Проектная работа обучающихся по химии
учебно-методический материал по химии (11 класс)
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. В свете ФГОС нового поколения основная задача школы – развитие личности ученика. В связи с этим происходят неизбежные изменения методов и технологий обучения, особое внимание уделяется тем, которые формируют практические навыки сбора и анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся. На первый план, наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников, например, разрабатывать и проверять гипотезы, работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа обучающихся по химии в МБОУ "Хохольский лицей" | 16.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная работа обучающихся по химии
Л.А.Землянухина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хохольский лицей»
«Единственный путь,
ведущий к знаниям –
это деятельность»
Б.Шоу.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. В свете ФГОС нового поколения основная задача школы – развитие личности ученика. В связи с этим происходят неизбежные изменения методов и технологий обучения, особое внимание уделяется тем, которые формируют практические навыки сбора и анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся. На первый план, наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников, например, разрабатывать и проверять гипотезы, работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений. Особую актуальность приобретает использование в школьном обучении проектной технологии, которая позволяет не только успешно работать с новой информацией, но и открывает возможности вариативности учебной деятельности, способствует её индивидуализации и дифференциации Системное применение данной технологии позволяет по-новому организовать взаимодействие всех субъектов образовательного процесса и выстроить образовательную систему, в которой обучающийся становится активным и равноправным участником учебной деятельности.
За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, как учитель уверена, что каким – либо одним методом не даёт возможности использовать всю гамму способностей учеников. Но, на мой взгляд, именно исследовательский метод, как никакой другой, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности. Помня правило: «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», использование исследовательского метода даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны. Ещё Конфуций говорил: Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю».
Исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность, но учитель может управлять процессом проявления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе.
Исследовать – значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто.
Проектная работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку конкретной проблемы, которая должна завершиться реалистическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения задач или проблем. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
В нашем лицее учащиеся постоянно занимаются проектно-исследовательской работой на всех этапах обучения. Для проектной деятельности на уроках химии используются следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные. Учащиеся, готовя материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов проводят на уроках обобщениях или изучения нового материала. Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.
С 2016 года каждый учащийся лицея в начале 10 класса выбирает себе тему проектно-исследовательской работы по определенному предмету, и на протяжении двух лет он работает над ней. У каждого обучающегося есть свой педагог-куратор. Его роль заключается в том, чтобы оказывать учащимся помощь только тогда, когда они испытывают непреодолимое затруднение и все попытки выйти из него самостоятельно уже исчерпаны. Кроме этого, педагог контролирует и фиксирует прохождение каждым учеником всех этапов проектно-исследовательской деятельности. Во втором полугодии 11 класса создается комиссия по защите проектов, где проходит вначале его предзащита, а затем, спустя два месяца - защита (за это время ребята могут доработать свой проект и соответственно получить более высокую оценку). Оценивание проекта происходит по специальным критериям, которые разработаны в лицее. Тема проекта и оценка, полученная в результате защиты идет в аттестат.
Проектная деятельность способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Метод проектов на уроках химии, стимулирует познавательную активность учащихся, способствует поддержанию стойкого интереса к предмету.
Таким образом, система организации проектно-исследовательской работы, созданная в Хохольском лицее, эффективна и способствует формированию компетентного, успешного ученика в соответствии с требованиями ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы проектной работы обучающихся при изучении немецкого языка
Данные методические рекомендации предназначены для общеобразовательных учреждений. Рекомендуется использовать их в качестве дополнительного материала с целью расширения и закрепления лексико-гра...
Проектная работа: "Обучающие игры на уроках иностранного языка"
Этот проект может быть интересен тем, кто ищет материал по теме : "Игровые технологии"....
Проектная работа обучающихся 7 класса " Тайны Бермудского треугольника"
Каждый человек рожден мечтателем и путешественником.Кто не мечтал о дальних странствиях и приключениях? Современный мир устроен так, что можно путешествовать и странствовать, не выходя из школы....
Презентация к семинару-практикуму "Соблюдение этических норм научной деятельности при организации исследовательской и проектной работы обучающихся"
В презентации содержатся указания по структуре исследовательской работы и проекта, приводятся основные методы научного познания, прослеживаются ключевые этапы создания исследовательской работы, а такж...
Проектная работа на уроках химии и биологии
Презентация опыта работы на РМО химиков, биологов по теме "Проектная деятельность на уроках химии и биологии"....
Проектная работа на тему "Химия на кухне"
В настоящее время проведение лабораторных занятий по химии при дистанционном обучении весьма проблематично, т.к. учащиеся только смотрят опыты, проводимые учителем (или на демонстрацию видеороликов с ...
Проектная работа по теме: «Химия в косметике»
Проектная работа по теме: «Химия в косметике»...