Теория электролитической диссоциации
презентация к уроку по химии (8 класс)
Презентация ""Теория электролитической диссоциации", далее ТЭД, была создана в период дистанционного обучения в конце марта 2020 года. Теоретический материал, представленный в презентации, и его подача соответствуют материалу, изложенному в учебнике 8 класса УМК О.С. Габриэляна. В связи с тем, что не все могут использовать скоростной и качественный интернет, материалы презентации построены так, чтобы ученик САМОСТОЯТЕЛЬНО, используя презентацию и учебник, смог качественно освоить этот важный раздел общей химии и овладеть навыком написания ионных процессов. Теория и практические типовые упражнения изложены максимально подробно, с использованием анимации. Также после каждого раздела презентации представлены вопросы и тесты для самоконтроля, с подробными ответами и рассуждениями. Годится как подспорье для самостоятельного изучения тем раздела, в том числе в случае ДО, подготовки к ГИА, особенно к ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ted.pptx | 434.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Предисловие Процессы растворения Электролиты и неэлектролиты Причины электропроводности растворов Проверь себя-1 Запись диссоциации веществ различных классов Проверь себя-2 Сильные и слабые электролиты Проверь себя- 3 Написание ионных уравнений Проверь себя-4
Предисловие Ребята, в жизни бывают разные ситуации. Не всегда можно посещать школу, кто-то что-то не понял из материала сразу на уроке, учитель слишком быстро говорил, кто-то мешал, было плохое настроение или самочувствие… Ничего не поделаешь, приходится осваивать школьную программу, определённые навыки и умения самостоятельно. Есть учебник, конспекты товарищей, богатый выбор ресурсов в Интернете. Как выбрать оптимальный вариант ? Это решаете вы, порой «набив шишек». А что же я вам могу предложить как учитель-предметник ? Я создала довольно объёмистую презентацию, нацеленную именно на самостоятельное постижение нового материала. Не пугайтесь многочисленности слайдов, ведь тема презентации – не тема отдельного параграфа, а целый раздел химии, чрезвычайно важный. Как же работать с презентацией, чтобы вам было удобно и не утомительно ? Прежде всего я разбила материалы на главы . Смотрите содержание и переходите по гиперссылкам к нужной именно вам теме по ходу выполнения школьной программы. В конце каждой важной главы будут слайды с названием «проверь себя» . Почитайте вопросы, не спешите щёлкать мышкой и сразу же смотреть ответы. Сначала не лукавьте сами с собой, а хорошенько подумайте, поищите ответы на предыдущих слайдах. Ведь некого обманывать, кроме самих себя. Очень внимательно смотрите, как же я выполняю упражнения по написанию диссоциации веществ-электролитов различных классов, самих ионных реакций, как рассуждаю, глядите на слайды с упражнениями очень внимательно, следите за анимацией. Также я даю указания, какие же еще ранее созданные презентации -« помогалки » или текстовые документы надо бы посмотреть или освежить в памяти , если вы не слишком-то хорошо умеете составлять химические формулы, химические уравнения и определять классовую принадлежность сложных веществ. Я специально не стала скачивать картинки из Сети, создала довольно примитивное оформление с помощью автофигур , чтобы с одной стороны у вас в памяти осталась иллюстрация определённого процесса или схемы, а с другой стороны ваше внимание «не распылялось» . Если у вас будут дополнительные вопросы, претензии , предложения к оформлению и содержанию презентации, то я к ним прислушаюсь и смогу вам ещё лучше оказать виртуальную помощь. Все нам удачи!
Процессы растворения Начиная с 18 века, учёных беспокоил вопрос о том, какова сущность процесса растворения – это физический процесс (диффузия) или химический процесс ? Рассмотрим ряд опытов, доказывающих, что все не так просто. Опыт №1 Безводный CoCl 2 ( хлорид кобальта) растворение растворение растворение Безводный CuSO 4 ( сульфат меди (II) ) Безводный FeCl 2 ( хлорид железа (II )) Опыт № 3 Опыт № 2 Концентрированный CuCl 2 ( хлорид меди (II ) растворение Опыт № 4 Признаки химического процесса – изменение цвета
Опыт №5 H 2 O H 2 SO 4 (концентрированная) H 2 SO 4 (разбавленная) растворение t о 1 t о 2 t о 2 >t о 1 +Q Признак реакции – поглощение теплоты растворение Безводный NH 4 NO 3 ( нитрат аммония, аммиачная селитра) t о 1 t о 2 t о 2 Опыт № 7( контракция) H 2 O C 2 H 5 OH Смесь воды и винного спирта до встряхивания Смесь воды и винного спирта после встряхивания V 2 V 1 V 2 Главный вывод и следствия 1) Между растворителем и растворённым веществом часто происходит не просто диффузия, а химическое взаимодействие. 2 ) «Подобное растворяется в подобном» одни вещества хорошо растворяются в определённых растворителях, но плохо растворяются в других растворителях . 3 ) При растворении разных веществ наблюдаются разные тепловые эффекты. 4 ) C ольват á ция – химическое взаимодействие молекул растворённого вещества с молекулами растворителя, продукты называются сольв á тами . 5) Гидрат á ция – химическое взаимодействие молекул растворённого вещества с молекулами воды, продукты называются гидр á тами . 5) Криоскопѝя – явление, когда температура замерзания раствора меньше температуры замерзания чистого растворителя 5) Эбулиоскопѝя – явление, когда температура кипения раствора больше температуры каипения чистого растворителя 6 ) Растворимость газов повышается при увеличении давления, а твёрдых веществ (часто, но не всегда!) при повышении температуры раствора. Электролиты и неэлектролиты Рассмотрим лабораторные опыты по исследованию электропроводности некоторых твёрдых веществ и растворов . В сеть Раствор спирта этанола C 2 H 5 OH Раствор сахарозы C 1 2 H 22 O 11 Раствор медного купороса CuSO 4 Твёрдые гранулы медного купороса CuSO 4 При замыкании электрической цепи видим, что лампочка сияет, электрический ток есть, только в случае опускания электродов в раствор медного купороса (сульфата меди (II)) , в случае же опускания электродов в растворы спирта и сахара, а также в твёрдые гранулы медного купороса лампочки не горят, значит, там не токопроводящая среда. Раствор HCl Раствор NaOH Раствор Na С l Кристаллы Na С l Твёрдые гранулы Na ОН Здесь в эксперименте мы видим, что лампочки сияют в растворах соляной кислоты, щёлочи и поваренной соли . А вот твёрдые гранулы соли и щелочи ( гидроксида натрия) не проводят ток. Выводы и следствия 1) Есть растворы веществ, способные проводить ток, и не способные это делать. 2) Электролѝты – вещества, чьи растворы или расплавы проводят электрический ток. Это растворы кислот (кроме кремниевой H 2 SiO 3 ), щелочей и солей. 3 ) Неэлектролѝты – вещества, чьи растворы или расплавы не проводят электрический ток, т.