Обществознание.Опорные листы к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему
Обществознание.Опорные листы к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie.opornye_listy_k_ege.docx | 29.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Общество
Понятие общества (социум). В широком смысле – это часть мира, обособившаяся от природы, но взаимосвязанная с ней; это все способы взаимодействия людей и формы их объединения, совокупность людей с системой многообразных отношений. Примеры : «человеческое общество», «российское общество», «феодальное общество». / В узком смысле – группа людей для совместной деятельности , с общими интересами : общества книголюбов, шахматистов… /
Общество – динамичная(то есть -развивающаяся, изменяющаяся, саморазвивающаяся) система (взаимодействие взаимосвязанных подсистем и элементов , самоорганизация– сфер, способов, институтов, форм…). . Прогресс –развитие по восходящей линии, вперёд, от низшего – к высшему. (Регресс -наоборот). Эволюция – медленный, постепенный прогресс, в многообразны (по том числе –реформы. Революция – быстрый скачкообразный качественный переход. Прогресс может быть неодинаков в разных сферах и противоречив. Критерии (определители) прогресса многообразны –по сферам : уровень экономики, производительность, уровень жизни, качество образования, уровень демократии, законность, моральность и т.д.
Общество и природа. Общие черты : динамичные системы, развиваются по своим законам, части материального мира. Различия : общество создаёт культуру ( природа просто воспроизводит себя), имеет свои законы, состоит из активных личностей. Влияние природы – на общество : первые цивилизации -в долинах крупных рек ,ирригация в Китае, гибель Помпеи, специализация сельского хозяйства; влияние общества –на природу : вся хозяйственная деятельность –это преобразование природы, исчезновение видов, изменения природы людьми.
4 сферы общества : экономическая – хозяйство, материальное производство, обмен и распределение; социальная – деление общества на классы, группы, их положение и отношения, уровень жизни; политическая – действия государства, власть в обществе, борьба за власть; духовная – связана с моралью, религией, наукой, искусством. Все сферы одинаково важны , взаимосвязаны и влияют друг на друга…
Общественные институты (установления) – это устойчмвые формы организации людей ( организации, устройства и учреждения в обществе) : политические (государство, партии, парламент); экономические (рынок, деньги, банки); социальные (семья, образование, нации); духовные (наука, религия, мораль, образование).
Общество в истории. 2 подхода к истории. Формационный (вертикальный и цивилизационный (горизонтальный)
Формационный | Цивилизационный |
история всех народов проходит последовательно 5 ступеней (формаций) : первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм ; в каждой формации свои базис (экономика) и надстройка (политика, общество, культура); вся история – это переход от низшей формации к высшей через борьбу противоположных классов и революции. | все народы развиваются своими путями и создают цивилизации – развитые сообщества со своими особыми ценностями и качествами (культура, язык, государство, общество, экономика). Цивилизации проходят этапы рождения, расцвета, упадка и гибели. В истории было и есть множество цивилизаций /число называется разное, точно не определено, как и названия/. //Другое значение понятия «цивилизация» - ступень в истории после дикости и варварства, то есть цивилизованность, культурность.// |
Соотнесение эпох, общественных формаций и типов общества.
Эпохи | Формация (строй) | Тип общества |
Первобытность (от 2-х млн. - до 4 тыс.до н.э.) Древность (4 тыс.до н.э. – 5в.) Средневековье (5 – кон.15 вв.) | Первобытнообщинная (равенство, общая собственность Рабовладельческая (частная собственность, классы рабов и рабовладельцев, рабство Феодальная (частная собственность феодалов на землю, зависимость и повинности крестьян) | Традиционное |
Новое время (15 -19 вв.) Новейшее время (от нач. 20 в.) | Капитализм (частная собственность, личная свобода, наёмный труд) Социализм (общественная собственность, равенство классов и групп, отсутствие эксплуатации в экономике) | Индустриальное |
+ Капитализм современности | Постиндустриальное |
3 типа общества в истории. Традиционное (аграрное, доиндустриальное) - преобладание сельского хозяйства, экстенсивный рост, патриархальные порядки, коллективизм, общинность, сословность, внеэкономичесое принуждение, слабое разделение труда, религиозность, господство церкв., Индустриальное (от начала капитализма в16-17вв. в Голландии и Англии) - преобладание промышленности. фабрики, промышленный переворот, замена ручного труда машинным, урбанизация, механизация и автоматизация, конвейер, интенсивный рост, индивидуализм, партнёрская семья, рост пауки и образования, светский характер культуры, массовая культура. Постиндустриальное (со 2 пол. 20в. в самых развитых странах)– преобладание сферы услуг, информатизация и компьютеризация, развитая инфраструктура, цифровые средства коммуникации, научно –техническая революция, большая роль науки, глобализация экономики, инновации, // + сохраняются признаки индустриального общества (кроме первых 2-х)//.
