Факультативный курс для 6 класса. Химический эксперимент
рабочая программа по химии (6 класс)
Факультативный курс
«Химический эксперимент»
Программа факультативного курса для 6 класса
Всего – 35 часов (1 час в неделю).
Пояснительная записка.
В настоящее время человечество живет в условиях созданной им техносферы. Потребности человека в необходимых веществах и материалах, обеспечивающих комфортность его жизни, удовлетворяет постоянно развивающаяся технология. Вместе с тем НТР, увеличивающиеся материальные потребности, развитие науки, технологий и производств имеют и обратную сторону, характеризующуюся ухудшением экологии окружающей среды, обеднением энергетических и природных ресурсов.
В системе общего образования на данном этапе его развития по-прежнему лидирующей остается предметная система обучения, но с усилением в ней интегрированных учебных предметов, курсов, тем, обеспечивающих формирование научного мировоззрения, общей культуры и всестороннего развития обучаемых.
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место. Велика роль химии в воспитании экологической культуры людей, поскольку экологические проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу, а в решении многих из них используют химические методы и средства. Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации поведения в окружающей среде.
Курс «Химический эксперимент» призван углубить знания учащихся по химии. Увеличение экспериментальной части приводит к более заинтересованному подходу учащихся к предмету химии. Практическая форма помогает реализовать теорию научного познания: от простого созерцания, к абстрактному мышлению и практике.
Эксперимент является основой химического образования, поскольку химия - наука экспериментальная. Любой химический процесс, любое химическое явление легче воспринять только в результате проведения эксперимента. Именно эксперимент усиливает мотивацию изучения химической науки, позволяет дополнить и разнообразить теоретический курс, понять и усвоить химические превращения. Химический эксперимент является самостоятельным и необходимым элементом учебного процесса.
Основная цель: углубление знаний по предмету химия.
Основные задачи элективного курса:
- Расширить и углубить знания о веществах, их превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения;
- Научить выявлять зависимость получения и применения веществ от внутренней структуры;
- Раскрыть особенности протекания химических реакций;
- Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы с лабораторным оборудованием и реактивами.
- Элективный курс опирается на следующие предметы: биология, физика, для химии является базой.
Основные формы организации учебного процесса: эксперимент, беседа, групповая работа, дифференцированное обучение, практическая работа, творческая мастерская, информационно-коммуникативные технологии, демонстрация, лекция.
Основные формы текущего контроля: программированное тестирование, анкетирование, практическая работа, творческий отчет.
Итоговый контроль: защиты итоговых проектов, перечень которых содержится в программе элективного курса, защита творческих работ с использованием ИКТ: презентация, создание анимации химических превращений, кроссворд.
В рамках углубленного изучения химии обеспечивается более высокий уровень химической подготовки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativnyy_kurs_dlya_6_klassa._himicheskiy_eksperiment.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№5
Согласовано «Утверждаю»
решением экспертного совета
протокол №1 Директор МОУ СОШ № 5
зам. директора по УВР Гербыш Е.Б._________
Коротаева Л.А.________ « » 201 г.
« » 201 г.
ФАКУЛЬТАТИВ
«Химический эксперимент»
Программа факультативного курса для 6 класса.
Всего – 35 часов (1 час в неделю).
АВТОР: Кисакова Ольга Александровна
Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол №_ _ от «___» 201 г. |
Факультативный курс
«Химический эксперимент»
Программа факультативного курса для 6 класса
Всего – 35 часов (1 час в неделю).
Пояснительная записка.
В настоящее время человечество живет в условиях созданной им техносферы. Потребности человека в необходимых веществах и материалах, обеспечивающих комфортность его жизни, удовлетворяет постоянно развивающаяся технология. Вместе с тем НТР, увеличивающиеся материальные потребности, развитие науки, технологий и производств имеют и обратную сторону, характеризующуюся ухудшением экологии окружающей среды, обеднением энергетических и природных ресурсов.
В системе общего образования на данном этапе его развития по-прежнему лидирующей остается предметная система обучения, но с усилением в ней интегрированных учебных предметов, курсов, тем, обеспечивающих формирование научного мировоззрения, общей культуры и всестороннего развития обучаемых.