е. являются изоляторами. Это растворы в воде спиртов (например, винного), углеводов (сахарозы, глюкозы, фруктозы), йода. 4 ) В отличие от растворов, твёрдые кристаллы солей и щелочей являются изоляторами, не проводят ток. Причины электропроводности растворов Существуют 2 условия возникновения электрического тока в определённой среде – наличие напряжения (разности потенциалов) и наличие свободных заряженных частиц . Напряжение достигается в источнике тока (например, в сети или батарейке). Откуда в растворах электролитов берутся заряженные частицы ? Рассмотрим на примере хлорида натрия , гидроксида натрия и соляной кислоты + + + + + - - - Катион Na + Анион Cl - + + + + + - - - - Катион Na + Гидроксид-анион ОН - - Вывод смотри на следующем слайде. У солей и щелочей между катионами и анионами ионная связь ионная кристаллическая решётка в узлах решётки расположены заряженные частицы. Но они химически прочно связаны между собой при пропускании тока через твёрдые соли и щёлочи не выполняется второе условие для электропроводности нет свободных заряженных частиц в цепи нет тока твердые соли и щёлочи изоляторы. Выводы 1) Тогда напрашивается вывод: молекулы воды «освободили» ионы, разрушив кристаллическую решётку, ионы стали свободными растворы солей и щелочей могут быть проводниками тока – электролитами . 2) Диссоци á ция – процесс распада вещества на ионы под действием либо высоких температур, либо под воздействием полярного растворителя, чьи молекулы являются диполями. 3 ) Дип ó ль – молекула с ковалентной сильно полярной связью и только с одной осью симметрии на её концах скапливаются, как на полюсах, положительный и отрицательный зараяды . Рассмотрим модели молекул воды и , например, безводного жидкого хлороводорода и метана (напоминаю, что чистые хлороводород и метан это газы, поэтому температура кипения у них <0 о C , жидкое агрегатное состояние возможно только при пониженных температурах). Вода Н 2 О Н + Н + О -2 Диполь + - Cl - Н + Хлороводород НС l Диполь + - Метан СН 4 Не диполь, так как во-первых, молекула пространственно симметричная, во-вторых, целых 4 оси симметрии, в-третьих, связь между углеродом и водородом вообще слабополярная . C -4 Н + У воды форма молекулы угловая, у хлороводорода линейная, у метана форма тетраэдра. Электропроводность солей( веществ с ионной связью) Какие же процессы происходят при растворении солей в воде ? Их три – ориентация диполей воды около ионов кристаллической решётки, разрушение решётки (ионизация) и взаимодействие освобождённых ионов с молекулами воды – гидратация . Рассмотрим растворение хлорида натрия в воде + + - - - + + Катион Na + Анион Cl - + - Ориентация диполей воды у ионов решетки - - - + + Решётка разрушается, появляются гидраты – свободные ионы, окружённые водяной «шубкой», молекулами воды. + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Происходит процесс диссоциации, записывается он так: NaCl Na + + Cl - (Записью «водяной шубки» пренебрегают») И , тем не менее, в свете полученных знаний давайте разберёмся, почему некоторые соли при растворении меняют свой цвет ( смотри описания опытов на слайде № 3) . Дело в том, что катионы у некоторых солей без «водяной шубки» имеют один цвет, а с «водяной шубкой» в качестве продуктов-гидратов, другой цвет. Сравним. Co +2 Cu +2 Co +2 Cu +2 + + + + + + + + + + - - - - - - - - - - Катион Cu +2 бесцветный Катион Co +2 голубой Катион Co +2 в «водяной шубке» красный Катион Cu +2 в «водяной шубке» голубой Электропроводность кислот( веществ с ковалентной связью) Давайте в качестве примера рассмотрим диссоциацию соляной кислоты. Там ионов нет. Откуда же берутся свободные ионы ? Процесс растворения кислот в воде тоже имеет несколько стадий, как и в случае растворения солей и щелочей. Это ориентация диполей воды вокруг молекул кислоты. Поляриз á ция – удлинение химической связи между катионом водорода и анионом кислотного остатка под действием диполей воды гидратация – появление свободных ионов в «водяной шубке». - + - + Ориентировка диполей воды Поляризация связи в молекуле кислоты под действием диполей воды - + - + Появление свободных гидратированных ионов ( катионов водорода и анионов кислотного остатка HCl H + + Cl - Какие бывают проводники Проводники 1-го рода – это металлы. У них проводящая частица – свободные электроны внешних слоёв . При подаче внешнего напряжения свободные ē направленно двигаются к аноду, возникает ток. ē ē ē ē ē ē ē ē + - Анод + - Катод Катод Анод - - - Проводники 2-го рода –это растворы или расплавы электролитов : солей, кислот, щелочей. Проводящая частица- свободные катионы и анионы. При подаче напряжения «+» катионы идут к «-» катоду, а «-» анионы – к «+» аноду. Выводы 1) Растворение электролитов воде – трёхступенчатый процесс, последняя стадия является гидратацией. Каждый из трёх процессов (ориентация диполей воды, разрушение решётки, гидратация в случае солей и щелочей ; ориентация диполей воды, поляризация, гидратация в случае кислот) имеет свой тепловой эффект. Общий тепловой эффект при растворении – это алгебраическая сумма тепловых эффектов всех трёх стадий растворение может быть с повышением t о ( как в случае с H 2 SO 4 ), с понижением t о ( как в случае с NH 4 NO 3 ) , без изменения t о (как в случае с NaCl ) 2) Причиной изменения окраски некоторых веществ при растворении случит то, что «голый» ион имеет одну окраску, а гидратированный ион ( ион в «водяной шубке» ) иную окраску. Если растворы охлаждать медленно, то получаются кристаллические решётки, где ионы в узлах ещё и связаны с молекулами воды. Такие вещества называются кристаллогидратами , кристаллизационная вода показана в химической формуле, её обязательно надо учитывать в математических расчётах! Иногда бывает так, что безводное вещество и кристаллогидрат имеют не только разную окраску, но и название. Например, безводный коричневый сульфат железа (II) FeSO 4 , светло-зелёный железный купорос FeSO 4 7H 2 O . 3 ) Причиной распада вещества на ионы (диссоциации) являются 2 фактора – либо высокая температура, разрушающая кристаллическую решётку, либо растворитель особого строения, который является диполем и способен или разорвать кристаллическую решётку, или разрушить молекулу с ковалентной полярной связью. 4) Причиной того, что растворы спиртов, углеводов, йода не являются электролитами служит то, что молекулы воды здесь не способны разорвать молекулы на ионы нет свободных заряженных частиц нет условий для возникновения тока. Проверь себя-1 1) Растворённый спирт не проводит ток, а поваренная соль в растворе проводит ток, так как… 2) Твёрдая щёлочь NaOH изолятор, а её раствор проводник, так как… 3) Жидкий при пониженной t о хлороводород изолятор, а раствор его соляная кислота проводник, так как… 4) При растворении веществ в воде бывает разное изменение t о , так как… 6 ) При гололедице лёд посыпают иногда солью, так как… 5 ) Безводный сульфат меди (II) бесцветный, а при растворении получается голубой раствор, так как… Вода не разрывает молекулы спирта на ионы, нет свободных заряженных частиц раствор спирта изолятор; в случае поваренной соли вода разрушила ионную решётку появились свободные ионы и раствор стал способен проводить ток. В кристаллической решётке катионы натрия и гидроксид - анионы прочно связаны нет одного из условий возникновения тока, в растворе же вода «освобождает» ионы, поэтому раствор щёлочи является проводником. Жидкий хлороводород HCl - это целая молекула, там ионы химически связаны ковалентной полярной связью; при попадании в воду диполи воды разрывают молекулу HCl на отдельные свободные ионы. Общий тепловой эффект при растворении – алгебраическая сумма тепловых эффектов 3-х стадий процессов, происходящих при растворении, последняя стадия – химическая реакция гидратации. У каждого вещества эти тепловые эффекты разные. В расплаве или в безводном кристалле «голый» катион Cu +2 не имеет окраски, а в растворе , окружённый «водяной шубкой» гидратированный ион приобретает голубую окраску. Используют в практических целях явление криоскопии. Раствор воды и поваренной соли замерзает при более низких температурах, чем пресный лёд, поэтому так избегают скользких поверхностей. 