Рабочая программа по химии 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс)
Рабочая программа по химии 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_10_klass.docx | 282.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кириковская средняя школа»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР Сластихина Н.П. « 31 » августа 2020г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кириковская средняя школа» Ивченко О.В. от « 31 » августа 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету « Химия» для учащихся 10 класса
Составил: учитель первой квалификационной категории Слабкова Галина Петровна.
Срок реализации: 1год.
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, образовательной программы школы, авторской программы О.С.Габриеляна. (О.С.Габриелян. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учереждений – М.: Дрофа, 2012.).
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Авторской программе соответствует учебник: О.С. Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарёв, В.И. Теренин Химия 10 класс, профильный уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников 2020/2021 учебный год и рекомендован МО РФ.
По количеству часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, программа соответствует профильному уровню государственного стандарта.
На изучение химии в 10 классе отводится 4 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 136 часов.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1. Увеличено число часов на изучение тем:
- Тема 2. Химические реакции в органической химии – 9 вместо 8 ч.
- Тема 3. Углеводороды -37 вместо 31 ч.
- Тема 4. Спирты и фенолы – 10 вместо 8 ч.
- Тема 5. Альдегиды и кетоны – 10 вместо 9 ч.
- Тема 6. Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры – 14 вместо 11 ч.
- Тема 7. Углеводы – 12 вместо 9 ч.
- Тема 8. Азотсодержащие органические вещества – 14 вместо 11 ч.
- Тема 9. Биологически активные вещества – 9 вместо 8 ч.
2. Дополнительно введена тема Высокомолекулярные соединения в связи с тем, что ее изучение определено государственным стандартом, а в УМК она отсутствует.
3. Сокращено число часов на изучение тем:
- Введение 7 – вместо 8 ч.
- Тема 1. Строение и классификация органических соединений – 12 вместо 13 ч.
4. Практические работы из практикума перенесены в соответствующие темы курса.
Изучение химии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
овладение умениями: характеризовать вещества, минералы и химические реакции, выполнять лабораторные эксперименты; производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации, сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии; навыков самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в том, что химия - мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений; позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ, сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Формы, методы и средства обучения, технологии.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно -ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ, проектная деятельность. Используются следующие формы обучения: учебные занятия, экскурсии, наблюдения, опыты, эксперименты, работа с учебной и дополнительной литературой, анализ, мониторинг, исследовательская работа, презентация. Определенное место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений, рефератов.
Формы промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация проводится в форме: тестов; контрольных; самостоятельных работ; практических; творческих работ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные и метапредметные результаты формулируются и отслеживаются при введении ФГОС ООО.
Личностные результаты:
1. Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
2. Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
3. Осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
4. Понимание культурного многообразия своего края, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
1. Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и другую;
2. Владение умениями работать с учебной и внешкольной информации (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информацию, в том числе материалы на электронных носителях;
3. Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщения, эссе, презентация, реферат);
4. Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия и социальном окружении.
Предметные результаты:
требования к предметным результатам освоения углубленного курса химии должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
1) сформированность системы знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях;
2) сформированность умений исследовать свойства неорганических и органических веществ, объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их осуществления;
3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении вещества и основных химических законах, проверять их экспериментально, формулируя цель исследования;
4) владение методами самостоятельного планирования и проведения химических экспериментов с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием; сформированность умений описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;
5) сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
Содержание тем учебного курса
Органическая химия
10 класс. 140 ч/год; (4ч/нед.)
Введение (7 часов).
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.
Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А. М. Бутлерова, съезд врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана.
Электронное облако и орбиталь, их формы: s- и р-. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: σ- u π-. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.
Первое валентное состояние – sp3-гибридизация – на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние – sр2-гибридизация – на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние – sp-гибридизация – на примере молекулы-ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них. Модель Гиллеспи для объяснения взаимного отталкивания гибридных орбиталей и их расположения в пространстве с минимумом энергии.
Демонстрации.
Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей. Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, С12, N2, H2O, СН4. Шаростержневые и объемные модели СН4, С2Н4, С2Н2. Модель, выполненная из воздушных шаров, демонстрирующая отталкивание гибридных орбиталей.
Тема 1. Строение и классификация органических соединений. (12 часов)
Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.
Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК (IUPAC). Рациональная номенклатура как предшественник номенклатуры ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещения, родоначальной структуры, старшинства характеристических групп (алфавитный порядок).
Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. Отражение особенностей строения молекул геометрических и оптических изомеров в их названиях.
Демонстрации.
Образцы представителей различных классов органических соединений и шаростержневые или объемные модели их молекул. Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей» и «Основные классы органических соединений». Шаростержневые модели органических соединений различных классов. Модели молекул изомеров разных видов изомерии.
Лабораторные опыты.
1. Изготовление моделей молекул веществ – представителей различных классов органических соединений.
Тема 2. Реакции органических соединений (9 часов)
Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов.
Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации.
Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров. Реакции изомеризации.
Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Классификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова.
Расчетные задачи.
1. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного.
2. Комбинированные задачи.
Демонстрации.
Взрыв смеси метана с хлором. Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиленом. Получение фенолоформальдегидной смолы. Деполимеризация полиэтилена. Получение этилена и этанола. Крекинг керосина. Взрыв гремучего газа. Горение метана или пропанобутановой смеси (из газовой зажигалки). Взрыв смеси метана или пропанобутановой смеси с кислородом (воздухом).
Тема 3. Углеводороды (37 часов)
Понятие об углеводородах.
Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободно-радикальном) реакций в правилах техники безопасности в быту и на производстве.
Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов и спиртов. Поляризация π-связи в молекулах алкенов на примере пропена. Понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере молекулы пропена. Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях.
Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов.
Алкадиены. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение π-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В. Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными π-связями.
Циклоалканы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и С5Н10, конформации С6Н12. Изомерия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана, циклобутана.
Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение π-связей. Изомерия и номенклатура аренов, их получение. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного π-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения: галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие группы атомов СН3— в реакциях замещения с участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов.
Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.
Расчетные задачи.
1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.
2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях.
3. Комбинированные задачи.
Демонстрации.
Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание).
Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия. Модели молекул алканов — шаростержневые и объемные. Горение метана, пропанобутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана, пропанобутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору перманганата калия. Взрыв смеси метана и хлора, инициируемый освещением. Восстановление оксида меди (II) парафином.
Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели молекул алкенов. Получение этена из этанола. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. Горение этена.
Получение ацетилена из карбида кальция. Физические свойства. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацетилена. Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди или серебра.
Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Деполимеризация каучука. Модели (шаростержневые и объемные
Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов. Отношение циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде.
Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение с помощью делительной воронки смеси бензол-вода. Растворение в бензоле различных органических и неорганических (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например, йода) бензолом из водного раствора. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение нитробензола.
Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин-вода при помощи делительной воронки.
Лабораторные опыты.
2. Изготовление парафинизированной бумаги. 3. Обнаружение Н2О, сажи, СО2 в продуктах горения свечи. 4. Изготовление моделей галогеноалканов. 5. Обнаружение непредельных соединений в нефтепродуктах. 6. Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена.
7. Распознавание образцов алканов и алкенов. 8. Обнаружение воды, сажи и углекислого газа в продуктах горения углеводородов. 9. Изготовление моделей алкинов и их изомеров.
10. Ознакомление с коллекцией «Каучук и резина». 11. Ознакомление с физическими свойствами бензола. 12. Изготовление и использование простейшего прибора для хроматографии. 13. Распознавание органических веществ. 14. Определение качественного состава парафина или бензола. 15. Получение ацетилена и его окисление раствором KMnO4 или бромной водой.
Практические работы.
1. Качественный анализ органических соединений.
2. Углеводороды
Тема 4. Кислородсодержащие углеводороды (34 часов)
Спирты.(10часов) Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма.
Фенолы. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце. Применение производных фенола.
Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям.
Демонстрации.
Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1. Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярными формулами С3Н8О и С4Н10О. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение реакций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. Получение этена из этанола. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с хлоридом железа (III). Реакция фенола с формальдегидом.
Практические работы.
3. Спирты
Альдегиды. Кетоны(10 часов)
Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации формальдегида с фенолом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям. Взаимное влияние атомов в молекулах. Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету. Качественная реакция на метилкетоны.
Демонстрации.
Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов. Окисление бензальдегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов.
Практические работы.
4. Альдегиды и кетоны.
Карбоновые кислоты.(14 часов) Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот. Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Химические свойства непредельных карбоновых кислот, обусловленные наличием π-связи в молекуле. Реакции электрофильного замещения с участием бензойной кислоты.
Сложные эфиры. Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза; факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза).
