Физические и химические свойства алканов.
презентация к уроку по химии (10 класс)
Презентация к уроку на тему: "Физические и химические свойства алканов" с тестом для самопроверки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskie_i_himicheskie_svoystva_alkanov.pptx | 551.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Назовите вещества 2
Физические свойства алканов 3 Предельные углеводороды – соединения неполярные . Они легче воды и практически нерастворимы в ней, однако, они способны растворяться в большинстве органических растворителей, в том числе и друг в друге. Жидкие алканы сами являются хорошими растворителями для многих органических веществ.
4
Горение 5 Это свободнорадикальная экзотермическая реакция, которая имеет очень большое значение при использовании алканов в качестве топлива: В общем виде реакцию горения алканов можно записать следующим образом:
Реакции замещения Галогенирование 6 В ходе реакции атом водорода замещается на атом галогена по свободнорадикальному механизму: В случае избытка галогена хлорирование может пойти дальше, вплоть до полного замещения всех атомов водорода на хлор: с вет с вет с вет с вет
Механизм реакции галогенирования 7 1 стадия – зарождение цепи – появление в зоне реакции свободных радикалов: 2 стадия – рост (развитие) цепи . Свободные радикалы, взаимодействуя с молекулами, порождают новые радикалы и развивают цепь превращений : 3 стадия – обрыв цепи . Радикалы, соединяясь друг с другом, образуют молекулы и обрывают цепь превращений:
Реакции замещения Нитрование (реакция Коновалова) 8 нитроалкан азотная кислота (разб.) алкан При нитровании алканов также соблюдается порядок реакционной способности С-Н-связей, характерный для реакций радикального замещения: С трет. – Н > С втор. – Н > C перв. – Н Например: 2-нитропропан пропан
Реакции разложения Крекинг 9 Процесс протекает по свободнорадикальному механизму . Повышение температуры приводит к гомолитическому разрыву углерод-углеродной связи и образованию свободных радикалов. Эти радикалы взаимодействуют между собой, обмениваясь атомом водорода, с образованием молекулы алкана и молекулы алкена :
Реакции разложения Пиролиз 10 При нагревании метана до температуры 1000 °С начинается пиролиз метана – разложение на простые вещества : При нагревании до температуры 1500 °С возможно образование ацетилена :
Реакция изомеризации 11 При нагревании линейных углеводородов с катализатором изомеризации (хлоридом алюминия) происходит образование веществ с разветвленным углеродным скелетом :
Дегидрирование 12 При нагревании алканов в присутствии катализаторов происходит их каталитическое дегидрирование за счет разрыва связей С-Н и отщепления атомов водорода от соседних углеродных атомов. При этом алкан превращается в алкен с тем же числом углеродных атомов в молекуле: Наряду с бутеном-2 в этой реакции образуется также бутен-1 .
Вопросы для самопроверки 13 Назовите по систематической номенклатуре алкан строения: CH 3 – CH – CH – CH 3 CH 3 C 2 H 5 а) 1-метил-2-этилбутан б) 2-метил-3-этилбутан в) 2-этил-3-метилбутан г) 2, 3-диметилпентан 2. Укажите формулы гомологов метана: а) C 3 H 8 б) C 4 H 8 в) C 4 H 1 0 г) C 7 H 8
14 3. Каким соединениям даны неправильные названия? а) 2-метилпентан б ) 2-этилбутан в ) 1-метилпентан г ) диметилбутан 4. Какое вещество имеет наибольшую температуру кипения? а) бутан б) пропан в) 2-метилбутан г) пентан
15 5. Какие характеристики применимы для описания реакции хлорирования этана? а ) цепная б ) свободнорадикальная в ) протекает в темноте без нагревания г ) сопровождается гомолитическим разрывом связей 6 . Для алканов невозможны реакции: а) замещения б) полимеризации в) присоединения г) изомеризации
16 7. В отличие от пропана бутан вступает в реакцию: а) горения в кислороде б) хлорирования при освещении в) разложения на простые вещества при сильном нагревании г) изомеризации 8. Как изменяется массовая доля углерода в алканах с возрастанием их молярной массы: а) не изменяется в) уменьшается б) возрастает г) изменяется немонотонно
17 1. Назовите по систематической номенклатуре алкан строения: б) 2, 3-диметилпентан 1 2 3 4 CH 3 – CH – CH – CH 3 CH 3 C 2 H 5 2. Укажите формулы гомологов метана: а) C 3 H 8 в ) C 4 H 10 3 . Каким соединениям даны неправильные названия? в) 1-метилпентан г) диметилбутан 4 . Какое вещество имеет наибольшую температуру кипения? в) 2-метилбутан Проверим тест
18 5 . Какие характеристики применимы для описания реакции хлорирования этана? а) цепная 6. Для алканов невозможны реакции: б) полимеризации в) присоединения 7. В отличие от пропана бутан вступает в реакцию: г) изомеризации 8. Как изменяется массовая доля углерода в алканах с возрастанием их молярной массы: а) не изменяется
19 Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока с презентацией по теме "Химические свойства алканов"»
Представлена разработка трех урока из разработанного цикла уроков по теме «Предельные углеводороды». Уроки разработаны для 11 класса по программе Н.С.Новошинской и И.И.Новошинского. Цикл у...
Проект урока химии в 10 классе "Физические и химические свойства алканов"
Цели урока:Образовательные: 1. Обеспечить усвоение особенностей физических и химических свойств у алканов;2. Отработать навыки составления уравнений химических реакций, характеризующих свойства алкано...
Методическая разработка "Химические свойства алканов", 10 класс
Урок химии для 10 класса (базовый уровень). Изучение нового материала - химические свойства алканов. Презентация к уроку....
Отработка материала по теме «Химические свойства алканов»
Материал содержит задания для отработки материала по данной теме и подготовке к проверочной работе...
Урок в 10 классе. Химические свойства алканов.
Цели:Образовательная: изучение химических свойств алканов, опираясь на строение.Развивающая: продолжить формирование умения составлять уравнения химических реакций, умений анализировать, сравнивать де...
Самостоятельная работа "Химические свойства алканов и алкенов" 10 класс
Самостоятельная работа "Химические свойства алканов и алкенов" 10 класс...
Дистанционный урок по теме "Химические свойства алканов" (второй урок)
В нашу жизнь вошло дистанционное обучение. Вокруг него много споров. К нему можно по разному относиться. Но задача учителя, на мой взгляд, сделать предложенные обстоятельства катализатором своего проф...