7 ) Чтобы овощи или мясо скорее сварились, надо солить уже закипевшую воду, так как… 8 ) Кристаллы поваренной соли изоляторы, а раствор проводник, так как… 9 ) Вещество состава Ba (OH) 2 в растворе может быть проводником, так как… 10) Жидкий безводный фтороводород при пониженной t о является диполем, так как… 11) Растворение спирта в воде «говорит» о том, что молекулы спирта реагируют с молекулами воды, так как… 12) Расплав хлорида калия KCl тоже проводник, так как… 13) Жидкий безводный аммиак NH 3 при пониженной t о не является диполем , так как… 14) При разбавлении концентрированную серную кислоту приливают к воде, а не наоборот, так как… Используют явление эбулиоскопии – холодный солёный раствор закипает при более высокой t о чтобы его довести до кипения, требуется больше энергии и времени, а пресную воду можно вскипятить быстрее. В кристаллах ионы Na + и Cl - прочно химически связаны и не способны проводить ток, в водном растворе же ионы освобождаются и способны проводить ток. Так как это вещество принадлежит к классу оснований и растворимо в воде оно является щёлочью и в растворе может быть проводником – электролитом. HF имеет одну ось симметрии и ковалентную сильно полярную связь между катионом Н + и F - . Исходный объём спирта и воды больше конечного объёма раствора водки изменение объёма «говорит» о том, что это признак химического процесса гидратации. Очень высокие температуры тоже могут разрушить кристаллическую решётку и освободить ионы. Идёт так называемая термическая диссоциация. Хоть в молекуле аммиака ковалентная полярная связь, но молекула имеет форму пирамиды в ней несколько осей симметрии и она не может быть диполем. Если воду прилить к кислоте, то поверхность кислоты так нагреется, что едкая жидкость выбросится очень высоко и может попасть в лицо и на руки. А при приливании кислоты к воде более тяжёлая кислота просто опустится на дно стакана, произойдёт безопасный разогрев раствора. Запись диссоциации веществ р азличных классов Диссоциация кислот При международной записи с помощью химических формул диссоциации электролитов существует ряд правил. Индексы в химической формуле, стоящие при простых ионах , в записи диссоциации электролита становятся коэффициентами и пишутся перед формулой свободного иона в растворе или расплаве. «Водяной шубкой» при записи диссоциации пренебрегают. Индекс при сложном ионе ( гидроксид-анионе , анионе кислотного остатка) только тогда делается коэффициентом, когда стоит за скобками в химической формуле ! При записи диссоциации сложный ион пишется полностью , а сверху его формулы ставится общая СТОК , значение которой надо брать из таблицы растворимости. Категорически не забываем писать заряды свободных ионов в растворе !!! Если перед химической формулой иона стоит ещё коэффициент, то «прежний» коэффициент перед молекулярной формулой и «новый» коэффициент при диссоциации перемножаем ! Рассмотрим диссоциацию сероводородной кислоты H 2 S. H 2 S Индекс при простом ионе делается коэффициентом в записи. 2 H + +S 2- 2 моль катионов H + 1 моль сульфид-анионов S 2- Примечание: у связанных ионов в решётке знак заряда пишем перед цифрой , а у свободного иона в растворе знак заряда пишем после его значения ! H + H + S 2- Диссоциация Из 1 молекулы H 2 S получились 2 свободных катиона H + . Из 1 молекулы H 2 S получил c я 1 свободный анион S 2- . Рассмотрим диссоциацию 3 молей сероводородной кислоты H 2 S. 3 H 2 S Индекс при простом ионе делается коэффициентом в записи. Коэффициент при молекулярной формуле, служит своеобразным общим множителем при записи диссоциации 6H + +3S 2- 3 2=6 молей катионов H + 3 1=3 моля сульфид-анионов S 2- В записи химического уравнения понятия «молекула» и «моль» идентичны, поэтому рассмотрим диссоциацию 3 молей H 2 S на моделях молекул: S -2 S -2 S -2 Катион Н + 3 молекулы (моля) H 2 S Диссоциация 6 свободных частиц (молей) катионов H + S 2- S 2- S 2- 3 свободных частицы (молей) сульфид- анионов S 2- Рассмотрим диссоциацию серной кислоты H 2 S О 4 . H 2 SO 4 Индекс при простом ионе делается коэффициентом в записи. При сложном ионе – сульфат-анионе коэффициентом не делается, ион пишется полностью 2 H + +SO 4 2- 2 моль катионов H + 1 моль сульфат -анионов SO 4 2- О -2 S +6 О -2 О -2 О -2 Диссоциация О -2 S +6 О -2 О -2 О -2 Целая молекула серной кислоты Целая частица – сложный сульфат-анион SO 4 2- 2 свободных аниона Н + Рассмотрим диссоциацию 5 молей азотной кислоты HN О 3 . 5HNO 3 Коэффициент перед формулой будет «множителем» Этот индекс при сложном ионе он не будет коэффициентом, с «5» не перемножается! 5H + +5NO 3 - Рассмотрим диссоциацию 5 молей серной кислоты H 2 S О 4 . 5H 2 SO 4 Коэффициент перед формулой будет «множителем» Этот индекс при сложном ионе он не будет коэффициентом, с «5» не перемножается! Индекс при простом ионе будет коэффициентом при диссоциаци и перемножится с «5» 10H + +5SO 4 2- Диссоциация щелочей Рассмотрим диссоциацию гидроксида бария Ba (OH) 2 . Ba (OH) 2 При сложном ионе, стоит за скобками делается коэффициентом Ba 2+ +2OH - Ba +2 О - 2 О - 2 Катион Н + Диссоциация Ba +2 О - 2 О - 2 1 моль катионов Ba 2+ 2 моль анионов ОН - Рассмотрим диссоциацию 3 молей гидроксида натрия NaOH . 3NaOH Коэффициент перед формулой, является «множителем» Гидроксид-анион при диссоциации пишется полностью с учётом общего заряда и «множителя» - коэффициента 3 Na + +3OH - Рассмотрим диссоциацию 4 молей гидроксида бария Ba (OH) 2 . 4Ba(OH) 2 Коэффициент-множитель Индекс при сложном ионе за скобкой делается при диссоциации коэффициентом при ионе и перемножается с исходным коэффициентом перед формулой 4 Ba 2+ +8OH - 3 моль свободных ионов Na + 3 моль свободных гидроксид-анионов ОН - 8 моль свободных гидроксид - анионов ОН - 4 моль свободных катионов Ва 2+ Диссоциация c олей Рассмотрим диссоциацию хлорида железа (III) – соли бескислородной кислоты FeCl 3 Индекс при простом ионе делается коэффициентом при диссоциации Fe 3+ +3Cl - Рассмотрим диссоциацию 2 молей хлорида железа (III) . 2FeCl 3 Индекс при простом ионе делается коэффициентом при диссоциации и перемножается с первоначальным коэффициентом перед формулой. 2Fe 3+ +6Cl - Исходный «множитель» 1 моль ионов Fe 3+ 3 моль ионов Cl - Рассмотрим диссоциацию нитрата натрия – соли кислородсодержащей кислоты NaNO 3 Индекс при сложном ионе, не за скобками не делается коэффициентом при диссоциации Na + +NO 3 - 1 моль ионов Na + 1 моль нитрат-ионов NO 3 - Рассмотрим диссоциацию сульфата алюминия – соли кислородсодержащей кислоты Al 2 (SO 4 ) 3 Индекс при простом ионе делается коэффициентом при диссоциации Индекс при сложном ионе за скобкой делается коэффициентом при диссоциации 2Al 3+ +3SO 4 2- Выводы ( классы веществ в свете ТЭД) 1) Кислотами называются электролиты, которые при диссоциации распадаются на катионы Н + и анионы кислотных остатков. Раз у кислот одинаковые катионы, то одинаковые некоторые свойства: кислый вкус и соответствующая окраска индикаторов (лакмус красный, метилоранж розовый, фенолфталеин бесцветный). 