Урок химии "Жесткость воды"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Знания о жесткости водыи умение устранять жесткость природной воды иемеют значение для развития опыта практической деятельности в реальных жизненных ситуациях, для формирования целотного восприятия явлений, происходящих в природе, в быту, на производстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_zhestkost_vody.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Жесткость воды.
Класс: 9
Тип урока: урок реализации полного цикла проектной деятельности
Цели и задачи урока:
- рассмотреть понятие и причины жесткости воды как основополагающей характеристики качества вода, пригодной для использования человеком;
- изучить способы устранения жесткости;
- развивать информационную, учебно-познавательную, коммуникативную компетентность учащихся;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Планируемые результаты урока:
Предметные результаты: Знание о способах проникновения солей кальция и магния в грунтовые воды; о временной и постоянной жесткости воды и способах ее устранения;
умение составлять соответствующие уравнения химических реакций, наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
- формулировать проблему, аргументировать причины ее возникновения;
- ставить цель проектной деятельности;
- планировать проектную деятельность;
- организовывать и регулировать проектную деятельность;
- оценивать проектную деятельность.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
- использовать изучающее и поисковое чтение для решения учебных проблем;
- осуществлять эксперимент;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- формулировать выводы.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно и продуктивно сотрудничать.
Получат возможность научиться:
- учитывать и координировать различные позиции других людей в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и уметь обосновывать собственную позицию, вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого.
Личностные результаты: оценивают значение полученных знаний и умений для дальнейшей жизни, применяют полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни.
Актуальность проекта определяется тем, что знания о жесткости воды и умение устранять жесткость природной воды имеют значение для развития опыта практической деятельности в реальных жизненных ситуациях, для формирования целостного восприятия явлений, происходящих в природе, в быту, на производстве.
Деятельностное содержание урока:
Этап проекта | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат этапа |
Подготовительный Актуализация 5 мин | Организует выполнение и обсуждение актуальных для учащихся вопросов по изучаемой теме | Анализируют известные им факты по жесткости воды. Формулируют и фиксируют: известную и неизвестную, но важную для себя информацию. Участвуют в обсуждении собранной информации | Анализ важной известной и неизвестной информации по теме «Жесткость воды» |
Проектировочный 10 мин Проблематизация Целеполагание . | Помогает сформулировать проблему | Высказывают свои мысли по проблемному вопросу «Жёсткость как свойство природной воды – это плюс или минус воды?», формулируют проблему | Сформулированная проблема «В Смоленске жесткая вода. Нужно ли устранять жесткость воды?» |
Организует обсуждение, при необходимости задаёт вопросы, необходимые для формулирования цели | Формулируют цель проекта «Установить плюсы и минусы жесткости природной воды». Фиксация цели и задач проекта. | Сформулированная цель и задачи проекта | |
Концептуализация и моделирование Планирование | Предлагает создать группы по реализации задач проекта, продумать проектный продукт. | Формируют группы по реализации задач проекта: - биологи: узнают, как очень жесткая и очень мягкая вода влияет на здоровье человека. - геологи: выясняют, как образуется жесткая вода, моделируют процессы, происходящие в природе. - химики: выясняют, какой вред наносит жесткая вода в быту и на производстве; проводят опыты по устранению жесткости воды. | Сформированы группы, определены проектные продукты групп «Биологи» - листок здоровья «Влияние очень жесткой и очень мягкой воды на здоровье человека»; «Геологи» - моделирование в химической лаборатории природных процессов, лежащих в основе образования жесткой воды; «Химики» - памятка по устранению жесткости природной воды |
Предлагает разработать план работы групп. Консультирует группы по планированию | Составляют план осуществления проектного задания | Сформированный план по разработке проекта и выполнению заданий, определены временные рамки, распределены обязанности при реализации плана | |
Этап реализации 20 мин Реализация Защита проекта | Знакомит с предметным содержанием: сущность жесткости воды, виды жесткости воды Организует работу в группах, консультирует, наблюдает за работой групп | Знакомятся с предметным содержанием, которое им необходимо для выполнения проектных заданий Работают в группах, выполняют проектное задание. | Знание о сущности жесткости природной воды; о временной и постоянной жесткости воды Проектные продукты групп |
Организует представление группами результатов выполнения проектных заданий | Представляют результаты выполнения проектных заданий, задают вопросы, отвечают на вопросы. Участвуют в оценивании на основании критериев. | Защита | |
Оценочно-рефлексивный 10 мин | Организует рефлексию | Анализируют выполнение проекта, проводят рефлексию деятельности. | Осознание полученного опыта проектной деятельности |
Ресурсы (средства обучения)
Презентация
Учебник
Интернет – ресурсы
Оборудование и реактивы, необходимые для проведения эксперимента:
- прибор для получения газов, мрамор, раствор соляной кислоты, известковая вода, химический стакан;
- штатив для пробирок, спиртовка, держатель, пробирки, образцы с жесткой водой (№1 – с временной жесткостью, №2 – с постоянной жесткостью), раствор соды, раствор мыла.
