Рабочая программа Среднее общее образование «ХИМИЯ» 10-11 КЛАСС
календарно-тематическое планирование по химии (11 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Химия» предназначена для обучающихся 10-11 классов и составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и примерной программы среднего общего образования по химии (базовый уровень). Программа базового уровня по химии 10-11 класс отражает современные тенденции в школьном химическом образовании.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство обороны Российской Федерации Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Санкт – Петербургское Суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»
Рабочая программа
Среднее общее образование
«ХИМИЯ»
10-11 КЛАСС
2020-2022
Составители:
преподаватель химии
Русакович О.В.
ФГКОУ СПБ СВУ МО РФ
высшая квалификационная категория
г. Санкт – Петербург
2020
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета | 5 |
II. Содержание учебного предмета | 6 |
III. Тематическое планирование | 10 |
Литература | 16 |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Химия» предназначена для обучающихся 10-11 классов и составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и примерной программы среднего общего образования по химии (базовый уровень). Рабочая программа учебного предмета «Химия» (базовый уровень) является частью основной образовательной программы среднего общего образования ФГКОУ «Санкт – Петербургское Суворовское военное училище МО РФ».
Программа базового уровня по химии 10-11 класс отражает современные тенденции в школьном химическом образовании.
Изучение химии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Для реализации целей изучения химии поставлены следующие задачи:
- формировать у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;
- формировать представления о химической составляющей естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности, используя для этого химические знания;
- овладевать методами научного познания для объяснения химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- воспитывать убежденность в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применять полученные знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе изучения ими химической науки и ее вклада в современный научно-технический прогресс;
- формировать важнейшие логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ;
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов.
- Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании»;
- Приказа Минобрнауки РФ от 17.05.2012 №413 ( в ред. от 31.12.2015) “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования”;
- Примерной основной образовательной программы среднего общего образования”
одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
- Учебного плана ФГКОУ СПб СВУ на 2020-2021 учебный год;
- Приказа Минобрнауки России от 18.07.2016 N 870 "Об утверждении Порядка
формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2016 N 43111)
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта:
- О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков, Химия. 10 класс: учебник для
общеобразовательных организаций: базовый уровень/ - М: Просвещение, 2019г.;
- О.С. Габриелян Химия. 10 класс . Методическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна
«Химия.10 класс. Базовый уровень» / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков
- М: Просвещение, 2019г.
- О.С. Габриелян Химия 10 класс. Базовый уровень: контрольные и проверочные
работы/О.С. Габриелян и др. – М.: Дрофа, 2015г.
- О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков, Химия. 11 класс: учебник для
общеобразовательных организаций: базовый уровень/ - М: Просвещение, 2019г.;
- О.С. Габриелян Химия. 10 класс . Методическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна
«Химия.11 класс. Базовый уровень» / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков
- М: Просвещение, 2019г
- О.С. Габриелян Химия 11 класс. Базовый уровень: контрольные и проверочные
работы/О.С. Габриелян и др. – М.: Дрофа, 2015г.
- О.С. Габриелян Химия. Базовый уровень. 11 класс: кн. для учителя/ О.С. Габриелян
, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков - М: Дрофа, 2016г.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа по химии для среднего общего образования на базовом уровне составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане. Согласно календарного графика на 2020/2021 в 10 и 11 классах предусмотрено общее количество учебных недель -70. Поэтому фактическое количество часов на изучение химии в 10 классе – 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 35 часов (1 час в неделю)
Методологической основой построения учебного содержания предмета химии базового уровня для средней школы явилась идея интегрированного курса.
Первая идея - это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе, - общая химия.
Вторая идея - это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным, а люди, не получившие таких знаний, могут неосознанно стать опасными для этого мира, так как химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами.
Третья идея - это интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения.
Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Биология», «География», «История», «Литература», «Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Русский язык», «Физика», «Экология».
Особое значение имеет формирование экологической культуры кадет (экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на живые организмы; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников) и ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; а также социальная значимость и содержание профессий, связанных с химией.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего
образования выпускник научится:
1) раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
2) демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
3) раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
4) понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
5) объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
6) применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
7) составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
8) характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
9) приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
10) прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
11) использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
12) проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
13) владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
14) устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
15) приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
16) приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
17) приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
18) проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
19) владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
20) осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
21) критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
22) представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
1) иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
2) использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
3) объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
4) устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
5) устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний
II. Содержание учебного предмета
10 класс
Введение
Методы познания в химии. Научные методы познания веществ и химических явлений.