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место. Велика роль химии в воспитании экологической культуры людей, поскольку экологические проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу, а в решении многих из них используют химические методы и средства. Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации поведения в окружающей среде.
Курс «Химический эксперимент» призван углубить знания учащихся по химии. Увеличение экспериментальной части приводит к более заинтересованному подходу учащихся к предмету химии. Практическая форма помогает реализовать теорию научного познания: от простого созерцания, к абстрактному мышлению и практике.
Эксперимент является основой химического образования, поскольку химия - наука экспериментальная. Любой химический процесс, любое химическое явление легче воспринять только в результате проведения эксперимента. Именно эксперимент усиливает мотивацию изучения химической науки, позволяет дополнить и разнообразить теоретический курс, понять и усвоить химические превращения. Химический эксперимент является самостоятельным и необходимым элементом учебного процесса.
Основная цель: углубление знаний по предмету химия.
Основные задачи элективного курса:
- Расширить и углубить знания о веществах, их превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения;
- Научить выявлять зависимость получения и применения веществ от внутренней структуры;
- Раскрыть особенности протекания химических реакций;
- Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы с лабораторным оборудованием и реактивами.
- Элективный курс опирается на следующие предметы: биология, физика, для химии является базой.
Основные формы организации учебного процесса: эксперимент, беседа, групповая работа, дифференцированное обучение, практическая работа, творческая мастерская, информационно-коммуникативные технологии, демонстрация, лекция.
Основные формы текущего контроля: программированное тестирование, анкетирование, практическая работа, творческий отчет.
Итоговый контроль: защиты итоговых проектов, перечень которых содержится в программе элективного курса, защита творческих работ с использованием ИКТ: презентация, создание анимации химических превращений, кроссворд.
В рамках углубленного изучения химии обеспечивается более высокий уровень химической подготов
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- Способы разделения смесей;
- Методы очистки веществ;
- Различать основные классы неорганических веществ;
- Осуществлять генетическую связь между основными классами неорганических веществ;
- Физические и химические свойства веществ;
- Определять характер химических свойств разных классов веществ;
- Знать практическое применение изучаемых веществ.
Должны уметь:
- учащиеся должны самостоятельно уметь выполнять практические опыты;
- объяснять химические процессы, проходящие в результате опытов;
- вести записи в лабораторном журнале, анализировать результаты, делать выводы;
- оформлять отчеты о проделанной работе с соответствующей наглядностью: уравнениями, рисунками, выводами, проводить химический эксперимент, необходимый для решения поставленных задач (научный поиск);
- работать с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, соблюдая правила техники безопасности;
- характеризовать свойства вещества на основе теоретических представлений;
- прогнозировать зависимость получения и применения веществ от внутренней структуры;
- использовать полученные теоретически сведения при изучении химических реакций:
- устанавливать взаимосвязь между явлениями физическими и химическими, необходимыми для целостного представления о мире;
- видеть возможность применения наблюдаемых явлений в практической деятельности.
Контроль уровня обученности:
Основные формы текущего контроля: программированное тестирование, анкетирование, практическая работа, творческий отчет.
Итоговый контроль: защиты итоговых проектов, перечень которых содержится в программе элективного курса, защита творческих работ с использованием ИКТ: презентация, создание анимации химических превращений, кроссворд.
Факультативный курс «Химический эксперимент»
Всего – 35 часов (1 час в неделю), теория – 14 часов, практика – 20 часов.
Разделы:
- История химии.
- История открытия и названия химических элементов.
- Углубленное изучение курса химии.
- Экспериментальная работа.
Факультативный курс «Химический эксперимент»
Содержание
Тема 1 История химии (2 часа).
Первые наблюдения древних людей в процессе деятельности. Возникновение химии.
Химия в Древнем Египте и станах Востока.
Средневековый период алхимии. Поиски философского камня и «эликсира» жизни. Мистификация и научные открытия. Символика алхимиков.
Важнейшие химические открытия. Место химии среди других наук.
Тема 2 Основные понятия химии (6 часов)
Простые и сложные вещества. Физические и химические свойства веществ.