Дидактические материалы
Проектное задание для группы «Биологи»: узнать, как очень жесткая и очень мягкая вода влияет на здоровье человека (используя статью учебника «Роль металлов IIА-группы в живой природе» (дополнительный материал к § 39) и интернет - ресурсы); составить листок здоровья «Влияние очень жесткой и очень мягкой воды на здоровье человека».
План выполнения проектного задания группы «Биологи»:
1. Изучить статью учебника «Роль металлов IIА-группы в живой природе».
2. Определить значение биогенных элементов кальция и магния.
3. Найти в интернете информацию о влиянии очень жесткой и очень мягкой воды на здоровье человека.
4. Составить листок здоровья «Влияние очень жесткой и очень мягкой воды на здоровье человека».
Проектное задание для группы «Геологи»: выяснить, как образуется жесткая вода (используя рисунок учебника §39 и интернет - ресурсы); провести моделирование в химической лаборатории природных процессов, лежащих в основе образования временной жесткости воды (используя материал практической работы №4 «Получение углекислого газа и изучение его свойств» стр.174 задания 1-3).
План выполнения проектного задания группы «Геологи»:
1. Изучить §39 и рис. 67 «Жесткость воды и способы ее устранения»
2. Найти в интернете информацию об образовании жесткой воды в природе.
3. Выяснить, как в природе образуется жесткая вода.
4. Провести эксперимент по моделированию в химической лаборатории природных процессов, лежащих в основе образования временной жесткости воды.
Проектное задание для группы «Химики»: выяснить, какой вред наносит жесткая вода в быту и на производстве; провести опыты по устранению жесткости воды (используя рисунок учебника §39 и интернет - ресурсы); составить памятку по устранению жесткости воды в быту.
План выполнения проектного задания группы «Химики»:
1. Изучить §39 и рис. 67 «Жесткость воды и способы ее устранения»
2. Найти в интернете информацию о том, какой вред наносит жесткая вода в быту и на производстве.
3. Пользуясь учебником и дополнительной литературой, узнать, как можно устранить временную и постоянную жесткость воды.
4. Провести эксперимент по устранению жесткости воды (используя инструктивную карточку).
5. Составить памятку по устранению жесткости воды в быту.
Прием «Оценка деятельности групп»
Цель: формирование компетентностей по оценке выполнения проектных заданий группами и представленного проектного продукта, а также аргументации своего мнения
Задание:
Оцените выполнение проектных заданий группами и защиту проектного продукта по критериям. Аргументируйте свое мнение.
Критерий | Биологи | Геологи | Химики |
1. Выполнение проектных заданий группой | |||
Самостоятельность 0-2 б. |
|
|
|
Умение сотрудничать в группе 0-2 б. | |||
Время выполнения заданий 0- 2 б. | |||
2. Защита проектного продукта | |||
Проектный продукт полностью соответствует заявленным задачам проектных групп 0-2 б. |
|
|
|
Представитель группы изъясняется ясно, четко, понятно 0-2 б. |
|
|
|
Изложение материала (логика изложения, правильность) 0-2 б. | |||
Ответы на вопросы участников других проектов 0-2 б. | |||
Итого: |
|
|
|
Домашнее задание
§39
Задание 1: Составьте таблицу «Устранение жесткости воды»
Состав жесткой воды | Вид жесткости | Способ устранения, уравнение реакций | |
катионы | анионы | ||
Задание 2: Для устранения жёсткости воды иногда применяют ортофосфат натрия. На чём основано применение этой соли? Ответ подтвердите, составив соответствующие уравнения реакций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие "Урок чистой воды"
разработка урока может использоваться как внеклассное мероприятие по экологии...
Интегрированный урок "Внутренние воды России"
Интегрированный урок по географии и химии «Водные ресурсы России. Охрана вод» Цель урока:1. Обобщение знаний учащихся по теме.2. Продолжить формирование навыков учащихся по анализу фа...
Урок "Внутренние воды Австралии".
Конспект урока и презентация по теме "Внутренние воды Австралии" в 7 классе....
Презентация к уроку "Урок Чистой воды"
Презентация к уроку "Урок Чистой воды"...
Розробка уроку "Значення води у природі. Використання води людиною" (природознавство 5 клас)
Про значення й використання води для задоволення потреб людини, для життя на Землі....
Конспект открытого урока "Внутренние воды и моря. Особенности водных природных комплексов России" 8 класс (интегрированный урок география+химия+ИКТ+история)
Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему "Вода...Вода..." Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться....
Урок обобщения и систематизации знаний. Тема урока: «Внутренние воды и водные ресурсы России» 8 КЛАСС
Реки – в России насчитывается 2,5 млн. рек, почти столько же озер, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота, искусственные водохранилища, каналы...