Веб-квест: « Железо, соединения железа»
план-конспект урока по химии (9 класс)

Евстафьева Марина Сергеевна

Веб-квест: « Железо, соединения железа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhelezo.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

                  Веб-квест: « Железо, соединения железа»

Евстафьевой М.С.

Тема урока:  « Железо, соединения железа».

 Предметная область: химия, 9 класс. Соответствует стандарту общего образования, проводится на  уроке в общей теме: «Металлы».

 Необходимые ресурсы для выполнения задания: ПК, доступ и Интернет, мультимедиа учебный курс «1С: Образовательная коллекция. Общая и неорганическая химия».

Цель:  охарактеризовать положение железа в Периодической системе химических элементов в свете строения атома, его физические и химические свойства, применение. Охарактеризовать историю производство чугуна и стали; современное производство, реакции, лежащие в основе производства. Рассмотреть биологическую роль железа, источники поступления в организм человека. Болезни, связанные с недостатком и избытком железа, их причины и профилактика.

   Тип задания для веб-квеста: пересказ (понимание темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате) создание презентации, плаката, рассказа.

   Задание.

В ходе выполнения работы необходимо изучить следующие вопросы:

положение железа в Периодической системе химических элементов в свете строения атома, его физические и химические свойства, применение. Историю производство чугуна и стали; современное производство, реакции, лежащие в основе производства. Рассмотреть биологическую роль железа, источники поступления в организм человека. Болезни, связанные с недостатком и избытком железа, их причины и профилактика.

Введение

Герою знаменитого романа Даниэля Дефо повезло. Корабль, с которого он спасся, сидел на мели совсем недалеко от острова. Робинзон сумел погрузить на плот все необходимое и благополучно переправился на остров. Ему повезло еще раз – цитируем роман: « После долгих поисков я нашел ящик нашего плотника, и это была для меня поистине драгоценная находка, которой я не отдал бы тогда за целый корабль с золотом»…

Что было в плотницком ящике? Обыкновенный железный инструмент: топор, пила, молоток, гвозди.

Как видим, без железа не может обойтись даже приключенческая литература.

Откуда же  древние люди брали железо в то время, когда еще не умели добывать его из руды? Железо в переводе с шумерского языка – это металл, “капнувший с неба, небесный”. Первое железо, с которым столкнулось человечество, было железом из метеоритов. Впервые доказал, что “железные камни падают с неба”, в 1775 г. русский ученый П.С. Палас, который привез в Петербург глыбу самородного железного метеорита весом 600 кг. Самым крупным железным метеоритом является найденный в 1920 г. в Юго-Западной Африке метеорит “Гоба” весом около 60 т. Вспомним гробницу Тутанхамона: золото, золото. Великолепная работа восхищает, блеск слепит глаза. Но вот что пишет К.Керрам в книге “Боги, гробницы, ученые” о маленьком железном амулете Тутанхамона: “Амулет относится к числу наиболее ранних изделий Египта, и …в гробнице, наполненной чуть ли не до отказа золотом, именно эта скромная находка имела наибольшую с точки зрения истории культуры ценность”. Всего несколько железных изделий было найдено в гробнице фараона, среди них железный амулет бога Гора, небольшой кинжальчик с железным клинком и золотой рукояткой, маленькая железная скамеечка “Урс”.

Ученые предполагают, что именно страны Малой Азии, где проживали племена хеттов, были местом возникновения черной металлургии. В Европу железо пришло из Малой Азии уже в I тыс. до н.э.; так в Европе начался железный век.

Знаменитую булатную сталь (или булат) делали на Востоке еще во времена Аристотеля (IV в. до н.э.). Но технология ее изготовления держалась в секрете много веков.

Мне приснилась иная печаль

Про седую дамасскую сталь.

Я увидел, как сталь закалялась,

Как из юных рабов одного

Выбирали, кормили его,

Чтобы плоть его сил набиралась.

Выжидали положенный срок,

А потом раскаленный клинок

В мускулистую плоть погружали,

Вынимали готовый клинок.

Крепче стали, не видел Восток,

Крепче стали и горше печали.

Чрезвычайно важное место занимает этот металл в жизни человека.

Какова роль железа в настоящее время?

     Для решения данных вопросов необходимы специалисты:

Роль 1.  Химик

Роль 2.  Историк

Роль 3.  Металлург

Роль 4.  Биолог

Распределим обязанности между ними.

     

   Роль 1. Химик.

Как химик, вы должны охарактеризовать следующие вопросы:

  1. Положение железа в периодической системе хим. Элементов в свете строения атома
  2. Физические свойства железа
  3. Химические свойства железа
  4. Нахождение в природе

         http://ru.wikipedia.org/wiki/Железо 

            http://www.chem100.ru/elem.php?n=26

              http://bril2002.narod.ru/chem96.html

             http://all-met.narod.ru/fe.html

   После работы с источниками информации обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет. Для подготовке отчета можно использовать презентацию или текстовый редактор.

Роль 2.  Историк

Как историк, рассмотрите историю  начала «железного века», открытие железной руды,  месторождения магнитного железняка на Урале, и события, связанные с ним; получение далекими предками железа.

 Рассмотрите основные вопросы:

  1. Охарактеризовать термин «железный век»
  2. Получение далекими предками железа сыродутным методом
  3. Секреты дамасской стали(булата), который обладал большей твердостью и упругостью, чем углеродная сталь
  4. Получение литейного чугуна в доменном прозводстве  (топливо: переход от древесного угля к коксу, и в настоящее время к природному газу).
  5. Производство чугуна и стали в XIV – XVIII в. в бессемеровских печах и конвертерах Томаса, и вытеснение их мартеновскими печами.

     http://n-t.ru/ri/ps/pb026.htm 

      http://www.chem100.ru/elem.php?n=26

После работы с источниками информации обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет. При  подготовке отчета можно использовать презентацию или текстовый редактор.