Современный мир многообразен, взаимосвязан, един и противоречив. Интернационализация (часто её называют глобализацией) –это объективный процесс взаимосвязанности, сотрудничества стран, народов, фирм, людей. Её последствия : положительные - углубление мирового сотрудничества, международного разделения труда, развития техники, интернет-сети, расширение возможностей; отрицательные - ослабление национальных культур, ослабление экономики и уровня жизни в одних странах за счёт других. Глобализация может означать господство ведущих стран и компаний (ТНК –транснациональных корпораций) над остальными, что ведёт к монополизму и несправедливости. Интеграция («включение») – углубление сотрудничества вплоть до объединения в организации : ЕС, Евразэс, НАФТА, БРИКС и другие.
Глобальные проблемы – общемировые проблемы, угрожающие всему миру; их решение возможно только всем миром. Экономические : истощение ресурсов, кризисы, долги бедных стран. Политические :угроза ядерной войны, терроризм, войны, фашизм. Социальные : бедность, голод, болезни в неразвитых странах, «старение» населения развитых стран . Экологические :влияние человека на природу, загрязнение, потепление. Духовные : аморальность, бескультурье, религиозная нетерпимость.
Раздел 2. Человек.
Человек – высокоразвитое биосоциальное существо. 3 составляющих в человеке : биологическая (возраст, пол, раса…), социальная (интеллект, личностные качества, ценности, идеалы), психологическая /выделяют из первых 2-х/ (темперамент, воля, характер). Общее с животными (биологические качества) : инстинкты, условные рефлексы, биологические потребности, эмоции, психика, интересы. Отличия человека (социальные качества) : способность к труду, сознание (разум, мышление), речь, способность к творчеству, преобразование мира, создание культуры.
ЧЕЛОВЕК может рассматриваться как… | |||
Индивид – человек как носитель биологических качеств, свойственных всем людям (биологический организм) | Индивидуальность – человек как носитель неповторимых своих биологических и социальных качеств | Личность – человек как носитель социальных качеств (мышление, речь, труд, социальные потребности и духовные ценности, совместная деятельность, самореализация, знания и умения, мировоззрение, мораль , профессионализм… психические качества (сила воли, целеустремлённость… Качества личности формируются в обществе, во взаимодействии с другими людьми. | Творец – человек как создатель нового, своеобразного, необычного |
Поведение – активность живых существ (и животных, и человека); побуждается инстинктами и рефлексами, направлена на использование природы, поиск средств, удовлетворение потребностей.
Деятельность – активность человека (психическая и физическая), регулируемая сознанием. Это сознательная, целеполагающая, созидательная активность. Отличия от поведения животных : создание образа ожидаемого результата (выдвижение целей), осознанный выбор, самоконтроль, самосознание, ценностные ориентиры, направлена на преобразование среды.
Структура деятельности : цель (идеальный образ результата) – мотивы(побудители) –средства (с помощью чего происходит) – действия (конкретные шаги, поступки) - результат (реализованная цель). Субъект деятельности -тот, кто действует. Объект – то, на что направлена деятельность.
Виды деятельности.
По сферам : политическая (государственная, военная, партийная), экономическая (производственная, торговая, потребительская), социальная (гражданская, патриотическая, национальная), духовная (культурная - научная, образовательная, религиозная).
По целям и сферам : материально-производственная , социально-преобразовательная , ценностно-ориентированная, духовно- познавательная, -прогностическая, - изобретательская.
По результату : практическая (реальный, ощутимый результат) и теоретическая (результат -в уме, на бумаге, в замысле).
По числу людей : индивидуальная, групповая, массовая.
По степени новизны и монотонности (однообразная, шаблонная, новая, инновационная.
По характеру взаимодействия : - Общение (наличие партнёра., обмен информацией, взаимные контакты) - Труд (создание благ, специальная подготовка, полезный результат, применение знаний) - Познание, учение (приобретение знаний и умений, освоение способов ) - Игра (воображаемая обстановка, исполнение ролей, особые правила) - Управление, служба (властные полномочия, субординация, определённые роли) - Творчество (результат – новое, необычное, своеобразное).
Потребности - это необходимости, нужды человека. Могут быть нормальными, полезными и вредными. Играют роль мотивов поведения и деятельности наряду с интересами, убеждениями и идеалами.
Виды потребностей : естественные (другие названия: биологические , физиологические, природные ,врождённые, органические)/все они также - первичные/ :в питании, в продолжении рода, в самосохранении, в движении, в дыхании… социальные /считаются также вторичными/ : в труде, в общении, в социальной активности, в уважении, в совместной деятельности; из социальных выделяют престижные (в признании обществом, в возвышении в обществе, в карьерном росте), идеальные (духовные) : в культурных ценностях, в познании, в смысле жизни, в самовыражении… Из идеальных иногда выделяют особо экзистенциальные ( в самосознании, в самовыражении), эстетические (в стремлении и понимании красоты).
Интересы («иметь значение») – индивидуальные и групповые конкретные потребности человека, обусловленные его положением и мировоззрением. Убеждения – устойчивые взгляды человека на мир, его принципы жизни. Идеалы – совершенства, высшие устремления человека, его цели. Ценности – качества и показатели, ценимые в обществе и человеком (гражданственность, патриотизм, порядочность, совесть, богатство, приспособленчество).
