Обществознание.Опорные листы к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

Стебенев Александр Васильевич

Обществознание.Опорные листы  к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvoznanie.opornye_listy_k_ege.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Раздел 1. Общество

Понятие  общества (социум). В  широком  смысле – это часть  мира, обособившаяся  от  природы, но  взаимосвязанная  с  ней;  это все  способы взаимодействия  людей  и  формы  их  объединения,  совокупность  людей  с  системой  многообразных  отношений. Примеры : «человеческое  общество»,  «российское  общество», «феодальное  общество».   /  В узком  смысле – группа  людей  для  совместной  деятельности , с общими  интересами : общества  книголюбов, шахматистов… /                                          

Общество – динамичная(то есть -развивающаяся, изменяющаяся, саморазвивающаяся)  система (взаимодействие  взаимосвязанных   подсистем  и   элементов , самоорганизация– сфер, способов,  институтов, форм…). . Прогресс –развитие  по  восходящей  линии, вперёд, от  низшего – к высшему. (Регресс -наоборот). Эволюция – медленный, постепенный прогресс, в многообразны (по  том числе –реформы.  Революция – быстрый  скачкообразный  качественный  переход. Прогресс  может  быть  неодинаков  в  разных  сферах  и  противоречив. Критерии (определители)  прогресса  многообразны –по   сферам : уровень  экономики, производительность, уровень  жизни,  качество  образования, уровень  демократии, законность, моральность и т.д.

Общество  и  природа.  Общие  черты : динамичные  системы, развиваются  по  своим  законам,  части  материального  мира.           Различия : общество  создаёт  культуру ( природа  просто  воспроизводит  себя), имеет  свои  законы, состоит  из  активных  личностей.     Влияние  природы – на общество : первые  цивилизации -в долинах  крупных рек ,ирригация в Китае,  гибель Помпеи, специализация  сельского  хозяйства;          влияние  общества –на  природу : вся  хозяйственная  деятельность –это  преобразование  природы, исчезновение  видов, изменения природы  людьми.

4  сферы  общества :                                                                                                                                                экономическая – хозяйство, материальное  производство, обмен  и  распределение;                                  социальная – деление  общества  на  классы, группы, их  положение и  отношения, уровень  жизни;   политическая – действия  государства, власть  в  обществе, борьба  за  власть;                                           духовная – связана  с  моралью, религией, наукой, искусством. Все  сферы  одинаково  важны , взаимосвязаны   и  влияют  друг  на  друга…

Общественные  институты (установления) – это устойчмвые  формы  организации  людей ( организации, устройства  и  учреждения  в  обществе) : политические (государство, партии, парламент);  экономические (рынок, деньги, банки);   социальные (семья, образование, нации);    духовные (наука, религия, мораль, образование).

Общество  в  истории. 2 подхода  к  истории. Формационный (вертикальный  и цивилизационный (горизонтальный)

 Формационный

Цивилизационный

история  всех  народов  проходит  последовательно  5 ступеней (формаций) : первобытнообщинный  строй,  рабовладение, феодализм,  капитализм,  социализм ; в  каждой  формации  свои  базис (экономика)  и  надстройка (политика, общество, культура);  вся  история – это  переход  от  низшей  формации  к  высшей  через  борьбу  противоположных  классов  и   революции.      

все  народы  развиваются  своими  путями  и  создают  цивилизации – развитые  сообщества  со  своими  особыми  ценностями  и  качествами (культура, язык, государство, общество, экономика). Цивилизации  проходят  этапы  рождения, расцвета, упадка и гибели. В  истории  было  и  есть  множество  цивилизаций  /число  называется  разное, точно  не  определено, как  и  названия/.   //Другое  значение  понятия  «цивилизация» - ступень  в  истории  после  дикости  и  варварства, то  есть  цивилизованность,  культурность.//

Соотнесение  эпох, общественных  формаций  и  типов  общества.                                                                              

Эпохи

Формация (строй)

Тип  общества

Первобытность (от 2-х млн. -       до 4 тыс.до н.э.)

Древность (4 тыс.до н.э. – 5в.)

Средневековье (5 – кон.15 вв.)

Первобытнообщинная (равенство, общая  собственность

Рабовладельческая (частная  собственность, классы  рабов  и  рабовладельцев, рабство

Феодальная (частная  собственность  феодалов  на  землю, зависимость  и  повинности  крестьян)

Традиционное

Новое  время (15 -19 вв.)

Новейшее  время (от  нач. 20 в.)