 Роль 3.  Металлург

Как, специалисты в этой области, вы должны объяснить производство чугуна и стали в настоящее время,  реакции лежащие в основе производства, обратить внимание на экологию производства. Рассмотреть и обсудить следующие вопросы:

  1. Производство чугуна и стали, реакции лежащие в основе данных производств.
  2. Кислородно-конверторный способ производства стали.
  3. Использование электрических печей.
  4. Применение чугуна и стали
  5. Экологические проблемы, их решения при производстве чугуна и стали.

         http://n-t.ru/ri/ps/pb026.htm 

           http://www.chem100.ru/elem.php?n=26

После работы с источниками информации обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет. Для подготовки отчета можно использовать презентацию или текстовый редактор.

Роль 4.  Биолог.

 Биологи должны охарактеризовать нахождение железа в организме человека. Продукты питания, суточное потребление. Обратить внимание на недостаток и избыток железа в организме, их причины.

  1. Нахождение железа в организме человека (Транспортировка кислорода и углекислого газа происходит при участии атомов кислорода).
  2. Продукты питания (источники железа). Суточное потребление
  3. Железодефицитная анемия, учитывая возрастные особенности

 ее причины возникновения.

  1. Избыток железа в организме, причины.

     http://ru.wikipedia.org/wiki/Железо 

     http://www.chem100.ru/elem.php?n=26

          http://www.alhimik.ru/kunst/man's_elem.html

           http://works.tarefer.ru/94/100087/index.html

           http://supercook.ru/3-microel.html

           http://supercook.ru/3-microel.html#e508 !!!!!

           http://www.inmoment.ru/beauty/health-body/iron.html !!!!

           http://ru.wikipedia.org/wiki/Веганское_питание

           http://www.rollton.ru/consumer/advice/minerals/

           http://anaemia.narod.ru/ferum1.htm

           http://ru.wikipedia.org/wiki/Железодефицитная_анемия

           http://medi.ru/doc/7290302.htm

После работы с источниками информации обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет. При подготовке отчета можно использовать презентацию или текстовый редактор.

  Отчет: Ваша работа должна быть представлена в виде презентации Power Point, в которой вы отразите ваши ответы на главные вопросы темы:

  1. Строение атома, его физические и химические свойства, применение.
  2. Охарактеризовать историю производство чугуна и стали; современное производство, реакции, лежащие в основе производства.
  3. Рассмотреть биологическую роль железа, источники поступления в организм человека.

Порядок работы:

  1. Выберите себе ту роль, которая вам ближе и с которой, как вам кажется,  вы можете справиться.
  2. Выбравшие себе одну и туже роль, можете объединиться в микрогруппу или работать индивидуально до тех пор, пока не наступит этап выработки общей точки зрения на проблему.
  3. После работы вы должны обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет.
  4. Для оформления результатов вы можете использовать:

- мультимедийные презентации;

- обобщающие таблицы;

- творческие отчеты

- веб-страницы.

- различные виды схем и диаграммы.

         Критерии оценки

Работа в группе будет оцениваться.

Чтобы увидеть критерии оцени, щелкните здесь

       «Чтобы увидеть критерии оценки индивидуальной работы, щелкните здесь» или

        «Работа в группе также будет оцениваться. Чтобы увидеть критерии оценки, щелкните здесь»

        В зависимости от набранных баллов будет выставлена оценка за весь квэст и оценки каждому «специалисту».

Критерии оценки технического оформления

Глубина и оригинальность содержания

Качество оформления

Грамотность изложения

Успешность коллективной работы

Ресурсы:

Вы должны использовать при выполнении заданий:

 - программу подготовки презентаций PowerPoint;

 - ссылки на Интернет ресурсы;

 - энциклопедии, справочники.

    Заключение:  охарактеризовали положение железа в Периодической системе химических элементов в свете строения атома, его физические и химические свойства, применение. Охарактеризовали историю производство чугуна и стали; современное производство, реакции, лежащие в основе производства. Рассмотрели биологическую роль железа, источники поступления в организм человека. Болезни, связанные с недостатком и избытком железа, их причины и профилактику.

    Результат

Результатом выполнения работы должны быть презентации и использование текстового редактора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку химии по теме: "Соединения железа"

Презентация составлена учителями для объяснения нового материала на уроках химии в 9 классе....

Разработка урока химии "Соединения железа"

Разработка урока химии "Соединения железа" для учащихся 9 класса (базовый уровень)Цели урока:   Образовательная:  Закрепить знания учащихся о химических свойствах железа, особенностях с...

Веб-квест: "Железо, соединения железа"

Веб-квест в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета...

Урок "Соединения железа(II) и железа(III)" в 9 классе с использованием технологии модульного обучения

Конспект урокаПрезентация к урокуИнструктивная картаПротокол урока...

открытый урок по теме "Железо, свойства соединений железа."

Данный урок провелен в 9 классе. Разработка урока участвовала во Всероссийском конкурсе, посвященном Д.И.Менделееву. Уро в виде игры....

Кейс-задание «Кровавый водопад в Антарктиде» для учеников 9 класса по теме: «Железо. Соединения железа»

Кейс задание  рассчитано на учеников в возрасте 14-16 лет. В этом задании рассматривается явление, которое называется «Кровавый водопад в Антарктиде». Вводные материалы включают ...