Мировоззрение – система взглядов на мир, общество, жизнь, своё место в жизни. 3 основных типа мировоззрения : обыденное (житейское)- стихийное, упрощенное; религиозное – на основе веры, религии; научное – на основе науки.
Способности – возможности, особенности, ведущие к успеху в какой-либо деятельности, развивающиеся у человека из природных задатков под влиянием общества и самим человеком. Талант – высшая степень развития способностей, дающая высокие результаты. Гениальность – высшая степень таланта, когда создаются высокие образцы культуры.
Социальное поведение –это нормальное поведение человека, в соответствии с социальными нормами (обычаи, традиции, мораль, право), регулирующими отношения в обществе. Асоциальное – ненормальное, против социальных норм и против общества. Девиантное поведение личности – необычное, необщепринятое; может быть позитивным (положительным), нейтральным и негативным (вредным)
Раздел 3. Познание.
Познание – это процесс постижения истины, движение от незнания к знанию, процесс отражения действительности мозгом (разумом) человека, отражение объективной реальности (материи, бытия) в сознании человека (сознание – продукт деятельности мозга человека).
2 ступени (типа, вида) познания
Чувственное познание Рациональное познание
ощущения восприятие представление понятие суждение умозаключение
Чувственное познание (при помощи органов чувств) свойственно и животным, и человеку; включает: ощущения (отражение отдельных свойств предметов органами чувств); восприятие (целостный образ предмета при его воздействии на чувства человека); представление (образ предмета без непосредственного воздействия его на человека).
Рациональное познание (абстрактное мышление) (при помощи разума, мышления) включает : понятие (абстрактное обобщение группы предметов на основе общих признаков, мысль о предмете в общем); суждение (взаимосвязь понятий, связь понятий); умозаключение (вывод на основе суждений, связь суждений).
Структура процесса познания : Цель мотив средства действия результат
субъект объект
Виды знания( познания). Философское – основано на философских теориях с жёсткой логикой, охватывает самые общие вопросы жизни; основа мировоззрения.
Обыденное, житейское – на жизненном опыте, житейской мудрости, наблюдениях и здравом смысле, не требует доказательности, происходит стихийно.
Религиозное , мифологическое– на религиозных догматах или мифах, на вере, не требует доказательств. Паранаучное (вненаучное) – на основе особых вненаучных учений, с особой терминологией, примеры (а не факты) из непознанного /астрология, хиромантия, о НЛО/.
Художественное – средствами искусства, с художественным вымыслом - образом, очень индивидуально и субъективно, эстетическое осмысление действительности.
Научное – основано на фактах и логике, на исследованиях, целенаправленное знание. 2 уровня научного познания : 1) эмпирический : наблюдения, эксперименты, сбор и описание, фактов, накопление информации, измерение; 2) теоретический : обобщения, аналогия, моделирование, анализ и синтез, выводы, гипотезы, законы, теории /все науки/. Принципы науки : объективность, проверяемость, обоснованность, системность.
Рационалисты - учёные, отдающие предпочтение в познании разуму. Мышлению, то есть 2-ому уровню познания. Эмпирики и сенсуалисты - учёные, отдающие предпочтение в познании наблюдениям и экспериментам, чувствам, то есть 1-ому уровню научного познания. Агностицизм – направление в философии, отрицающее объективное познание.
Социальное (гуманитарное) знание (познание) – об обществе и человеке; имеет свои особенности : совпадение субъекта и объекта познания; сложность и изменчивость объекта; ограниченность в применении наблюдений и экспериментов; трудности с объективностью (связь с политикой и взглядами субъекта).
Самопознание – знание о себе, познание самого себя, внешнего образа «Я» и своего внутреннего мира. Начинается в раннем детстве с различения себя, самоузнавания. Продолжается всю жизнь. Может быть спонтанным, произвольным и целенаправленным. Самооценка личности = достижения и успехи / притязания и цели. Чтобы повысить самооценку, надо повышать успехи или снизить притязания. Самопознание и самооценка очень важны для сознательной личности.
Истина –цель познания; знание, отражающее объективные свойства предмета; это знание, соответствующее реальности, предмету познания ; объективное знание, то есть не зависящее от субъекта.
Абсолютная истина -полное совпадение с объектом, неопровержимое знание; Абсолютная истина недостижима, так как изменяется сама реальность , она бесконечна, а возможности познания ограничены.
Относительная истина - неполное, малое или большое, неточное знание; текущий уровень знаний. Все знания людей и научные достижения – относительно истинны. Результат познания, воплощённый в конкретный предмет – это продукт, сделанный после познания или в результате его (статья, книга, изделие…).
Критерий истинности (то, чем проверяется истинность) – практика в широком понимании ( опыт, эксперимент, жизнь). Она же – основа познания (то есть практика ставит вопросы для познания) и цель познания (то есть на практике реализуются итоги познания).
.