Веб-квест: « Железо, соединения железа»
план-конспект урока по химии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Веб-квест: « Железо, соединения железа»
Евстафьевой М.С.
Тема урока: « Железо, соединения железа».
Предметная область: химия, 9 класс. Соответствует стандарту общего образования, проводится на уроке в общей теме: «Металлы».
Необходимые ресурсы для выполнения задания: ПК, доступ и Интернет, мультимедиа учебный курс «1С: Образовательная коллекция. Общая и неорганическая химия».
Цель: охарактеризовать положение железа в Периодической системе химических элементов в свете строения атома, его физические и химические свойства, применение. Охарактеризовать историю производство чугуна и стали; современное производство, реакции, лежащие в основе производства. Рассмотреть биологическую роль железа, источники поступления в организм человека. Болезни, связанные с недостатком и избытком железа, их причины и профилактика.
Тип задания для веб-квеста: пересказ (понимание темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате) создание презентации, плаката, рассказа.
Задание.
В ходе выполнения работы необходимо изучить следующие вопросы:
положение железа в Периодической системе химических элементов в свете строения атома, его физические и химические свойства, применение. Историю производство чугуна и стали; современное производство, реакции, лежащие в основе производства. Рассмотреть биологическую роль железа, источники поступления в организм человека. Болезни, связанные с недостатком и избытком железа, их причины и профилактика.
Введение
Герою знаменитого романа Даниэля Дефо повезло. Корабль, с которого он спасся, сидел на мели совсем недалеко от острова. Робинзон сумел погрузить на плот все необходимое и благополучно переправился на остров. Ему повезло еще раз – цитируем роман: « После долгих поисков я нашел ящик нашего плотника, и это была для меня поистине драгоценная находка, которой я не отдал бы тогда за целый корабль с золотом»…
Что было в плотницком ящике? Обыкновенный железный инструмент: топор, пила, молоток, гвозди.
Как видим, без железа не может обойтись даже приключенческая литература.
Откуда же древние люди брали железо в то время, когда еще не умели добывать его из руды? Железо в переводе с шумерского языка – это металл, “капнувший с неба, небесный”. Первое железо, с которым столкнулось человечество, было железом из метеоритов. Впервые доказал, что “железные камни падают с неба”, в 1775 г. русский ученый П.С. Палас, который привез в Петербург глыбу самородного железного метеорита весом 600 кг. Самым крупным железным метеоритом является найденный в 1920 г. в Юго-Западной Африке метеорит “Гоба” весом около 60 т. Вспомним гробницу Тутанхамона: золото, золото. Великолепная работа восхищает, блеск слепит глаза. Но вот что пишет К.Керрам в книге “Боги, гробницы, ученые” о маленьком железном амулете Тутанхамона: “Амулет относится к числу наиболее ранних изделий Египта, и …в гробнице, наполненной чуть ли не до отказа золотом, именно эта скромная находка имела наибольшую с точки зрения истории культуры ценность”. Всего несколько железных изделий было найдено в гробнице фараона, среди них железный амулет бога Гора, небольшой кинжальчик с железным клинком и золотой рукояткой, маленькая железная скамеечка “Урс”.
Ученые предполагают, что именно страны Малой Азии, где проживали племена хеттов, были местом возникновения черной металлургии. В Европу железо пришло из Малой Азии уже в I тыс. до н.э.; так в Европе начался железный век.
Знаменитую булатную сталь (или булат) делали на Востоке еще во времена Аристотеля (IV в. до н.э.). Но технология ее изготовления держалась в секрете много веков.
Мне приснилась иная печаль
Про седую дамасскую сталь.
Я увидел, как сталь закалялась,
Как из юных рабов одного
Выбирали, кормили его,
Чтобы плоть его сил набиралась.
Выжидали положенный срок,
А потом раскаленный клинок
В мускулистую плоть погружали,
Вынимали готовый клинок.
Крепче стали, не видел Восток,
Крепче стали и горше печали.
Чрезвычайно важное место занимает этот металл в жизни человека.
Какова роль железа в настоящее время?
Для решения данных вопросов необходимы специалисты:
Роль 1. Химик
Роль 2. Историк
Роль 3. Металлург
Роль 4. Биолог
Распределим обязанности между ними.
Роль 1. Химик.
Как химик, вы должны охарактеризовать следующие вопросы:
- Положение железа в периодической системе хим. Элементов в свете строения атома
- Физические свойства железа
- Химические свойства железа
- Нахождение в природе
http://ru.wikipedia.org/wiki/Железо
http://www.chem100.ru/elem.php?n=26
http://bril2002.narod.ru/chem96.html
http://all-met.narod.ru/fe.html
После работы с источниками информации обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет. Для подготовке отчета можно использовать презентацию или текстовый редактор.
Роль 2. Историк
Как историк, рассмотрите историю начала «железного века», открытие железной руды, месторождения магнитного железняка на Урале, и события, связанные с ним; получение далекими предками железа.
Рассмотрите основные вопросы:
- Охарактеризовать термин «железный век»
- Получение далекими предками железа сыродутным методом
- Секреты дамасской стали(булата), который обладал большей твердостью и упругостью, чем углеродная сталь
- Получение литейного чугуна в доменном прозводстве (топливо: переход от древесного угля к коксу, и в настоящее время к природному газу).