Жиры. Жиры — сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о CMC. Объяснение моющих свойств мыла и CMC (в сравнении).
Демонстрации.
Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам брома и перманганата калия.
Лабораторные опыты.
16. Растворение глицерина в воде. 17. Взаимодействие глицерина с Cu(OH)2. 18. Ректификация смеси вода – этанол (1-2 стадии). 19. Взаимодействие фенола с раствором щелочи. 20. Распознавание растворов фенолята натрия и карбоната натрия (барботаж выдыхаемого воздуха). 21. Взаимодействие фенола с бромной водой. 22. Распознавание водных растворов фенола и глицерина. 23. Знакомство с физическими свойствами отдельных представителей альдегидов и кетонов: ацетальдегида, ацетона, водного растворов формальдегида. 24. Окисление этанола в этаналь. 25. Реакция «серебряного зеркала». 26. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). 27. Получение фенолформальдегидного полимера. 28. Взаимодействие раствора уксусной кислоты с макнием (цинком), оксидом меди(II), гидроксидом железа(III), раствором карбоната натрия, раствором стеарата калия (мыла). 30. Отношение сложных эфиров в воде и органическим веществам (например, красителям). 31. Выведение жирного пятна с помощью сложного эфира. 32. Растворимость жиров в воде и органических растворителях. 33. Распознавание сливочного масла и маргарина с помощью подкисленного теплого раствора KMnO4. 34. Получение мыла. 35. Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жесткой воде.
Экспериментальные задачи.
1. Распознавание растворов ацетата натрия, карбоната натрия и стеарата натрия. 2. Распознавание образцов сливочного масла и маргарина. 3. Получение карбоновой кислоты из мыла. 4. Получение уксусной кислоты из ацетата натрия.
Практические работы.
5. Карбоновые кислоты
Тема 5. Углеводы (12 часов).
Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы.
Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.
Дисахариды. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.
Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Искусственные волокна. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами.
Демонстрации.
Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция. Реакция «серебряного зеркала» для глюкозы. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (II) при нагревании. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Получение нитрата целлюлозы.
Лабораторные опыты.
36. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы. 37. Взаимодействие глюкозы с Cu(OH)2 при различной температуре. 38. Кислотный гидролиз сахарозы. 39. Знакомство с образцами полисахаридов. 40. Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге, клейстере, йогурте, маргарине. 41. Знакомство с коллекцией волокон.
Экспериментальные задачи.
1. Распознавание растворов глюкозы и глицерина. 2. Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине.
Практические работы.
6. Углеводы. 7. Идентификация органических соединений.
Тема 4. Азотсодержащие соединения (14 часов)
Амины. Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов.
Аминокислоты и белки. Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами, образование сложных эфиров. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот.
Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.
Нуклеиновые кислоты. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений.
Демонстрации.
Физические свойства метиламина. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки. Модели молекулы ДНК и различных видов молекул РНК. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии.
Лабораторные опыты.
42. Изготовление шаростержневых моделей молекул изомерных аминов. 43. Изготовление моделей изомерных молекул состава C3H7NO2. 44. Растворение белков в воде и их коагуляция. 45. Обнаружение белка в курином яйце и в молоке.
Практические работы.
8. Амины. Аминокислоты. Белки
Тема 5. Биологически активные органические соединения (9 часов)
Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов. Отдельные представители водорастворимых витаминов (С, РР, группы В) и жирорастворимых витаминов (A, D, E). Их биологическая роль.
Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами.
Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин.
Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Дисбактериоз. Наркотики, наркомания и ее профилактика.
Демонстрации.
Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (KI, FeCl3, MnO2). Плакат или кодограмма с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FeCl3. Белковая природа инсулина (цветные реакции на белки). Плакаты или кодограммы с формулами амида сульфаниловой кислоты, дигидрофолиевой кислоты, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина.
Лабораторные опыты.
46. Обнаружение витамина А в растительном масле. 47. Обнаружение витамина С в яблочном соке. 48. Обнаружение витамина D в желтке куриного яйца. 49. Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы. 50. Разложение пероксида водорода под действием каталазы. 51. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий. 52. Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте. 53. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме.
Практические работы.
9. Действие ферментов на различные вещества.
10. Анализ некоторых лекарственных препаратов (аспирина, парацетамола).