Капитализм  (частная  собственность, личная  свобода, наёмный  труд)

Социализм (общественная  собственность, равенство  классов  и  групп, отсутствие  эксплуатации в экономике)

Индустриальное

+ Капитализм  современности

Постиндустриальное

3 типа  общества  в  истории.                                                                                                                          Традиционное (аграрное,  доиндустриальное) -   преобладание  сельского  хозяйства, экстенсивный  рост,   патриархальные  порядки, коллективизм, общинность, сословность, внеэкономичесое  принуждение, слабое  разделение  труда,  религиозность, господство  церкв.,                                         Индустриальное (от  начала  капитализма в16-17вв. в Голландии  и  Англии) -   преобладание  промышленности.  фабрики, промышленный  переворот,  замена    ручного труда  машинным, урбанизация, механизация  и  автоматизация, конвейер, интенсивный  рост,  индивидуализм, партнёрская   семья, рост  пауки  и  образования, светский  характер  культуры, массовая  культура.                                 Постиндустриальное  (со  2 пол. 20в. в самых  развитых  странах)– преобладание сферы  услуг,  информатизация  и  компьютеризация, развитая  инфраструктура, цифровые  средства  коммуникации, научно –техническая  революция,  большая  роль  науки, глобализация  экономики, инновации, // + сохраняются  признаки  индустриального  общества (кроме  первых  2-х)//.

Современный  мир  многообразен,  взаимосвязан, един  и  противоречив. Интернационализация (часто  её  называют  глобализацией) –это  объективный  процесс  взаимосвязанности, сотрудничества  стран, народов, фирм, людей.  Её  последствия : положительные - углубление  мирового  сотрудничества, международного   разделения труда, развития  техники,  интернет-сети,  расширение  возможностей;  отрицательные - ослабление  национальных  культур, ослабление  экономики  и  уровня  жизни  в  одних  странах  за  счёт  других. Глобализация  может  означать  господство  ведущих  стран  и  компаний (ТНК –транснациональных  корпораций)  над  остальными,  что  ведёт  к  монополизму  и  несправедливости.  Интеграция («включение») – углубление  сотрудничества  вплоть  до  объединения  в  организации : ЕС, Евразэс, НАФТА, БРИКС и другие.

Глобальные  проблемы – общемировые  проблемы,  угрожающие  всему  миру;  их  решение  возможно  только  всем  миром.  Экономические : истощение  ресурсов, кризисы, долги  бедных  стран.   Политические :угроза  ядерной  войны, терроризм,  войны,  фашизм. Социальные : бедность, голод, болезни  в  неразвитых  странах, «старение» населения  развитых  стран .      Экологические :влияние  человека  на  природу, загрязнение, потепление.  Духовные : аморальность, бескультурье,  религиозная  нетерпимость.

                                                        Раздел  2.   Человек.                                                                                    

Человек – высокоразвитое   биосоциальное  существо.  3 составляющих  в  человеке : биологическая (возраст, пол, раса…),  социальная (интеллект, личностные  качества, ценности, идеалы),  психологическая /выделяют  из  первых 2-х/ (темперамент, воля, характер).  Общее  с  животными (биологические  качества) : инстинкты, условные  рефлексы, биологические  потребности, эмоции, психика,  интересы.  Отличия  человека (социальные  качества)  :  способность  к  труду, сознание (разум, мышление),  речь, способность  к  творчеству, преобразование  мира, создание  культуры.

                                 ЧЕЛОВЕК  может  рассматриваться  как…

Индивид – человек  как  носитель  биологических качеств, свойственных  всем   людям (биологический  организм)

Индивидуальность – человек  как  носитель  неповторимых  своих  биологических  и  социальных  качеств

Личность – человек  как  носитель  социальных  качеств (мышление, речь, труд, социальные  потребности   и духовные  ценности, совместная  деятельность, самореализация,  знания  и  умения, мировоззрение, мораль , профессионализм… психические  качества (сила  воли,  целеустремлённость…             Качества  личности  формируются  в  обществе,  во  взаимодействии  с  другими  людьми.

Творец – человек  как  создатель  нового, своеобразного, необычного

                                                                                                                                                                                     Поведение – активность  живых  существ (и  животных, и  человека);  побуждается  инстинктами  и  рефлексами, направлена  на использование  природы, поиск  средств, удовлетворение  потребностей.                                                                                                                                                                  

Деятельность – активность  человека (психическая  и  физическая), регулируемая  сознанием. Это  сознательная, целеполагающая, созидательная  активность.   Отличия от поведения  животных : создание образа  ожидаемого  результата (выдвижение  целей), осознанный  выбор,  самоконтроль,  самосознание, ценностные  ориентиры, направлена  на  преобразование  среды.