2 ) Основаниями называются электролиты, которые при диссоциации распадаются на катионы металлов + х и гидроксид-анионы . Раз у оснований-щелочей одинаковые анионы, то одинаковые некоторые свойства: едкость, «мылкость» на ощупь и соответствующая окраска индикаторов (лакмус синий, метилоранж жёлтый, фенолфталеин малиновый). 3 ) Средними солями называются электролиты, которые при диссоциации распадаются на катионы металлов + х и анионы кислотных остатков, простые или сложные . Проверь себя-2 Упражнение №1 Напиши диссоциацию веществ . 1) Напиши диссоциацию 3 молей азотной кислоты 2) Напиши диссоциацию 2 молей плавиковой кислоты 3) Напиши диссоциацию 5 молей нитрата алюминия 4) Напиши диссоциацию 4 молей гидроксида лития 5) Напиши диссоциацию 5 молей фосфата калия 6) Напиши диссоциацию 2 молей серной кислоты Серная кислота- кислородсодержащая распадётся на катион( ы ) водорода и сложный анион кислотного остатка 2 H 2 SO 4 4 H + + 2 SO 4 2- Плавиковая кислота- бескислородная распадётся на катион( ы ) водорода и простой анион кислотного остатка 2 HF 2 H + + 2 F - Азотная кислота- кислородсодержащая распадётся на катион( ы ) водорода и сложный анион кислотного остатка 3 HNO 3 3 H + + 3 NO 3 - Нитрат алюминия – соль кислородсодержащей кислоты распадётся на катион( ы ) металла и сложные анионы кислотного остатка 5 Al(NO 3 ) 3 5 Al 3+ + 5 NO 3 - Фосфат калия– соль кислородсодержащей кислоты распадётся на катион( ы ) металла и сложные анионы кислотного остатка 5 K 3 PO 4 15 K + + 5 PO 4 3- Гидроксид лития – щёлочь распадётся на катион металла и сложные анионы гидроксид-анионы 4 LiOH 4 Li + + 4 OH - Упражнение №2 « Объяснялки ». №1 При разбавлении раствор слабой уксусной кислоты начинает проводить ток лучше, так как… №2 В растворе поваренной соли лампочка сияет ярко, а при добавлении новых порций хлорида натрия в раствор лампочка сияет тусклее, а показания амперметра падают, так как… №3 Все щёлочи одинаково окрашивают фенолфталеин в малиновый цвет, так как… №4 Кислоты кислые на вкус, так как… №5 У гидроксида бария сразу отщепляются 2 гидроксид-аниона , так как… № 7 Раствор в 1 моль серной кислоты более кислый, чем раствор в 1 моль соляной кислоты , так как… № 6 При диссоциации нитрата алюминия получается больше нитрат-анионов , чем при диссоциации нитрата кальция , так как… № 8 При записи диссоциации соли фосфата натрия первый индекс делается коэффициентом, а второй нет , так как… при растворении степень диссоциации слабого электролита возрастает электропроводность улучшается. при значительном увеличении концентрации растворённого сильного электролита идёт обратный процесс – ассоциация, то есть объединение снова ионов в решётку степень диссоциации и проводимость уменьшаются. при диссоциации всех щелочей появляется общий ион – гидроксид-анион , он-то и окрашивает индикатор фенолфталеин в малиновый цвет. наш язык способен чувствовать присутствие катионов Н + (протонов), которые появляются при диссоциации всех кислот. Гидроксид бария Ba (OH)2 –щёлочь сильный электролит и у него при диссоциации сразу отщепляются 2 гидроксид аниона OH - Нитрат алюминия имеет состав Al(NO 3 ) 3 при диссоциации будут 3 моля нитрат-анионов , а нитрат кальция имеет формулу Са (NO 3 ) 2 при диссоциации будут только 2 моля нитрат-анионов . При диссоциации серной кислоты H 2 SO 4 будут 2 моля протонов, а при диссоциации такого же количества молекул соляной кислоты HCl только 1 моль протонов одномолярный раствор серной кислоты более кислый. Так как в соли Na 3 PO 4 индекс «3» при простом ионе он делается коэффициентом при диссоциации, в знак того, что катионы Na + освободились. А индекс «4» при сложном анионе-кислотном остатке, который не распадается при диссоциации. Сильные и слабые электролиты Давайте зададимся вопросом: электролиты проводят ток одинаково или по-разному, в зависимости от своего состава ? Рассмотрим опыт. В замкнутую электрическую цепь включены амперметр, лампочка, опущенная в токопроводящую среду – раствор электролита-кислоты. У растворов одинаковое число частиц, равное числу Авогадро – 6 10 23 . На иллюстрации видно, что лампочка горит ярче и показания амперметра выше в случае с серной кислотой по сравнению с фосфорной кислотой. Почему ? A A I 1 I 2 1 Моль H 2 SO 4 1 Моль H 3 Р O 4 I 1 >I 2 Из курса физики понятно, что сила тока пропорциональна числу заряженных частиц можно сделать вывод, что изначально-то число молекул обеих кислот было одинаковым, а вот при растворении в воде число ионов стало неодинаковым, с случае с серной кислотой ионов больше лампочка сияет ярче и показания силы тока выше. Выводы 1) Сила электролита не зависит от его химической активности и растворимости в воде , а зависит от числа распавшихся на ионы молекул, т.е от электропроводности! 2 ) Сильные электролиты распадаются на ионы полностью, сразу, необратимо в разбавленном растворе. 3) Слабые электролиты распадаются на ионы не полностью, ступенчато, обратимо в разбавленном растворе. 4) Есть сильные и слабые кислоты и основания. Их сила зависит от особенностей строения, их проходят в старших классах. 5) Все растворимые соли – сильные электролиты Важной характеристикой силы электролита является степень диссоциации, которая обозначается греческой буквой . Степень диссоциации – это отношение числа распавшихся частиц к общему числу частиц, которое легко посчитать через моли. = число распавшихся частиц / общее число молекул У сильных электролитов 1 (100%), у слабых она мала. Электролитами средней силы мы пока «пренебрегаем», условно считаем, что не сильный электролит, тот слабый. Степень диссоциации может меняться в зависимости от концентрации раствора. При разбавлении слабого электролита его . При выпаривании воды и увеличении концентрации электролита наоборот , так как идёт обратный процесс- ассоциация. Ассоци á ция – процесс связывания ионов обратно в молекулы или кристаллические решётки. Происходит под действием либо понижения температуры расплава и его дальнейшей кристаллизации, либо при выпаривании полярного растворителя. Диссоциация c ильных кислот HCl H + + Cl - HNO3 H + +NO 3 - H 2 SO 4 2H + +SO 4 2- Диссоциация (ступенчатая) слабых кислот H 3 PO 4 H + + H 2 PO 4 - H 2 PO 4 - H + + H PO 4 2- HPO 4 2- H + +PO 4 3- 1 ступень 2 ступень 3 ступень Фосфорная кислота Дигидрофосфат-анион Фосфат-анион Гидрофосфат-анион Запомни: диссоциация слабого электролита легче всего идёт по первой ступени. У слабой кислоты поочерёдно отщепляются катионы Н + ( протоны). Диссоциация c ильных оснований (щелочей) LiOHLi + +OH - Ba (OH) 2 Ba 2+ +2OH - NaOHNa + +OH - Диссоциация (ступенчатая) слабых оснований ( малораствориых ) Fe(OH) 3 O H - +Fe (OH) 2 + Fe (OH) 2 + OH - +Fe OH 2+ Fe OH 2+ OH - +Fe 3+ 1 ступень 2 ступень 3 ступень Гидроксид железа (III) Катион дигидрокси железа (III) Катион железа (III) Катион гидроксижелеза (III) У слабого основания поочерёдно отщепляются анионы ОН - ( гидроксид-анионы ). Сильные и слабые электролиты 1) Сильные кислоты : H 2 SO 4 - серная , HNO 3 -, азотная HCl - хлороводородная (соляная) , HBr , - бромоводородная , HI - йодоводородная , HClO 4 - хлорная . 2) Слабые кислоты : H 2 S -сероводородная, HF- фтороводородная (плавиковая), H 2 SO 3 - сернистая, HNO 2 - азотистая, H 3 PO 4 - фосфорная, H 3 PO 3 - фосфористая, H 2 CO 3 - угольная, H 2 SiO 3 - кремниевая (нерастворимая). 