Высокомолекулярные соединения (3 часа)
Высокомолекулярные соединения. Полимеры. Пластмассы, волокна. Каучуки. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Новые вещества и материалы в технике. Реакции полимеризации и поликонденсации.
Обобщение и систематизация знаний по органической химии (3часа)
Решение задач различной направленности
Тематическое планирование
Тематическое планирование с указанием часов на освоение каждой темы.
Всего часов | Уроки по п/п | Тема урока | Дата |
7 | 1 | Предмет органической химии. Место и роль органической химии в системе наук о природе | 1.09 |
2 | Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. | 1.09 | |
3 | Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикал. (урок-упражнение) | 3.09 | |
4 | Строение атома углерода. | 7.09 | |
5 | Типы связей в молекулах органических веществ и способы их разрыва. Ковалентная химическая связь. | 8.09 | |
6 | Валентные состояния атома углерода. | 8.09 | |
7 | Валентные состояния атома углерода. (урок – упражнение) | 10.09 | |
12 | Тема 1. Строение и классификация органических соединений | ||
1/8 | Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета». Гомологи и гомологический ряд. | 14.09 | |
2/9 | Функциональная группа. Классификация органических соединений по функциональным группам | 15.09 | |
3/10 | Классификация органических соединений (урок упражнение) | 15.09 | |
4/11 | Основы номенклатуры органических соединений | 17.09 | |
5/12 | Основы номенклатуры органических соединений (урок-упражнение). | 21.09 | |
6/13 | Изомерия в органической химии. Виды изомерии. | 22.09 | |
7/14 | Структурная и пространственная изомерия. | 22.09 | |
8/15 | Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. | 24.09 | |
9/16 | Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях | 28.09 | |
10/17 | Обобщение и систематизация знаний о строении и классификации органических соединений | 29.09 | |
11/18 | Обобщение и систематизация знаний о строении и классификации органических соединений | 29.09 | |
12/19 | Контрольная работа №1«Строение и классификация органических соединений» | 1.10 | |
9 | Тема 2. Химические реакции в органической химии | ||
1/20 | Типы химических реакций в органической химии. Реакции замещения. Ионный и радикальный механизмы реакций. | 5.10 | |
2/21 | Типы химических реакций в органической химии. Реакции присоединения | 6.10 | |
3/22 | Типы химических реакций в органической химии. Реакции отщепления. | 6.10 | |
4/23 | Типы химических реакций в органической химии. Реакции изомеризации. | 8.10 | |
5/24 | Классификация реакций по типу реагирующих частиц | 12.10 | |
6/25 | Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ | 13.10 | |
7/26 | Решение задач на вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. | 13.10 | |
8/27 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции в органической химии» | 15.10 | |
9/28 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции в органической химии» Решение комбинированных задач | 19.10 | |
37 | Тема 3. Углеводороды | ||
1/29 | Природные источники углеводородов. Нефть. | 20.10 | |
2/30 | Природные источники углеводородов. Природный газ, каменный уголь | 20.10 | |
3/31 | Алканы. Строение и номенклатура | 22.10 | |
Алканы. Получение и физические свойства. | 2.11 | ||
4/32 | Химические свойства алканов. Реакции замещения | 3.11 | |
5/33 | Химические свойства алканов. Применение алканов. | 3.11 | |
6/34 | Практическая работа №1«Качественный анализ органических соединений» | 5.11 | |
7/35 | Алкены: строение, изомерия, номенклатура | 9.11 | |
8/36 | Алкены: физические свойства, получение | 10.11 | |
9/37 | Химические свойства алкенов. Реакции присоединения | 10.11 | |
10/38 | Химические свойства алкенов. Реакции окисления и полимеризации. Применение алкенов на основе их свойств. | 12.11 | |
11/39 | Практическая работа №2 «Углеводороды» | 16.11 | |
12/40 | Урок- упражнение по решению расчетных задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. | 17.11 | |
13/41 | Обобщение и систематизация знаний по темам «Алканы» и «Алкены» | 17.11 | |
14/42 | Алкины: строение, изомерия, номенклатура | 19.11 | |
15/43 | Алкины: физические свойства, получение | 23.11 | |
16/44 | Химические свойства алкинов. | 24.11 | |