- Производство чугуна и стали в XIV – XVIII в. в бессемеровских печах и конвертерах Томаса, и вытеснение их мартеновскими печами.
http://www.chem100.ru/elem.php?n=26
После работы с источниками информации обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет. При подготовке отчета можно использовать презентацию или текстовый редактор.
Роль 3. Металлург
Как, специалисты в этой области, вы должны объяснить производство чугуна и стали в настоящее время, реакции лежащие в основе производства, обратить внимание на экологию производства. Рассмотреть и обсудить следующие вопросы:
- Производство чугуна и стали, реакции лежащие в основе данных производств.
- Кислородно-конверторный способ производства стали.
- Использование электрических печей.
- Применение чугуна и стали
- Экологические проблемы, их решения при производстве чугуна и стали.
http://www.chem100.ru/elem.php?n=26
После работы с источниками информации обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет. Для подготовки отчета можно использовать презентацию или текстовый редактор.
Роль 4. Биолог.
Биологи должны охарактеризовать нахождение железа в организме человека. Продукты питания, суточное потребление. Обратить внимание на недостаток и избыток железа в организме, их причины.
- Нахождение железа в организме человека (Транспортировка кислорода и углекислого газа происходит при участии атомов кислорода).
- Продукты питания (источники железа). Суточное потребление
- Железодефицитная анемия, учитывая возрастные особенности
ее причины возникновения.
- Избыток железа в организме, причины.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Железо
http://www.chem100.ru/elem.php?n=26
http://www.alhimik.ru/kunst/man's_elem.html
http://works.tarefer.ru/94/100087/index.html
http://supercook.ru/3-microel.html
http://supercook.ru/3-microel.html#e508 !!!!!
http://www.inmoment.ru/beauty/health-body/iron.html !!!!
http://ru.wikipedia.org/wiki/Веганское_питание
http://www.rollton.ru/consumer/advice/minerals/
http://anaemia.narod.ru/ferum1.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Железодефицитная_анемия
http://medi.ru/doc/7290302.htm
После работы с источниками информации обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет. При подготовке отчета можно использовать презентацию или текстовый редактор.
Отчет: Ваша работа должна быть представлена в виде презентации Power Point, в которой вы отразите ваши ответы на главные вопросы темы:
- Строение атома, его физические и химические свойства, применение.
- Охарактеризовать историю производство чугуна и стали; современное производство, реакции, лежащие в основе производства.
- Рассмотреть биологическую роль железа, источники поступления в организм человека.
Порядок работы:
- Выберите себе ту роль, которая вам ближе и с которой, как вам кажется, вы можете справиться.
- Выбравшие себе одну и туже роль, можете объединиться в микрогруппу или работать индивидуально до тех пор, пока не наступит этап выработки общей точки зрения на проблему.
- После работы вы должны обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет.
- Для оформления результатов вы можете использовать:
- мультимедийные презентации;
- обобщающие таблицы;
- творческие отчеты
- веб-страницы.
- различные виды схем и диаграммы.
Критерии оценки
Работа в группе будет оцениваться.
Чтобы увидеть критерии оцени, щелкните здесь
«Чтобы увидеть критерии оценки индивидуальной работы, щелкните здесь» или
«Работа в группе также будет оцениваться. Чтобы увидеть критерии оценки, щелкните здесь»
В зависимости от набранных баллов будет выставлена оценка за весь квэст и оценки каждому «специалисту».
Критерии оценки технического оформления | Глубина и оригинальность содержания | Качество оформления | Грамотность изложения | Успешность коллективной работы |
Ресурсы:
Вы должны использовать при выполнении заданий:
- программу подготовки презентаций PowerPoint;
- ссылки на Интернет ресурсы;
- энциклопедии, справочники.
Заключение: охарактеризовали положение железа в Периодической системе химических элементов в свете строения атома, его физические и химические свойства, применение. Охарактеризовали историю производство чугуна и стали; современное производство, реакции, лежащие в основе производства. Рассмотрели биологическую роль железа, источники поступления в организм человека. Болезни, связанные с недостатком и избытком железа, их причины и профилактику.
Результат
Результатом выполнения работы должны быть презентации и использование текстового редактора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку химии по теме: "Соединения железа"
Презентация составлена учителями для объяснения нового материала на уроках химии в 9 классе....
Разработка урока химии "Соединения железа"
Разработка урока химии "Соединения железа" для учащихся 9 класса (базовый уровень)Цели урока: Образовательная: Закрепить знания учащихся о химических свойствах железа, особенностях с...
Веб-квест: "Железо, соединения железа"
Веб-квест в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета...
Урок "Соединения железа(II) и железа(III)" в 9 классе с использованием технологии модульного обучения
Конспект урокаПрезентация к урокуИнструктивная картаПротокол урока...
открытый урок по теме "Железо, свойства соединений железа."
Данный урок провелен в 9 классе. Разработка урока участвовала во Всероссийском конкурсе, посвященном Д.И.Менделееву. Уро в виде игры....
Соединения железа +2,+3 их качественное определение. Генетические ряды железа +2 и железа +3.
Лабораторные опыты №18,19...
Кейс-задание «Кровавый водопад в Антарктиде» для учеников 9 класса по теме: «Железо. Соединения железа»
Кейс задание рассчитано на учеников в возрасте 14-16 лет. В этом задании рассматривается явление, которое называется «Кровавый водопад в Антарктиде». Вводные материалы включают ...