3 ) Сильные основания-щёлочи : LiOH - гидроксид лития , NaOH – гидроксид натрия(едкий натр) , KOH- гидроксид калия (едкое кали) , Ca(OH) 2 - гидроксид кальция (щёлочь только в разбавленном растворе, называется известковая вода) , Ba (OH) 2 - гидроксид бария (едкий барит) . 2) Слабые основания – все малорастворимые : Fe(OH) 2 - гидроксид железа (II), Fe(OH) 3 - гидроксид железа (III), Cu(OH) 2 - гидроксид меди (II), Cr(OH) 2 - гидроксид хрома (II), Cr(OH) 3 - гидроксид хрома (III), Zn(OH) 2 - гидроксид цинка , Al(OH) 3 - гидроксид алюминия , NH 3 H 2 O- гидроксид аммония (материал 9 класса) Проверь себя-3 Упражнение 1 «Четвёртый лишний» Выберите из 4-х предложенных формул формулу того вещества, которое выпадает из общего ряда. В помощь вам презентация, прошлые знания и жизненный опыт. №1 NaCl HBr KNO 3 AlCl 3 №2 H 2 SO 4 HBr HNO 3 FeCl 3 № 3 NaOH Ba (OH) 2 KOH Cu(OH) 2 № 4 NaCl N 2 KNO 3 LiOH № 5 NaCl HBr HNO 2 AlCl 3 № 6 Fe(OH) 3 KOH Cr(OH) 2 CuOH № 7 NaCl AgBr Ca(NO 3 ) 2 AlCl 3 № 8 S Al K P Лишнее вещество HBr , так как это кислота, а остальные вещества – соли . Лишнее вещество FeCl 3 , так как это соль, а остальные вещества – кислоты . Лишнее вещество Cu(OH) 2 , так как это нерастворимое основание, а остальные вещества – растворимые щёлочи . Лишнее вещество N 2 , так как это простое вещество, неэлектролит , а остальные вещества – сложные, их растворы электролиты . Лишнее вещество HNO 2 , так как это c лабый электролит, а остальные вещества – сильные электролиты . Лишнее вещество KOH , так как это щёлочь, а остальные вещества – нерастворимые основания . Лишнее вещество AgBr , , так как это нерастворимая соль, а остальные вещества – растворимые соли . Лишнее вещество S , , так как это неметалл, изолятор, а остальные вещества –металлы, проводники . Упражнение 2 «Выбери правильный ответ» №1 Где в растворах будет гореть лампочка : C 12 H 22 O 11 C 2 H 5 OH NaOH O 2 № 2 Где лампочка горит ярче всего: H 2 SO 4 C 2 H 5 OH Cu(OH) 2 H 2 SO 3 № 3 В одномолярном растворе больше H + : H 3 PO 4 H 2 SiO 3 NH 3 H 2 SO 4 № 4 Где в растворе будет синий лакмус : C 12 H 22 O 11 Ba (OH) 2 Fe(OH) 2 N 2 № 5 Где в растворах в 1 моль будет больше катионов : CaCl 2 Al 2 (SO 4 ) 3 Na 3 PO 4 KOH NaOH - щёлочь электролит, прочие вещества (соответственно сахароза, спирт, кислород) неэлектролиты Серная кислота – сильный электролит в растворе много заряженных частиц, спирт неэлектролит , Cu(OH) 2 – малорастворимое вещество, сернистая кислота слабый электролит . Серная кислота – сильный электролит в растворе много протонов, целых 2 моля, нерастворимая H 2 SiO 3 неэлектролит , аммиак –не даёт протонов при диссоциации, у фосфорной кислоты H 3 PO 4 имеет 3 протона в формуле, но она слабый электролит, не все протоны пойдут в раствор . Гидроксид бария – щёлочь индикатор лакмус в щелочной среде будет синий. Соответственно сахароза неэлектролит , гидроксид железа (II) нерастворимое основание, азот – неэлектролит . Здесь все соли – растворимые. Будет больше всего катионов у того соединения, где их больше в химической формуле, где больше химический индекс при катионе. Упражнение 3 « Объяснялки » №1 Сероводородная кислота диссоциирует ступенчато, так как… №2 В растворе фосфорной кислоты больше всего анионов H 2 PO 4 -, так как… №3 Малорастворимый гидроксид кальция сильный электролит, так как… № 4 Fe(OH) 2 в растворе фенолфталеина бесцветный, а Ba (OH) 2 малиновый так как… № 5 Одномолярный раствор азотной кислоты более кислый, чем одномолярный раствор азотистой кислоты так как… № 6 В растворе фосфорной кислоты меньше всего фосфат-анионов , так как… № 7 При диссоциации 1 моля плавиковой кислоты не получается 1 моль фторид-анионов , так как… Она слабый электролит , и протоны от её молекулы отрываются поочерёдно. Фосфорная кислота слабый электролит, его диссоциация лучше всего идёт по первой ступени, в результате получаются дигидрофосфат-анионы H 2 PO 4 - На самом деле сила электролита не зависит от его растворимости. Са (ОН) 2 малорастворим , но та небольшая доля молекул, какие попали в раствор, сразу же полностью распадается на ионы разбавленный раствор Са (ОН) 2 щёлочь, известковая вода. Гидроксид железа (III) нерастворимое в воде основание фенолфталеин в водной среде бесцветный, а гидроксид бария – щёлочь, получившиеся при диссоциации гидроксид-анионы окрашивают индикатор в малиновый цвет. Азотная HNO 3 и азотистая HNO 2 кислоты могут при диссоциации давать по одному протону, но азотная кислота сильная и целиком распадается на ионы, а азотистая слабая, там не все молекулы распадутся на протоны и нитрит-анионы . Фосфорная кислота слабая трёхосновная (3 водорода в химической формуле) её диссоциация идёт по трём ступеням. Фосфат-ионы получаются при диссоциации по последней третьей ступени, которая идёт хуже всего. Плавиковая кислота HF слабая, не все молекулы распадутся на протоны и фторид-анионы . Написание ионных уравнений Сначала надо составить молекулярное уравнение реакции обмена , составить формулы продуктов, потом , разумеется поставить коэффициенты ! (О том, как это сделать, смотри мою памятку «Составление уравнений по литературным формулировкам). Потом надо поставить под химическими формулами символы «Н» -нерастворимое вещество, «Р» -растворимый электролит, «газ»- если получается газообразный продукт и «слабый электролит»- если в ходе реакции получается вода. Затем ниже создаём полное ионное уравнение : растворимые электролиты независимо от того, сильные они или слабые, пишем сразу распавшимися на ионы с учётом множителя-коэффициента ,не забываем писать заряды свободных ионов в растворе , формулы же нерастворимых веществ , оксидов, газов, воды в ионном уравнении пишем полностью , ведь они не распадаются на ионы! После написания полного ионного уравнения зачёркиваем легонько ионы, одинаковые в левых и правых частях уравнения . Такое действие «говорит» о том, что эти ионы «формально» присутствуют в растворе , но в акте обмена не участвуют. Наконец создаём третью запись - краткое ионное уравнение , его пишем без «сокращённых» слева и справа одинаковых ионов. Краткое ионное уравнение показывает, какие же частицы реально способствовали протеканию реакции обмена . И напоследок запомни: если в левой и правой частях полного ионного уравнения ничего не сокращается, то так иногда хоть и редко, но бывает . Если же все сократилось, то либо реакция обмена невозможна, либо где-то при записи была допущена ошибка ! Ионные реакции с выпадением осадка - первое условие протекания Реакций Ионного обмена Рассмотрим несколько вариантов составления молекулярных, полных и кратких ионных уравнений с подробным разбором и анимацией. №1 Составить молекулярное, полное и краткое ионное уравнение взаимодействия хлорида бария и серной кислоты. Действие первое . Для начала составим формулы реагентов. Хлорид бария –это соль, бинарное вещество. Ты можешь использовать памятки-презентации «Бинарные вещества» и «Составление формул солей». Действие второе . При написании формул продуктов перекомбинируем катионы и анионы, выведем их формулы с учётом зарядов. ПОМНИ: ПРИ СОСТАВЛЕНИИ МОЛЕКУЛЯРНЫХ ФОРМУЛ ПРОДУКТОВ ПИСАТЬ В ЧИСТОВИКЕ ЗАРЯДЫ СВЯЗАННЫХ ИОНОВ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО , ЭТО ДЕЙСТВИЕ НЕОБХОДИМО ЛИЧНО ТЕБЕ «ДЛЯ САМООРГАНИЗАЦИИ», ЧТОБЫ ВЫВЕСТИ ФОРМУЛЫ МОЛЕКУЛЯРНЫХ ПРОДУКТОВ. Ba +2 Cl - 2 +H + 2 SO 4 -2 Ba +2 SO 4 -2 +H + Cl - Составляем химический переход, пишем формулы реагентов и продуктов. Составляем химическое уравнение, пишем что растворимо, а что нет. Осадок можно пометить символом BaCl 2 +H 2 SO 4 BaSO 4 + HCl 2 Р Р Р Н Действие третье. Теперь напишем полное ионное уравнение, не забываем учитывать, что растворимо, а что нет, что надо разлагать на ионы с учётом множителя-коэффициента, а что нет, ГЛАВНОЕ – НЕ ЗАБЫВАТЬ ПИСАТЬ ЗАРЯДЫ СВОБОДНЫХ ИОНОВ В РАСТВОРЕ, ЕСЛИ ЭТОГО НЕ СДЕЛАТЬ, ТО ЗАПИСЬ БУДЕТ БЕССМЫСЛЕННОЙ, А ЭТО ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА! BaCl 2 +H 2 SO 4 BaSO 4 + HCl 2 Р Р Р Н Ba 2+ +2Cl - +2H + +SO 4 2- BaSO 4 +2H + +2Cl - Действие четвёртое . «Сократим» одинаковые ионы в левой и правой частях уравнения, ниже напишем краткое ионное уравнение. Ba 2+ +SO 4 2- BaSO 4 Признак реакции – появление плотного белого осадка BaCl 2 H 2 SO 4 HCl в растворе BaSO 4 в осадке №2 Составить молекулярное, полное и краткое ионное уравнение взаимодействия нитрата свинца (II) и йодида калия. Действие первое . Для начала составим формулы реагентов. Оба реагента –это соли, йодид калия –ещё бинарное вещество. Ты можешь использовать памятки-презентации «Бинарные вещества» , «Составление формул солей» , текстовый документ «Составление химических уравнений по литературным формулировкам». Действие второе . При написании формул продуктов перекомбинируем катионы и анионы, выведем их формулы с учётом зарядов . Составляем химический переход, пишем формулы реагентов и продуктов. Pb +2 (NO 3 ) - 2 +K + I - Pb +2 I 2 - +K + NO 3 - Составляем химическое уравнение, пишем что растворимо, а что нет. Осадок можно пометить символом Потом отмечаем, что растворимо, а что нерастворимо. Pb (NO 3 ) 2 + KI PbI 2 + KNO 3 2 2 Р Р Р Н Пишем полное ионное уравнение, не забываем про заряды свободных ионов в растворе, потом сокращаем одинаковые ионы в левой и правой частях уравнения. И, наконец, пишем краткое ионное уравнение. Pb 2+ +2NO 3 - +2K + +2I - PbI 2 +2K + +2NO 3 - Pb 2+ +2I - PbI 2 Pb (NO 3 ) 2 KI KNO 3 в растворе PbI 2 в осадке Признак реакции – выпадение ярко-жёлтого осадка №3 Составить молекулярное, полное и краткое ионное уравнение взаимодействия сульфата меди (II) и сульфида натрия. Действие первое . Для начала составим формулы реагентов. Оба реагента –это соли, сульфид натрия –ещё бинарное вещество. Ты можешь использовать памятки-презентации «Бинарные вещества» , «Составление формул солей» , текстовый документ «Составление химических уравнений по литературным формулировкам». Действие второе . При написании формул продуктов перекомбинируем катионы и анионы, выведем их формулы с учётом зарядов . Составляем химический переход, пишем формулы реагентов и продуктов. Cu +2 SO 4 2- +Na + 2 S -2 Cu +2 S -2 +Na + 2 SO 4 -2 Действие третье . Составляем химическое уравнение, пишем что растворимо, а что нет. Осадок можно пометить символом . Потом отмечаем, что растворимо, а что нераствори мо. CuSO 4 + Na 2 S CuS+Na 2 SO 4 Р Р Р Н Действие четвёртое . Пишем полное ионное уравнение, не забываем про заряды свободных ионов в растворе, потом сокращаем одинаковые ионы в левой и правой частях уравнения. И, наконец, пишем краткое ионное уравнение. Cu 2+ +SO 4 2- +2Na + +S 2- CuS +2Na + +SO 4 2- Cu 2+ +S 2- CuS CuSO 4 Na 2 S Na 2 SO 4 в растворе CuS в осадке Признак реакции – выпадение чёрного осадка №4 Составить молекулярное, полное и краткое ионное уравнение взаимодействия хлорида железа (III) и гидроксида натрия. Действие первое . Для начала составим формулы реагентов. Первый реагент –это соль, гидроксид натрия – основание-щёлочь. Ты можешь использовать памятки-презентации «Бинарные вещества» , «Составление формул солей» , текстовые документы «Составление химических уравнений по литературным формулировкам», «Классы веществ». Действие второе . При написании формул продуктов перекомбинируем катионы и анионы, выведем их формулы с учётом зарядов . Составляем химический переход, пишем формулы реагентов и продуктов. Fe +3 Cl 3 - + Na + OH - Fe +3 (OH) 3 -2 +Na + Cl - Действие третье . Составляем химическое уравнение, пишем что растворимо, а что нет. Осадок можно пометить символом . Потом отмечаем, что растворимо, а что нерастворимо. FeCl 3 + 3 NaOH Fe(OH) 3 + 3 NaCl Р Р Р Н Действие четвёртое. Пишем полное ионное уравнение, не забываем про заряды свободных ионов в растворе, потом сокращаем одинаковые ионы в левой и правой частях уравнения. И, наконец, пишем краткое ионное уравнение. Fe 3+ +3Cl - +3Na + +3OH - Fe(OH) 3 +3Na + +3Cl - Fe 3+ +3OH - Fe(OH) 3 FeCl 3 NaOH NaCl в растворе Fe(OH) 3 в осадке Признак реакции – выпадение бурого осадка №5 Составить молекулярное, полное и краткое ионное уравнение взаимодействия силиката натрия и соляной кислоты. Действие первое . Для начала составим формулы реагентов. Первый реагент –это соль, соляная кислота – сильная кислота. Ты можешь использовать памятки-презентации «Бинарные вещества» , «Составление формул солей» , текстовые документы «Составление химических уравнений по литературным формулировкам», «Классы веществ». Действие второе . При написании формул продуктов перекомбинируем катионы и анионы, выведем их формулы с учётом зарядов . Составляем химический переход, пишем формулы реагентов и продуктов. Na 2 + SiO 3 2- + HCl - H + 2 SiO 3 -2 +Na + Cl - Действие третье . Составляем химическое уравнение, пишем что растворимо, а что нет. Осадок можно пометить символом . Потом отмечаем, что растворимо, а что нерастворимо. Na 2 SiO 3 + 2 HCl H 2 SiO 3 + 2 NaCl Р Р Р Н Действие четвёртое. Пишем полное ионное уравнение, не забываем про заряды свободных ионов в растворе, потом сокращаем одинаковые ионы в левой и правой частях уравнения. И, наконец, пишем краткое ионное уравнение. 2Na + +SiO 3 2- +2H + +2Cl - H 2 SiO 3 +2Na + +2Cl - 2H + +SiO 3 2- H 2 SiO 3 Na 2 SiO 3 HCl NaCl в растворе H 2 SiO 3 в осадке Признак реакции – выпадение студенистого осадка кремниевой кислоты . Ионные реакции с выделением газа - второе условие протекания Реакций Ионного обмена Чтобы без труда написать возможные продукты именно таких реакций обмена, лучше не заниматься «рекомбинацией» катионов и анионов, а лучше сразу запомнить несколько правил. C оль слабой нестойкой угольной кислоты (растворимый или нерастворимый карбонат)+ сильная кислота соль сильной кислоты + CO 2 +H 2 O – принцип: сильная кислота вытесняет слабую нестойкую кислоту из её соли . C оль слабого нестойкого основания (соль аммония )+ сильное основание-щёлочь соль с катионом от щёлочи (соль сильного основания) + NH 3 +H 2 O – принцип: сильное основание вытесняет слабое нестойкое основание из его соли . Но это материал, изучаемый в 9 кл ассе! (Впрочем ученикам 8 класса вполне можно с ним познакомиться. C оль слабой нестойкой сернистой кислоты( сульфит )+ сильная кислота соль сильной кислоты + SO 2 +H 2 O – принцип: сильная кислота вытесняет слабую нестойкую кислоту из её соли . №1 Составить молекулярное, полное и краткое ионное уравнение взаимодействия карбоната кальция и бромоводородной кислоты. Действие первое . Составим, пользуясь, памяткой-презентацией «Составление формул солей» формулу реагента карбоната кальция и формулу продукта-бромида кальция. Раз соль карбонат, то прочие продукты- CO 2 , H 2 O. А формулу бромоводородной кислоты можно посмотреть и выучить в теме «Кислоты» (школьный конспект) или текстовом документе «Классификация веществ». Действие второе – составим химический переход. Ca +2 CO 3 -2 +HBr Ca +2 Br - 2 +CO 2 +H 2 O Действие третье . Поставим коэффициенты в молекулярном уравнении реакции, подпишем, что растворимо, а что нет. Ca +2 CO 3 -2 + HBr Ca +2 Br - 2 +CO 2 +H 2 O 2 Н Р Р Газ Слабый электролит Действие четвёртое . Напишем диссоциацию растворимых веществ с учётом множителя-коэффициента в полном ионном уравнении, потом сократим одинаковые частицы в левой и правой частях уравнения. Ca +2 CO 3 -2 + 2H + +2Br - Ca +2 +2Br - +CO 2 +H 2 O Действие пятое . Напишем сокращённое ионное уравнение. Ca +2 CO 3 -2 + 2H + Ca +2 +CO 2 +H 2 O №2 Составить молекулярное, полное и краткое ионное уравнение взаимодействия сульфита калия и серной кислоты. Действие первое . Составим, пользуясь, памяткой-презентацией «Составление формул солей» формулу реагента сульфита калия и формулу продукта-уже сульфата калия (соли серной кислоты). Раз соль-реагент сульфит, то прочие продукты- SO 2 , H 2 O. А формулу серной кислоты можно посмотреть и выучить в теме «Кислоты» (школьный конспект) или текстовом документе «Классификация веществ». Действие второе – составим химический переход. K 2 + SO 3 -2 +H 2 SO 4 K 2 + SO 4 2- +SO 2 +H 2 O Действие третье . Поставим коэффициенты в молекулярном уравнении реакции, подпишем, что растворимо, а что нет. K 2 + SO 3 -2 +H 2 SO 4 K 2 + SO 4 2- 2 +SO 2 +H 2 O Р Р Р Газ Слабый электролит Действие четвёртое . Напишем диссоциацию растворимых веществ с учётом множителя-коэффициента в полном ионном уравнении, потом сократим одинаковые частицы в левой и правой частях уравнения. 2K + +SO 3 -2 + 2H + +SO 4 2- 2K + +SO 4 2- +SO 2 +H 2 O Действие пятое . Напишем сокращённое ионное уравнение. SO 3 -2 + 2H + SO 2 +H 2 O № 3 Составить молекулярное, полное и краткое ионное уравнение взаимодействия хлорида аммония и гидроксида бария. (9 класс) Действие первое . Составим , используя правила, указанные в презентации «составление формул солей» формулу реагента хлорида аммония. Катион аммония NH 4 + – сложная частица с общей СТОК=+1, она «заменяет» по смыслу катион металла. Диссоциация солей аммония подчиняется общим правилам, изложенным в презентации. Действие второе – составим химический переход. NH 4 + Cl - +Ba +2 (OH) - 2 Ba +2 Cl 2 - +NH 3 +H 2 O Действие третье . Поставим коэффициенты в молекулярном уравнении реакции, подпишем, что растворимо, а что нет. 2 NH 4 + Cl - +Ba +2 (OH) 2 Ba +2 Cl 2 - +2NH 3 +2H 2 O Р Р Р Газ Слабый электролит Действие четвёртое . Напишем диссоциацию растворимых веществ с учётом множителя-коэффициента в полном ионном уравнении, потом сократим одинаковые частицы в левой и правой частях уравнения. 2NH 4 + +2Cl - + Ba 2+ +2OH - Ba 2+ +2Cl - +2NH 3 +2H 2 O Действие пятое . Напишем сокращённое ионное уравнение. 2NH 4 + + 2OH - 2NH 3 +2H 2 O «двойку» можно не писать Ионные реакции с образованием слабого электролита воды – третье условие протекания Реакций Ионного обмена Чаще всего подобное условие реализуется при взаимодействии кислоты и основания, продуктами их взаимодействия будет растворимая или нерастворимая соль и вода. Реакция взаимодействия кислоты и основания с образованием соли и воды называется реакцией нейтрализации . №1 Составить молекулярное, полное и краткое ионное уравнение взаимодействия гидроксида железа ( III) и азотной кислоты Действие первое . Составим, пользуясь, памяткой-презентацией «Составление формул солей» формулу продукта –соли азотной кислоты – нитрата железа (III) .А формулы реагентов - азотной кислоты и гидроксида железа (III ) - можно посмотреть и выучить в текстовом документе «Классификация веществ». Действие второе – составим химический переход. Fe +3 (OH) - 3 + 3 H + NO - 3 Fe 3+ (NO 3 ) - 3 + 3 H 2 O Действие третье . Поставим коэффициенты в молекулярном уравнении реакции, подпишем, что растворимо, а что нет. Fe +3 (OH) - 3 +H + NO - 3 Fe 3+ (NO 3 ) - 3 +H 2 O н р р Слабый электролит Действие четвёртое . Напишем диссоциацию растворимых веществ с учётом множителя-коэффициента в полном ионном уравнении, потом сократим одинаковые частицы в левой и правой частях уравнения. Fe(OH) 3 + 3H + +3NO 3 - Fe 3+ +3NO 3 - +3H 2 O Действие пятое . Напишем сокращённое ионное уравнение. Fe(OH) 3 + 3H + Fe 3+ +3H 2 O №2 Составить молекулярное, полное и краткое ионное уравнение взаимодействия гидроксида натрия и серной кислоты Действие первое . Составим, пользуясь, памяткой-презентацией «Составление формул солей» формулу продукта –соли серной кислоты – сульфата натрия .А формулы реагентов – серной кислоты и гидроксида натрия - можно посмотреть и выучить в текстовом документе «Классификация веществ». Действие второе – составим химический переход. 2 Na + OH - +H + 2 SO 4 -2 Na + 2 SO 4 -2 + 2 H 2 O Действие третье . Поставим коэффициенты в молекулярном уравнении реакции, подпишем, что растворимо, а что нет. Na + OH - +H + 2 SO 4 -2 Na + 2 SO 4 -2 +H 2 O Р Р Р Слабый электролит Действие четвёртое . Напишем диссоциацию растворимых веществ с учётом множителя-коэффициента в полном ионном уравнении, потом сократим одинаковые частицы в левой и правой частях уравнения. 2Na + + 2OH - +2H + +SO 4 2- 2Na + +SO 4 2- +2H 2 O Действие пятое . Напишем сокращённое ионное уравнение. 2 OH - + 2 H + 2 H 2 O «двойку» можно не писать. Ещё случаи процессов, которые надо писать в ионном виде и где образуется вода. Это реакции веществ класса оксидов. Разберём случаи взаимодействия в растворах осн ó вных и кислотных оксидов (ангидридов). 1) Осн ó вные оксиды (те, которым соответствуют гидроксиды-основания ) реагируют с кислотами с образованием соли и воды,катион металла из оксида будет в катионе соли. 2) Кислотные оксиды (те, которым соответствуют гидроксиды – кислородсодержащие кислоты) реагируют со щелочами тоже с образованием соли кислоты, соответствующей оксиду и воды. Ниже приведены справочные материалы – кислотные оксиды, соответствующие кислоты и кислотные остатки для вывода формул солей-продуктов. Формула оксида Формула соответствующей кислоты Название кислоты Кислотный остаток Название соли S +6 O 3 H 2 S +6 O 4 сер н ая SO 4 2- сульф ат S +4 O 2 H 2 S +4 O 3 серн ист ая SO 3 2- сульф ит P +5 2 O 5 H 3 P +5 O 4 фосфор н ая PO 4 3- фосф ат N +5 2 O 5 H N +5 O 3 азот н ая NO 3 - нитр ат C +4 O 2 H 2 C +4 O 3 уголь н ая CO 3 2- карбон ат Si +4 O 2 H 2 Si +4 O 3 кремни ев ая SiO 3 2- силик ат Mn +7 2 O 7 H Mn +7 O 4 марганц ó в ая MnO 4 - перманган ат Cr +6 O 3 H 2 Cr +6 O 4 хром ов ая CrO 4 2- хром ат N +3 2 O 3 HN +3 O 2 азот ист ая NO 2 - нитр ит P +3 2 O 3 H 3 P +3 O 3 фосфор ист ая PO 3 3- фосф ит №1 Составить молекулярное, полное ионное и краткое ионное уравнение взаимодействия оксида меди (II) с соляной кислотой. Оксид меди (II) – оксид металла со СТОК+2 он основный и при взаимодействии с соляной кислотой будет соответствующая соль хлорид меди (II) и вода. Можно воспользоваться презентацией «Вывод формул солей». Действие первое . Составим молекулярное уравнение процесса, поставим коэффициенты. Действие второе . Поставим, где, что растворимо. Оксиды не разлагаются на ионы! Cu +2 O+ 2 H + CL - Cu +2 Cl - 2 +H 2 O Н Р Р Слабый электролит Действие третье. Напишем полное ионное уравнение, сократим одинаковые слева и справа написанные ионы. Cu +2 O+ 2 H + +2CL - Cu +2 +2Cl - +H 