Тема 1. Строение и классификация органических соединений.
Химическое строение. Валентность. Основные положения теории строения органических соединений.
Демонстрации. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Модели молекул представителей различных классов органических соединений.
Лабораторный опыт. Изготовление моделей молекул органических соединений.
Тема 2. Углеводороды и их природные источники.
Алканы. Природный газ, его состав. Гомологический ряд предельных углеводородов. Изомерия и номенклатура алканов.
Алкены. Этилен как представитель алкенов. Получение этилена в промышленности (дегидрирование этана) и в лаборатории (дегидратация этанола).
Диены. Бутадиен и изопрен как представители диенов. Реакции присоединения с участием сопряженных диенов (бромирование, полимеризация).
Алкины. Ацетилен как представитель алкинов. Получение ацетилена карбидным и метановым способами
Арены. Бензол как представитель аренов.
Нефть и способы её переработки. Состав нефти. Переработка нефти: перегонка крекинг.
Демонстрации.
Горение метана, этилена, ацетилена.
Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде.
Лабораторные опыты.
Получение и свойства ацетилена.
Ознакомление с коллекцией образцов нефти и нефтепродуктов, каменного угля и продуктов их переработки.
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения.
Спирты. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Свойства этанола (горение, окисление в альдегид, дегидратация).
Фенол. Взаимное влияние атомов в молекуле (взаимодействие с бромной водой и гидроксидом натрия). Получение и применение фенола.
Альдегиды. Формальдегид и ацетальдегид как представители альдегидов.
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Свойства уксусной кислоты.
Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия кислот со спиртами. Значение сложных эфиров в природе и жизни человека.
Углеводы. Понятие об углеводах. Глюкоза как представитель моносахаридов.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты. Получение сложных эфиров.
Лабораторные опыты. Свойства этилового спирта. Свойства глицерина. Свойства уксусной кислоты.
Тема 4. Азотсодержащие органические соединения.
Амины. Метиламин как представитель алифатических аминов и анилин — ароматических аминов.
Аминокислоты. Глицин и аланин как представители природных аминокислот. Свойства аминокислот как амфотерных органических соединений.
Белки. Белки как полипептиды. Структура белковых молекул. Свойства белков (горение, гидролиз, цветные реакции). Биологическая роль белков.
Нуклеиновые кислоты. Нуклеиновые кислоты как полинуклеотиды. Строение нуклеотида
Генетическая связь между классами органических соединений. Понятия о генетической связи и генетических рядах.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой.
Лабораторные опыты.Свойства белков.
Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач по идентификации органических соединений»
Тема 5. Химия и жизнь
Биологически активные вещества.
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы.
Витамины. Понятие о витаминах. Виды витаминной недостаточности. Классификация витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов.
Лекарства. Лекарственная химия. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Демонстрации.
Модель молекулы ДНК.
Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля.
Лабораторные опыты.
Ознакомление с коллекцией витаминов.
Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой.
Искусственные и синтетические полимеры.
Пластмассы и волокна.
Полимеризация и поликонденсация как способы получения синтетических высокомолекулярных соединений.
Решение задач по органической химии на вывод формулы органических веществ по продуктам сгорания и массовым долям элементов.
Демонстрации.
Коллекция пластмасс, синтетических волокон и изделий из них.
Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон»
11 класс.
Тема 1. Периодический закон и строение атома.
Строение атома. Атом — сложная частица. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Орбитали: s- и р-орбитали. Распределение электронов по энергетическим уровням и орбиталям.
Периодический закон и строение атома. Современное понятие химического элемента. Современная формулировка периодического закона. Причина периодичности в изменении свойств химических элементов.
Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона. Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона. Важнейшие понятия химии: атом, относительная атомная и молекулярная массы. ПЗ в формулировке Д.И. Менделеева.
Демонстрации.
Различные формы периодической системы Д. И. Менделеева.
Тема 2. Строение вещества.
Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Ковалентная полярная и ковалентная неполярная химические связи. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи.
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Ионная связь как особый случай ковалентной полярной связи.
Металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы. Черные и цветные сплавы.