Структура  деятельности :  цель (идеальный  образ  результата) – мотивы(побудители) –средства (с  помощью  чего  происходит) – действия (конкретные  шаги, поступки)  - результат (реализованная  цель).  Субъект   деятельности -тот, кто действует.   Объект – то, на что  направлена  деятельность.      

 Виды  деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

По  сферам  : политическая (государственная, военная, партийная), экономическая (производственная, торговая, потребительская), социальная (гражданская, патриотическая, национальная), духовная (культурная - научная, образовательная, религиозная).                                                                                

По  целям и сферам :  материально-производственная ,  социально-преобразовательная ,   ценностно-ориентированная,  духовно- познавательная,   -прогностическая,  - изобретательская.                            

По  результату : практическая (реальный, ощутимый  результат)    и   теоретическая (результат  -в  уме,  на  бумаге,  в  замысле).

По  числу  людей : индивидуальная, групповая,  массовая.

По  степени  новизны и  монотонности (однообразная, шаблонная, новая, инновационная.

                                                                                                                                   

По  характеру  взаимодействия :                                                                                                                      -  Общение   (наличие партнёра., обмен  информацией, взаимные контакты)                                                                  -  Труд    (создание благ, специальная   подготовка, полезный  результат,  применение  знаний)                                                             -  Познание,  учение  (приобретение  знаний  и  умений,  освоение  способов )                                                                                                                                                                      -  Игра (воображаемая  обстановка, исполнение  ролей, особые  правила)                                              -  Управление,  служба (властные  полномочия,  субординация,  определённые  роли)                         -  Творчество  (результат – новое,  необычное,  своеобразное).                                                                      

Потребности -  это  необходимости,  нужды  человека. Могут  быть нормальными, полезными  и  вредными. Играют  роль  мотивов  поведения  и  деятельности  наряду  с интересами,  убеждениями  и  идеалами.

Виды  потребностей  :                                                                                                                                        естественные (другие названия: биологические , физиологические, природные ,врождённые,  органические)/все они также - первичные/ :в питании, в продолжении  рода, в самосохранении, в движении, в  дыхании…        социальные /считаются также вторичными/ :   в труде, в общении, в  социальной  активности,  в уважении, в совместной  деятельности; из  социальных  выделяют   престижные (в  признании  обществом,  в  возвышении  в  обществе, в  карьерном  росте),                                                                                                                                               идеальные (духовные) : в  культурных  ценностях,   в  познании, в  смысле  жизни,  в  самовыражении…       Из  идеальных иногда  выделяют   особо   экзистенциальные  ( в самосознании, в самовыражении),               эстетические (в  стремлении  и  понимании  красоты).  

Интересы («иметь  значение») – индивидуальные  и  групповые  конкретные  потребности  человека,  обусловленные  его  положением  и  мировоззрением. Убеждения – устойчивые  взгляды  человека  на  мир,  его  принципы  жизни. Идеалы – совершенства, высшие  устремления  человека, его  цели.  Ценности – качества и показатели,   ценимые  в  обществе  и  человеком  (гражданственность,  патриотизм,  порядочность,  совесть, богатство, приспособленчество).

Мировоззрение – система  взглядов  на  мир,  общество,  жизнь,   своё  место  в  жизни. 3 основных  типа  мировоззрения : обыденное (житейское)- стихийное, упрощенное;    религиозное – на  основе  веры, религии;   научное – на  основе  науки.

Способности – возможности, особенности,  ведущие  к  успеху  в  какой-либо  деятельности,  развивающиеся  у  человека  из  природных  задатков  под  влиянием  общества и самим  человеком.  Талант – высшая  степень  развития  способностей,  дающая  высокие  результаты.                                                                                  Гениальность – высшая  степень  таланта,  когда  создаются  высокие  образцы  культуры.

Социальное  поведение –это  нормальное  поведение  человека, в  соответствии  с  социальными  нормами (обычаи, традиции, мораль, право),  регулирующими  отношения  в  обществе. Асоциальное – ненормальное, против  социальных  норм  и  против  общества. Девиантное поведение  личности – необычное,  необщепринятое;  может  быть  позитивным (положительным),  нейтральным  и  негативным (вредным)

                                                      Раздел  3.  Познание.

Познание – это  процесс  постижения  истины,  движение  от  незнания  к  знанию,   процесс  отражения  действительности  мозгом (разумом)  человека,  отражение  объективной  реальности (материи, бытия)  в  сознании  человека (сознание – продукт  деятельности  мозга  человека).