2 O Cu +2 O+ 2 H + Cu +2 +H 2 O HCl CuO нагревание Признак реакции : при нагревании чёрного оксида меди (II) в бесцветной соляной кислоте получается раствор синего цвета. №2 Составить молекулярное, полное ионное и краткое ионное уравнение взаимодействия оксида железа (III) с серной кислотой. Оксид железа (III) – основный и при взаимодействии с серной кислотой будет соответствующая соль сульфат железа (III) и вода. Можно воспользоваться презентациями «Вывод формул солей» и «Бинарные вещества». Действие первое . Составим молекулярное уравнение процесса, поставим коэффициенты. Действие второе . Поставим, где что растворимо. Оксиды не разлагаются на ионы! Fe +3 2 O 3 + 3 H + 2 SO 4 2- Fe +3 2 (SO 4 ) -2 3 + 3 H 2 O Н Р Р Слабый электролит Действие третье. Напишем полное ионное уравнение, сократим одинаковые слева и справа написанные ионы. H 2 SO 4 Fe 2 O 3 нагревание Признак реакции : при нагревании коричневого оксида железа (III) в бесцветной серной кислоте получается раствор жёлто-бурого цвета. Fe +3 2 O 3 + 6 H + +3 SO 4 2- 2 Fe +3 +3 SO 4 -2 +3H 2 O Fe +3 2 O 3 + 6 H + 2 Fe +3 +3H 2 O №2 Составить молекулярное, полное ионное и краткое ионное уравнение взаимодействия оксида серы (VI) с гидроксидом натрия. Оксид серы (VI) – кислотный и при взаимодействии со щёлочью гидроксидом натрия будет соответствующая соль (см. слайд№50) сульфат натрия и вода. Можно воспользоваться презентациями «Вывод формул солей». Действие первое . Составим молекулярное уравнение процесса, поставим коэффициенты. Действие второе . Поставим, где,что растворимо . Оксиды не разлагаются на ионы! S +6 O 3 + 2 Na + OH - Na + 2 SO 4 -2 +H 2 O Н Р Р Слабый электролит Действие третье. Напишем полное ионное уравнение, сократим одинаковые слева и справа написанные ионы. S +6 O 3 + 2 Na + +2OH - 2Na + +SO 4 -2 +H 2 O S +6 O 3 +2OH - SO 4 -2 +H 2 O растворение NaOH с фенолфталеином SO 3 Признак реакции: при растворении белых кристаллов оксида серы (VI) в подкрашенном для видимости индикатором растворе щёлочи NaOH наблюдаем исчезновение малиновой окраски. Проверь себя - 4 Упражнение №1 «Напиши в ионном виде». №1 Написать в молекулярном и ионном виде реакцию взаимодействия азотной кислоты и карбоната натрия № 2 Написать в молекулярном и ионном виде реакцию взаимодействия гидроксида калия и хлорида хрома (III) №3 Написать в молекулярном и ионном виде реакцию взаимодействия нитрата серебра и хлорида бария 2 HNO 3 +Na 2 CO 3 2 NaNO 3 +CO 2 +H 2 O Молекулярное уравнение. Намёк: дана соль карбонат, а кислота-реагент сильная будут углекислый газ, вода и соль сильной кислоты, в данном случае - нитрата. 2 H + + 2 NO 3 - + 2 Na + + CO 3 2- 2 Na + + 2 NO 3 - +CO 2 +H 2 O 2 H + + CO 3 2- CO 2 +H 2 O Полное ионное уравнение Краткое ионное уравнение 3 KOH+CrCl 3 Cr(OH) 3 + 3 KCl 3 K + + 3 OH - +Cr 3+ + 3 Cl - Cr(OH) 3 + 3 K + + 3 Cl - 3 OH - +Cr 3+ Cr(OH) 3 Молекулярное уравнение Полное ионное уравнение Краткое ионное уравнение 2 AgNO 3 +BaCl 2 Ba(NO 3 ) 2 + 2 AgCl 2 Ag + + 2 NO 3 - +Ba 2 + + 2 Cl - Ba 2+ + 2 NO 3 - + 2 AgCl 2 Cl - + 2 Ag + 2 AgCl Молекулярное уравнение Полное ионное уравнение Краткое ионное уравнение Признак реакции: выделение бесцветного неядовитого газа. Признак реакции: выпадение тёмно-зелёного осадка. Признак реакции: выпадение белого осадка. Упражнение №2 «Найди ошибку в записи или утверждении». 1) Все электролиты проводят ток одинаково. 2) У металлов и электролитов одинаковая причина проводимости. 3 ) Как обычно, при разбавлении серной кислоты к ней надо добавить воды . 4) При диссоциации 1 моля HCl и HF получаются по одному молю протонов. 5) Серная кислота сильный электролит, так как она бурно реагирует со многими веществами. 6 ) Ученик записал диссоциацию серной кислоты так: H 2 SO 4 2H + +S +6 +4O 2- . Нет, есть сильные и слабые электролиты Нет, у металлов проводящая частица – свободные электроны внешних атомных слоёв, а у электролитов проводящая частица – свободные ионы в растворе или расплаве Нет, надо концентрированную кислоту добавлять к воде, чтобы не было выплеска раскалённого раствора на кожу. Нет, HCl сильная кислота, при её полной диссоциации будет один моль протонов, а HF слабая кислота, у неё частичная диссоциация и протонов будет меньше. Нет, сила электролита зависит от степени диссоциации, а не от химической активности Сульфат – анион –целая частица, сложный ион, который не распадается в растворе. Правильная запись такая : H 2 SO 4 2H + +SO 4 2- 7) Ученик записал диссоциацию сульфата алюминия так: Al 2 (SO 4 ) 3 2Al+3SO 4 8 ) Ученица записала диссоциацию нитрата кальция так: Ca(NO 3 ) 2 2Ca 2+ +2NO 3 - 9 ) Ученица записала уравнения взаимодействия соляной кислоты с карбонатом натрия так: Na 2 CO 3 +2HCl 2NaCl+H 2 CO 3 10 ) Ученик записал полное ионное уравнение так: Cu 2+ +O 2- +2H + + 2Cl - Cu 2+ +2Cl - +H 2 O 1 1) Ученик после записи полного ионного уравнения получил такое краткое уравнение: Na + +NO 3 - NaNO 3 1 2) Ученица после записи полного ионного уравнения взаимодействия карбоната кальция с азотной кислотой получила такое краткое уравнение: 2 H + + С O 3 2 - CO 2 +H 2 O Нет , здесь грубейшая ошибка в записи: нельзя забывать писать зарялды свободных ионов в растворе!!! Верная запись: Al 2 (SO 4 ) 3 2Al 3+ +3SO 4 2- Нет, «2» при сложном ионе нитрат-анионе , и только перед ним она делается коэффициентом. Верная запись такая: Ca(NO 3 ) 2 Ca 2+ +2NO 3 - Нет, просто « перекомбинировать » ионы нежелательно, так как во-первых при записи ионного уравнения всё сократится, а это неверно, а во-вторых, получившаяся угольная кислота нестойкая и сразу разлагается: Na 2 CO 3 +2HCl 2NaCl+H 2 О+ CO 2 Нет, оксиды на ионы не разлагаем! Верная запись полного ионного уравнения: Cu О +2H + + 2Cl - Cu 2+ +2Cl - +H 2 O Нет, продуктом краткого ионного уравнения может быть только нерастворимое вещество, вода или газ. Нитрат натрия – растворимое вещество, оно не «цель» ионного процесса. Нет, формально сама запись верная, но к данной реакции отношения не имеющая, так как карбонат кальция (мел) не растворимое вещество. Верная запись будет такой: 2 H + +Ca С O 3 Ca 2+ +CO 2 +H 2 O Конец материала 8 класса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации", 9 класс
Контрольная работа в двух вариантах, разработана с учётом индивидуально - дифференцированного подхода....
Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации"
К/р для 9 класса по учебнику Кузнецовой Н.Е....
Тестовые задания по теме « Основные положения теории электролитической диссоциации».
Задания составлены в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА по химии. Работа состоит из ...
Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Методическая разработка урока "Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации". (химия, 8 класс, прогормма О.С.Габриеляна)....
Соли в свете теории электролитической диссоциации
Цель урока: систематизировать знания учащихся по классу солей. Получить представление о химических свойствах солей в свете теории электролитической диссоциации;продолжить формирование навык...
Урок - презентация "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации"
В результате изучения данного материала учащиеся должны знать определение понятий "электролиты", "неэлектролиты"....
.Тема: «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации»
Урок химии, 8 класс...