Водородная связь, как особый случай межмолекулярного взаимодействия. Механизм ее образования и влияние на свойства вещества.
Агрегатные состояния вещества. Газы. Закон Авогадро для газов. Молярный объем газообразных веществ (н. у.). Жидкости.
Типы кристаллических решеток. Кристаллическая решетка. Ионные, металлические, атомные и молекулярные кристаллические решетки. Аллотропия. Аморфные вещества.
Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Массовая и объемная доли компонентов в смеси. Массовая доля примесей.
Дисперсные системы. Понятие дисперсной системы. Дисперсная фаза и дисперсная среда. Классификация дисперсных систем.
Демонстрации.
Модель кристаллической решетки хлорида натрия.
Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой.
Лабораторный опыт.
Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его
свойств.
Ознакомление с дисперсными системами.
Тема 3. Электролитическая диссоциация.
Растворы. Растворы как гомогенные системы, состоящие из частиц растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия. Массовая доля растворенного вещества. Типы растворов.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Сильные и слабые электролиты. Уравнения ЭД. Реакции ионного обмена.
Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Общие свойства неорганических и органических кислот. Условия течении реакции между электролитами до конца.
Основания в свете теории электролитической диссоциации. Классификация и общие свойства.
Соли в свете теории электролитической диссоциации. Классификация и свойства. ЭХРН металлов и его использование для характеристики восстановительных свойств металлов.
Гидролиз солей. Реакция среды (рН) в растворах гидролизующихся солей. Случаи гидролиза солей. Гидролиз органических веществ, его значение.
Демонстрации.
Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет
диссоциации.
Зависимость степени ЭД уксусной кислоты от разбавления.
Лабораторные опыты.
Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.
Получение и свойства нерастворимых оснований.
Тема 4. Химические реакции.
Классификация химических реакций. Реакции разложения, соединения, замещения и обмена в неорганической химии. Реакции присоединения, отщепления, замещения и изомеризации в органической химии.
Тепловой эффект химических реакций. Классификация химических реакций по тепловому эффекту. Экзо- и эндотермические реакции. Термохимические уравнения.
Скорость химической реакции. Зависимость скорости реакции от концентрации, давления, температуры, природы реагирующих веществ, площади их соприкосновения и катализатора.
Катализаторы. Катализ. Примеры каталитических процессов в промышленности, технике и быту. Ферменты и их отличие от неорганических катализаторов.
Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения на примере получения аммиака.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. Составление ОВР методом электронного баланса.
Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов. Коррозия металлов. Общие способы получения металлов.
Общие свойства неметаллов. Свойства неметаллов как окислителей и восстановителей. Благородные газы. Общая характеристика галогенов.
Электролиз. Общие способы получения металлов и неметаллов. Электролиз растворов и расплавов электролитов на примере хлорида натрия. Получение алюминия. Гальванопластика и гальваностегия.
Демонстрации.
Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ на
примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой
концентрации с одинаковыми кусочками (гранулами) цинка и на примере
взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка,
железа) с раствором соляной кислоты.
Лабораторные опыты.
Реакция замещения меди железом в растворе сульфата меди(II).
Ознакомление с коллекцией металлов.
Ознакомление с коллекцией неметаллов.