17/45 | Химические свойства алкинов. Применение алкинов. | 24.11 | |
18/46 | Алкадиены. Сторение молекул. | 26.11 | |
19/47 | Алкадиены. Изомерия и номенклатура | 30.11 | |
20/48 | Химические свойства алкадиенов | 1.12 | |
21/49 | Каучуки. Резина | 1.12 | |
22/50 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Непредельные углеводороды» | 3.12 | |
23/51 | Циклоалканы. Строение; изомерия, номенклатура. | 7.12 | |
24/52 | Свойства циклоалканов | 8.12 | |
25/53 | Ароматические углеводороды (арены). Бензол и его гомологи. | 8.12 | |
26/54 | Физические свойства и способы получения аренов | 10.12 | |
27/55 | Химические свойства бензола. | 14.12 | |
28/56 | Химические свойства бензола. Хлорирование и гидрирование бензола. Реакции замещения бензола. | 15.12 | |
29/57 | Применение бензола и его гомологов. Стирол. | 15.12 | |
30/58 | Галогенопроизводные углеводородов | 17.12 | |
31/59- 32/60 | Генетическая связь между классами углеводородов. Обобщение знаний по теме «Углеводороды». | 21.12 22.12 | |
33/61-35/63 | Экзаменационная работа по теме «Углеводороды» | 22.12 24.12 11.01 | |
36/64 | Урок-упражнение по решению расчетных задач | 12.01 | |
37/65 | Анализ результатов экзаменационной работы | 12.01 | |
10 | Тема 4. Спирты и фенолы | ||
1/66 | Спирты. Состав, классификация (одноатомные и многоатомные спирты) | 14.01 | |
2/67 | Изомерия, физические свойства спиртов | 18.01 | |
3/68 | Химические свойства предельных спиртов | 19.01 | |
4/69 | Химические свойства предельных спиртов | 19.01 | |
5/70 | Многоатомные спирты | 21.01 | |
6/71 | Важнейшие представители спиртов. | 25.01 | |
7/72 | Фенол, строение, физические свойства и получение. | 26.01 | |
8/73 | Химические свойства фенола. Применение. Простые эфиры | 26.01 | |
9/74 | Практическая работа №3 «Спирты и фенолы» | 28.01 | |
10/75 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Спирты и фенолы» | 1.02 | |
10 | Тема 5. Альдегиды и кетоны | ||
1/76 | Альдегиды: классификация, изомерия, номенклатура. | 2.02 | |
2/77 | Альдегиды Строение молекул и физические свойства альдегидов | 2.02 | |
3/78 | Химические свойства альдегидов. | 4.02 | |
4/79 | Качественные реакции на альдегиды | 8.02 | |
5/80 | Кетоны, номенклатура, свойства | 9.02 | |
6/81 | Практическая работа №4«Альдегиды и кетоны» | 9.02 | |
7/82 | Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях | 11.02 | |
8/83 | Урок-упражнение по решению расчетных и экспериментальных задач | 15.02 | |
9/84 | Контрольная работа №3 «Спирты и фенолы, карбонилсодержащие соединения» | 16.02 | |
10/85 | Анализ результатов контрольной работы | 16.02 | |
14 | Тема 6. Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры | ||
1/86 | Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Физические свойства предельных одоноосновных карбоновых кислот | 18.02 | |
2/87 | Химические свойства карбоновых кислот. | 22.02 | |
3/88 | Химические свойства карбоновых кислот. | 25.02 | |
4/89 | Представители карбоновых кислот и их применение. Функциональные производные карбоновых кислот. | 1.03 | |
5/90 | Практическая работа №5«Карбоновые кислоты» | 2.03 | |
6/91 | Сложные эфиры неорганических и органических кислот: получение, строение, номенклатура. | 2.03 | |
7/92 | Физические и химические свойства сложных эфиров. | 4.03 | |
8/93 | Химические свойства сложных эфиров. Применение | 9.03 | |
9/94 | Урок-упражнение по решению расчетных задач | 9.03 | |
10/95 | Жиры. Состав и строение молекул. Физические и химические свойства жиров. Мыла и СМС | 11.03 | |
11/96 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры» | 15.03 | |
12/97 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры» | 16.03 | |
13/98 | Контрольная работа №4«Карбоновые кислоты и их производные» | 16.03 | |
14/99 | Анализ результатов контрольной работы | 18.03 | |
12 | Тема 7. Углеводы | ||
1/100 | Углеводы, их состав и классификация | 29.03 | |
2/101 | Углеводы, их состав и классификация | 30.03 | |
3/103 | Моносахариды. Гексозы. Глюкоза . | 30.03 | |
4/104 | Химические свойства и биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы | 1.04 | |
5/105 | Фруктоза | 5.04 | |
6/106 | Дисахариды. | 6.04 | |
7/107 | Дисахариды. Важнейшие представители. | 6.04 | |