Практическая работа 1. «Изучение физических свойств некоторых веществ»(2часа)
(поваренная соль и алюминий; вода и железо; медь и сера; уксус и
растительное масло).
Практическая работа 2 (1час).
а/. Возгонка йода и бензойной кислоты.
б/. Размягчение стекла при комнатной температуре /сгибание стеклянных трубок/
Тема 3 Физические и химические явления (3 часа)
Практическая работа 3. «Знакомство с физическими и химическими явлениями» (1 час).
Определить в каком случае физическое, а каком химическое явление: плавление парафина, прокаливание медного предмета, растворение поваренной соли в воде, взаимодействие соляной кислоты с мелом.
Практическая работа 4. «Изучение признаков химических реакций» (2 часа).
Проделать следующие реакции и определить признак реакции:
а/. Взаимодействие соды с соляной кислотой.
б/. Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой.
в/. Взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария.
г/. Горение магния.
д/. Взаимодействие хлорида железа /III/ с NH4CNS.
е/. Взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом натрия.
Тема 4 Чистые вещества и смеси. Методы очистки веществ. Разделение смесей(2 ч.)
Практическая работа 5. «Разделение смесей».
Разделить следующие смеси:
а/. Мел и вода.
б/. Масло и вода.
в/. Сульфат меди и сера.
г/. Порошки алюминия и железа.
д/. Песок и древесные опилки.
е/. Сахар, железные опилки и песок.
ж/. Соль, алюминий, железо, мел.
Практическая работа 6. Изучить на практике «Основные типы химических реакций»:
а/. Соединения – горение фосфора.
б/. Замещение хлорида меди с железом /гвоздь/.
в/. Разложение малахита.
г/. Обмена между нитратом серебра и гидроксида натрия.
Тема 5 История открытия и происхождения химических элементов (3 часа).
Происхождение слова «Элемент». Как «элемент» стал «химическим элементом». Элементы древности. Элементы, открытые в средние века. Элементы воздуха и воды.
Элементы, обнаруженные химико-аналитическим методом. Элементы, открытые электрохимическим способом. Элементы, открытее спектроскопическим методом. Редкоземельные элементы. Инертные газы. Предсказанные элементы. Радиоактивные и синтезированные элементы.
Огонь – явление химическое. История овладения огнем.
Практическая работа 7. «Огонь – явление химическое».
а/. Самовоспламенение лучинки.
б/. Зажигание костра без спичек.
в/. Горение угля и серы в распламененной селитре.
г/. Звездный дождь.
д/. Вулкан.
е/. Сахар «горит огнем».
ж/. Огонь – художник.
з/. Огонь с неба.
Тема 6 Состав воздуха (3 часа).
Состав воздуха. Жидкий воздух. «Огненный воздух» – кислород, его открытие и свойства.
Практическая работа 8. «Получение кислорода и горение в нем веществ» (использовать марганцовку, перекись водорода).
«Горючий воздух» - водород, его получение и свойства.
Практическая работа 9. «Получение водорода различными способами и с помощью кислот».
«Безжизненный воздух» - азот. Углекислый газ. Инертные газы.
Практическая работа 10. «Получение углекислого газа и его свойства».
Тема 7 Основные классы неорганических веществ, их взаимосвязь
(12 часов).
Оксиды, основания, кислоты, соли. Их состав и свойства.
Практическая работа 11. «Химические свойства оксидов».
Практическая работа 12. «Изучение свойств растворимых и нерастворимых оснований»: гидроксидов натрия, меди и железа /III/. Получение нерастворимых оснований.
Практическая работа 13. Знакомство с различными кислотами: соляная, серная, азотная, фосфорная, угольная, кремниевая. Химические свойства кислот. Получение кремниевой кислоты.
Практическая работа 14. Знакомство с различными солями. Их физические и химические свойства. Окраска пламени различными солями.
Практическая работа 15. Получение нерастворимых солей реакцией обмена:
а/. Получить сульфат бария и выделить из раствора.
б/. Получить карбонат кальция и выделить из смеси.
Практическая работа 16. Получить растворимые соли: сульфат меди, сульфат магния, нитрат кальция.