Практическая работа № 1 «Получение, собирание и распознавание газов»
Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических соединений»
III. Тематическое планирование
10 класс (1ч в неделю, всего 35 ч)
№ п/п | Тема | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы |
Введение. Предмет органической химии. | 1 | |||
1 | Строение и классификация органических соединений. Реакции в органической химии | 5 | ||
2 | Углеводороды | 8 | 1 | |
3 | Кислородосодержащие органические соединения | 10 | 1 | |
4 | Азотосодержащие органические соединения | 5 | 1 | |
5 | Биологические активные вещества | 2 | ||
6 | Искусственные и синтетические органические соединения | 3 | 1 | 1 |
Резерв | 1 | |||
Итого | 35 | 2 | 3 |
Наименование темы (в соответствии с Примерной программой) | Кол-во ча- сов | Характеристика видов деятельности обучающихся | Форма контроля |
Методы познания в химии | 1 | Научные методы познания веществ и химических явлений. Получают химическую информацию из различных источников. Производят рефлексию способов и условий действия. | Входной контроль |
Органическая химия | 28 | Изучают важнейшие химические понятия: валентность, углеродный скелет, изомерия, гомология; теорию строения органических соединений. Формулируют основные положения теории строения органических веществ А.М. Бутлерова Классифицируют органические вещества по строению углеродного скелета и функциональным группам Определяют принадлежность органических соединений к определённым классам, используя знания о функциональной группе Называют вещества по «тривиальной» номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК Записывают структурные формулы органических соединений Определяют типы реакций в органической химии Объясняют зависимость свойств веществ от их состава и строения. Изучают природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Анализируют шаростержневые модели органических веществ. Решают расчётные задачи на определение молекулярной формулы углеводородов Объясняют химические явления, происходящие в природе, быту и на производстве Выполняют химический эксперимент по распознаванию углеводородов Проводят качественный анализ органических соединений (обнаружение углерода, водорода); получение и свойства углеводородов Характеризуют основные классы кислородсодержащих органических веществ, их строение, свойства и получение. Определяют принадлежность вещества к классам кислородсодержащих органических соединений Выполняют химический эксперимент по распознаванию кислородосодержащих органических веществ Изучают важнейшие синтетические каучуки, волокна, полимеры Выполняют химический эксперимент по распознаванию углеводородов Проводят качественный анализ органических соединений (обнаружение углерода, водорода); получение и свойства углеводородов Характеризуют основные классы кислородсодержащих органических веществ, их строение, свойства и получение. Определяют принадлежность вещества к классам кислородсодержащих органических соединений Выполняют химический эксперимент по распознаванию кислородосодержащих органических веществ Изучают важнейшие синтетические каучуки, волокна, полимеры Составляют план работы, проводят наблюдения с соблюдением правил техники безопасности; фиксируют результаты и оформляют отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводами. Производят рефлексию способов и условий действий Представляют информацию в виде таблиц и схем Производят рефлексию способов и условий действия Производят самооценку и систематизацию полученных знаний и умений | Индивидуаль-ный и фронтальный опрос Составление блок- схем Химический диктант по номенклатуре углеводородов Тестирование по теме: «Углеводороды» Проверочная работа на осуществление цепочек превращений Контрольная работа №1 по теме: «Углеводороды» Письменный отчет о практической работе №1 «Идентификация органических соединений» Тестирование по теме: «Кислородосо-держащие органические соединения» Контрольная работа по теме «Кислородосо-держащие соединения» Проверочная работа по теме «Азотсодержа-щие соединения» |
Химия и жизнь | 5 | Изучают роль ферментов в функционировании живых организмов, а также в промышленности, медицине и повседневной жизни человека. Рассматривают классификацию витаминов и их роль в организме человека Выполняют химический эксперимент по распознаванию волокон и пластмасс Составляют план работы, проводят наблюдения с соблюдением правил техники безопасности; фиксируют результаты и оформляют отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводами. Производят рефлексию способов и условий действий Производят самооценку и систематизацию полученных знаний и умений | Индивидуаль-ный и фронтальный опрос Письменный отчет о практической работе №2 «Распознавание пластмасс и волокон» Итоговая контрольная работа |
Резерв | 1 |
11 класс (1ч в неделю, всего 35 ч)
№ п/п | Тема | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Периодический закон и строение атома | 3 | ||
2 | Строение вещества | 7 | ||
3 | Электролитическая диссоциация | 6 | 1 | |
4 | Химические реакции. Вещества | 17 | 2 | 1 |
Резерв | 2 | |||
Итого | 35 | 2 | 2 |
Наименование темы (в соответствии с Примерной программой) | Кол-во ча- сов | Характеристика видов деятельности обучающихся | Форма контроля |
Периодический закон и строение атома | 3 | Формируют понятие о современном представление о строении атомов Аргументируют сложное строение атома, как системы, состоящей из ядра и электронной оболочки Определяют взаимосвязь между положением элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева и строением его атома. Составляют электронные и электронно – графические формулы атомов s-, p-, d-, f- элементов | Входной контроль |