8/108 | Полисахариды. Крахмал и целлюлоза | 8.04 | |
9/109 | Полисахариды. Крахмал и целлюлоза. | 12.04 | |
10/110 | Практическая работа №6«Углеводы» | 13.04 | |
11/111 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Углеводы» | 13.04 | |
12/112 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Углеводы» Решение экспериментальных задач | 15.04 | |
14 | Тема 8. Азотсодержащие органические вещества | ||
1/113 | Нитросоединения. Амины: строение, классификация, номенклатура. | 19.04 | |
2/114 | Получение и химические свойства аминов. Анилин. | 20.04 | |
3/115 | Аминокислоты: состав и строение молекул, номенклатура. | 20.04 | |
4/116 | Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот, получение | 22.04 | |
6/117 | Пептиды. Белки как биополимеры. Структура белков | 26.04 | |
7/118 | Биологические функции белков. Химические свойства белков. Значение белков | 27.04 | |
8/119 | Практическая работа №7 «Амины, аминокислоты, белки» | 27.04 | |
9/120 | Пиррол. Пиридин. Пиримидиновые и пуриновые основания, входящие в состав нуклеиновых кислот. | 29.04 | |
10/121 | Представление о структуре нуклеиновых кислот. | 4.05 | |
11/122 | Нуклеиновые кислоты. | 4.05 | |
12/123 | Практическая работа №8 «Идентификация органических соединений» | 6.05 | |
13/124 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводы и азотсодержащие соединения» | 11.05 | |
14/125 | Контрольная работа №5«Углеводы и азотсодержащие соединения» | 11.05 | |
Анализ результатов контрольной работы | 13.05 | ||
9 | Тема 9. Биологически активные вещества | ||
1/126 | Витамины. Водорастворимые витамины. | 17.05 | |
2/127 | Жирорастворимые витамины. | 18.05 | |
3/128 | Ферменты | 18.05 | |
4/129 | Итоговая (промежуточная аттестация) контрольная работа. | 20.05 | |
5/130 | Практическая работа №9 «Действие ферментов на различные вещества» | 24.05 | |
6/131 | Гормоны | 25.05 | |
7/132 | Лекарства. Химия и здоровье. | 25.05 | |
8/133 | Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. | 27.05 | |
9/134 | Практическая работа №10 «Анализ некоторых лекарственных препаратов (аспирина, парацетамола) |
| |
6 | Тема 10. Высокомолекулярные соединения | ||
3/135-137 | Высокомолекулярные соединения. Полимеры. Пластмассы, волокна. Каучуки. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Новые вещества и материалы в технике. Реакции полимеризации и поликонденсации. |
| |
3/138-140 | Обобщение и систематизация знаний по органической химии Решение задач различной направленности |
| |
Необходима коррекция расписания уроков в мае месяце. |
Список литературы, используемый при оформлении рабочей программы.
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010.
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень/ О.С. Габриелян.-М.: Дрофа, 2010
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: метод. пособие. - М.: Дрофа, 2008
- Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс: учеб. дляобщеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2007.
- Габриелян О.С., Берёзкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Контрольные и проверочные работы по химии. 10 класс – М.: Дрофа, 2008.
- Габриелян О.С., Пономарев С.Ю., Карцова А.А. Органическая химия: Задачи и упражнения. 10 класс. – М.: Просвещение, 2008.
- Габриелян О.С., Попкова Т.Н., Карцова А.А. Органическая химия: Методическое пособие. 10 класс. – М.: Просвещение, 2008.
Дополнительная литературадля учителя
1. Габриелян О.С. Конторльные и проверочные работы по химии. 10 класс/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин. –М.:,2008.
2. Радецкий А.М. Дидактический материал по химии для 10 класса: пособие для учителя/А.М. Радецкий.-М.: Просвещение,2007.
3. Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент по органической химии. 10 класс. – М.: Дрофа, 2005.
4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. – М.: Дрофа, 2008.
для ученика
1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособие. – М.: Дрофа, 2010.
2. Габриелян О.С., Решетов П.В. Остроумов И.Г. Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа.
3. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: рабочая тетрадь/ О.С.Габриелян, А.В.Ящукова.- М.: Дрофа, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...