей, минеральных красок, для обогащения руды при флотации, при воронении стали, в гальванопластике.
III этап: Выполнение работы
– Работа будет проблемно-исследовательская и проходить в группах по 2 человека. У каждой группы имеется инструкция по исследованию. (Запишите в тетради тему и цель)
– Познакомьтесь с инструкцией. (5 мин.) Прочитайте и выделите основные этапы работы.
– Какие основные этапы работы вы выделили:
- приготовление насыщенного раствора;
- фильтрование;
- затравка;
- выращивание монокристалла.
- доливание раствора
– Как вы думаете, какие способы мы будем использовать на уроке?
Кристаллизацию можно вести разными способами. Один из них – охлаждение насыщенного горячего раствора. Этот метод неприменим к веществам, растворимость которых мало зависит от температуры. К таким веществам относятся, например, хлориды натрия и алюминия, ацетат кальция.
Испарение воды.
Кристаллы могут также расти при конденсации паров – так получаются снежинки и узоры на холодном стекле.
Третий способ – выращивание кристаллов из расплавленных веществ при медленном их охлаждении.
1 этап: приготовление пересыщенного раствора.
Итак, приступаем к выполнению 1-го этапа работы, приготовлению пересыщенного раствора.
Расскажите порядок действий.
– Какой раствор называется насыщенным?
– Пересыщенным?
– Как вы думаете, зачем мы нагревали воду?
– Что такое растворение?
– Каким оборудованием будем пользоваться?
– Какие правила нужно соблюдать при выполнении любой практической работы?
– Давайте повторим правила ТБ, которые нужно соблюдать при работе в химическом кабинете
– Какое химическое оборудование мы будем использовать на практической работе?
– Можем мы уже сейчас определить одну из причин роста кристаллов? (Охлаждение, кристаллизация, то есть при охлаждении частицы становятся тяжелыми)
– Какой пример можно привести пример из жизни, в природе об образовании кристаллов?
– Например, представим осень, идет дождь, вдруг температура понизилась, стала –1oС, пошел снег.
– Почему? Что произошло в природе? (Произошла кристаллизация. Образование снежинок – кристалликов)
Т.е стоит измениться температуре, как возникнет кристаллизация – лишнее вещество выкристаллизуется из раствора.
Помните: чтобы кристаллы росли как можно правильно, кристаллизация должна идти медленно.
2 этап: фильтрование
– Зачем нудно отфильтровать лишнее вещество? (Оно будет мешать образованию кристалла). Для фильтрования используем фильтр, изготовленный своими руками из салфетки.
– Каков будет следующий этап работы?
3 этап: затравка
– Затравка. Что такое затравка? (Для затравки я приготовила вам кнопку. Кто-то может сделать свою затравку).
– Привяжите ее на нитку и опустим в раствор, чтобы не касалось дна и стенок сосуда.
– А теперь мы будем наблюдать за ростом кристаллов и записывать наблюдения в таблицу.
– Ребята, а как Вы думаете, кристаллики должны иметь определенную форму или нет?
– Каждое вещество образует кристалл определенной формы.
Вывод: кристаллы растут из растворов при охлаждении, испарении воды.
IV этап: посмотрим последние достижения науки в нашей стране. (Просмотр видеофильма).Пока у нас будут расти кристаллы.
V этап: Кристаллы под микроскопом
Давайте посмотрим, нет ли кристаллов у вас в сосудах?
Рассмотрим кристаллы под микроскопом, какую структуру они имеют.
– Итак, нашли вы ответы на поставленные вопросы, в начале урока? (Почему растут кристаллы?)
– Подготовьте микроскоп к работе. Положите кристаллик на предметное стекло и рассмотрите его сначала при малом увеличении, а затем при большом, у кого позволяет микроскоп.
– Какова форма кристалла медного купороса? (Медный купорос образует прекрасно оформленные кристаллы в форме косых параллелепипедов).
VI этап: выводы:
– Цель урока достигнута. Мы познакомились со способами получения кристаллов, с причинами их роста, многообразием кристаллов и их применением.
– Итак, мир познания кристаллов на сегодняшнем уроке закончен, но он будет продолжен на следующих уроках, мы будем наблюдать за ростом кристаллов. Если кто-то хочет получить более глубокие знания о кристаллах, можете прочитать литературу.
Итог урока: Оценки.
Домашнее задание. Подготовить презентации «Выращивание кристаллов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа учащихся "Выращивание кристаллов"
Цель творческой работы - познакомиться с кристаллами и способами их выращивания; вырастить кристаллы медного купороса, свинца, повареной соли....
Урок МХК "Сквозь магический кристалл"
Личность Ван Гога в искусстве загадочна и сложна в осмыслении одновременно. Открыть обучающимся творчество великого художника - значит научить их "расшифровывыть" произведения современного искусства. ...
Презентация "Кристаллы. Россыпь самоцветная познанья и души...""
Презентация о кристаллах, как общее представление о красоте камней, их происхождении, структуре, образовании...
Кристаллы
Что такое кристаллы?...
Научно-практическая конференция. Тема проекта: "Кристаллы вокруг нас".
Актуальность темы. Знакомство с разнообразием кристаллов, выращивание кристаллов разнообразных веществ из растворов и сравнение их свойства, определение условий для выращивания крист...
Кристаллы. Получение кристаллов в лабораторных условиях;Урок химии в образовательном пространстве.
1. Результаты лабораторных экспериментов могут быть использованы в школьных спецкурсах по химии, для самостоятельного выращивания кристаллов, а также являться информацией по обнаружению солей различны...
Практическая работа "Выращивание кристаллов"
Разработка лабораторного эксперимента в домашних условиях...