Практическая работа 17. Приготовление растворов солей определенной концентрации:
а/. Приготовить 25г 4%-го раствора хлорида калия
б/. Приготовить 20мл 0,5М раствора хлорида натрия
Практическая работа 18. Выращивание кристаллов солей.
Тема 8 Решение экспериментальных задач.
Практическая работа 19.
а/. Исходя из меди, получить хлорид меди.
б/. Как на практике осуществить очистку железа /гвоздь/ от ржавчины?
Практическая работа 20.
а/. Определить, в каких пробирках находятся растворы: NaCl, HCl, NaOH.
б/. Исходя из хлорида железа /III/, получить оксид железа /III/.
Решение экспериментальных задач (3ч).
Зачет /тестирование/ (1ч).
Итоговое занятие (2 ч).
Календарно-тематическое планирование на 2014/2015 учебный год (6 класс).
№ | Наименование тем курса | Кол-во часов | Виды деятельности | |
Тема 1. История химии (2 часа). | ||||
1- | Первые наблюдения древних людей в процессе деятельности. Возникнове-ние химии.Химия в Древнем Египте и станах Востока. | 2 | Лекция. Выбор тем исследовательских проектов. Анкетирование. | |
2 | Средневековый период алхимии. Поиски философского камня и «эликсира» жизни. Мистификация и научные открытия. Символика алхимиков. | |||
Тема 2 Основные понятия химии (6 часов) | ||||
3-4 | Простые и сложные вещества. Физические и химические свойства веществ. | 6 | Беседа. Презентация обучающая. Эксперимент. Практическая работа, отчет | |
5-6 | Практическая работа 1. «Изучение физических свойств некоторых веществ» (поваренная соль и алюминий; вода и железо; медь и сера; уксус и растительное масло). | |||
7-8 | Практическая работа 2. «Знакомство с физическими и химическими явлениями». Определить в каком случае физическое, а каком химическое явление: плавление парафина, прокаливание медного предмета, растворение поваренной соли в воде, взаимодействие соляной кислоты с мелом. | |||
Тема 3 Физические и химические явления (3 часа) | ||||
9-10 | Практическая работа 3. «Изучение признаков химических реакций». Проделать следующие реакции и определить признак реакции: а/ Взаимодействие соды с соляной кислотой. б/ Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой. в/ Взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария. г/ Горение магния. д/ Взаимодействие хлорида железа /III/ с NH4CNS. е/ Взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом натрия. | 3 | ||
11 | Практическая работа 4 а/ Возгонка йода и бензойной кислоты. б/ Размягчение стекла при комнатной температуре /сгибание стеклянных трубок | |||
Тема 4 Чистые вещества и смеси. Методы очистки веществ. Разделение смесей(2 ч.) | ||||
12 | Практическая работа 5. «Разделение смесей». Разделить следующие смеси: а/Мел и вода. б/ Масло и вода. в/ Сульфат меди и сера. г/ Порошки алюминия и железа. д/ Песок и древесные опилки. е/ Сахар, железные опилки и песок. ж/ Соль, алюминий, железо, мел. | 2 | Беседа. Информационная презентация. Демонстрация. Практику. Программированное тестирование. Практикум. | |
13 | Практическая работа 6. Изучить на практике «Основные типы химических реакций»: а/ Соединения – горение фосфора. б/ Замещение хлорида меди с железом /гвоздь/. в/ Разложение малахита. г/ Обмена между нитратом серебра и гидроксида натрия. | |||
Тема 5 История открытия и происхождения химических элементов (3 часа). | ||||
14 | Происхождение слова «Элемент». Как «элемент» стал «химическим элементом». Элементы древности. Элементы, открытые в средние века. Элементы воздуха и воды. | 3 | Творческие работы: рефераты, презентации. практикум, отчет. | |
15 | Элементы, обнаруженные химико-аналитическим методом. Огонь – явление химическое. История овладения огнем. | |||
16 | Практическая работа 7. «Огонь – явление химическое». а/ Самовоспламенение лучинки. б/ Зажигание костра без спичек. в/ Горение угля и серы в распламененной селитре. г/ Звездный дождь. д/ Вулкан. е/ Сахар «горит огнем». ж/ Огонь – художник. з/ Огонь с неба. | |||
Тема 6 Состав воздуха (3 часа). | ||||
17 | Состав воздуха. Жидкий воздух. «Огненный воздух» – кислород, его открытие и свойства. Практическая работа 8. «Получение кислорода и горение в нем веществ». / использовать марганцовку, перекись водорода/. «Горючий воздух» - водород, его получение и свойства. | 3 | Беседа, практическая работа, анкетирование, обучающая презентация «Состав воздуха» | |
18 | Практическая работа 9. «Получение водорода различными способами и с помощью кислот». «Безжизненный воздух» - азот. Углекислый газ. Инертные газы. | |||
19 | Практическая работа 10. «Получение углекислого газа и его свойства». | |||
Тема 7 Основные классы неорганических веществ, их взаимосвязь (12 часов). | ||||
20 | Оксиды, основания, кислоты, соли. Их состав и свойства. | 12 | Решение задач, практическая работа, отчет. Презентация «Основные классы неорганических соединений». Обучающий компьютерный тест. | |
21 | Практическая работа 11. «Химические свойства оксидов». | |||
22 | Практическаяработа12. «Изучение свойств растворимых и нерастворимых оснований»: гидроксидов натрия, меди и железа /III/. Получение нерастворимых оснований. | |||
23 | Практическая работа 13. Знакомство с различными кислотами: соляная, серная, азотная, фосфорная, угольная, кремниевая. Химические свойства кислот. Получение кремниевой кислоты. | |||
24 | Практическая работа 14. Знакомство с различными солями. Их физические и химические свойства. Окраска пламени различными солями. | |||
25-26 | Практическая работа 15. Получение нерастворимых солей реакцией обмена: а/. Получить сульфат бария и выделить из раствора. б/. Получить карбонат кальция и выделить из смеси. | |||
27 | Практическая работа 16. Получить растворимые соли: сульфат меди, сульфат магния, нитрат кальция. Практическая работа 17. Приготовление растворов солей определенной концентрации: а/. Приготовить 25г 4%-го раствора хлорида калия б/. Приготовить 20мл 0,5М раствора хлорида натрия | |||
28- | ||||
29 | Практическая работа 18. Выращивание кристаллов солей. Решение экспериментальных задач. | |||
30 | Практическая работа 19. а/ Исходя из меди, получить хлорид меди. б/ Как на практике осуществить очистку железа /гвоздь/ от ржавчины? | |||
31 | Практическая работа 20. а/ Определить, в каких пробирках находятся растворы: NaCl, HCl, NaOH. б/ Исходя из хлорида железа /III/, получить оксид железа /III/. | |||
Тема 8 Решение экспериментальных задач.(4 часа) | ||||
32 33 34 | Решение экспериментальных задач | 3 | ||
35 | Итоговое занятие | 1 | Творческий отчет: защита проектов, рефератов, презентаций, создание анимации химических превращений, кроссворд. |
Тематика рефератов и творческих работ
- Состав воздуха;
- Хромотография;
- Аллотропные модификации кислорода;
- Кристаллогидраты.
- Соли.
- Элементы, обнаруженные химико-аналитическим методом.
- Элементы, открытые электрохимическим способом.
- Элементы, открытее спектроскопическим методом.
- Редкоземельные элементы.
- Инертные газы.
- Предсказанные элементы.
- Радиоактивные и синтезированные элементы.
Тематика исследовательских работ.
- Биоиндикация газодымовых загрязнений по состоянию хвои сосны.
- Влияние агротехнических факторов на урожайность моркови.
- Оценка загрязнения почв методом фитоиндикации.
- Сравнительный анализ содержания витамина С в плодах.
- Определение чистоты атмосферного воздуха методом лихеноиндикации
- «Мониторинг водных бассейнов п. Горноправдинск с помощью химического анализа»
- «Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха методами биотестирования тканей листа»;
- «Зонирование почв на содержание тяжелых металлов по степени удаленности от промышленной зоны»
- Изучение корродийной устойчивости металлов в разных реакционных средах
Создание медиаресурсы по изучаемым темам.
- Список литературы
- Учебно-методическая литература
1 | Химия. Методическое пособие 9 класс. | Р.П. Суровцева, Л.С. Гузей, Г.Г. Лысова. М. | М. Дрофа» 2000 |
2 | Методика обучения химии | О.С. Зайцев. | М. Владос 1999. |
3 | Настольная книга учителя 9 класс | О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов | М.2001 «Блик и К» |
4 | Экзамен в новой форме 9 класс | Институт педагогических измерений | М. АСТ Астрель |
5 | Химия поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна 8 класс | В.Г. Денисова | Волгоград |
6 | Проектная деятельность химия 8 класс | Н.В. Ширшина | Волгоград |
7 | Сборник норативных документов химия | Министерство образования | М. Дрофа 2007 |
8 | Проектная деятельность учащихся. Химия 8-9 классы | Волгоград Издательство «Учитель» Составитель Н.В. Ширшина | 2008 |
9 | ИКТ на уроках химии. | Волгоград Издательство «Учитель» Составитель О.С. Еремин | 2008 |
10 | Проекты как способ организации детской жизни | Л Антипова, Н. Корнева ГУИПП «Полиграфист» Ханты-Мансийск | 2002 |
11 | Уроки для будущего | О.Б.Приходько«Вектор Бук» Тюмень | 2001 |
Учебная литература
1 | Химия. | В.А. Молочко, С.В. Крынкина. | Москва 1989. |
2 | Химия 9 класс. | Л.С. Гузей, Р.П. Суравегина. | М.Дрофа. 2002 |
3 | Химия 8 класс. | Л.С. Гузей, Р.П. Суравегина. | М.Дрофа. 2002 |
Справочная литература
1 | Химия. Готовимся к ЕГЭ по химии. | Н.Е Кузьменко, Е.А. Еремина | Москва 2003. |
2 | БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ГЛАВНЫЫЙ РЕДАКТОР Б.А. ВВЕДЕНСКИЙ | М.«ГОССУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО |
Дополнительная литература
1 | Химия. Удивительный мир кислот и солей. 9 класс | Составитель Л. И. Назарова. | «Корифей»издательско-торговый дом Волгоград ,2007. |
2 | Занимательная химия. Тематические кроссворды. | Составитель О.В. Галичкина. | Издательство «Учитель» Волгоград, 2007. |
3 | Готовимся к экзамену по химии. | М.И Бровко, П.М. Волович. | М.Айрис, 2002 |
4 | Занимательная химия | Л.Ю. Аликберова | М. «АСТ-ПРЕСС» ,1999 |
5 | Пособие по общей химии | Р.Г. Киселев, В.В. Векшин | «Удмурский универси-тет» Ижевск,2000 |
6 | Пособие по химии | Г.П. Хомченко | М. «Новая волна Оникс» |
Средства обучения
ТСО: мультимедиа проектор, мультимедийный экран, компьютер.
Оборудование для проведения практикума: ступка, пестик, штатив, кольцо, зажим, делительная воронка, пробирки, держатель, спиртовка, газоотводные трубки, фильтровальная бумага, магниты, асбестовая решетка, плитка, набор химических реактивов, мини лаборатория «Пчелка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Линейные уравнения и неравенства с модулем. (факультативный курс, 8 класс)
Факультативный курс по алгебре для 8 класса....
История на уроках физики «Наша древняя столица – г. Москва» Факультативный курс 7 класс
Программа рассчитана на учащихся, получивших определенные знания по предмету «Природоведение» и осваивающих учебный материал по курсу физика 7 класс.Факультативные занятия предназначены дл...
История на уроках физики «Наша древняя столица – г. Москва» Факультативный курс 7 класс
Программа составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 класс...
Факультативный курс 8 класс
Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по данным анализа результатов проведения ЕГЭ и ГИА: решаемость задания, содержащего текстовую задач...
программа группового занятия по химии для учащихся 8 класса "Химический эксперимент"
Групповое занятие предусматривает углубленное изучение отдельных направлений и разделов химической науки. Цель группового занятия: изучение основных методов химического анализа ...
Факультативный курс по химии "Химические понятия" для учащихся 11 классов.
Курс предназначен для подготовки учащихся к сдачи ЕГЭ. Тематический план включает задачи основного курса химии и кодификатор 2013г....
- Мне нравится (2)