                                              2  ступени (типа, вида) познания  

                      Чувственное познание                                     Рациональное познание     

 ощущения     восприятие     представление                понятие       суждение       умозаключение

Чувственное познание (при  помощи  органов  чувств) свойственно  и  животным,  и  человеку; включает:    ощущения (отражение  отдельных  свойств  предметов  органами  чувств);       восприятие (целостный  образ  предмета  при  его  воздействии  на  чувства  человека);     представление (образ  предмета  без  непосредственного  воздействия  его  на  человека).                                              

Рациональное познание (абстрактное  мышление) (при  помощи  разума,  мышления)  включает :     понятие (абстрактное  обобщение  группы  предметов  на  основе  общих  признаков,  мысль  о  предмете  в  общем);       суждение (взаимосвязь  понятий,  связь  понятий);    умозаключение (вывод  на  основе  суждений,  связь  суждений).

Структура процесса  познания :       Цель         мотив         средства         действия          результат

                                                                                         субъект               объект

Виды  знания( познания).                                                                                                                                     Философское – основано  на  философских  теориях  с  жёсткой  логикой, охватывает  самые  общие  вопросы  жизни;  основа  мировоззрения.                                                                                                                                                                                      

Обыденное,  житейское – на  жизненном  опыте, житейской  мудрости, наблюдениях  и  здравом  смысле,  не  требует  доказательности,  происходит  стихийно.                                                                                                                          

Религиозное , мифологическое– на  религиозных  догматах  или  мифах,  на  вере,  не  требует  доказательств.                                                                                                                                                            Паранаучное (вненаучное) – на  основе  особых вненаучных учений, с  особой  терминологией,  примеры (а  не  факты)  из  непознанного /астрология, хиромантия, о  НЛО/.                                                                        

Художественное – средствами  искусства, с  художественным  вымыслом - образом, очень  индивидуально и субъективно, эстетическое  осмысление  действительности.                                                                                                          

Научное  – основано  на  фактах  и  логике, на  исследованиях, целенаправленное  знание.                    2  уровня  научного  познания :                                                                                                                    1) эмпирический :  наблюдения, эксперименты, сбор и  описание, фактов,  накопление  информации, измерение;                                                                                                                                                       2) теоретический : обобщения, аналогия, моделирование, анализ  и  синтез, выводы, гипотезы, законы, теории  /все  науки/.                                                                                                                        Принципы  науки :  объективность, проверяемость, обоснованность, системность.

Рационалисты - учёные, отдающие  предпочтение  в  познании разуму. Мышлению, то есть  2-ому  уровню  познания.                                                                                                                                                  Эмпирики и  сенсуалисты - учёные, отдающие  предпочтение  в  познании  наблюдениям  и  экспериментам,  чувствам, то есть  1-ому  уровню  научного  познания.                                                                   Агностицизм – направление  в  философии, отрицающее  объективное  познание.

Социальное (гуманитарное)  знание (познание) – об  обществе  и  человеке;  имеет  свои  особенности : совпадение  субъекта  и  объекта  познания; сложность  и  изменчивость  объекта;  ограниченность  в  применении  наблюдений  и  экспериментов; трудности  с  объективностью (связь  с  политикой  и  взглядами  субъекта).          

Самопознание – знание  о  себе,  познание  самого  себя,  внешнего  образа  «Я»  и  своего  внутреннего  мира. Начинается  в  раннем  детстве  с  различения  себя,  самоузнавания. Продолжается  всю  жизнь. Может  быть  спонтанным, произвольным  и  целенаправленным.                                  Самооценка   личности = достижения и успехи / притязания и цели. Чтобы  повысить  самооценку,  надо  повышать  успехи  или  снизить  притязания. Самопознание  и  самооценка  очень  важны  для  сознательной  личности.

Истина –цель  познания; знание, отражающее объективные  свойства  предмета;  это  знание,  соответствующее  реальности, предмету  познания ; объективное  знание, то  есть  не зависящее  от  субъекта.                                                                                                                                                                        

Абсолютная  истина -полное  совпадение  с  объектом, неопровержимое  знание; Абсолютная  истина  недостижима, так  как  изменяется  сама  реальность , она  бесконечна, а  возможности  познания  ограничены.                                                                                                                                                        

Относительная  истина - неполное, малое  или  большое, неточное  знание;   текущий  уровень  знаний.  Все  знания  людей  и  научные  достижения – относительно  истинны.        Результат  познания, воплощённый  в  конкретный  предмет – это  продукт, сделанный  после  познания или  в  результате  его (статья, книга, изделие…).                                                                                                      

Критерий  истинности (то,  чем  проверяется  истинность) – практика в  широком  понимании ( опыт, эксперимент, жизнь).  Она  же – основа  познания (то  есть  практика  ставит  вопросы  для  познания)  и  цель  познания (то  есть  на  практике  реализуются  итоги  познания).

.