Строение вещества | 7 | Классифицируют виды химической связи Объясняют единую природу химических связей Характеризуют физические свойства веществ с ионной связью, как функцию вида химической связи и типа кристаллической решётки Характеризуют металлическую связь как связь между ион-атомами в металлах и сплавах посредством обобществлённых валентных электронов. Определяют различия между межмолекулярной и внутримолекулярной водородной связью Анализируют понятия: «аллотропия», «гомологи», «изомеры». Объясняют причины многообразия веществ Характеризуют способы разделения смесей. | Индивидуальный и фронтальный опрос Химический диктант по видам химической связи Тестирование по способам разделения смесей Проверочная работа по теме «Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов» |
Решают расчётные задачи на нахождение массовой и объёмной долей в смеси, нахождение концентрации растворённого вещества в растворе. Анализируют роль различных типов дисперсных систем в жизни природы и общества | |||
Электролитическая диссоциация | 6 | Формулируют основные положения теории электролитической диссоциации. Записывают уравнения электролитической диссоциации, в том числе и ступенчатой. Объясняют сущность реакции ионного обмена, составляют уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей, уравнения реакции ионного обмена в полном и сокращенном ионном виде. На основе универсальности понятия «гидролиз» показывают единство мира органических и неорганических веществ. Имеют представления о практическом значении гидролиза в живой и неживой природе. Записывают уравнения гидролиза неорганических и органических веществ, анализируют среду раствора соли на основании состава (сильные и слабые основания и кислоты). Наблюдают демонстрационные опыты, анализируют, делают соответствующие выводы. Воспринимают, анализируют, перерабатывают и предъявляют информацию в соответствии с поставленными задачами. Определяют окислительно-восстановительные реакции как процессы с изменением степеней окисления элементов веществ, участвующих в реакции. Составляют уравнения ОВР на основе электронного баланса. Осуществляют поиск, отбор и систематизацию информации в соответствии с учебной задачей. Получают химическую информацию из различных источников. Производят самооценку и систематизацию полученных знаний и умений. Выполняют проверочную работу по материалам темы | Проверочная работа по теме: «Реакции ионного обмена» Выполнение тестовых заданий на определение среды раствора Самостоятельная работа на составление окислительно – восстановительных реакций методом электронного баланса Контрольная работа №1 |
Химические реакции. Вещества | 17 | Анализируют процессы, относящиеся к химическим реакциям и понимают их суть. Устанавливают принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификации. Записывают химические уравнения практически осуществимых реакций. Устанавливают зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры и площади их соприкосновения. Раскрывают роль катализаторов как факторов увеличения скорости химической реакции и рассматривать ингибиторы как «антонимы» катализаторов. Характеризуют ферменты как биологические катализаторы белковой природы и раскрывать их роль в протекании биохимических реакций на основе межпредметных связей с биологией. Проводят, наблюдают и описывают химический эксперимент. Наблюдают демонстрационные опыты, анализируют, делают соответствующие выводы . Воспринимают, анализируют, перерабатывают и предъявляют информацию в соответствии с поставленными задачами. Описывают состояния химического равновесия и предлагать способы его смещения в необходимую сторону на основе анализа характеристики реакции и принципа Ле-Шателье. Называют изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам. Записывают формулы неорганических соединений, уравнения химических реакций с их участием Характеризуют физические и химические свойства металлов как функцию строения их атомов и кристаллов на основе представлений об ОВР и положения металлов в электрохимическом ряду напряжений. Понимают суть металлургических процессов. Характеризуют свойства неметаллов, опираясь на их положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Записывают ОВР с типичными неметаллами (на примере водорода, кислород, серы, галогенов). Характеризуют области применения благородных газов. Описывают общие свойства органических и неорганических кислот и оснований в свете ТЭД. Характеризуют генетическую связь между классами неорганических и органических соединений и отражать его на письме с помощью обобщённой записи «цепочки переходов». Конкретизируют такие переходы уравнениями химических реакций. Проводят, наблюдают и описывают химический эксперимент. Оформляют отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводами. Производят рефлексию способов и условий действия. Осознают роль химии в формировании военного потенциала страны и в современном военном деле; Знают правила техники безопасности при обращении с химическими, горючими и взрывоопасными веществами; Решают познавательные задачи и ситуативные задания содержанием. Производят самооценку и систематизацию полученных знаний и умений. Выполняют итоговую контрольную работу по содержанию курса | Текущий контроль. Решение расчетных и ситуативных задач Тестовые задания Письменный отчет о практической работе №1 «Получение, собирание и распознавание газов» Разноуровневые задания Письменный отчет о практической работе №2 «Решение экспериментальных задач на идентифи кацию органических и неорганических веществ» Итоговая контрольная работа |
Резерв | 2 |
Литература
- Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Учебник. — М.: Просвещение, 2019
- Химия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. Химия. 11 класс. Базовый уровень. Учебник. — М.: Просвещение, 2019
- О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова «Химия 11 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику». – М.: Дрофа, 2017 г.
- Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.11 класс. Базовый уровень»/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. - М.: Дрофа
- О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, «Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс» – М.: Дрофа, 2018 год.
- О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, И. В. Аксёнова, Химия. 10 класс. Базовый уровень. Методическое пособие.
- О. С. Габриелян и др. Химия. 11 класс. Базовый уровень. Методическое пособие.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.. Книга для учителя. Химия 10 кл. Базовый уровень: методическое пособие. – М.: Дрофа.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.. Книга для учителя. Химия 11 кл. Базовый уровень: методическое пособие. – М.: Дрофа.
- Химия. 8-11 классы: рабочие программы по учебникам О.С. Габриеляна/авт.- сост. Г.И. Маслакова, Н.В. Сафронов.- Волгоград: Учитель, 2017г.
- Химия. Базовый уровень. 10-11 классы: рабочая программа к линии УМК О.С. Габриеляна: учебно – методические пособие/ О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2017г.
- Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова. 10—11 классы. Базовый уровень : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков — М. : Просвещение, 2019г.
СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Программно-технологические комплексы
- Виртуальная химическая лаборатория. 8 класс Программа включает около 60 химических опытов из школьной программы химии за 8 класс с пошаговыми инструкциями CD-ROM, 2005 г.
- Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 классы (DVD-BOX). Компьютерная программа CD-ROM, 2004 г.
- Уроки химии Кирилла и Мефодия. 10-11 классы (DVD-BOX). Компьютерная программа CD-ROM, 2004 г.
- Химия для всех - XXI: Химические опыты со взрывами и без Серия: 1С: Образовательная коллекция CD-ROM, 2006 г.
- Вещества и их превращения. Электронные уроки и тесты. Химия в школе. «Просвещение Медиа», 2005 г.
- Соли. Электронные уроки и тесты. Химия в школе. «Просвещение Медиа», 2005 г.
- Кислоты и основания. Электронные уроки и тесты. Химия в школе. «Просвещение Медиа», 2005 г.
- Сложные химические соединения в повседневной жизни. Электронные уроки и тесты. Химия в школе. «Просвещение Медиа», 2005 г.
- Водные растворы. Электронные уроки и тесты. Химия в школе. «Просвещение Медиа», 2005 г.
Другие средства информатизации
- «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
- http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».
- http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Химия"
- www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека.
- www.drofa.ru – электронный учебник
- http://www/alhimik.ru – полезные советы, виртуальный репетитор, решение задач, помощь абитуриентам, история химии
- http://school-collection.edu.ru - федеральное хранилище "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов"
- http://www.chemnet.ru – электронная библиотека по химии
- http://cnit.ssau.ru/organics - Учебный мультимедиа-комплекс для школьников, абитуриентов и студентов младших курсов вузов. Включает большое количество графических иллюстраций, анимаций, виртуальных моделей и анимации (в формате VRML), flash-иллюстраций, контрольных вопросов и задач.
- http://n-t.ru/ri/kk/hm.htm - книга Юрия Кукушкина "Химия вокруг нас"
- http://www.chemport.ru/pertable - интерактивная таблица "Периодическая система элементов Д.И. Менделеева"
- http://experiment.edu.ru - коллекция "Естественнонаучные эксперименты"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Технология» основного общего образования вариант для неделимых классов 5-9 класс (базовый уровень).
1. Рабочая программа учебного предмета «Технология» основного общего образования вариант для неделимых классов 5-9 класс (базовый уровень)....
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа элективного учебного предмета по химии для обучающихся 10-11 классов среднего общего образования ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ И УПРАЖНЕНИЯХ
Рабочая программа элективного учебного предмета по химии для обучающихся 10-11 классов среднего общего образования "ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ И УПРАЖНЕНИЯХ", (2 часа в неделю, всего 68 часов...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175 русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языку5 а класс(основное общее образование)Количество часов: 175...
Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Труд (технология» («Столярное дело») для 5-9 класса основного общего образования
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуал...
4.Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Труд (технология» («Столярное дело») для 5-9 класса основного общего образования на 2024-2025 уч. г.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуал...